актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2016, № 4
дифференцированное обучение как профилактика утомления в процессе изучения иностранного языка
Фатима дзамболатовна ТАЛхАноВА,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков для неязыковых специальностей факультета иностранных языков Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ, е-mail: [email protected]
В статье приводится анализ влияния индивидуальных особенностей личности на процесс усвоения воспринимаемой информации и профилактику нервно-психического утомления. Результаты обучения, с учетом данного подхода, были проанализированы по комплексу параметров, включающих показатели памяти, внимания, работоспособности, а также влияние музыки на эффективность обучения иностранным языкам.
Ключевые слова: нервно-психическое утомление, индивидуальные особенности, память, внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, иностранные языки.
differentiated training as prevention
of fatigue in the process of learning a foreign language
Fatima Dzambolatovna TALKHANOVA,
candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of foreign languages chair, faculty of foreign languages VO «North Ossetian State University К. L. Khetagurova», Vladikavkaz, е-mail: [email protected]
The article is devoted to the analysis of the effect of the individual characteristics of the person on the assimilation process perceived information and the prevention of mental fatigue. The learning outcomes, taking into account this approach, were analyzed by the complex parameters, including memory performance, attention and performance, as well as the influence of music on the effectiveness of teaching foreign languages.
Keywords: nervous and mental fatigue, individual characteristics, memory, attention, visual perception, auditory perception, foreign languages.
В настоящее время к уровню подготовки специалистов различных областей предъявляются повышенные требования, что зачастую приводит к нервно-психическому утомлению обучаемых. Среди разнообразных способов и подходов к оптимизации процесса усвоения воспринимаемой информации и профилактики утомления не последнее место занимает учет индивидуальных особенностей обучаемого.
Для реализации данного подхода была разработана комплексная программа, учитывающая:
- типологические особенности личности;
- особенности памяти и внимания;
- мотивационный фактор;
- уровень вербальных и невербальных компонентов познавательной деятельности;
- умственную работоспособность.
Результаты обучения были проанализированы по комплексу параметров, включающих показатели памяти, внимания, работоспособности.
Объем кратковременной зрительной памяти определяли по количеству воспроизводимых испытуемыми объектов после двадцатисекундной экспозиции карточек с объектами. Распределение внимания исследовали при помощи двух тестов: «расстановки чисел» и методом «считывания фигур». Умственную работоспособность определяли при помощи корректурной пробы (метод Анфимова). Для определения работоспособности были использованы уровни, выделенные А. А. Бударным [1], - высокий, средний, низкий по следующим критериям: продуктивность (объем, качество) и утомляемость.
С учетом видов памяти использовали три типа стратегии запоминания предъявляемой информации, обеспечивающие возможность одновременной и раздельной стимуляции системы зрительного и слухового восприятия. Предъявляемые для запоминания слова были составлены из малознакомых и незнакомых слов на английском, немецком, французском и латинском языках.
ф. д. ТАЛХАНОВА
Испытуемым предъявлялось 20 слов с картинками и без них. Слова зачитывались или предъявлялись на бланке, либо зачитывались и одновременно предъявлялись на бланке. Анализируемые параметры замерялись не менее трех раз у 300 студентов неязыковых факультетов Северо-Осетинского госуниверситета им. К. Л. Хетагурова, в возрасте 17-22 лет. О правильности выбранных методов и поставленных дидактических задач судили по глубине и прочности усвоения полученных знаний. При оценке знаний использовали предложенные И. Ю. Матюгиным [2] рейтинговые баллы от одного до десяти, в зависимости от количества ошибок.
Первая экспериментальная группа (лица с преобладанием слуховой памяти) в процессе обучения получала информацию преимущественно через систему активации слухового восприятия, а вторая (лица с преобладанием зрительной памяти) - через систему активации зрительного восприятия. Было выявлено, что независимо от возраста и рода занятий скорость усвоения словарного запаса языка увеличивается при правильном индивидуальном подборе методик обучения, а также объема внимания, распределении внимания и типа мышления.
Так, у обследуемых с преобладанием зрительной памяти восприятие слов при изучении только на слух не давало положительных результатов и значительно раньше приводило к утомлению. лучшие результаты запоминания информации выявились при активации зрительной и одновременно зрительно-слуховой системы восприятия. При этом показатели в условиях стимуляции системы только зрительного восприятия были выше. В условиях недифференцированного подхода только для 8% испытуемых были характерны высокие показатели воспринимаемой информации, в то время как при дифференцированном подходе они были характерны для 78% испытуемых. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной зарегистрирован выраженный рост качественной успеваемости (Р < 0,01) [3].
таким образом, полученные результаты наглядно демонстрируют, что в экспериментальной группе, где методические приемы основываются на учете индивидуальных свойств личности, не только повышается эффективность усвоения иностранного языка, но и стабилизируются знания, что позволяет найти пути к оптимизации процесса обучения иностранному языку.
Вышеизложенное позволяет предположить, что методики, в основе которых лежит отсутствие индивидуально-дифференцированного подхода, базирующегося на учете уровня интеллектуального развития, преобладания вербального или невербального восприятия информации, не позволяют полностью раскрыть способности студентов.
В ходе длительного многодневного наблюдения на занятиях по латинскому языку, при изучении влияния музыки на эффективность обучения выяснилось, что в группе, где занятия проходили с музыкальным сопровождением, по сравнению с контрольной группой, каких-либо изменений в результатах успеваемости не наблюдалось, однако регистрировалось существенное снижение эмоционального напряжения и позднее проявление признаков утомления. Наиболее благоприятное действие на эмоциональную сферу оказывала симфоническая музыка. Это определяет необходимость «музыкального тестирования» с выбором соответствующего музыкального произведения [4].
На основании полученных результатов можно заключить, что с целью оптимизации усвоения иностранного языка и профилактики утомления в процессе обучения необходимо рекомендовать такие методы, которые учитывают индивидуально-психологические свойства обучаемых, с использованием ритмозадающих компонентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бударный А. А. Индивидуальный подход в обучении // Сов. Педагогика. 1965. № 7. С. 70-83.
2. Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К., Слоненко Т. Б. Как запоминать слова. М.: Эйдос, 1997. 160 с.
3. Талханова Ф. Д. Умственная работоспособность и ее влияние на повышение эффективности обучения иностранным языкам // Историческая и социально-образовательная мысль: Всероссийский научный журнал. Краснодар, 2015. Т. 7, № 7, ч. 2. С. 277-281.
4. Талханова Ф. Д., Канатова И. Т. К вопросу о роли музыки в процессе обучения // Вестник СОГУ им. К. Л. Хетагурова. Общественные науки. Владикавказ, 2009. № 4. С. 65-71.