УДК 371: 37.0118.15
Яговкина Лариса Сергеевна
кандидат педагогических наук Институт развития образования и социальных технологий Курганской области
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ К СОДЕЙСТВИЮ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассматривается актуальная проблема дифференцированной подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, образование детей с ограниченными возможностями здоровья, дифференцированная подготовка, родители детей с ограниченными возможностями здоровья.
ати с ограниченными возможностями доровья особо нуждаются в родительской помощи и заботе в процессе своей ии. Поэтому в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья важно обеспечить комплексную помощь, привлекая к непосредственному участию в их образовании родителей и других членов семьи [2].
Условием подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья является дифференциация содержания подготовки родителей на основе выделенных оснований: вид и степень физического ограничения детей (слабовидение, слабослышание, нарушения опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания), форма получения образования (общее - интегрированное или в специальных классах, семейное, дистанционное), социальный статус родителей и психолого-педагогическая грамотность. Выделенные основания дифференциации позволяют раскрыть содержательную сторону подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети имеют разные нарушения в развитии, поэтому необходима реализация дифференцированного подхода в подготовке родителей к содействию образованию детей с разными ограничениями здоровья. Данный подход характеризуется дифференцированным ознакомлением родителей с теоретическими и практическими основами образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, формированием у них системы необходимых знаний, осознанием эффективности сотрудничества с педагогами в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья, формированием умений и опыта работы при образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье с учетом вида и степени физического ограничения детей (слабовидение, слабослышание, нарушения опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания), формы получения образования (общее - инклюзивное или в специальных классах, семейное, дистанционное), социального статуса родителей и психолого-педагогической грамотности.
Учет вида и степени физического ограничения необходим для определения содержания подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, для совместного составления с родителями индивидуальных программ их дифференцированной подготовки.
Форма получения образования ребенком также является основанием дифференциации содержания подготовки родителей к содействию образованию детей с ОВЗ. От формы получения образования зависит характер, интенсивность, глубина участия родителей в образовании детей. Для детей с ограниченными возможностями здоровья часто приемлемой формой экстерната является дистанционное обучение. В связи с этим в индивидуальные программы дифференцированной подготовки родителей вводится модуль овладения информационными технологиями.
Если ребенок обучается в общеобразовательной школе (инклюзивное образование), то в индивидуальные программы дифференцированной подготовки родителей вводится модуль педагогической, психологической и медицинской подготовки родителей (с учетом физического ограничения), а также социально-бытовой ориентировки и т.д. Родители имеют право присутствовать на всех уроках и на индивидуальных занятиях педагогов и специалистов; принимают участие в подготовке и проведении всех внеклассных и внешкольных мероприятий.
Дифференцированная подготовка необходима для родителей, осуществляющих семейное образование детей, так как родители (лица, их заменяющие) совместно с образовательным учреждением несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ, прилагают все усилия к освоению детьми учебного материала. При данной форме обучения детей для родителей в программе дифференцированной подготовки вводится модуль ознакомления с ФГОС и методическими приемами обучения детей и т.д.
При составлении индивидуальных программ дифференцированной подготовки родителей учитываем социальный статус, который отражает особенности среды воспитания детей с ограниченными
© Яговкина Л.С., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
223
возможностями здоровья. Психолого-педагогичес-кая грамотность является основанием дифференциации содержания подготовки родителей. Для родителей слабослышащего ребенка с педагогическим неспециальным образованием следует сокращать подготовку по общепедагогическим вопросам. В то же время, должна быть усилена специальная подготовка включением в ее содержание знакомства с техническими средствами для детей с нарушением слуха, со специальными приемами и методами обучения и т.д.
Согласно имеющемуся уровню образования и психолого-педагогической грамотности, каждый родитель может рассчитывать на предоставление ему сбалансированной программы подготовки к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, составленной на основе общей программы и выбрать вид подготовки (дистанционная и др.). При необходимости, все пункты программы индивидуализируются.
Дифференцированная подготовка родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья может быть представлена:
1. Дифференцированным формированием системы знаний, необходимых для активного участия в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья в семье. В данную систему знаний необходимо включить следующие группы: методологические (общие принципы изучения педагогических явлений, закономерностей развития и социализации, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья); теоретические (знания содержания всех компонентов деятельности по образованию детей с ограниченными возможностями здоровья); методические (проектирование и конструирование собственной педагогической деятельности); технологические (конкретные способы и приемы педагогического воздействия на ребенка, формы и методы взаимодействия с педагогами и специалистами).
2. Дифференцированным формированием педагогических умений, которые следует подразделить на три группы: диагностические, коррекционные, реабилитационные.
Дифференцированная подготовка включает следующие этапы: дифференцированно-когнитивный, дифференцированно-деятельностный, дифференцированно-результативный.
Дифференцированно-когнитивный этап способствует реализации дифференцированного подхода в подготовке родителей. На данном этапе в зависимости от вида и степени физического ограничения детей (слабовидение, слепота, слабослышание, глухота, нарушения опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания), формы получения образования: общее (интегрированное, в специальных классах), специальное (коррекционное), семейное, экстернат (дистанционное), социального ста-
туса родителей, их уровня образования и психоло-го-педагогической грамотности на основе индивидуальных или групповых программ формируются знания о природе нарушений в развитии, о типах и особенностях проявления нарушений, знания об особенностях возрастного, психолого-педагогичес-кого и личностного развития детей с определенным нарушением, об особенностях образования и социализации детей с физическим ограничением. На данных этапах возможно использовать следующие формы работы с родителями: школа родителей, университет педагогических знаний, ролевые игры, дискуссии, диспуты; а также средства: информационно-коммуникационные технологии, аудиовизуальные средства обучения и др.
На дифференцированно-деятельностном этапе на основе индивидуальных и групповых программ происходит повышение уровня умений родителей в оказании содействия ребенку в зависимости от выделенной нами дифференциации. На данном этапе формируются умения в определении динамики развития; в развитии психических процессов (мышления, внимания, памяти, восприятия, пространственной ориентации и др.) и речи; в формировании личности, межличностных и социальных отношений детей с определенным физическим ограничением. Наиболее эффективными на данных этапах являются методы социально-активного обучения (деловая игра, дискуссия, диспут, ролевая игра, проблемный семинар, мозговой штурм, метод игрового проектирования), когда родители в большей степени становятся субъектами учебной деятельности, вступают в диалог с педагогами, активно участвуют в образовательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания совместно с детьми [1].
Дифференцированно-результативный этап характеризуется наличием и распространением положительного опыта родителей в оказании помощи в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от вида и степени физического ограничения и особенностей семьи. Родители приобретают и распространяют свой успешный опыт формирования личности ребенка с определенным физическим ограничением, межличностных отношений и социализации. Результатом данного этапа является наличие положительного опыта в оказании помощи в образовании ребенка с физическим ограничением (нарушение опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания и др.).
Дифференциация содержания подготовки родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья должна основываться на таких принципах как: адаптивность, предполагающая зависимость содержания от уровней и особенностей развития детей и семей; вариативность, предусматривающая разнообразие содержа-
224
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
ния подготовки с учетом выделенных оснований дифференциации; индивидуализация, предусматривающая частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания подготовки родителей.
Благодаря дифференцированной подготовке родителей к содействию образованию детей с ограниченными возможностями здоровья они овладевают навыками совместной образовательной деятельности с ребенком дома, адекватного контроля собственных действий и действий ребенка, происходит активизация механизма рефлексии у родителей, укрепляются коммуникативные компетенции, включающие умения с достаточной полнотой и точ-
ностью выражать свои мысли, планировать образовательную деятельность с ребенком, оценивать результаты совместных действий.
Библиографический список
1. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / под. ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2003. -408 с.
2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
УДК 329.7; 316.423
Некипелова Любовь Александровна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Профилактика детской безнадзорности, наркомании и алкоголизации является центральным звеном в системе социально-профилактических мер. В статье рассмотрен анализ деятельности негосударственных организаций, работающих в этой сфере с химически зависимыми, созависимыми, родственниками и категориями «группы риска». Приведены особенности работы негосударственных организаций по профилактической деятельности в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Кострома, и раскрыты основные методы и принципы работы по межведомственному взаимодействию.
Ключевые слова: наркомания, психоактивные вещества, профилактика, девиантное поведение, профилактические программы, общественные организации, негосударственные организации, фонд.
Взаимодействие образовательных, специализированных учреждений и негосударственных организаций в социальной профилактике детской безнадзорности опирается на ряд методологических оснований.
Образовательные, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, находятся в ведении государственных структур, которые составляют лишь первую часть (первый сектор) социума России.
Вторую часть (второй сектор) социума составляют структуры большого, среднего и малого бизнеса. Это основные финансовые потоки, которых так не хватает государству для полного решения задач профилактики детской безнадзорности.
Третью часть (третий сектор) социума представляют общественные объединения и организованные сообщества граждан, которые принято называть негосударственными организациями. Не входя в государственные структуры, эти объединения характеризуются высоким уровнем общественной инициативы [6, с. 4].
Общественное объединение создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.
Объединение всех выше перечисленных трех секторов социума на принципах социального партнерства и согласование между ними приоритетов и ценностей позволят сформировать единую социальную политику России, которая будет отражать главные цели государства и общества в сфере социального развития.
Согласование усилий представителей негосударственных организаций и государственных учреждений позволяет усовершенствовать работу по социальной защите несовершеннолетних. Структуры, предназначенные для эффективной координации этой деятельности, не сложились. Ведомственные разногласия и различия в нормативно-правовой базе также не способствуют объединению усилий, а межведомственные комиссии, создаваемые для решения возникающих проблем, как правило, неэффективны. Межведомственная раздробленность, несогласованность и конкуренция являются факторами, серьезно препятствующими профилактике детской безнадзорности. Решить многие из этих проблем можно с помощью общественных объединений и организованных сообществ, которым в целом чужды ведомственные интересы [6, с. 7-8].
В сфере профилактики детской наркомании, алкоголизма, безнадзорности сотрудничество с негосударственными организациями осуществляется по следующим направлениям:
© Некипелова Л.А., 2012
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
225