Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ЮНЫХ ГИМНАСТОК 5-7 ЛЕТ'

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ЮНЫХ ГИМНАСТОК 5-7 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ЮНЫХ ГИМНАСТОК 5-7 ЛЕТ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

УУК (УДК, UDC): 796.412.2: 022

Докторант М.Д. ОРТИКОВА1

Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

Информация для связи с автором:

[email protected]

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ЮНЫХ ГИМНАСТОК 5-7 ЛЕТ

Аннотация

Annotation

В данной статье автор представляет разработанный комплекс комбинационных движений по развитию координационных способностей юных спортсменок по художественной гимнастике в возрасте 5-7 лет, с применением дифференциального игрового метода. Составлены тренировочные комбинации на различные виды координационных способностей и методом педагогического эксперимента выявлены оптимальные соотношения упражнений для повышения уровня освоения сложно-координационных движений. Данная методика по развитию координационных способностей у юных спортсменок по художественной гимнастике рекомендуется наставникам воспитывающим юных художниц.

Ключевые слова: художественная гимнастика, упражнения, тренировочные комбинации, булава.

Ушбу маколада муаллиф 5-7 ёшли спортчиларнинг дифференциал уйин усули ёрдамида бадиий гимнастика буйича координацион кобилиятларини ривожлантириш учун комбинацион хдракатларнинг ривожланган мажмуасини курсатиб утган. Координацион кобилиятларнинг хдр-хил турлари учун машгулот комбинациялари тузилган ва мураккаб координацион хдракатларни узлаштириш даражасини ошириш машкларининг оптимал нисбатлари педагогик тадкикот методлари оркали очиб берилган. Бадиий гимнастика буйича ёш спортчиларда координация кобилиятини ривожлантириш учун ушбу услуб ёш бадиий гимнастика тарбияловчи мураббий-ларга тавсия этилади.

Калит сузлар: бадиий гимнастика, машцлар, машгулот бирикмалари, тугараклар.

In this article, the author presents the developed complex of combination movements for the development of coordination abilities of young female athletes in rhythmic gymnastics at the age of 5-7 years, using the differential game method. Training combinations for various types of coordination abilities are made and the optimal ratios of exercises for increasing the level of mastering complex coordination movements are revealed by the method of pedagogical experiment. This technique for the development of coordination abilities in young athletes in rhythmic gymnastics is recommended to mentors who educate young artists.

Key words: rhythmic gymnastics, exercises, training combinations, mace

CM О CM

ГО

та t

0 ü w

1

Актуальность. Художественная гимнастика является не только популярным видом спорта, но и сложным в отношении координации движений [1,8]. Поэтому одной из специфических особенностей при подготовке является зависимость спортивных результатов от координационных возможностей [2]. Современное усложнение спортивной техники предъявляет высокие требования в сокращающиеся сроки обучения [3,7]. Поэтому координационные способности в художественной гимнастике необходимо начинать развивать уже в младшем возрасте [4]. Однако в процессе обучения следует учитывать физиологические особенности детского организма [5]. Несмотря на большое количество исследовательских работ [6,9,10], посвященных проблеме развития и совершенствования координационных способностей юных спортсменов, еще недостаточно изученным остается вопрос о наиболее целесообразном методе развития координационных способностей, как ключевых в технике художественной гимнастики, в дошкольном возрасте. В связи с этим, существует необходимость исследования координационных способностей художниц в дошкольном возрасте и разработки соответствующей методики развития.

Цель исследования. Научно обосновать эффективность методики развития координационных способностей художниц 5-7 лет на этапе предварительной базовой подготовки.

Задачи:

1. Составить тренировочные комбинации в игровой форме с булавами на различные виды

координационных способностей.

2. Провести сравнительный анализ оценок (баллов) за упражнение с булавами экспериментальной и контрольной групп.

Методы исследования. Педагогический эксперимент проводился в полугодичном цикле на базе ДЮСШ г. Ташкент. В эксперименте принимали участие дети 5-7 лет на этапе предварительной базовой подготовки, которые были организованы в контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 12 человек в каждой. Занятия в КГ проводились по программе, предусмотренной ДЮСШ по художественной гимнастике. В программу занятий ЭГ была включена разработанная нами методика развития координационных способностей художниц 5-7 лет группы начальной подготовки. Основу методики развития специфических для юных художниц координационных способностей составили элементы и комплексы упражнении на развитие быстроты двигательной реакции, сложно-координационных движений, зрительной памяти, внимания, выполняемые в различных меняющихся условиях;

варьирование динамических, временных и пространственных характеристик движений; введение необычных исходных положений; усложнение упражнений дополнительными движениями для тренировки вестибулярных функций.

С целью формирования интереса у юных спортсменов учебно-тренировочные занятия должны проводится в игровой форме. Поэтому для разви-

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

тия вестибулярной устойчивости использовались подвижные игры такие как: «Вниз головой», «Быстрая карусель» и др.; для развития способности воспроизводить, дифференцировать параметры движения применялись подвижные игры: «Меткая булава», «Перекатывай с булавами» и др.

Для способности к ориентированию в пространстве вводились различные игры с булавами.

Развитию быстроты двигательной реакции способствовали дополнительные задания, введенные во время обучения, и совершенствование основных движений; бег с булавами, изменения направления по сигналу, смена движений разных по структуре. В основную часть вводились разработанные нами комплексы упражнений: вестибулярной гимнастики, сложно координированных упражнений, каждый из которых проводился один раз в неделю. В завершении основной части вводились подвижные игры, которые подбирались с учетом ведущего в них основного движения и преимущественного развития одного из проявлений координационных способностей. Таким образом, разработанная методика, направлена не только на повышение уровня развития координационных способностей на этапе предварительной базовой подготовки, но и на развитие быстроты, с учетом возрастных типологических особенностей юных художниц.

Для выявления уровня развития координационных способностей исследовались такие проявления координационных способностей, как способность к равновесию, быстрота реакции, способность к ориентировке в пространстве.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное перед началом эксперимента тестирование показало отсутствие существенных различий в уровне физической подготовке детей КГ и ЭГ. Анализ результатов педагогического эксперимента показал достоверные улучшения как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе (таблица). Однако в экспериментальной группе изменения характеризовались наибольшими значениями темпов прироста изучаемых показателей. Так, достоверное улучшение отмечается в изменении показателей, характеризующих быстроту двигательных реакций: у дошкольников экспериментальной группы - на 11,8%, а у детей контрольной группы - лишь на 4,59%. Рассматривая изменения показателей, характеризующих ориентационную способность в начале и в конце педагогического эксперимента, видно, что наиболее существенные изменения за весь период отмечается в экспериментальной группе: ориен-тационная способность достоверно улучшилась на 21,94%, а у дошкольников контрольной группы - лишь на 13,93%.

Результаты отражающие способность к динамическому равновесию у дошкольников экспериментальной групп повысились на 16,28%. В контрольной группе лишь на 12,10%. Улучшение показателей, характеризующих координационные способности в контрольной группе, можно обосновать влиянием традиционных методов тренировки.

Опережающий рост уровня развития координационных способностей в экспериментальной группе, возможно объяснить лишь влиянием разработанной нами игровой методики тренировок. Отметим, что не для всех координационных способностей методы тренировки эффективны в дошкольном возрасте. Так, согласно полученным результатам, наибольшую чувствительность к целенаправленному воздействию тренировкой оказался показатель способности к ориентированию в пространстве (рисунок). Его темп роста превысил 13% в обеих группах испытуемых. Тогда как быстрота реакции оказалась наименее динамичной величиной: ее темп роста не превысил 12%. Показатель способности к динамическому равновесию занял промежуточное положение по чувствительности к целенаправленному тренерскому воздействию игровыми методами. Через 5 месяцев тренировок с применением тренировочных комбинаций с булавами на различные виды координационных способностей на тренировочном занятии была проведена контрольная прикидка, на которой гимнастки экспериментальной и контрольной групп, как на соревнованиях (на оценку, под музыку, в купальниках), выполняли упражнения с булавами. Судейство осуществлялось тренерами из ДЮСШ. Полученные результаты (баллы) сравнивались с оценками (баллами) за упражнение с булавами, полученными на соревнованиях в декабре 2019 года на первенстве ДЮСШ по младшим разрядам, сравнительные результаты контрольной и экспериментальной групп показаны на рис. [1,2].

Рис. 1. Оценки экспериментальной и контрольной группы, полученные в первенстве ДЮСШ по младшим разрядам за упражнения с булавами.

Рис. 2. Оценки экспериментальной и контрольной группы, полученные в контрольной прикидке за упражнения с булавами.

Выводы. Разработанная методика развития координационных способностей художниц 5-7 лет группы начальной подготовки позволила ускорить быстроту двигательной реакции и способность к динамическому равновесию юных художниц. Однако в большей мере разработанная методика спо-

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

собствует развитию ориентировки в пространстве.

Рекомендации. 1. Для повышения уровня координационных способностей на этапе предварительной базовой подготовки в художественной гимнастике целесообразно применять тренировочные комбинации на различные виды координационных способностей, которые должны быть короче индивидуального упражнения в 2,5 - 3 раза; должны включать упражнения на различные виды координации, элементы и связки, представляющие сложность из индивидуальной программы. При выполнении таких комбинаций необходимо следить за правильностью выполнения упражнений, увеличением скорости движения, изменением амплитуды и исходных положений, увеличением числа повторений отдельных упражнений, связок и комбинаций, изменением продолжительности упражнений, интервалов отдыха между ними. 2. Оценки (баллы) за упражнения с булавами в экспериментальной группе выше результатов контрольной группы (в среднем на 0,6 балла). Это большой разрыв, т.к. по правилам соревнований победителя в одном виде многоборья могут определить не только десятые, а сотые балла. Оценки за выступление экспериментальной группы более стабильны, о чем свидетельствует показатель фактора рассеивания (V эксп = 5,71; V контр = 7,1)

3. По результатам физиологических проб про-

УДК:(УДЖУ, UDC): 796.012.51:4

слеживается, что механизмы управления точными движениями гимнасток в экспериментальной группе значительно улучшились, что подтверждает высокий уровень подготовленности гимнасток к работе с булавами.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем составления тренировочных комбинаций на различные виды координационных способностей на этапе предварительной базовой подготовки в художественной гимнастике.

Литература:

1. Аганянц, Е.К. Физиологические особенности развития детей, подростков и юношей / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская, Е.В. Демидова. - Краснодар: Экоинвест, 1999. - 72 с.

2. Алабин В.Г. Координация и методика ее совершенствования. Учебно-методическое пособие. - Харьков: ХаГИФК, 1999. - 38с.

3. Архипова, Ю.И. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Юлия Александровна Архипова. - СПб., 1998. - С. 8-30.

4. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн - М.: ФиС, 1991. - 288 с.

5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов/ Ю.В. Верхошанский - М.: ФиС, 1988. - 331 с.

6. Координация и методика ее совершенствования / В.Г. Алабин, М ?. Малахов, Н.П. Барская и др. - Харьков: ХаГ?ФК, 1998. - 40 с.

7. Любимова В. В. Художественная гимнастика. Классификационная программа для ДЮСШ, Школ Олимпийского резерва, Высшего спортивного мастерства./ Учебное пособие для учебных заведений - Харьков: ХаГИФК, 1996.

8. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - с. 300-312.

9. Художественная гимнастика. Учебная программа ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ /Сост. Ж.А. Белокопытова, Л.А. Карпенко, Г.Г. Романова. - Киев: РНМК, Министерство по делам молодежи и спорта Украины, 1991 - 88 с.

10. Художественная гимнастика: Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Т. С. Лисицкой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 232 с.

Муаллиф билан ботланиш учун:

[email protected]

Ук,итувчи

Б.Б. АБДУЛЛАЕВ1

!Узбекистон давлат жисмоний тарбия ва спорт университети, Чирчик шахри, Узбекистан

ЁШ ГИМНАСТИКАЧИЛАРГА ТАЯНИБ САКРАШ МАШЦЛАРИ ва ХДРАКАТ ТУЗИЛИШИ АСОСИНИ УРГАТИШ УСЛУБИЯТИ

Аннотация

Annotation

В статье рассмотрены вопросы обучения опорным прыжкам с учётом двигательной структуры движения, эффективные методы, средства, последовательность обучения, а такжепредложен недельный план работы.

Ключевые слова:опорный прыжок, тренировка, недельный микроцикл, безопорная фаза, приземление, траектория, техническая подготовка.

Маколада ёш спорт гимнастикачиларни таяниб сакраш машкларни хдракат тузилиши асосида самарали ургатиш услубини куллаш кетма-кетлиги ва ^афталик, кунлик машгулот режаси берилган.

Калит сузлар: таяниб сакраш, машгулот, цафталик микроцикл, таянчсиз фаза,цуниш,тра-ектория, техник тайёргарлик.

The article discusses the issues of teaching vaults taking into account the motor structure of movement, effective methods, means, the sequence of training and a weekly work plan is proposed.

Keywords: vault, training, weekly micro cycle, unsupportedphase, landing, trajectory, technical training.

CM О CM

та t о d w

с to

Долзарблиги. Турлича спорт турлари буйича утказиладиган укув-машгулот жараёнини шакл-лантириш, унинг самарадорлигини оширишга ка-ратилаётган, самарали педагогик технологияларни ишлаб чикиш хамда амалий синовдан утказиш му-аммолари илмий объект сифатида купгина олим-лар эътиборини жалб килиб келмокда. Жумладан, В.М.Смолевский, Ю.К.Говердовский каби етакчи мутахассис-олимлар тадкикотлари кичик ва катта ёшдаги малакали спортчиларнинг гимнастика

машкларини ургатишда жисмоний хамда махсус харакат тайёргарлиги жараёнини шакллантириш мавзуларига каратилган.

Тадк,ик,отнинг мак,сади. Спорт гимнастика-сидатаяниб сакрашниургатишдаги воситаларни самарали таксимлаш асосида гимнастикачиларни таяниб сакраш техник тайёргарлигини такомил-лаштириш.

Урганилаётган муаммо доирасидаёш спортчи-ларни тайёргарлигида таяниб сакраш фазаларини

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

ургатишда илмий- адабиётлар оркали урганиб чикдик. Айникса, гимнастика билан шутулланув-чи II даражали утил болаларнинг тайёргарлигида жисмоний ва амалий машкларни кулланилишида гимнастик машкларни ижро этиш техникасига таъсирини киёсий урганишга алохида ургу бе-рилди.

Тажрибани утказиш учун 20 нафар ёш спорт-чиларни танлаболинди ва техник ва жисмоний тайёргарлик натижаларига кура 2 гурухга булинди. I гурух назорат, II гурух эса тажриба гурухи этиб белгиланди. Назорат гурухи ёш спортчиларни од-дий анъанавий дастур буйича, тажриба гурухи эса махсус ишлаб чикилган дастур буйича шутуллан-дилар. Утказилган педагогик кузатувлар ва сакраш фазаларидаги харакатлар тузилишини тахлили асосида машклар мажмуаси ишлаб чикилди.

Таяниб сакраш тахлили буйича хатолар, гимнастларнинг жисмоний тайёргарлигининг пастлигига ва сакрашнинг алохида фазаларини нотутри бажариш куникмалари хосил булганлиги билан богликдир. Ургатиш шутулланувчиларнинг биринчи уринишидаёк харакатларни тутри бажа-ришлари билан бошланади.

Алохида фазалардаги каби сакрашда бутун вужудга келган хатолар хам биринчи навбатда ургатиш услубияти нотутрилигидан далолат беради.

Шуни таъкидлаб утиш керакки, хар бир таяниб сакрашни бажариш куйидаги бир катор билим-ларга таянади.

1. Югуришни ва куприкка тушишни тутри бажариш;

2. Танани эркин ва дадил учишини таъминлов-чи куприкдан депсинишни кулай бажариш;

3. Таянчсиз фазани тутри бажариш;

4. Кулда итарилишни кулай бажариш;

5. Кулда итарилгандан кейинги учиш чизигини узгартирмаслик;

6. Катъий ва чиройли куниш.

Сакрашни тадкикот аъзолари хар бир уриниш-ни бахолаб чикишди. Бахолашда куниш узунлиги хамда аник турганлиги бахоланди.

1-жадвал

Спортчиларнинг ^униш ани|^лиги натижалари

Гурухлар Уринишлар

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 X

назорат 0.4 0.5 0.3 0.4 0.4 0.3 0.4 0.5 0.4 0.5 0.41

тажриба 0.2 0.1 0.2 0.1 0.1 0.2 0.1 0.2 0.2 0.1 0.15

Гимнастларни куниш аниклиги натижалари назорат гурухида куниш борасида ишлаш керакли-гини тасдиклади. Уртача хато 0.41, тажриба гурухида эса 0.15. Гимнастларга кулларда итарилишдан кейин кандай харакатлар ва нимани уйлашлари хакида савол берилди. Жавоб эса бир хил учиш пайтида тана холатини саклаш хакида уйлашла-рини айтиб утдилар. Шунинг учун биз утказилган тахлиллар ва турли холат хамда текисликларда кунишни такомиллаштирувчи машклар минимум хатолар билан кунишни бажаришда ижобий аник-лик натижаларини берди.

Дастлабки тадкикот натижалари шуни курсата-дики, тажриба ва назорат гурухларининг дастлабки

улчам натижалари буйича фарк йук,. Гимнастларда имкониятларни амалга оширилиш буйича бахо курсаткичлари паст, чунки уртача даража 7.0 балл, юкори даража 9.3 балл хисобланади. Шуларни хи-собга олиб тажриба гурухига таяниб сакрашнинг шу фазаларини такомиллаштириш учун машклар мажмуасини бажаришни таклиф килдик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2-жадвал

Гимнастикачиларни таяниб сакраш натижалари.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 X 8

Т 6.8 7.2 6.8 6.9 7.4 6.9 6.8 6.6 6.9 7.1 6.94 0.8

Тажриб гача Н 7.1 7.2 7.3 6.9 6.7 6.8 6.9 7.1 7.2 7.1 7.03 0.84

>° Л ^ = Т 8.9 8.5 8.9 8.9 8.4 8.2 8.9 8.7 8.9 8.5 8.7 0.2

« Н 7.4 7.3 7.4 7.2 7.4 7.4 7.5 7.3 7.4 7.3 7.3 0.1

курсаткичларида усиш булганлиги курсатди. Назорат гурухида 6.94 дан 7.3 гача, тажриба гурухида эса 7.03 дан 8.7 гача. Тажриба гурухи натижаси 1.4 баллга кутарилди. Гимнастикада ушбу ёш гурухи учун бу яхши натижа хисобланади. Шундай килиб, тавсия килинган сакраш машклари гимнастлар-нинг югуриб куприкдан оёклар депсиниш имко-ниятини самарали амалга оширилишга ижобий таъсир курсатди.

Тадкик киланаётган гимнастларнинг тез-кор-куч сифатлари тавсифини тахлил килиш асосида усиш динамикасини назорат килиш мак-садида укув-машгулот вактида Ю.В.Менхин тавсия килган 10 балл тизимида бахоланган (3-жадвал каранг).

3-жадвал

Гимнастларнинг тажрибадан кейинги жисмоний тайёргарлиги курсаткичлари(Ю.В.Менхин шкаласи буйича)

30 м. югу-риш 3х10 м. Моккиси- мон югуриш Жойдан узун. сак Турникда тортилиш Эгилиш Абалакова сакраш Х уртача

Тажрибагача назорат 7.2 7.6 7.8 8.0 8.2 8.4 7.86

тажриба 7.3 7.5 7.7 7.9 8.3 8.3 7.8

Тажрибадан сунг назорат 7.8 7.8 8.3 8.4 8.6 8.6 8.25

тажриба 8.4 8.6 8.8 8.8 9.0 8.8 8.73

Тажриба гурухининг уртача баллари 0.9 баллга усиш билан 8.73 балл. Назорат гурухида эса, 0.4 баллга кутарилиб, 8.25 баллни ташкил килди. Шундай килиб, куч тавсифини таккослаб тахлил килиш натижасида шу маълум булдики, гимнастларнинг тайёргарлик даврида жисмоний сифатларини та-комиллаштириш зарур.

4-жадвал

Спортчиларда таяниб сакраш натижаларининг ба^оси

Итарилишдан олдинги учиш Итарилишдан кейинги учиш Куниш Техник бахоси

Тажрибагача Н 0.8 0.7 0.6 7.9

Т 0.8 0.6 0.7 7.9

Тажрибадан сунг Н 0.6 0.5 0.5 8.4

Т 0.2 0.3 0.2 9.3

Таяниб сакрашда гимнастлар, сакраш изи (траекторияси)ни узунлиги ва баландлигини оши-ришга, куниш мустахкамлилигини яхшилаш лозим. Бу вазифаларни ечиш учун бутун организмга

см о см

го га

0 ^

ю

1

с го

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.