Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
содержание / процесс / продукты обучения / образовательная среда / дифференцированное обучение / уважительный подход к деятельности / оценивание. / content / process / learning products / educational environment / differentiated instruction / respectful approach to activity / assessment.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Caнакулова С. Х.

В большинстве начальных классов одни учащиеся испытывают трудности в обучении, другие показывают результаты, значительно превышающие ожидания для своего класса, а остальные находятся где-то между этими категориями. В каждой из этих групп учащиеся также отличаются способами усвоения информации и имеют различные интересы. Чтобы удовлетворить потребности столь разнообразного контингента учащихся, многие учителя прибегают к дифференцированному обучению. В этой статье описывается дифференцированное обучение, рассматриваются причины его применения, обсуждаются факторы его успешности и предлагаются способы его внедрения учителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATED LEARNING IN PRIMARY SCHOOLS

In most elementary grades, some students struggle with learning, others perform well above grade level expectations, and others fall somewhere in between. Within each of these groups, students also differ in the ways they learn and have different interests. To meet the needs of such a diverse student population, many teachers use differentiated instruction. This article describes differentiated instruction, examines the reasons for its use, discusses the factors that make it successful, and suggests ways for teachers to implement it.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Caнакулова С. Х., базовый докторант Национальный институт педагогики воспитания имени Кары Ниязи

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССАХ

Аннотация. В большинстве начальных классов одни учащиеся испытывают трудности в обучении, другие показывают результаты, значительно превышающие ожидания для своего класса, а остальные находятся где-то между этими категориями. В каждой из этих групп учащиеся также отличаются способами усвоения информации и имеют различные интересы. Чтобы удовлетворить потребности столь разнообразного контингента учащихся, многие учителя прибегают к дифференцированному обучению. В этой статье описывается дифференцированное обучение, рассматриваются причины его применения, обсуждаются факторы его успешности и предлагаются способы его внедрения учителями.

Ключевые слова: содержание, процесс, продукты обучения, образовательная среда, дифференцированное обучение, уважительный подход к деятельности, оценивание.

Sanakulova S.Kh. basic doctoral student of the National Institute of pedagogy of education named after Kari Niyazi

DIFFERENTIATED LEARNING IN PRIMARY SCHOOLS

Abstract: In most elementary grades, some students struggle with learning, others perform well above grade level expectations, and others fall somewhere in between. Within each of these groups, students also differ in the ways they learn and have different interests. To meet the needs of such a diverse student population, many teachers use differentiated instruction. This article describes differentiated instruction, examines the reasons for its use, discusses the factors that make it successful, and suggests ways for teachers to implement it.

Keywords: content, process, learning products, educational environment, differentiated instruction, respectful approach to activity, assessment.

На самом базовом уровне дифференциация заключается в усилиях учителей реагировать на различия между учащимися в классе. Всякий раз, когда учитель обращается к отдельному ученику или небольшой группе,

чтобы изменить свой подход к преподаванию с целью создания наилучшего учебного опыта, этот учитель осуществляет дифференцированное обучение.

Учителя могут дифференцировать как минимум четыре элемента классной работы в зависимости от готовности, интереса или учебного профиля учащихся:

1) содержание - то, что ученик должен изучить, или способ, которым ученик получит доступ к информации;

2) процесс - виды деятельности, в которых ученик участвует, чтобы осмыслить или освоить содержание;

3) продукты - итоговые проекты, которые требуют от ученика повторить, применить и расширить то, что он изучил в рамках раздела;

4) учебная среда - то, как функционирует и ощущается атмосфера в классе.

Примеры дифференциации содержания на начальном уровне включают следующее:

1) использование материалов для чтения различного уровня сложности;

2) запись текстовых материалов на аудионоситель;

3) использование списков слов для правописания или словарного запаса, соответствующих уровню подготовки учащихся;

4) представление идей как с помощью аудиальных, так и визуальных средств;

5) использование практики совместного чтения;

6) проведение занятий в малых группах для повторного объяснения идеи или навыка отстающим ученикам, либо для расширения мышления или навыков продвинутых учеников.

Примеры дифференциации процесса или видов деятельности на начальном уровне включают следующее:

1) использование многоуровневых заданий, в которых все учащиеся работают с одинаковыми важными понятиями и навыками, но с разным уровнем поддержки, сложности или глубины;

2) создание центров по интересам, которые побуждают учеников исследовать подтемы изучаемой темы, представляющие для них особый интерес;

3) разработка персональных планов (списков задач, составленных учителем и содержащих как общую работу для всего класса, так и задания, отвечающие индивидуальным потребностям учащихся), которые должны быть выполнены либо в специально отведенное время, либо по мере того, как учащиеся досрочно завершают другую работу;

4) предоставление наглядных пособий или других практических средств поддержки для учеников, которые в них нуждаются;

5) варьирование времени, отведенного ученику на выполнение задания, чтобы оказать дополнительную поддержку отстающему ученику или поощрить продвинутого ученика к более глубокому изучению темы.

Продукты. Примерами дифференциации продуктов на начальном уровне являются следующие:

1) предоставление учащимся возможности выразить полученные знания разными способами (например, создать кукольное представление, написать письмо или разработать стенгазету с подписями);

2) использование рубрик, соответствующих и развивающих различные уровни навыков учащихся;

3) разрешение учащимся работать индивидуально или в малых группах над своими продуктами;

4) поощрение учащихся к созданию собственных заданий при условии, что они содержат необходимые элементы.

Примерами дифференциации учебной среды на начальном уровне являются:

1) обеспечение в классе мест для спокойной работы без отвлечений, а также мест, располагающих к сотрудничеству учащихся;

2) предоставление материалов, отражающих разнообразие культур и домашних условий;

3) установление четких правил самостоятельной работы в соответствии с индивидуальными потребностями;

4) разработка методов, позволяющих учащимся получать помощь, когда преподаватели заняты другими учениками и не могут помочь им немедленно;

5) помощь учащимся в понимании того, что некоторым для обучения необходимо двигаться, в то время как другие лучше учатся сидя спокойно[1]. Учащиеся начальных классов сильно различаются, и если учителя хотят максимально раскрыть индивидуальный потенциал своих учеников, им придется учитывать эти различия. Существует множество доказательств того, что учащиеся успешнее учатся в школе и находят обучение более удовлетворительным, если их учат способами, соответствующими их уровню готовности, интересам и стилю обучения. Другой причиной дифференциации обучения является профессионализм преподавателей. Опытные преподаватели внимательны к разнообразным образовательным потребностям учащихся; таким образом, дифференцировать обучение означает стать более компетентным, творческим и профессиональным педагогом.

Важнейший фактор дифференциации, который помогает учащимся добиваться большего и чувствовать себя более вовлеченными в школьную жизнь, заключается в том, чтобы учителя дифференцировали качественный учебный план и обучение. Например, учителя могут убедиться, что:

1) учебный план четко сфокусирован на информации и понимании, которые наиболее ценятся экспертом в конкретной дисциплине;

2) уроки, задания и продукты разработаны так, чтобы учащиеся осваивали, использовали и понимали эти основы;

3) материалы и задания интересны учащимся и кажутся им актуальными;

4) обучение является активным;

5) каждый ученик испытывает радость и удовлетворение от обучения.

Одной из проблем учителей, ведущих дифференцированный класс,

является необходимость постоянно анализировать качество того, что дифференцируется. Разработка трех путей к нечетко определенному результату малоэффективна. Предложение четырех способов выражения тривиальной информации - это пустая трата времени на планирование и вряд ли даст впечатляющие результаты для учащихся. Не существует универсального рецепта дифференциации. Скорее, это способ мышления об обучении, который ценит индивидуальность и может быть реализован в классной практике многими способами. Тем не менее, следующие общие принципы и характеристики полезны для создания эффективного дифференцированного класса:

* Оценка проводится постоянно и тесно связана с обучением. Учителя -это охотники и собиратели информации о своих учениках и о том, как эти ученики учатся в данный момент. Любая информация, которую учителя могут получить о готовности, интересах и обучении учащихся, помогает им планировать следующие шаги в обучении.

* Учителя усердно работают, чтобы обеспечить «достойные задания» для всех учащихся. Работа каждого ученика должна быть одинаково интересной, привлекательной и сосредоточенной на основных понятиях и навыках. Не должно быть группы учащихся, которые часто выполняют «скучные упражнения», в то время как другая группа обычно занимается «несерьезными заданиями». Напротив, все постоянно работают над задачами, которые учащиеся и преподаватели воспринимают как стоящие и ценные.

* Гибкое группирование является отличительной чертой класса. Преподаватели планируют длительные периоды обучения таким образом, чтобы все учащиеся работали с разными сверстниками в течение нескольких дней. Иногда учащиеся работают со сверстниками схожего уровня подготовки, иногда в группах смешанной готовности, иногда с учениками, имеющими схожие интересы, иногда с учениками, имеющими разные интересы, иногда со сверстниками, которые учатся так же, как они, иногда случайным образом, и часто с классом в целом. Кроме того, преподаватели могут назначать учащихся в рабочие группы, а иногда учащиеся сами выбирают свои рабочие группы. Гибкое группирование позволяет учащимся видеть себя в разных контекстах и помогает учителю «пробовать» учащихся в разных условиях и с разными видами работы. Учителя также разнообразны, как и их ученики. Некоторые учителя естественным образом и уверенно дифференцировали обучение уже в начале своей карьеры. Для других учителей создание по-настоящему гибкого и отзывчивого класса кажется сложной задачей. Учителю, который хочет стать более эффективным в дифференциации, полезно помнить о необходимости балансировать свои собственные потребности с потребностями учащихся. Еще раз подчеркнем, что универсальных рецептов не существует. Тем не менее, следующие

рекомендации полезны для многих учителей, когда они начинают дифференцировать обучение, делать это более активно или стремятся усовершенствовать класс, который уже можно назвать «дифференцированным»:

* Регулярно анализируйте, насколько ваш класс соответствует философии преподавания и обучения, которую вы хотите применять. Ищите соответствия и несоответствия и используйте их как ориентир.

* Создайте мысленный образ того, каким вы хотите видеть свой класс, и используйте его для планирования и оценки изменений.

* Подготовьте учащихся и родителей к дифференцированному обучению, чтобы они стали вашими партнерами в создании комфортной среды для всех. Обязательно часто обсуждайте с учениками особенности класса - почему он организован именно так, как он функционирует и что каждый может сделать, чтобы помочь.

* Начните вносить изменения в темпе, который немного выходит за пределы вашей зоны комфорта - не копируйте полностью прошлую практику, но и не пытайтесь изменить все сразу. Можно начать с одного предмета, одного времени дня или одного элемента учебной программы (содержание, процесс, результат или образовательная среда).

* Тщательно продумайте организационные моменты, например, как давать инструкции, как убедиться, что ученики знают, как передвигаться по классу, и куда сдавать выполненную работу.

* Внимательно обучайте учеников этим правилам, следите за их эффективностью, обсуждайте результаты с учениками и вместе корректируйте их.

* Делайте перерывы в изменениях, чтобы восстановить силы и оценить, как идут дела.

* Создайте систему поддержки из других педагогов. Дайте знать администрации, как они могут вас поддержать. Попросите специалистов (например, в области обучения одаренных детей, специального образования, преподавания второго языка) время от времени проводить уроки вместе с вами, чтобы у вас была дополнительная пара рук и глаз. Организуйте группы по изучению дифференциации с единомышленниками. Планируйте и обменивайтесь дифференцированными материалами с коллегами.

Использованные источники:

1. Brook, C., Lock, G. (2010). Reflective practice, professional learning, and educational partnerships: Effecting change in classroom settings. In E.Ng (Ed.), Comparative blended learning practices and environments, (pp. 188-203). Hershey, PA: IGI Global.

2. Hsieh, P., Dwyer, F. (2009). The instructional effect of online reading strategies and learning styles on student academic achievement. Journal of Educational Technology & Society, 12(2), 36-50.

3. Pashler, H., McDaniel, M., Rohrer, D., Bjork, R. (2008). Learning styles: Concepts and evidence // Psychological Science in the Public Interest, 9(3), 105119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.