XII. ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКИ
метод активизации как один THE method of activation of the
из принципов организации teaching process
учебного процесса F.D. talkhanova ф.д. ТАЛХАНОВА
В статье рассматривается один из методов интенсивного обучения иностранным языкам - метод активизации резервных возможностей личности.
Ключевые слова: активизация, интенсивное обучение, личность, память, работоспособность, индивидуальность.
The article deals with one of the methods of intensive teaching foreign languages - the method of activisation of additional possibilities of a personality.
Keywords: activisation, intensive teaching, personality, memory, work capability, individualism.
Поиски рациональных методов преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах долгое время велись учеными различных вузов нашей страны. Так, в Казанском государственном университете итогом поисков явилась разработка метода активизации резервных возможностей личности.
Научным обоснованием метода активизации можно считать: создание управляемых взаимоотношений в системе «преподаватель - коллектив - учащийся» на базе теории деятельностного опосредствования [11] и установки на раскрытие творческих резервов личности обучаемого при соблюдении психогигиены труда [10]; организация управляемого общения в учебной деятельности на базе психологии общения в рамках теории деятельности [8]. Эти два положения взаимосвязаны и составляют единую психолого-педогогическую основу метода активизации, что является той теоретической концепцией, которая обеспечивает оптимальный эффект обучения.
Основные психолого-педагогические принципы, лежащие в основе метода активизации резервных возможностей личности, органически связаны с ведущими теоретическими положениями советской психологической школы (концепция личности А.А. Леонтьева, теория коллектива А.В. Петровского), вытекают из представлений о речевой деятельности, разработанных отечественной психолингвистикой [1, 7] учитывают возможности использования сферы бессознательного в обучении [10]. Все это предопределяет широкую вариантность перспективы применения этих принципов и большую вероятность успеха в обучении.
Специфика метода активизации заключается в том, что коммуникация является не только конечной целью обучения, но и его ведущим средством. При организации учебного процесса в условиях метода активизации учащийся всегда осознает, прежде всего, прямую непосредственную цель при вступлении в речевой акт, т.е. коммуникативную цель, а выбор языковых средств, необходимых для ее достижения, в момент коммуникации проходит бессознательно. Обобщение и сведение в системность речевых явлений являются содержанием второго плана, той фактической целью, к которой ведет обучаемого преподаватель [2].
Первым ведущим принципом метода активизации является положение о дву-плановости процесса обучения, сформулированное Г. Лозановым [9,10]. В его понимании двуплановость - это прежде всего одновременная опора на сознательное овладение навыками речи, максимальная опора на эмоциональные и другие про-
Ф.Д. ТАЛХАНОВА
цессы, взаимодействующие с процессами усвоения, облегчающие их протекание. В психолого-методическом плане принцип двуплановости является наиболее яркой формой решения творческих задач в процессе обучения.
Второй принцип метода активизации сводится к глобальному использованию всех средств и каналов воздействия на психику учащегося. Это означает не только опору на слуховое и зрительное восприятие, но и создание на занятиях благоприятного эмоционального климата, способствующего эмоциональной активизации учащихся, что является средством воздействия на личность обучаемого и играет положительную воспитательную роль.
Если обычно единственным структурным центром учебной деятельности группы является преподаватель, то при организации учебного процесса по методу активизации на первый план выдвигается сложная система межличностных отношений, которая возникает между самими участниками этого процесса - обучаемыми и в которую втягивается преподаватель как один из членов коллектива.
Третьим принципом метода активизации резервных возможностей личности является принцип сочетания сознаваемого и неосознаваемого. При обучении общению на иностранном языке методом активизации используются те возможности, которые представлены в разграничении по Ф. де Соссюру языка и речи.
Последний весьма важный принцип метода активизации резервных возможностей личности обучаемого - принцип индивидуального обучения через групповое.
В отсутствие деятельностного использования иноязычной речи угасают и даже исчезают коммуникативные мотивы. В связи с этим активизация учебного материала осуществляется с помощью коммуникативных ситуаций, и речевые действия обучаемых жестко обусловливаются мотивами и целями их деятельности.
Эффективное обучение иностранным языкам в вузе, как обучение любому предмету, практически невозможно без организации четкого контроля и оценки знаний и навыков студентов. Важное значение в методе активизации имеет контроль сфор-мированности языковых навыков, куда входит контроль усвоения лексики и грамматического материала. Авторы [2] отмечают правомерность и письменной, и устной формы контроля, особо выделяя при этом метод тестов.
Как отмечают ученые Казанского университета [2, 6], одним из факторов, влияющим на успешность учебной деятельности, является наличие психических и личностных качеств студентов. Необходимо знать, какие именно способности важны для успешного изучения языка. Если преподаватель располагает данными, характеризующими способности учащихся, то это поможет ему правильнее организовать учебный процесс, добиться максимального дифференцированного подхода к каждому студенту. Проведенные в Казанском университете исследования показали, что факторами, обусловливающими успешность деятельности при выполнении разного вида заданий, являются такие свойства личности, как направленность, уровень беспокойства - тревоги и психические процессы (память, внимание, мышление). Память человека, тесно связанная с мыслительными процессами, является средством усвоения иностранного языка. Те или иные мыслительные операции являются обязательным условием при активном усвоении, запоминании и свободном владении языковым материалом. Внимание обучаемого, т.е. направленность и сосредоточенность его сознания на определенном объекте в процессе той или иной деятельности, обеспечивает точность и глубину понимания изучаемого материала. Знание данных о переключаемости внимания студентов, т.е. сознательном переводе внимания с одного вида деятельности на другой, поможет преподавателю найти оптимальные пути для организации учебного процесса [2]. Авторы делают вывод о том, что методики, разработанные с учетом индивидуальных возможностей обучае-
ж проблемы педагогической лингвистики
мого, открывают новые перспективы и возможности в интенсификации обучения иностранным языкам в условиях вуза.
Исследования ученых Казанского университета привели к идее внедрения в учебный процесс метода активизации резервных возможностей личности (РВЛ), который был разработан в Московском университете под руководством А.В. Петровского [11] и Г. А. Китайгородской [4:12].
Как считает Г.А. Китайгородская [3, 4, 5], активизация учебной деятельности может быть достигнута различными средствами, в частности, за счет специальной организации учебного материала, его концентрации и распределения, специфических форм и методов, приемов обучения, а также за счет мобилизации и более продуктивного использования потенциальных возможностей обучающего и обучаемого и их взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. Интенсивное обучение, направленное на активизацию деятельности преподавателя и учащихся, должно быть связано не с минимизацией, а максимизацией их совместных усилий. Активность участников учебного процесса при интенсивном обучении - преподавательская со стороны учителя и познавательная со стороны учащихся - также должна быть повышенной, осуществляемой на уровне не минимальной, а максимальной их вовлечённости в учебный процесс. И эта активность должна быть максимальной с точки зрения возможностей, которыми располагают для этого участники учебного процесса, и оптимальной с точки зрения поддержания и сохранения длительное время на высоком уровне их работоспособности. То есть, главным в понимании интенсивного обучения является активизация возможностей группы через активизацию возможностей личности обучаемого и обучающего и наоборот [3].
Литература
1. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1978. - 159 с.
2. Интенсивные формы обучения иностранным языкам (научный редактор Д.Х. Бакеева) - Казань: Из-во Каз. ун-та, 1984. - 96 с.
3. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. - М.: МГУ, 1986. - 176 с.
4. Китайгородская Г.А. Психолого-педагогические принципы метода активизации резервных возможностей обучаемого // Активизация учебной деятельности. -М., 1981. Вып. 1. - С. 12.
5. Китайгородская Г.А., Гольдштейн Я.В. Предметное содержание интенсивного обучения //Активизация учебной деятельности: Межвуз. сб. статей. - Куйбышев, 1986. - С. 14-24.
6. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Из-во Каз. ун-та, 1969. - 278 с.
7. Леонтьев А.А. Мыслительные процессы в усвоении иностранного языка // -Иностр. языки в школе. - 1975. № 5. - С. 72-76.
8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М., 1983. Т. 1. -387 с., Т. 2. - 318 с.
9. Лозанов Г.К. Суггестопедия и преподавание иностранных языков // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. - М., 1979. Вып. 5. - С. 53-62.
10. Лозанов Г.К. Сущность, история и экспериментальные перспективы суггестопедической системы при обучении иностранным языкам // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. - М., 1977. Вып. 3. - С. 7-16.
11. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Просвещение, 1982. -255 с.