Суицидология и аддиктология
Цель исследования: изучение состояния
психического здоровья и особенностей его изменения у работников санаторно-курортного комплекса с разработкой дифференцированных программ лечения и профилактики пограничных психических расстройств и их донозологических проявлений.
Материал и методы.
Объектом исследования были работники ОАО «Санаторий «Россиянка», предметом - состояние психического здоровья и особенности его изменения в условиях их повседневной профессиональной деятельности.
Для реализации цели использовались скрининговое анкетирование, классические экспериментально-психологические и клинические методы исследования, а также инновационные экстранозологические подходы. Всего было обследовано 300 работников санатория (93% от общего количества).
Результаты и обсуждение.
Была получена дифференцированная оценка состояния психического здоровья, отражающая четыре его основных уровня: устойчивое психическое здоровье (46,7%), психоадаптационные состояния (20,0%), психодезадаптационные состояния (18,3%) и нозологическая группа пограничных психических и психосоматических расстройств (15,0%).
На основе полученных результатов были разработаны и предложены к использованию дифференцированные оздоровительные и реабилитационнопрофилактические программы восстановления и укрепления психического здоровья для работников ОАО «Санаторий «Россиянка», которые могут найти более широкое применение в санаторнокурортной сфере.
ЧАСТОТА ВСТРЕЧАЕМОСТИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Е.А. Смиренский
Нижегородская ГМА, г. Нижний Новгород E-mail автора: [email protected]
В последние годы появилось много работ, посвященных проблеме психического здоровья педагогов. Здоровье учителя определяет качество образовательного процесса и психологическое благополучие учащихся [3]. При этом, его оценка проводится в основном психологами, в задачи которых не входит изучение психопатологии [2]. Следовательно, оценка психических расстройств у педагогов не утратила своей актуальности.
Цель исследования: изучение психического здоровья педагогов.
Материал и методы.
Были обследованы педагоги, работающие в г. Нижнем Новгороде, - 301 человек. Среди них преобладали женщины - 92,4% (n=278), мужчины составили лишь 7,6% (n=23) выборки. Средний возраст обследованных (от 22 до 73 лет) составил 42,98±12,26 лет. Большинство (62,1%) состояли в браке, 15,9% были холосты, 10,0% - разведены, 7,0% - вдовы, 3,3% состояли в незарегистрированном браке. Значительная часть обследованных, проживала в отдельных квартирах 68,8%, а 6,1% не имели собственного благоустроенного жилья (общежитие, коммунальная квартира, снимаемая жилплощадь).
Исследование психического состояния проводилось методом клинически структурированного опроса, включающего в себя социо - демографические сведения, данные анамнеза и клиническую часть, с диагностикой психических расстройств согласно критериям МКБ-10 и DSM-IV по 30 психопатологическим синдромам. Статистическая обработка материала проводилась с помощью программы SPSS 17.0. Для характеристики полученных данных использовались критерии описательной статистики: минимум, максимум, средняя арифметическая, стандартное (среднеквадратическое) отклонение, сравнение групп проводилось с использованием U двустороннего теста Фишера [1].
Результаты и обсуждение.
При анамнестическом исследовании у педагогов выявлялись психопатологическая отягощен-ность наследственности и наличие психодезадаптационных периодов в детстве.
Из всех обследованных у 82,7% наследственность не была отягощена психическими заболеваниями, в 4,7% случаев наследственность была отягощена алкоголизмом и в 1,9% различными психотическими заболеваниями. Непсихотическая психопатологическая отягощенность выявлялась у 1,0% обследованных. Еще 6,3% обследованных сообщали о наследственной отягощенности, но не знали или не указывали характер заболевания, 3,7% не ответили на этот вопрос. По крайней мере, у 13,9% педагогов наследственность была отягощена каким-либо психическим расстройством.
Отрицали наличие дезадаптационных эпизодов в детстве 85,7% учителей. Невротические двигательные расстройства (тики, заикание) выявлялись в детстве у 2,7%. Невротические двигательные расстройства (тики, заикание) выявлялись в детстве у 1,7%, о дезадаптации по органическому типу (ночной энурез, головные боли, ночные страхи, крики) говорили 4,3%, на аффективные расстройства в детстве (страхи, депрессивные реакции) указывали 4,0%. Сверхценные переживания выявлялись у 0,3%
Том 16, № 3, 2014 Тюменский медицинский журнал
49
Суицидология и аддиктология
обследованных, дефицит активности - у 1,3% обследованных. В совокупности почти у 15,6% обследованных в детском возрасте выявлялись дезадаптационные эпизоды.
Изучена частота встречаемости психопатологических синдромов у педагогов и проведено сравнение с распространенностью данных расстройств в популяции [4]. Из всех психических нарушений у педагогов чаще выявлялись невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства (F40 - F48) - 34,9% (36,7%; p=0,536). Аффективные расстройства (F30, F32) встречались у 10,9% учителей с той же частотой, что и в популяции (10,9%;
p=1,000).
Расстройства приёма пищи (F50.0, F50.2) наблюдались статистически значимо чаще, по сравнению с популяцией, (3,3% и 0,7% соответственно, p<0,0001). Специфические расстройства личности (F60) статистически значимо реже наблюдались среди учителей, чем в популяции (16,5% и 24,1% соответственно; p=0,003).
Из нарушений поведения, относящихся к категории расстройства привычек и влечений (F63), у обследованных диагностирована трихотилломания (F63.3) -
0. 3., тогда как в популяции выявлялись клептомания, пироманические расстройства, патологическое влечение к азартным играм и трихотилломания (1,6%; p=0,075). Шизотипическое расстройство (F21) встречалось у 0,3%, что не отличается от популяционных данных (0,9%; p=0,278). Лёгкое когнитивное расстройство (F06.7) определялось у 3,7% педагогов (в популяции 6,4%; p=0,063).
Таким образом, анализ данных настоящего исследования показал, что у педагогов в течение жизни и на момент обследования возникали проблемы, которые были связаны с психическим здоровьем. Частота встречаемости пограничных психопатологических расстройств у педагогов в целом соответствует популяционным данным. При этом, среди учителей чаще наблюдались нарушения пищевого поведения, реже - специфические расстройства личности.
Литература:
1. Гланц С. Медико-биологическая статистика. - Пер. с англ. - М., Практика, 1998. - 459 с.
2. Звягина В.В. Особенности качества жизни и здоровья учителей. - Тюмень: ТОГИРРО, 2011. - 180 с.
3. Куприянова И.Е., Дашиева Б.А., Карауш И.С. Качество жизни и психическое здоровье педагогов, работающих в различных системах образования (общее, коррекционное, инклюзивное) // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 11 (139). - С. 87-93.
4. Чуркин А.А., Михайлов В.И., Касимова Л.Н., Ревенко В.И. Взаимосвязь социальных и этнокультуральных факторов с уровнем психического здоровья городских жителей (Часть 1,2) // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. - 2009. - № 10. - С. 27-50.
ПСИХОЛОГИЯ
СВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТЕСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА С РАЗЛИЧНЫМИ СПЕКТРАЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ АЛЬФА-РИТМА ФОНОВОЙ ЭЭГ
И.И. Коробейникова
НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, г. Москва
E- mail автора; [email protected]
В последнее время получены убедительные доказательства тому, что изменения в различных частотных диапазонах альфа активности являются коррелятами разных когнитивных функций. Так, десинхронизация в нижнем и среднем альфа диапазонах ассоциируется с процессами внимания, такими как бдительность (“vigilance”) и ожидание («expectancy»), в то время как десинхронизация в верхнем альфа диапазоне связывают с усилением мыслительной активности и извлечением информации из семантической памяти. [6, 7]. Однако в исследованиях, где проводился анализ изменений биопотенциалов различных частотных диапазонов альфа активности в связи с результативностью разных видов целенаправленной деятельности человека, не учитывались фоновые характеристики поддиапазонов альфа-ритма. В тоже время в наших исследованиях имеются доказательства тому, что различная исходная мощность, например, низкочастотного альфа-ритма может являться прогностическим признаком результативности выполнения зрительно -пространственных задач [1, 3].
Исходя из полученных нами результатов, необходимо было проверить правомерность такого заключения на другой модели целенаправленной деятельности человека.
Цель исследования: изучение связи индивидуальных особенностей альфа диапазона электроэнцефалограммы человека в состоянии относительного покоя при разной результативности интеллектуальной компьютеризированной деятельности студентов.
Материал и методы.
Для оценки эффективности когнитивной деятельности использовали модифицированный и компьютеризированный нами тест «Установление закономерностей», используемый в практике авиационных врачей. Тест позволяет оценить способность испытуемого к анализу и сравнению, логическим построениям, установлению тождества и различия,
50
Тюменский медицинский журнал Том 16, № 3, 2014