С.Г. Чепик, О. В. Чепик
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУБСИДИЙ
Аннотация
Государственные субсидии федерального и регионального уровня целесообразно дифференцировать, исходя из природно-экономических условий хозяйствования. Различия в природных и экономических условиях значительное влияние оказывают на себестоимость производимой продукции, что целесообразно учитывать при распределении субсидий.
Annotation
Government grants are the federal and regional levels appropriate to differentiate on the basis of natural and economic conditions of farming. Differences in the natural and economic conditions, a significant influence on production costs, it is appropriate to consider the allocation of subsidies.
Ключевые слова
Рязанская область, государственные субсидии, природно-экономические зоны, дифференциация субсидий, себестоимость продукции.
Key words
Ryazan region, state subsidies, the natural economic zones, the differentiation of subsidies, the cost of production.
Государственные субсидии выделяются как из федерального, так и регионального бюджета по различным направлениям, исходя из принятых в регионе целевых программ. Что касается
целевой федеральной программы по сохранению и восстановлению плодородия почв, то уровень софинансирования расходного обязательства в части приобретения минеральных удобрений не
2012 № 1
Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
может быть ниже 5% и выше 95% расходного обязательства. При этом средний уровень софинансирования составляет 50% по правилам распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета в части компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям затрат на приобретение средств химизации (минеральных удобрений) согласно Постановлению Правительства РФ от 16.03.2009г. №230.
В регионе уровень софинансиро-вания расходного обязательства целесообразно дифференцировать по природно-экономическим зонам не только для средств химизации, но и по ряду других целевых программ федерального и регионального уровня.
Следует отметить, что в прошлом столетии агроклиматическое районирование Рязанской области по природноэкономическим зонам представлялось следующими зонами: Северо-Восточной (1), Приокской (2), Центральной (3) и Южной (4). При этом Приокская зона
включала пять районов, расположенных в пойме реки Оки: Рыбновский, Рязанский, Спасский, Шиловский и Касимовский.
Надо полагаем, что за годы рыночного реформирования организационно-экономические и частично природные условия хозяйствования значительно изменились. Так, в Приокской природно-экономической зоне более 20 лет не проводились культуртехнические мероприятия, связанные с орошением, осушением, известкованием, удалением камней и кочек. В конечном итоге это привело к значительному сокращению пахотных земель на пойменных участках, зарастанию их кустарником, закоч-кариванию и ограниченному использованию в сельскохозяйственном производстве. Большинство предприятий этой зоны изменили свою специализацию. Прекратили практически выращивать овощи, картофель и ряд других культур (табл.1)
Таблица 1. Сравнительные показатели производства продукции растениеводства в Приокской природно-экономической зоне, т
Показатели 1975-1980 гг. в среднем 2003-2010гг. в среднем 2003-2010 гг. в % к 1975-1980гг.
Валовой сбор зерна 16158 98245 58,4
Валовой сбор картофеля 223860 22168 10,1 раз
Валовой сбор овощей открытого грунта 39611 1057 37,5 раз
При этом производство картофеля сократилось в 10 раз, овощей открытого грунта в 37,5 раза. Следовательно, в рыночных условиях хозяйствования в целях дифференциации государственных субсидий возможно и целесообразно распределить административные районы по природно-экономическим зонам следующим образом: Рыбновский и Рязанский включить в Центральную зону, а Спасский, Шиловский и Касимовский в Северо-Восточную природноэкономическую зону.
Таким образом, территориальное деление региона по природно-
экономическим зонам для дифференциации субсидий будет представлено следующим образом:
- Северо-Восточная зона: (1) Ер-мишинский, Кадомский, Касимовский, Клепиковский, Пителинский, Спасский, Шиловский районы;
- Центральная зона: (2) Кораблин-ский, Пронский, Рыбновский, Рязанский, Сапожковский, Старожиловский районы;
- Южная зона: (3) Захаровский, Милославский, Михайловский, Новодеревенский, Путятинский, Ряжский, Сараевский, Сасовский, Скопинский, Ухо-ловский, Чучковский, Шацкий районы.
Необходимость и целесообразность дифференциации субсидий в ре-
гионе подтверждаются группировками районов по природно-экономическим зонам, исходя из себестоимости основных видов сельскохозяйственной продукции, производимых в области (табл. 2,3)
Таблица 2. Группировка административных районов Рязанской области по природно-экономическим зонам себестоимости зерна (в среднем 2008-2010гг.)
Природноэкономическая зона (группа) Количество районов Средняя себестоимость руб/т. В % к средней
1 7 3996 110,4
2 6 3561 98,4
3 12 3429 94,7
В среднем (итого) 25 3619 -
Результаты научных исследований свидетельствуют о существенных различиях в уровне затрат. Так, в сельскохозяйственных предприятих первой зоны себестоимость указанных видов
продукции выше на 10%, в хозяйствах третьей зоны ниже на 5%, а по отдельно взятым сельскохозяйственным предприятиям эти различия существенней.
Таблица 3. Группировка административных районов Рязанской области по природно-экономическим зонам себестоимости молока (в среднем 2008-2010гг.)
Природноэкономические зоны (группы) Количество районов Средняя себестоимость, руб/т. В % к средней
1 7 9472 109,3
2 6 8602 99,3
3 12 8227 94,9
В среднем (итого) 25 8665
Таким образом, можно констатировать существенные различия в уровне хозяйствования и финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей по природно-
экономическим зонам Рязанской области, обусловленные различиями в при-родно-экономичесих условиях хозяйствования, что позволяет вести дифференцированный подход при распределении субсидий. При среднем уровне со-финансирования по минеральным удобрениям, заложенным в программе в размере 50%, для сельскохозяйственных
товаропроизводителей Северо-
Восточной зоны его целесообразно установить в размере 60%, а Южной зоны
- 45%. Такое распределение государственных субсидий будет способствовать выравниванию финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей региона. При средствах целевого финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей Рязанской области за 2010 г. на приобретение минеральных удобрений выделено 197,2 млн. руб. и поддержку животноводства -33,4 млн. руб.; около 230 млн. руб.
бюджетных ресурсов будет распределено целесообразнее и экономически выгоднее.
Библиографический список
1.Михайлюк О. Планирование и эффективность использования бюджетных субсидий // АПК: экономика, управление. - 2009.- №5.
2.Стадник А.Т., Шелковников С.А., Стадник Т.А., Чернова С.Г. Совершенствование государственного регулирования развития сельскохозяйственного производства региона // АПК: экономика, управление. - 2007.- №11.
3.Нечаев В.И., Бершицкий Ю.И., Рез-ниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства: Монография / В.И. Нечаев, Бершицкий Ю.И., С.М. Резниченко.- СПб.: Издательство «Лань», 2009.- 336с.
4.Статистические сборники по Рязанской области 2004-2010 гг.
Bibliographic list
1.Mikhailyuk O. Planning and utilization of budgetary subsidies / / AIC: Economics, Management. - 2009. - № 5.
2.Stadnik A.T., Shelkovnikov S.A., Stad-nik T.A., Chernova S.G. Improvement of state regulation of agricultural production in the region / / AIC: Economics, Management. - 2007. - № 11.
3.Nechaev, V.I., Bershitsky Y.I., Reznichenko S.M. Regional aspects of state regulation of agricultural production: Monograph / V.I. Nechaev, Y.I. Bershit-sky, S.M. Reznichenko. - St.: Publisher "Lan", 2009. - 336s.
4. Statistical compilations of the Ryazan region 2004-2010.