Научная статья на тему 'Самозанятость в Российской Федерации: проблемы и пути развития'

Самозанятость в Российской Федерации: проблемы и пути развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9690
895
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТОСТЬ / НОВЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ / ЭКОНОМИКА ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова Татьяна Юрьевна, Арбаев Геннадий Эдуардович

На текущий момент самозанятость является одной из наиболее обсуждаемых форм занятости в Российской Федерации. Принимаемые правительством меры, направленные на определение правового статуса самозанятых и вывода их из теневого сектора экономики, носят несистемный характер и нацелены, в основном, на увеличение налоговых сборов с данной категории занятых. В то же время опыт стран, успешно регулирующих деятельность самозанятых на протяжении нескольких десятков лет, показывает, что развитие самозанятости не приносит значительного увеличения прямых налоговых сборов, однако способствует уменьшению безработицы, увеличению гибкости рынка труда и развитию экономики. В статье представлен анализ текущего правового статуса самозанятых, а также предложены возможные пути развития самозанятости в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EMPLOYMENT IN RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND DEVELOPMENT STRATEGY

At the current moment, self-employment is one of the most discussed forms of employment in Russian Federation. Measures, taken by the government, intended to determine the legal status of the self-employed and withdraw them from the informal sector of the economy. These measures have an unsystematic nature and mostly focused on increasing of tax collections from this category of employed. The experience of countries, which have been engaged in self-employed activities for several decades, shows that the development of self-employment does not result in a significant increase of direct tax charges, but mostly contributes to the flexibility of the labor market and economic development. The article presents an analysis of the current legal status of the self-employed, and suggests possible ways to develop self-employment development in Russia.

Текст научной работы на тему «Самозанятость в Российской Федерации: проблемы и пути развития»

Карпова Т. Ю., Арбаев Г. Э.

САМОЗАНЯТОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

8.2. САМОЗАНЯТОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

Карпова Татьяна Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Место работы: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный институт культуры»

[email protected]

Арбаев Геннадий Эдуардович, аспирант

Место учебы: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

gennadyarbaev@gmail. com

Аннотация: на текущий момент самозанятость является одной из наиболее обсуждаемых форм занятости в Российской Федерации. Принимаемые правительством меры, направленные на определение правового статуса самозанятых и вывода их из теневого сектора экономики, носят несистемный характер и нацелены, в основном, на увеличение налоговых сборов с данной категории занятых. В то же время опыт стран, успешно регулирующих деятельность самозанятых на протяжении нескольких десятков лет, показывает, что развитие самозанятости не приносит значительного увеличения прямых налоговых сборов, однако способствует уменьшению безработицы, увеличению гибкости рынка труда и развитию экономики. В статье представлен анализ текущего правового статуса самозанятых, а также предложены возможные пути развития самозанятости в России.

Ключевые слова: самозанятость, новые формы занятости, экономика труда, безработица.

SELF-EMPLOYMENT IN RUSSIAN FEDERATION: PROBLEMS AND DEVELOPMENT STRATEGY

Karpova Tatiana Yu., PhD in economics, associate professor of the department of social and cultural activities Work place: Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts

[email protected]

Arbaev Gennady E., graduate student

Study place: All-Russian Scientific research Labor Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts

[email protected]

Annotation: at the current moment, self-employment is one of the most discussed forms of employment in Russian Federation. Measures, taken by the government, intended to determine the legal status of the self-employed and withdraw them from the informal sector of the economy. These measures have an unsystematic nature and mostly focused on increasing of tax collections from this category of employed. The experience of countries, which have been engaged in self-employed activities for several decades, shows that the development of self-employment does not result in a significant increase of direct tax charges, but mostly contributes to the flexibility of the labor market and economic development. The article presents an analysis of the current legal status of the self-employed, and suggests possible ways to develop self-employment development in Russia.

Keywords: self-employment, new forms of employment, labor economics, unemployment.

Устойчивое развитие Российской экономики в современном постиндустриальном обществе и успешную конкуренцию с другими странами, занимающими лидирующие позиции в мировой экономике, невозможно представить без внедрения и применения инноваций в различных сферах. Международный опыт свидетельствует о том, что эффективная инновационная политика, нацеленная на внедрение новых технологий, основанных на достижениях научно-технического прогресса, формах организации труда и управления, может служить основой социально-экономического развития общества.

Переход к инновационной экономике сопровождается рядом характерных социально-экономических изменений, в том числе и изменением структуры занятости населения. Основные направления изменений могут быть представлены следующим образом:

- формирование и появление новых нестандартных форм занятости (набор нестандартных форм занятости многообразен и может включать в себя неполную занятость, дистанционную занятость, временную занятость, сверхурочную занятость, случайную занятость, неформальную занятость, занятость в лизинговых компаниях и др.);

- усиление дифференциации сегментов рынка труда под воздействием факторов научно-технического прогресса (усиливаются различия в экономической и социальной эффективности производства между сегментами рынка, использующими передовые технологии, и сегментами, использующими устаревши технологии);

- повышение гибкости и мобильности сегментов рынка труда, ориентированных на наукоемкие технологии, например 1Т-сектор и др.;

- смещение акцентов на качество образования и непрерывное повышение квалификации работников в соответствии с новым требованиям экономики.

Создание гибкого эффективно функционирующего рынка труда является важнейшей задачей инновационной экономики, позволяющей максимально реализовать трудовой

Проблемы экономики и юридической практики

6'2017

потенциал человека. Одной из ключевых особенностей гибкого рынка труда принято считать появление новых (нестандартных) форм занятости, которые являются фактором устойчивости рынка труда, а их активное развитие можно рассматривать как адаптацию населения к социально-экономическим изменениям.

Нестандартная занятость обладает как преимуществами, так и недостатками. Основными преимуществами нестандартных форм занятости (НФЗ) являются:

- появление новых рабочих мест;

- развитие новых мотивов и стимулов трудовой деятельности;

- появление дополнительных возможностей для трудоустройства лиц с низкой конкурентоспособностью;

- создание условий для решения проблем безработицы и повышения показателей занятости;

- снижение издержек на труд;

- повышение конкурентоспособности в кратко- и среднесрочной перспективе.

Основными недостатками НФЗ являются:

- отсутствие надлежащей социальной защиты и перспектив вертикальной карьеры;

- низкая оплата труда, которая может привести к росту дифференциации доходов и социальной напряженности;

- высокая текучесть кадров и недостаточный опыт работы, которые могут привести к снижению качества произведенных товаров и услуг.

Одной из наиболее обсуждаемых форм занятости, которая, как следует из обсуждений на заседаниях правительства в последнее время, позволит населению быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка, а также реализовать инновационный потенциал, является самозанятость. Международная организация труда определяет самозанятость как занятость, в которой вознаграждение напрямую зависит от доходов (или потенциальных доходов), полученных от произведенных товаров и услуг [5].

На данный момент в России нет официального определения термина «самозанятые». Однако Минюстом разработан законопроект, предлагающий дополнить Закон о занятости населения термином «самозанятые» [2]. Согласно данному законопроекту самозанятыми считаются граждане, отвечающие следующим критериям:

- физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой риск направленную на систематическое получение прибыли деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, основанную исключительно на личном трудовом участии, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору;

- не зарегистрированные в качестве ИП;

- достигшие 16-летнего возраста;

- представившие уведомления об осуществлении указанной деятельности в налоговый орган в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Ключевое отличие самозанятости от индивидуального предпринимательства состоит в том, что самозанятые оказывают услуги на индивидуальной основе и не нанимают дополнительных работников, в то время как индивидуальные предприниматели (ИП) могут заключать трудовой договор и привлекать дополнительные трудовые силы.

Комплекс регулирующих мер для стимулирования развития самозанятости должен включать следующие направления:

- упрощение процедуры регистрации,

- снижение налоговой нагрузки на определенные суммы доходов,

- введение адекватной системы патентов на те виды деятельности, доход от которых нестабилен и не способен приносить большой доход (уборка помещений, репетиторство, уход за больными, престарелыми и т.д.).

Также необходима разработка мер по государственной защите малого предпринимательства от действий чиновников, которая позволит ввести запрет на принятие законов, ущемляющих права и ухудшающие положение малого предпринимательства [4].

В настоящее время в Российской Федерации не выработана законодательная база, которая бы создала благоприятные условия для деятельности самозанятых и определила бы их правовой статус. Заниматься созданием законодательной базы, полноценно регулирующей деятельность самозанятых, правительство начало относительно недавно. В конце 2016 года был принят закон, освобождающий от налогообложения в налоговых периодах 2017 и 2018 гг. доходы физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями, полученные ими от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:

- по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

- по репетиторству;

- по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.

Также, в соответствии с принятым законом, субъекты Российской Федерации сами могут определять перечень услуг или иных подобных нужд, доходы от оказания которых будут освобождать от налогов.

Принятый закон на два года освободил от налоговых сборов часть самозанятых (физических лиц, которые не зарегистрированы как ИП), занимающихся определенными видами деятельности и получающих доход от этой деятельности. Это был первый шаг, сделанный правительством в сторону регулирования деятельности самозанятых и создания благоприятных условий для распространения данного вида занятости и выведения его из неформального сектора экономики. Однако перечень услуг, определенный в указанном Федеральном законе, сильно ограничен, а правовой статус самозанятых граждан так и не был определен.

Сильное ограничение перечня оказываемых услуг, доходы от которых не облагаются налогом, хоть и является неблагоприятным фактором для развития самозанятости в стране, но не критично, поскольку данный перечень может быть дополнен в рамках регионального законодательства. При правильном подходе региональных властей в данный список могут быть внесены виды деятельности, характерные для региона. Например, в регионах, имеющих потенциал для туристического бизнеса, в такой список можно внести граждан, занимающихся оказанием услуг в сфере туризма и т.п.

Еще одной задачей, стоящей перед правительством в вопросе регулирования деятельности самозанятых, является исключение возможности признания их деятельности незаконной. С этой целью в июле 2017 г. Государственной Думой были внесены изменения в Гражданский кодекс, предусматривающие возможность граждан заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности без образования юридического лица и без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя [1].

Принятые изменения можно рассматривать лишь как первый шаг на пути легализации деятельности самозанятых, поскольку виды деятельности, о которых идет речь в законе, так и не были определены. Также не установлено, каким должен быть налог для указанной категории граждан. Таким образом,

Карпова Т. Ю., Арбаев Г. Э.

САМОЗАНЯТОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

требуется дальнейшее дополнение и внесение поправок в законодательство.

Категория самозанятых может включать в себя широкий круг людей различного возраста, с различным опытом работы, навыками, уровнем образования. Среди основных причин, побудивших работника прибегнуть к самозанятости, обычно выделяют следующие:

- проблемы по основному месту работы (нестабильность на предприятии, нестабильность в отрасли);

- низкий уровень оплаты при наемном труде;

- понимание того, что самозанятость даст возможность заработать больше, даже если текущий уровень зарплаты устраивает;

- желание заниматься любимым делом;

- желание планировать свою жизнь, вырваться из жесткого графика и рабочей иерархии.

Федеральной службой государственной статистики ежегодно проводятся статистические исследования в области занятости населения, в том числе самозанятости. При проведении исследований к категории самозанятых относят лица, которые самостоятельно или с одним или несколькими деловыми партнерами осуществляют деятельность, приносящую доход, и не нанимают работников на постоянной основе [6]. В таблице 1 и таблице 2 показаны статистические данные по занятости населения, приведенные в Российском статистическом ежегоднике за 2016 год [7].

Таблица 1

Статистические данные о занятости населения за 2016 год (тыс. человек)

Таблица 2

Распределение самозанятых по сферам занятости (тыс. человек)

По данным Росстата в 2016 году в России 4194 тыс. человек являлись самозанятыми, что составляло 5,7% от общего числа занятого населения. Большая часть из них - 2427 тыс. человек (57,9% от общего числа самозанятых) занимались в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица; 1734 тыс. человек (41,3% от общего числа самозанятых) занимались трудовой деятельностью в собственном домашнем хозяйстве по производству продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства; и лишь 34 тыс. человек (менее 1%) были задействованы на предприятии и организациях со статусом юридического лица.

Самозанятость в России сосредоточена в основном в традиционных видах деятельности, тем не менее, быстрыми темпами растет число самозанятых, активно использующих в своей деятельности информационные технологии и интернет. К этому сегменту занятого населения можно отнести программистов, веб-дизайнеров, специалистов по рекламе, маркетингу, инжинирингу и т.п., в том числе работающих удаленно при

помощи сети интернет, которые не состоят в штате организации, а самостоятельно реализуют произведенные личным трудом товары и услуги. Есть основания предполагать, что в будущем доля самозанятых в этом секторе экономики будет значительно увеличиваться, так как работа в информационном секторе требует минимальных капиталовложений (зачастую для этого требуется персональный компьютер с доступом к глобальной сети интернет и соответствующее программное обеспечение), а спрос на специалистов в данной области неуклонно растет.

Исследования самозанятых-филансеров, проводимые НИУ ВШЭ в период с 2009 г. по 2014 г. [3], показали, что на российском рынке электронной самозанятости преобладают неформальные отношения. Эмпирической базой для исследования являлись данные, полученные в результате анкетирования зарегистрированных пользователей на крупнейшем русскоязычном портале для самозанятых - FL.ru (ранее Free-lance.ru). Согласно проведенным исследованиям лишь небольшая часть фрилансеров была зарегистрирована в качестве ИП: 18% от общего числа фрилансеров в 2011 году и 10% от общего числа фрилансеров в 2014 году; официальный договор с заказчиком заключали 12% от общего числа фрилансеров в 2011 году и 11% от общего числа фрилансеров в 2014 году. Поскольку на текущий момент так и не создана полноценная законодательная база, которая бы регулировала деятельность самозанятых, можно предположить, что на рынке электронной самозанятости по-прежнему преобладают неформальные отношения.

Вывод самозанятых из теневого сектора экономики является основной целью, которое ставит перед собой правительство, занимаясь вопросом о самозанятых. Прежде всего, это делается с целью увеличения налоговых сборов с данной категории занятых. Подобная позиция также прослеживается в работах некоторых российских экономистов, посвященных регулированию деятельности самозанятых.

Поскольку в вопросе регулирования деятельности самозанятых наше государство делает лишь «первые шаги», уместно обратить внимание на опыт стран, которые регулируют деятельность самозанятых уже не одно десятилетие. Такими странами являются США и страны западной Европы. В этих странах, начиная с конца 1970-х годов, происходили процессы реструктуризации промышленности, связанные с ростом безработицы и социальной напряженности. Одним из путей выхода из данной ситуации являлось вовлечение безработных в экономическую деятельность через самозанятость. С этой целью были приняты программы развития и поддержки самозанятых. Программы отличались друг от друга и учитывали экономические особенности стран, в которых они были реализованы, однако имели ряд общих характерных особенностей - в каждой стране правительство принимало комплексные меры для поддержки самозанятых, а также предоставляло помощь в обучении и приобретении трудовых навыков.

На текущий момент в странах западной Европы по-прежнему успешно функционируют программы поддержки самозанятых, которые позволяют снизить уровень безработицы и повысить уровень предпринимательской активности. Так, например, в Нидерландах лицам, получающим пособие по безработице, дается возможность получить кредит на развитие своего дела, а также предусмотрена возможность возместить дополнительные расходы на обучение и курсы, связанные с новым бизнесом. Данная программа позволила занять около 12 тыс.

Из них

В том числе

Всего ра бота-ющие по найму ра ботаю-щие не по найму ра бото-датели самозанятые члены производств. кооперативов помогающие на семейном предприятии

72393 66968 5424 929 4195 9 291

в собственном домаш-

Всего на предприятии, в организации со статусом юр. лица в сфере предпринимательской деятельности без образования юридич. лица нем хозяйстве по производству продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства, для реализации

4195 34 2427 1734

(100%) (0,8%) (57,9%) (41,3%)

Проблемы экономики и юридической практики

6'2017

физических лиц, потерявших работу в период экономического кризиса 2008 г.

Таким образом, основной целью, которое государство достигает при правильном регулировании деятельности самозанятых граждан, является увеличение предпринимательской активности, реализация трудового потенциала населения и создание новых рабочих мест, способствующее развитию экономики. Кроме того, поддержка деятельности самозанятых позволит снизить уровень безработицы и социальной напряженности, а также даст возможность населению приобрести предпринимательские навыки и реализовать свой трудовой потенциал.

Именно поэтому самозанятость требует поддержки и эффективного регулирования со стороны государства. Отсутствие лояльной налоговой политики и полноценной законодательной базы может отторгнуть потенциальных самозанятых от подобной деятельности или заставит их уйти в неформальный сектор экономики. В связи с этим первостепенной задачей, которую должно поставить перед собой правительство в вопросе о самозанятости, является создание благоприятных условий для её развития. Данный шаг может и не принести к значительному увеличению налоговых сборов, однако позитивно скажется на развитии экономики в целом.

На наш взгляд для успешного развития самозанятости населения государству следует предпринять следующие шаги:

- создать правовую и законодательную базу, позволяющую быстро и без лишней бумажной «волокиты» зарегистрироваться физическому лицу в качестве самозанятого;

- определить правовой статус самозанятых;

- создать лояльную систему налогообложения самозанятых;

- создать специальную систему поддержки самозанятых, которая бы позволила людям, потерявшим работу и желающим начать свое дело, пройти специальное обучение, а также получать комплексную поддержку (правовую, информационную и т.п.) со стороны государства.

В качестве одной из мер поддержки государство может поспособствовать в реализации товаров и услуг, произведенных самозанятыми. Например, путем организации специальных экономических площадок (в том числе и интернет-ресурсов), где самозанятые смогут найти заказчиков, а в определенных сферах экономики государство могло бы стать заказчиком на услуги и товары, произведенные самозанятыми. Данная мера станет хорошим стимулом для выхода самозанятых из неформального сектора, а также благоприятно скажется на развитии экономики страны в целом.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,02%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Законопроект № 87981-7. О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации // Официальный сайт Государственной Думы РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%297Open Agent&RN=87981-7 (дата обращения 03.12.2017).

2. О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. [Электронный ресурс]. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=66723 (дата обращения 03.12.2017).

3. Стребков Д. О., Шевчук А. В., Спирина М. О. Развитие русскоязычного рынка удаленной работы, 2009- 2014 гг. (по результатам Переписи фрилансеров). М.: Изд. Дом Высшей школы экономики,

2015. -225 с.

4. Щипанова Д. Г. Особенности спроса и использования трудовых ресурсов. Занятость в неформальном секторе российской экономики //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 3. С. 3745. 001:10.18184/2079-4665.2015.63 37.45

5. International Classification on Status in Employment // Официальный сайт Международной организации труда. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ilo.org/global/statistics-and-databases/statistics-overview-and-topics/status-in-employment/current-guidelines/lang--en/index.htm (дата обращения 03.12.2017).

6. Федеральная служба государственной статистики // Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 03.12.2017).

7. Занятость и безработица // Российский статистический ежегодник

2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm /connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_11 35087342078 (дата обращения 03.12.2017).

РЕЦЕНЗИЯ

Тенденции развития современной экономики обусловили дифференциацию сегментов трудового рынка. Информационные технологии способствуют расширению сектора самозанятости, которую авторы рассматривают в положительном спектре - повышение уровня доходов и снижения безработицы. В качестве негативного влияния самозанятости определено функционирование данного сектора в зоне теневой экономики, меры по которой предложены на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Представлена на рецензирование статья соответствует требованиям, предъявляемым ВАК к публикациям к публикациям в рецензируемых, рекомендуемых СМИ.

Рецензент:

Доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований реального сектора экономики Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института экономики Российской академии наук

Лебедева Н. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.