Суицидология и аддиктология
F79.99) - 11%, алкогольные психозы (F10.033 -F10.07, F10.40-49, F10.50-55, F10.6; F10.73, F10.75, F10.9l) - 2%.
Уровень агрессивности оценивался по опроснику Басса-Дарки.
Результаты исследования свидетельствуют, что между такими показателями как физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражение, негативизм, подозрительность и чувство вины обнаружена прямо пропорциональная зависимость (r=0,8; p<0,01). Достижение низкого уровней косвенной, вербальной и физической агрессии и высокого уровня осознания вины свидетельствуют о формировании медикаментозной ремиссии психического заболевания, осознания совершенного общественно опасного деяния и формировании адаптивного поведения. В начальном периоде реабилитационных мероприятий высокий показатель уровней общей агрессивности, подозрительности, негативизма приводили к отгороженности, конфликтам между больными, нежеланием мириться с режимом отделения, низкой потребностью к коммуникации (r=0,82; p<0,01).
Сравнительный анализ низких показателей общей агрессивности подозрительности, раздражительности и высокого уровня вины отмечался, как правило, на третьем этапе реабилитации (r= -0,64; p<0,01), чем на начальном (r=0,63; p<0,01).
Выявлена достоверность различий между показателями общей агрессивности (t=0,67), негативизма (t=0,82) и раздражительности (t=0,87) с учетом этапов реабилитации.
Обсуждение.
Анализ работы с пациентами, участвующих в реабилитационном процессе, обнаружил, что уже в течение 2-3 месяцев отмечалось снижение агрессивных тенденций в поведении. Больные активнее включались в трудовые процессы внутри отделения, помогали медицинскому персоналу, соблюдали режим в отделении, развивали творческие способности (в отделении больными сформирована музыкальная группа «Маленький ПЛОТ», в больнице -художественная студия «Акварель»), формировались устойчивые профессиональные установки.
Заключение.
Положительный результат первого этапа реабилитации - выравнивание эмоционального отношения в общении с другими пациентами. На втором этапе реабилитации в рамках «производственного труда», на фоне проводимой трудотерапии формировались устойчивые трудовые установки, мотивирована подготовка к самостоятельной жизни. Третий этап реабилитации позволил определить перспективы рецидива совершения ООД психически больными.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА
С.Б. Селезнёв
Филиал ФГБОУ ВПО «Российский ГСУ» в г. Анапе, г. Анапа E-mail автора: [email protected]
Актуальность проблемы обусловлена тем, что на современном этапе резко возросло психогенное значение социальных факторов, снижающих уровень психического здоровья и адаптации населения. Возросшая социально-экономическая и социальнополитическая неустойчивость на фоне высокой политизация общественной жизни, эмоциональной и нервно-психической напряженности делают все более психологически нездоровым, неадекватным потребностям человека его образ жизни (Чехлатый Е.И., 2000; Семке В.Я., 2001-2012). Наряду с этим в психологически неблагоприятных условиях жизнедеятельности динамика негативных психофизиологических и психопатологических изменений прослеживается наиболее чётко: хронический психологический стресс, нервно-эмоциональное напряжение, утомление, переутомление, формирование предболезненных (донозологических) форм пограничных расстройств, пограничная нервнопсихическая и психосоматическая патология, хронические психические расстройства. Профилактическая работа с этим негативным развитием событий предусматривает два основных направления: раннее выявление признаков нервноэмоционального напряжения и разработка эффективных средств по их устранению (Семке В.Я., 1999; Селезнёв С.Б., 2002, 2012).
Все вышесказанное имеет непосредственное отношение и к проводимому нами исследованию, так как условия труда работников санаторнокурортной сферы являются психологически напряжёнными, требующие всегда повышенного внимания и психоэмоционального участия в решении различных социально-психологических и медикосоциальных проблем у лиц с ограниченными возможностями здоровья (больные и инвалиды). Ежедневный тесный психологический контакт с большим количеством больных и инвалидов с соответствующим эмоциональным присоединением, по мере накопления связанных с ним отрицательных эмоций, неизбежно приводит к снижению полноценной психической адаптации, нервно - психическому истощению, формированию хронического психоэмоционального напряжения, способствует развитию синдрома эмоционального выгорания, а также пограничной психической и психосоматической патологии.
48
Тюменский медицинский журнал Том 16, № 3, 2014
Суицидология и аддиктология
Цель исследования: изучение состояния
психического здоровья и особенностей его изменения у работников санаторно-курортного комплекса с разработкой дифференцированных программ лечения и профилактики пограничных психических расстройств и их донозологических проявлений.
Материал и методы.
Объектом исследования были работники ОАО «Санаторий «Россиянка», предметом - состояние психического здоровья и особенности его изменения в условиях их повседневной профессиональной деятельности.
Для реализации цели использовались скрининговое анкетирование, классические экспериментально-психологические и клинические методы исследования, а также инновационные экстранозологические подходы. Всего было обследовано 300 работников санатория (93% от общего количества).
Результаты и обсуждение.
Была получена дифференцированная оценка состояния психического здоровья, отражающая четыре его основных уровня: устойчивое психическое здоровье (46,7%), психоадаптационные состояния (20,0%), психодезадаптационные состояния (18,3%) и нозологическая группа пограничных психических и психосоматических расстройств (15,0%).
На основе полученных результатов были разработаны и предложены к использованию дифференцированные оздоровительные и реабилитационнопрофилактические программы восстановления и укрепления психического здоровья для работников ОАО «Санаторий «Россиянка», которые могут найти более широкое применение в санаторнокурортной сфере.
ЧАСТОТА ВСТРЕЧАЕМОСТИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Е.А. Смиренский
Нижегородская ГМА, г. Нижний Новгород E-mail автора: [email protected]
В последние годы появилось много работ, посвященных проблеме психического здоровья педагогов. Здоровье учителя определяет качество образовательного процесса и психологическое благополучие учащихся [3]. При этом, его оценка проводится в основном психологами, в задачи которых не входит изучение психопатологии [2]. Следовательно, оценка психических расстройств у педагогов не утратила своей актуальности.
Цель исследования: изучение психического здоровья педагогов.
Материал и методы.
Были обследованы педагоги, работающие в г. Нижнем Новгороде, - 301 человек. Среди них преобладали женщины - 92,4% (n=278), мужчины составили лишь 7,6% (n=23) выборки. Средний возраст обследованных (от 22 до 73 лет) составил 42,98±12,26 лет. Большинство (62,1%) состояли в браке, 15,9% были холосты, 10,0% - разведены, 7,0% - вдовы, 3,3% состояли в незарегистрированном браке. Значительная часть обследованных, проживала в отдельных квартирах 68,8%, а 6,1% не имели собственного благоустроенного жилья (общежитие, коммунальная квартира, снимаемая жилплощадь).
Исследование психического состояния проводилось методом клинически структурированного опроса, включающего в себя социо - демографические сведения, данные анамнеза и клиническую часть, с диагностикой психических расстройств согласно критериям МКБ-10 и DSM-IV по 30 психопатологическим синдромам. Статистическая обработка материала проводилась с помощью программы SPSS 17.0. Для характеристики полученных данных использовались критерии описательной статистики: минимум, максимум, средняя арифметическая, стандартное (среднеквадратическое) отклонение, сравнение групп проводилось с использованием U двустороннего теста Фишера [1].
Результаты и обсуждение.
При анамнестическом исследовании у педагогов выявлялись психопатологическая отягощен-ность наследственности и наличие психодезадаптационных периодов в детстве.
Из всех обследованных у 82,7% наследственность не была отягощена психическими заболеваниями, в 4,7% случаев наследственность была отягощена алкоголизмом и в 1,9% различными психотическими заболеваниями. Непсихотическая психопатологическая отягощенность выявлялась у 1,0% обследованных. Еще 6,3% обследованных сообщали о наследственной отягощенности, но не знали или не указывали характер заболевания, 3,7% не ответили на этот вопрос. По крайней мере, у 13,9% педагогов наследственность была отягощена каким-либо психическим расстройством.
Отрицали наличие дезадаптационных эпизодов в детстве 85,7% учителей. Невротические двигательные расстройства (тики, заикание) выявлялись в детстве у 2,7%. Невротические двигательные расстройства (тики, заикание) выявлялись в детстве у 1,7%, о дезадаптации по органическому типу (ночной энурез, головные боли, ночные страхи, крики) говорили 4,3%, на аффективные расстройства в детстве (страхи, депрессивные реакции) указывали 4,0%. Сверхценные переживания выявлялись у 0,3%
Том 16, № 3, 2014 Тюменский медицинский журнал
49