Научная статья на тему 'Дифференцированный подход в имплицитном обучении биофизике'

Дифференцированный подход в имплицитном обучении биофизике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПЛИЦИТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИМПЛИЦИТНЫЕ МЕТОДЫ / БИОФИЗИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Елена Александровна

В статье представлены материалы по организации дифференцированного подхода при имплицитном обучении биофизике. Рассмотрено обучение биофизике, исходя из особенностей модальности обучающихся и бессознательной стороны когнитивных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A DIFFERENTIATED APPROACH IN IMPLICIT LEARNING OF BIOPHYSICS

The article presents materials on the organization of a differentiated approach for implicit learning of biophysics. The study of biophysics is considered based on the features of the modality of the students and the unconscious side of cognitive processes.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход в имплицитном обучении биофизике»

ОРЕНБУРГСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК, ТОМ VI, № 4 (24) (ПРИЛОЖЕНИЕ)

УДК: 371.3(07.06):53(07.06)

Е. А. ПОНОМАРЕВА

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИМПЛИЦИТНОМ ОБУЧЕНИИ БИОФИЗИКЕ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России E. A. PONOMAREVA

A DIFFERENTIATED APPROACH IN IMPLICIT LEARNING OF BIOPHYSICS

FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia

АННОТАЦИЯ

В статье представлены материалы по организации дифференцированного подхода при имплицитном обучении биофизике. Рассмотрено обучение биофизике, исходя из особенностей модальности обучающихся и бессознательной стороны когнитивных процессов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИМПЛИЦИТНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ИМПЛИЦИТНЫЕ МЕТОДЫ, БИОФИЗИКА.

ABSTRACT

The article presents materials on the organization of a differentiated approach for implicit learning of biophysics. The study of biophysics is considered based on the features of the modality of the students and the unconscious side of cognitive processes.

KEY WORDS: IMPLICIT LEARNING, IMPLICIT METHODS, BIOPHYSICS.

Наше исследование, над которым мы работаем, посвящено имплицитному обучению физике. Имплицитное обучение физике предполагает единую взаимосвязь сознательного и бессознательного в обучении, предусматривает психофизиологические особенности обучающегося и бессознательную сторону в когнитивных процессах [2, 3].

Ни для кого не секрет, что, приходя учиться в медицинский вуз, студенты не мотивированы на изучение биофизики. Между тем биофизика -это та дисциплина, которая обеспечивает межпредметные связи, закладывает фундамент для

Пономарева Елена Александровна - к. п. н., ассистент кафедры биофизики и математики; тел. 8-912-340-29-45; e-mail: [email protected]

последующего изучения специализированных предметов медицинского вуза. Очень часто на учебных занятиях по биофизике у студентов отмечается установка выучить лишь для того, чтобы сдать экзамен, но важные моменты учебного материала проходят мимо внимания и понимания: студент слушает, но не слышит, смотрит, но не видит.

Опираясь на проведенные нами ранее исследования в организации педагогического процесса по имплицитному обучению биофизике, мы предлагаем использовать на практике дифференцированный подход. Представим особенности организации обучения биофизике, беря во внимание модальности студента.

Для визуалов: восприятие учебного материала целостное, переработка учебной информации быстрая, в деятельности преобладает пространственная ориентация, эмоции ориентированы вовне, память непроизвольная, мышление наглядно-образное.

Для аудиалов: восприятие учебного материала дискретное, переработка учебной информации медленная, в деятельности преобладает чувство времени, эмоции ориентированы на себя, память произвольная, мышление абстрактно-логическое.

Для кинестетиков: восприятие учебного материала целостное, переработка учебной информации холистическая, в деятельности преобладает приверженность к практике, эмоции ориентированы вовне, память мышечная, мышление эмоциональное [2, 3].

Многосенсорное представление учебной информации при изучении биофизики достигается, если преподаватель методически грамотно применяет имплицитные методы на занятии.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

Методы и приемы эмпатии (вживания в ситуацию) проявляются посредством внешнего дидактико-методического механизма действия:

• через лабораторный биофизический эксперимент:

1) построение кривой порога слышимости и аудиограммы;

2) снятие электрокардиограммы

и построение вектора ЭДС сердца;

3) изучение аппарата УВЧ-терапии;

4) изучение аппаратов гальванизации, электростимуляции, дарсонвализации;

5) определение радиоактивного фона

с помощью индикатора радиоактивности РАДЭКС РД 1503;

• творческие индивидуальные задания, которые реализуются при выполнении научно-исследовательских работ, участии студентов первого курса в кружковой работе кафедры биофизики и математики, конференциях и конкурсах, публикациях в научных журналах. Методы и приемы эмоционального воздействия внешне организуются преподавателем при помощи аналогии, ассоциации, светового, цветового, звукового, наглядно-образного, видеосопровождения предметного материала по биофизике:

• обязательное слайдовое сопровождение при изучении предметного материала;

• демонстрации портретов ученых физиков, выдающихся деятелей медицины;

• использование графических схем, диаграмм, чертежей, таблиц, рисунков;

ЛИТЕРАТУРА:

1. 1. Гибельгауз, О. С. Психодидактические пакетные технологии обучения: монография/ О. С. Гибельзауз. А. Н. Крутский. - Барнаул: АлтГПУ, 2016. -179 с.

2. 2. Пономарева, Е. А. Имплицитная составляющая в технологии обучения физике : монография / Е. А. Пономарева, Н. Ф. Искандеров. - Казань : Бук, 2018. - 172 с.

3. 3. Пономарева, Е. А. Теория и практика имплицитного обучения физике в школе: монография / Е. А. Пономарева, Н. Ф. Искандеров. - Оренбург : ФГБОУ ОГПУ МО РФ, 2016. - 88 с.

• обязательная трансляция биофизического материала с учетом специфики профессиональной подготовки будущего врача (примеры протекания физических процессов и физических законов в живом человеческом организме). Основной психо-нейрофизиологический механизм действия данных методов обучения происходит посредством активизации связи эмоции и мыслительной деятельности, основанной на работе всех репрезентативных систем, доминирование в когнитивных процессах бессознательной составляющей, вследствие чего наблюдается формирование прочных и долговечных знаний по предмету. Внутренний механизм действия проявляется посредством преобладания непроизвольного восприятия, представления, внимания, запоминания памяти [1, 4, 5, 6, 7]. Основной психо-нейрофизиологический механизм действия данных методов и приемов обучения биофизики происходит здесь через опору на связь эмоции с имплицитной стороной когнитивных процессов непроизвольных внимания, восприятия, понимания, представления, запоминания памяти [4, 5, 6, 7].

Таким образом, дифференцированное применение в учебном процессе методов и приемов, позволяющих учесть особенности студентов и бессознательную сторону когнитивных процессов, позволяют повысить эффективность и качество обучения будущих медицинских работников, сделать предметные знания по биофизике прочными и долговечными.

4. 4. Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.

5. 5. Солсо, Р. Когнитивная психология/ Р. Солсо. -СПб. : СПб Питер, 2002. - 592 с.

6. 6. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т. 1 / Ж. Годфруа. - М. : Мир, 1996. - 496 с.

7. 7. Котляр, Б. И. Нейробиологические основы обучения / Б. И. Котляр. - Москва, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.