РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Ю.Г. Чернышева, Г.И. Шепеленко ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СТАТУСА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Аннотация
Рассматриваются социально-экономические проблемы индивидуального предпринимательства в России. Предлагается расширить категории предпринимательской деятельности. Вводятся новые номинации, определяются дополнительные принципы классификационной шкалы самозанятых граждан.
Annotation
We consider the socio-economic problems of individual entrepreneurship in Russia. The categories of entrepreneurship are proposed to expand. We introduce a new category, determined by additional principles of the classification scale of self-employed citizens.
Ключевые слова
Самозанятость граждан, статус предпринимателя без образования юридического лица, неформальные предприниматели.
Keywords
Self-employment of citizens, the status of an entrepreneur without a legal entity, infor-
mal entrepreneurs.
Законодательство страны выделяет индивидуальное предпринимательство как одну из категорий предпринимательства, в основе которой лежит принцип самозанятости. Это новое понятие, принятое Международной организацией труда. Люди самозанятости -это те, кто работает самостоятельно, не создавая предпринимательского объединения и не вступая в него. Они продают свой труд не работодателю, а сами выводят его на рынок.
Для более точного анализа трудовых отношений в индивидуальном предпринимательстве необходимо наличие более дифференцированной шкалы предпринимательства, при этом в методологии изучения следует предусмотреть принципы сбора информации, источники формирования конкретных видов предпринимательской деятельности, предусмотреть показатели, отра-
жающие половозрастную структуру самозанятых.
Мы предлагаем расширить категории классификации предпринимательской деятельности, введя новые номинации, определяя дополнительные принципы категориальной классификационной шкалы самозанятых предпринимателей. Все это позволит более реально осуществлять адекватный социально-экономический анализ предпринимательства без образования юридического лица.
Сравнительный анализ трудовых отношений в индивидуальном предпринимательстве позволяет выделить в слое предпринимательства дополнительные обстоятельства, отделяющие группы самостоятельных граждан от остальной части социального пространства. К таким группам, активность которых явно выражена в стране и заведомо не совпа-
дает с законодательными параметрами понятия «предприниматель», можно отнести следующие:
- неформальные предприниматели: граждане, работающие «за зарплату» и одновременно занимающиеся собственным предпринимательством;
- чиновники-предприниматели: граждане, имеющие статус руководителя юридического лица и одновременно занимающиеся предпринимательством;
-псевдопредприниматели: граж-
дане, которых предприниматели вынуждают получать статус предпринимателя без образования юридического лица, но при этом продолжают реально функционировать в качестве наемного работника.
В России большая группа самозанятых граждан, определяемых нами, как мы предлагаем, «неформальные
предприниматели», которая не подпадает ни под одну из предусмотренных действующим законодательством категорий малого предпринимательства. В стране много граждан, которые, имея основное занятие, находят возможность выполнять какие-то заказы, соответствующие их интересам, увлечениям, потребности дополнительного заработка, например, могут научить рисовать, вести репетиторство, лечебную гимнастику. Такие увлечения гражданина могут быть связаны с коммерческим интересом.
По действующему в стране законодательству все эти граждане должны обязательно пройти процедуру регистрации, получить статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Но у неформальных предпринимателей коммерческая увлеченность не имеет характера постоянной занятости, не обеспечивает постоянный доход. Коммерческая занятость у них возникает в результате появления на рынке ограниченного по времени, по величине спроса на услуги, то есть они могут оказывать услуги или
выполнить периодически возникающие работы. Эта категория граждан не работает в режиме обязательной выручки, которую должны заявлять предприниматели при едином налоге на вмененный доход. Гражданин, получив право называться предпринимателем без образования юридического лица, должен отчитываться перед налоговыми органами, преодолевать административные барьеры, вступая в волокиту взаимоотношений с чиновниками, которые отдают предпочтение избыточному государственному регулированию малого предпринимательства. Неформальный предприниматель - это особая группа самозанятых граждан, которая образует неформальный сектор экономики: микробизнес, надомную работу. Неформальное предпринимательство является не только проблемой отдельного лица, которое находит для себя удобную экономическую форму жизни, но и экономически важной проблемой государства. Такая категория граждан:
- обеспечивает самозанятость;
- создает определенные ценности для других, то есть ведет предпринимательскую деятельность с выходом на рынок;
- не требует бюджетных средств для организации своего предпринимательского дела, например, ведя надомную работу;
- часто вовлекает в свое предпринимательское дело родственников, друзей, знакомых, освобождая государство от возможных выплат пособий по безработице.
В обществе с рыночной экономикой необходимо учитывать, что только 3-5% граждан отвечают той характеристике динамизма, которая требуется для успешного предпринимательства, то есть обладают комплексом знаний, умением и желанием создать свое предпринимательское дело, организовать процесс и самим в нем участвовать. Это как предприниматели с образованием юри-
дического лица, так и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Неформальные индивидуальные предприниматели, не организуя других, могут найти собственное место в региональной, местной экономике, то есть сами занять себя.
Как в странах с развитым малым предпринимательством поступают с неформальными предпринимателями? В ряде стран налоговые органы «закрывают глаза» на такую неформальную деятельность граждан, не взимают налоги.
Неформальное предпринима-
тельство полезно для общества. Государство не вкладывает в этот сектор экономики бюджетных средств, не несет никаких затрат, что уже определяет эффективность самозанятости в рыночной экономике страны. Гражданин начинает без помощи со стороны государства создавать свое предпринимательское дело и на этой основе стремится поднять свои доходы до уровня среднего класса, который считается стабилизатором социально-экономического положения в стране.
Государство должно поощрять дополнительную самозанятость наиболее активных граждан, неформальных предпринимателей, которые платят налоги по своему основному занятию. За счет интенсификации своей жизнедеятельности, за счет своего свободного времени неформальный предприниматель делает попытку понять свое экономическое благополучие. Гражданин с активным экономическим мышлением, используя сложившуюся экономическую ситуацию в регионе, на местном уровне открывает предпринимательское дело, идущее на пользу ему и, несомненно , на пользу государству, особенно в условиях, когда предприятия свертывают производственную деятельность из-за своей экономической несостоятельности и оставляют работников без перспективы по основной работе.
Найти доходное предпринимательское дело не просто, но если неформальный предприниматель нашел свою нишу на местном рынке, то может стать полноценным зарегистрированным индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица. Учитывая изложенные обстоятельства, мы предлагаем выделить в законодательстве малого бизнеса категорию «неформальный предприниматель», освободив его от уплаты налогов за предпринимательскую деятельность и зарегистрировав только на основании представленного заявления на срок работы по основному занятию. Важно, чтобы чиновники не создали административные барьеры, устанавливая избыточное государственное регулирование в свою пользу, тогда не сократится численность граждан, желающих заниматься неформальным бизнесом, иметь дополнительную самозанятость как экономически выгодное предпринимательство по критерию: «затраты ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) - выручка».
В стране есть примеры поддержки дополнительной самозанятости граждан, получающих зарплату по основной работе. Государство заинтересованно в обеспечении работой населения, так как дополнительная самозанятость -это еще и резерв экономического благополучия государства, региона, населенного пункта. Так, в республике Чувашия действует проект по развитию самозанятости с участием службы занятости. Создан Центр социальноэкономической инновации, объеди-
няющий интересы нескольких фирм по найму и службы занятости, с тем чтобы содействовать самозанятости с учетом спроса на нее государственных и коммерческих структур. Неформальным предпринимателям предлогаются разные надомные работы: ксерокопирование, отправление факсов, временная няня; разносчик газет, журналов; ремонт
бытовой техники и другие. Самозанятость в форме надомной работы исключает жесткое подчинение неформального предпринимателя руководству фирмы при отсутствии заказа. При гибкой самозанятости человек работает на результат и, что особенно важно, с высокими качественными показателями, чтобы ему больше заплатили и дали хорошую рекомендацию для будущей работы. Важный аспект гибкой самозанятости - высокий личный авторитет.
В состав неформальных предпринимателей могут входить и специалисты высокой квалификации: репетиторы, бухгалтеры, программисты. Среди них могут быть и те, кто живет в малых городах, районах, деревнях, где граждане жестко не привязаны к основной занятости. У них есть знания, есть способность, и они хотят себя реализовать на другой работе и получить дополнительный доход.
Можно считать, что по действующему законодательству неформальные предприниматели - это граждане теневой экономики. Но такое определение вытекает только из принятых государством организационно-правовых постановлений, законов. Государство должно помогать неформальным предпринимателям, то есть самозанятости тех, кто в состоянии организовать предпринимательское дело. Государству следует занять более активную позицию и привлекать к самозанятости тех, кто боится заняться официально индивидуальным предпринимательством; предложить бесплатную программу обучения для тех, кто не имеет достаточных знаний, навыков; предложить рынок сбыта работ, услуг и, если потребуется, предоставить несложное дополнительное оборудование, кредит.
Начиная работать в одиночку, при гибкой самозанятости гражданин втягивается в свое предпринимательское дело, может пригласить родственников и создать семейное малое пред-
приятие без образования юридического лица. Таким образом среда самозанятости становится школой предпринимательства.
Службы занятости в регионах должны взять под свое покровительство неформальных предпринимателей, которые помимо основной занятости способны продать свой труд и ищут наиболее выгодные предложения. Службы занятости в регионах должны создать базы данных о наемных работниках и спрос на разовые и длительные услуги. Службы занятости в регионах могли бы регистрировать неформальных предпринимателей: швею, рукодельницу,
шофера по вызову, слесаря по сантехнических работам и другие. Для многих граждан может начаться школа практического предпринимательства.
Неформальный предприниматель должен работать легально, зарегистрировав свое предпринимательское предложение в службе занятости не для того, чтобы государство взимало налоги в бюджет, а с той целью, чтобы государство ему помогало: найти заказчика, найти нужное для предпринимательского дела оборудование, а также защищало бы от криминальных посягательств.
Чиновники могут сказать, что форму неформального предпринимательства будут использовать для ухода от налогов. Однако важно государству понять: для чего нужно развивать дополнительную самозанятость? Чтобы пополнить бюджет или для того, чтобы люди стали лучше жить, чтобы получить новый источник дохода? Дополнительная самозанятость для тех граждан, которые хотят попробовать себя в предпринимательстве, попробовать новую форму экономической жизни в рыночной экономике. Работая на себя, они работают и на государство, создают национальный валовой продукт. Зарабатывая, начинают покупать, тратить деньги и стимулировать развитие производства. Организуя дополнительную
самозанятость, государство развивает такую форму организации труда, которая позволяет гражданину работать в условиях гибкого режима предпринимательской деятельности.
В стране существуют группа граждан, социально-экономическое положение которых не совпадает с законодательными параметрами понятия «предприниматель». Мы их назвали псевдопредприниматели. Это наемные работники индивидуального предпринимателя без образования юридического лица или малого предприятия с образованием юридического лица, которых он принуждает получить статус предпринимателя без образования юридического лица, но они продолжают реально работать в качестве наемного работника. Это дает возможность предпринимателю, во-первых, минимизировать возможные риски своего бизнеса; во-вторых, оптимизировать налоговую нагрузку.
Снижение рисков достигается за счет распределения имущества между псевдопредпринимателями. Тем самым, в случае возникновения проблем предприниматель будет отвечать по возможным искам лишь частично.
Минимизация налогов обеспечивается за счет особого режима налогообложения индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Сегодня индивидуальный предприниматель может применить одну из систем налогообложения: либо 6% от валовой выручки, либо 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов.
Конечно, схема найма в случае проверки может вскрыться, т.к. обычный маляр, уборщица вряд ли смогут внятно объяснить налоговым органам условия сделки по подряду их как индивидуальных предпринимателей. Лже-предпринимательство в России получило широкое распространение. Об этом свидетельствуют данные переписи на-
селения и численность зарегистрированных индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Индивидуальное предпринимательство назвали своим главным источником доходов лишь 1,8 млн. человек, тогда как зарегестрированных Министерством по налогам и сборам (МНС) предпринимателей без образования юридического лица в год переписи было 4,79 млн. человек.[1] Эксперты считают, что работодатели заставили своих наемных работников регистрироваться предпринимателями без образования юридического лица, при этом, конечно, наемные работники не считают себя предпринимателями и не указали главным источником своих доходов малый бизнес. По данным этой же переписи 900 тыс. граждан сообщили переписчикам, что являются работодателями, и это совпадает с числом зарегистрированных малых предприятий - 882,3 тыс. единиц в год переписи, что косвенно подтверждает объективность результатов опроса граждан. .[1]
Есть и другая оценка такого расхождения данных о численности индивидуальных предпринимателей. Президент ассоциации малого бизнеса «ОППРа России» объяснил расхождение тем, что многие предприниматели в этот год были разорены налогами, проверяющими и прочими противниками бизнеса. Нам представляется такое объяснение трехратного расхождения между количеством индивидуалов, зафиксированных переписью, и количеством зарегистрированных предпринимателей без образования юридического лица, некорректным.
В условиях приватизации возник и получил широкое распространение специфический вид предпринимательства, который мы назвали «чиновническое предпринимательство». В это время в России одной из форм легализованного перераспределения дохода, произведенного на государственных
предприятиях в пользу частных лиц, имевших непосредственное отношение к управлению предприятием, было создание кооперативов. Кооперативы создавались при полном содействии, фактически самими руководитеями предприятий, которые покупали на государственных предприятиях товары по заводским ценам, а продавали их по рыночным ценам, причем только упаковав и наклев свою этикетку. Чиновнические кооперативы при государственных предприятиях, производящие товары, пользующиеся спросом, порождали чиновническое предпринимательство.
Такое предпринимательство продолжалось и после приватизации государственных предприятий. Директора уже приватизированных предприятий создали под родственников, подставных «хороших» друзей теперь уже малые предприятия, через которые стали выводить прибыль, часть оборотного капитала и даже амортизационные отчисления приватизированных предприятий. Это форма воровства у самого себя вытекала из особенностей приватизации государственной (общенародной) собственности. Она была проведена практически безвозмездно в пользу руководителей предприятий, которые рассматривали приватизированные предприятия не как хозяйственный объект долгосрочного хозяйствования, а как возможность быстрого личного обогащения. Специально созданные малые предприятия для торговли с приватизированными предприятиями по заводским ценам, с согласия и при участии руководителей этих предприятий, стали инструментом грабежа и часто подвергаются банкротству через процедуру реорганизации предприятия.
Успех подобного чиновнического предпринимательства практически зависит от состояния рынка. Малые посреднические предприятия такого рода возникают в связи с интересами и возможностями директоров
приватизированных предприятий, являющихся владельцами крупных пакетов акций предприятия, и преследуют цели личного обогащения.
Официальных статистических данных о широте распространения чиновнического предпринимательства нет. Были региональные исследования этой проблемы. Так, по состоянию на 1 июня 2001 года в г. Чите были сравнены две базы: БД ЕГРПО (реестр юридических лиц) и БД (реестр индивидуальных предпринимателей) регистрационной
палаты г. Читы на совпадение Ф.И.О. Анализ показал, что 29% руководителей юридических лиц в областном центре одновременно являются и индивидуальными предпринимателями. Специфика их положения позволяет пропускать часть операций предприятия через себя как индивидуального предпринимателя с целью личного обогащения, снижения налогового бремени. [2]
Таким образом, руководители приватизированных предприятий не только создают малые предприятия, находящиеся фактически под их управлением, но и регистрируют себя как индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Как свидетельствуют приведенные данные, чиновническое предпринимательство имеет широкое распространение в рыночной экономике России.
Библиографический список
1. Расчеты автора по данным журнала «Малое предприятие».2004. №2. С .34
2. Кузнецова Л.Ю. Проблема диффе-ренциализации статуса предпринимателя в учете. Вопросы статистики.2002, №1-с. 59
Bibliographic list
1. Author's calculations according to the magazine "small enterprise» .2004. № 2. p. 34
2. Kuznetsova LY Problem differentsiali-zatsii status of the entrepreneur in the ac-
count. Questions statistiki.2002, № 1, p. 59