Астафьева Инна Сергеевна
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО В ОЦЕНИВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
В статье рассматривается дидактический потенциал методического портфолио в профессионально-методической подготовке будущих учителей иностранных языков в вузе. Описаны возможности использования студенческого портфолио по методике обучения иностранному языку для оценивания уровня сформированности деятельностного компонента методической компетенции в условиях реализации компетентностного подхода. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/12-2754.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(78): в 4-х ч. Ч. 2. C. 188-190. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/12-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 371.263
В статье рассматривается дидактический потенциал методического портфолио в профессионально-методической подготовке будущих учителей иностранных языков в вузе. Описаны возможности использования студенческого портфолио по методике обучения иностранному языку для оценивания уровня сформи-рованности деятельностного компонента методической компетенции в условиях реализации компетент-ностного подхода.
Ключевые слова и фразы: педагогическое образование; учитель иностранных языков; методическая компетенция; методический портфолио; оценивание.
Астафьева Инна Сергеевна
Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета ricoakai@gmail. com
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО В ОЦЕНИВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА МЕТОДИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
В современном мире перед высшим педагогическим образованием поставлены задачи по совершенствованию профессиональной подготовки выпускников, которые были бы востребованы на едином европейском рынке труда. Модернизация педагогического образования предполагает его адаптацию к изменившимся социально-экономическим и государственно-политическим условиям развития России и освоение опыта модернизации образовательной сферы, накопленного другими странами. Данный процесс целенаправленно осуществляется государством через систему нормативно-правовых актов за счет инновационных поисков целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования. Анализ исследований по вопросам модернизации педагогического образования свидетельствует о том, что ее основными задачами являются усиление ориентированности образовательных программ профессиональной подготовки на запросы потребителей, разработка преемственных образовательных программ высшего педагогического образования и создание единого образовательного интерактивного контента, обеспечение практической подготовки педагогов по вопросам реализации образовательных программ, а также обеспечение вариативности профессиональных программ с учетом потребностей, интересов, способностей студента [3; 9; 12].
Целью освоения основной образовательной программы высшего образования и результатом профессионально-ориентированной подготовки студентов факультета иностранных языков Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета (далее - ФИЯ НИФ КемГУ) по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (направленность подготовки -«Иностранный язык (первый) и иностранный язык (второй)») является формирование компетентной личности, готовой к интеграции в постоянно меняющуюся образовательную среду посредством решения профессиональных задач различного уровня сложности [1; 12]. Принимая во внимание тот факт, что система профессионально-педагогического образования перешла на новую стадию своего функционирования, характеризующуюся постепенным переходом от передачи готовых знаний к квалификационной подготовке специалиста, способного к конструктивному преобразованию образовательного пространства, подготовка будущего учителя на ФИЯ НИФ КемГУ предполагает осуществление методической подготовки студента, т.е. комплексное развитие личности обучающегося в процессе теоретического обучения и практической деятельности (интеграцию теоретической и практической подготовки).
Значимыми для нашего исследования явились работы А. В. Малёва и М. А. Мосиной, которые рассматривают методическую подготовку будущего учителя иностранных языков как систему формирования личности и деятельности педагога в соответствии с социально обусловленными целями в рамках исследовательской стратегии обучения, направленной на развитие профессиональной деятельности (умение, способность и готовность самостоятельно прогнозировать, формулировать и решать сложные педагогические задачи), а также рассмотрение в качестве предмета методической подготовки студентов профессионально-методической деятельности учителя иностранных языков, основными структурными компонентами которой являются профессиональные знания, имеющие полиморфную структуру, навыки, умения и профессионально-педагогическая направленность личности [7-9].
Методическая подготовка студентов ФИЯ НИФ КемГУ направлена на формирование у них методической компетенции, под которой понимается интегративное свойство личности, представляющее собой ее способность и готовность организовывать и осуществлять процесс обучения иностранному языку посредством решения профессиональных методических задач в процессе реализации целей обучения [6-8; 10; 14]. Методическая компетенция относится к разряду профессиональных (специальных) и носит динамический характер, т.к. полученные знания, умения и навыки постоянно меняются в ходе образовательного процесса, а соответственно, меняется и характер деятельности, и индивидуальный стиль преподавания. В ходе исследования нами выявлено, что специфику будущей профессиональной деятельности выпускников на уроках иностранного языка отражает деятельностный, или операционно-деятельностный, компонент методической компетенции, включающий в себя профессиональные знания и навыки обучающихся, умение актуализировать их в будущей профессионально-методической деятельности, готовность использовать в процессе реализации своих профессиональных функций, умения проектирования, адаптации, организации, мотивации,
Педагогические науки
189
исследования и контроля [1; 2; 6; 10; 14]. Из изучения федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) [12] следует, что обозначенные умения деятельностного компонента методической компетенции представлены в требованиях к бакалавру в виде таких общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как:
- умения проектирования (способность проектировать образовательные программы; способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся);
- умения адаптации (способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия; владение основами профессиональной этики и речевой культуры; способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся);
- умения организации (готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов; способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности; способность к самоорганизации и самообразованию);
- умения исследования (готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования).
Нами экспериментально доказано, что формирование обозначенных умений у обучающихся эффективнее всего осуществлять на практических занятиях по методике обучения иностранному языку в ходе выполнения студентами комплекса заданий, из которых составляется студенческий методический портфолио. Методический портфолио представляет собой комплект методических и дидактических материалов, рассчитанный на самостоятельную работу студентов по отдельным разделам курса [14]. Изучение результатов исследований А. Г. Бермуса и О. Х. Мирошниковой [4], Е. В. Игониной [5], Х. С. Талхиговой [11] и наш педагогический опыт [1-3] показывают, что ведущими функциями методического портфолио студента являются: во-первых, диагностическая, отражающая аспекты развития студента, которые необходимо формировать; во-вторых, контролирующая (контрольно-корректирующая), позволяющая отслеживать этапы и качество овладения учебным материалом; в-третьих, функция оценивания, дающая преподавателю возможность получения обратной связи и включения процессуальной оценки, раскрывающей результат и характер достижения. В связи с этим можно утверждать, что методический портфолио относится к технологиям педагогической диагностики, мониторинга и оценки образовательных достижений и что для нашего исследования он может являться инструментом контроля сформированности деятельностного компонента методической компетенции будущего учителя иностранного языка при условии грамотной формулировки преподавателем критериев оценивания каждой работы в портфолио и портфолио в целом.
Апробация технологии методического портфолио на занятиях по методике обучения иностранному языку предполагала включение в его содержание видов работ, требующих от обучающихся проявления обозначенных выше умений деятельностного компонента методической компетенции, в том числе создание конспектов уроков, внеклассных мероприятий по предмету, презентаций, методических разработок, комплекта методических и дидактических материалов, рассчитанных на самостоятельную работу студентов по разделам курса методики обучения иностранным языкам [Там же]. Цель технологии методического портфолио будущего учителя иностранного языка состоит в том, чтобы помочь обучающемуся систематизировать образовательные результаты в области методики обучения этому предмету для последующего использования разработанных материалов во время педагогической практики и в будущей профессиональной деятельности.
В ходе педагогического эксперимента нами было выявлено, что наличие рефлексивных листов, прилагаемых к каждому виду заданий, способствует формированию у студента умений рефлексии и саморефлексии осуществляемой им деятельности. Таким образом, нам удалось доказать, что методический портфолио представляет собой способ организации взаимодействия студента с результатами собственной деятельности, т.е. является не только формой представления результатов профессионально-образовательной активности в области методики обучения иностранным языкам, но и способом организации этих результатов, фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений в течение определенного периода. При этом создание рабочей папки предполагает не просто механический сбор учебных материалов с целью их дальнейшей оценки, но целенаправленное и систематическое осмысление студентом собственной профессионально-образовательной активности. Обдумывание обучающимся осуществленной им деятельности признается основным признаком, отличающим разработку портфолио от простого собирания материалов [3; 5].
Педагогический эксперимент показал, что технология методического портфолио позволяет преподавателю осуществлять оценку уровня сформированности деятельностного компонента методической компетенции студентов для внесения соответствующих изменений в образовательный процесс. Реализация такой функции методического портфолио, как функция оценивания, становится возможной благодаря тому, что критерии оценивания каждой работы, входящей в студенческий портфолио, были соотнесены с формируемыми нами умениями деятельностного компонента методической компетенции, например, грамотность устной и письменной речи на родном и иностранном языке (корректность формулировок, использование терминов), корректность заимствований и цитирований, достаточное количество примеров / упражнений / раздаточного материала, логичность построения фрагмента урока, эстетичность оформления результатов деятельности и т.д. Оценивание каждого критерия в соответствии с балльно-рейтинговой картой дисциплины «Методика обучения иностранному языку» позвонило нам выявить показатели уровня сформированное™ умений деятельностного компонента методической компетенции студентов.
В ходе исследования мы также выяснили, что методический портфолио как технология оценивания дея-тельностного компонента методической компетенции будущего учителя иностранных языков позволяет увеличить продолжительность сбора студенческих достижений в сравнении с традиционными технологиями оценивания. Иными словами, составление студенческого портфолио по методике обучения иностранным языкам может осуществляться на протяжении нескольких лет, регулярно пополняясь работами разного уровня сложности (в зависимости от курса обучения и изучаемой темы), может стать частью междисциплинарного экзамена итоговой аттестации студента и быть представлен работодателю.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что методический портфолио как коллекция работ студента по методике обучения, с одной стороны, помогает обучающемуся не только систематизировать образовательные достижения для возможности их использования в его будущей профессиональной деятельности, но и способствует осмыслению профессионально-образовательной активности и формированию у него объективной самооценки осуществляемой им деятельности. С другой стороны, как показал наш опыт, технология методического портфолио позволяет преподавателю отслеживать и оценивать уровень сформированности деятельностного компонента методической компетенции студента согласно балльно-рейтинговой системе в ходе выполнения им разных видов работ, входящих в портфолио по методике обучения иностранным языкам. В зависимости от того, какие именно умения деятельностного компонента методической компетенции необходимо формировать у студента, преподаватель может предлагать ему соответствующие задания или корректировать критерии оценивания работ. Кроме того, использование технологии методического портфо-лио позволяет увеличить продолжительность сбора студенческих достижений и, как следствие этого, совершенствовать формируемые умения деятельностного компонента методической компетенции.
Список источников
1. Астафьева И. С. Метод проектов в формировании методической компетенции учителей иностранных языков // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 1. С. 75-79.
2. Астафьева И. С. Формирование когнитивного компонента методической компетенции будущих учителей иностранных языков посредством метода дискуссии // Актуальные проблемы педагогической теории и образовательной практики: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. (г. Новокузнецк, 15-19 февр. 2016 г.). Новокузнецк: Арт-экспресс, 2016. С. 17-21.
3. Астафьева И. С., Слесаренко И. В. Языковой портфель студента как средство формирования профессиональных компетенций // Международная конкурентоспособность университетов: опыт и перспективы создания полиязычной образовательной среды: материалы II всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Екатеринбург, 19 мая 2017 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. С. 10-15.
4. Бермус А. Г., Мирошникова О. Х. Портфельные методы оценки образовательных достижений в системе многоуровневого высшего образования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 408-410.
5. Игонина Е. В. Применение студенческого портфолио в диагностике профессиональных компетенций студентов вуза // Образование и наука. 2011. № 10. С. 123-133.
6. Макеева С. Н. Формирование методической компетенции у будущего бакалавра педагогического образования в процессе профессионально направленного обучения иностранному языку: дисс. ... к. пед. н. М., 2013. 232 с.
7. Малёв А. В. Профессионально-методическая подготовка учителя иностранного языка в контексте современного состояния системы образования // Преподаватель XXI век. 2012. № 4. С. 77-83.
8. Малёв А. В. Формирование коммуникативно-методической компетенции студентов-бакалавров в условиях интеграции курсов методики и практики речи (языковой факультет, педагогический вуз): дисс. ... к. пед. н. М., 2005. 180 с.
9. Мосина М. А. Целостность лингвометодической подготовки учителя иностранного языка на основе диалогического подхода: дисс. ... д. пед. н. Н. Новгород, 2014. 409 с.
10. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 54-65.
11. Талхигова Х. С. Использование портфолио в учебном процессе [Электронный ресурс] // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 27 сентября 2015 г.). 2015. № 4 (6). URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/12251/discussion_platform (дата обращения: 12.09.2017).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 16.07.2017).
13. Шеманаев В. А. Роль методического портфолио в повышении самостоятельной деятельности будущих учителей географии // Научный потенциал. 2013. № 3 (12). С. 71-73.
14. Языкова Н. В., Макеева С. Н. Сущность и структура методической компетенции учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2012. № 7. С. 2-9.
DIDACTIC POTENTIAL OF THE METHODICAL PORTFOLIO IN ASSESSING THE ACTIVITY COMPONENT OF THE METHODICAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER OF FOREIGN LANGUAGES
Astafeva Inna Sergeevna
Novokuznetsk Institute (Branch) of Kemerovo State University ricoakai@gmail. com
The didactic potential of the methodical portfolio in vocational-methodical training of future teachers of foreign languages at the higher education institution is considered in the article. The possibilities of using student's portfolio on the methodology of teaching a foreign language for assessing the level of the formation of the activity component of methodical competence in the context of the implementation of a competence approach are described.
Key words and phrases: pedagogical education; teacher of foreign languages; methodical competence; methodical portfolio; assessment.