5. Беликов, Б.С. Решение задач по физике. Общие методы: учеб.пособие для студентов вузов. - М., 1986.
6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
Bibliography
1. Vihgotskiyj, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya: sb. nauch. tr. - M., 1991.
2. Petrovskiyj, A.V. Osnovih teoreticheskoyj psikhologii / A.V.Petrovskiyj, M.G.Yaroshevskiyj. - M., 1998.
3. Disterveg, A. Izbrannihe pedagogicheskie sochineniya. - M., 1956.
4. Pedagogika: uch. posobie dlya studentov ped. in-tov / pod red. Yu.K. Babanskogo. - M., 1983.
5. Belikov, B.S. Reshenie zadach po fizike. Obthie metodih: ucheb.posobie dlya studentov vuzov. - M., 1986.
6. Davihdov, V.V. Teoriya razvivayuthego obucheniya. - M., 1996.
Статья поступила в реакцию 15.11.12
УДК 378.02:372.8
Ryabich E.A. DIDACTIC TOOLS OF THE RESEARCH PRINCIPLE IN PEDAGOGICAL SYSTEM OF DEVELOPING TRAINING.In article the introduction problem in didactics of the research principle with its intrinsic, standard and procedural functions is considered.
Key words the research principle, standard and procedural functions of the principle, developing training.
Е.А. Рябич, аспирант ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРИНЦИПА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматривается проблема введения в дидактику исследовательского принципа с его сущностными, нормативными и процессуальными функциями.
Ключевые слова.исследовательский принцип, нормативные и процессуальные функции принципа, развивающее обучение.
Методологический анализ современного образования, характеризуется осознанием приоритетности личностно ориентированных образовательных технологий, в основе которых лежат личностно-деятельностный подход, критическое творческое мышление личности, умение самостоятельно разрабатывать и решать проблемы; а также осознанием роли научных методов и приемов познавательной деятельности в системе современного образования, позволяющих формировать и развивать самостоятельность студентов. В настоящее время в мировой педагогике и школе разрабатываются и осваиваются нетрадиционные модели обучения, внедрение которых должно помочь учащимся воспринимать мир в целостном виде. В связи с этим проблема использования исследовательского принципа в обучении приобретает новое звучание. В частности важной особенностью современного подхода к использованию исследовательских методов в развивающем обучении является то, что он рассматривается в контексте многообразия педагогических систем, что коренным образом изменяет статус исследовательского принципа и его дидактические функции.
Изменяющиеся под влиянием требований жизни цели обучения ведут к изменению и принципов обучения. Дидактика должна чутко улавливать изменения требований общества к образованию подрастающего поколения; своевременно реагировать на них, строить такую систему принципов обучения, которая верно указывала бы общее направление движения к цели. Многие ученые в своих работах обращают внимание и на тот факт, что реализация исследовательского принципа в теории и практике современного образования требует многоаспектного аналитического подхода, синтеза и обобщения накопленных ранее идей практических решений. Все это в целом и определяет актуальность данной проблемы, решение которой позволяет повысить качеств мировоззренческой подготовки учащихся и формировать у них современный теоретический стиль мышления. Мы читаем, что современное образование не должно сводиться только к усвоению положений отдельной науки, а должно быть направлено на развитие творческой личности, ее концептуального мышления, которое может быть сформировано только в условиях реализации следовательского принципа в условиях развивающего от обучения.
Учитывая, что современный этап научно-технического прогресса требует от образовательной системы формирования теоретического мышления, появляется необходимость разработки дидактических условий, позволяющих решать новую образовательную задачу. Анализ показывает, что эту проблему можно решать только в случае, если в системе образования будет осуществляться связь таких дидактических принципов, как принцип
системности, научности, преемственности, межпредметных связей и исследовательский принцип. Только комплексное взаимодействие принципов позволит эффективно формировать современное теоретическое мышление у учащихся.
Но чтобы указанный комплекс принципов обучения мог решать концептуальные проблемы образования, следует вернуть в дидактику исследовательский принцип. В системе развивающего обучения он должен выступать в роли основополагающего дидактического принципа, обладать общностью воздействия на педагогический процесс и определять основание, ядро и следствия теории развивающего обучения.
Каковы же реальные основания считать исследовательский принцип науки исследовательским принципом в образования?
Следует заметить, что процесс осознания и формулирования педагогических принципов исторически и гносеологически сложный и длительный. Он связан всегда с познанием закономерностей педагогических явлений, детерминирован длительной педагогической практикой. Более того, в научном исследовании перейти логически путем от закономерностей к принципам (от сущего должному) невозможно. Механизм этого перехода частично раскрыт в книге В.В. Краевского «Проблемы научно г обоснования обучения». Сложность процедуры этого перехода, согласно его представлениям, объясняется тремя моментами:
- во-первых, в формализованной системе педагогические принципы как структурный элемент целостного образования обладают особым статусом - они связывают теорию с практикой;
- во-вторых, формализованная система строится не только на основе законов и правил формальной логики, но и интуиции, и поэтому не все логические переходы научно состоятельны и корректны по отношению к практике;
- в-третьих, в «формализованных» системах педагогические принципы формулируются в соответствии с теми закономерностями, которые получили достаточное теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование в «содер-жатель-ных» системах.
Как известно, перечней принципов достаточно много. Но каждый новый автор не доволен своими предшественниками и предлагает свой перечень, пока не появится новый. Такая картина, по мнению Ю.К. Бабанского, «возможна потому что принципы обучения не были предметом последовательного, системного исследования. Никто из авторов не рассмотрел доказательно необходимость и достаточность своей системы принципов, а потому и не дошёл до определения путей извлечения их и обоснования. Не выработаны и критерии отнесения той или иной нормативной идеи к принципам» [1, с. 33].
Мы определяем принципы теории обучения как категории дидактики, обусловленные педагогическими законами и закономерностями, фиксирующие инвариантные характеристики, существенные и устойчивые связи педагогической деятельности, отражающие дидактическую концепцию и реализующиеся через сущностные, нормативные и процессуальные функции.
По каким же критериям то или иное положение можно отнести к дидактическим принципам? И.Я. Лернер в статье «Природа принципов обучения и пути их установления» выделяет пять критериев «отнесения того или иного положения к принципам обучения:
1. Инструментальность, т.е. известность способа применения.
2. Универсальность, т.е. отнесение данного положения ко всему обучению или к такому элементу, без которого обучение неосуществимо.
3. Необходимость, т.е. невозможность без него организовать полноценное обучение.
4.Независимость, т.е. неперекрещиваемостъ, неподчиняе-мость и непоглощаемость другими принципами.
5. Достаточность всей совокупности принципов для обеспечения полноценного процесса обучения.
В.И. Загвязинский выделяет несколько иные критерии:
1. Принцип обучения регулирует разрешение конкретнх педагогических противоречий.
2. Глубинная сущность любого принципа обучения в том, что это рекомендация о способах достижения меры, гармонии в педагогическом процессе.
3. Принцип есть концентрированное, инструментальное выражение дидактической теории или концепции.
В ранг принципов следует возводить лишь таки положения, которые имеют всеобщее значение, должны действовать в любых учебных ситуациях, при любых условиях обучения.
Мы считаем, что исследовательский принцип можно и должно отнести к принципам обучения, потому что он представляет собой одно из универсальных руководящих положений современного образования, которые относятся ко всем процессу обучения в целом, распространяются на все учебные предметы, без них невозможно формировать современное теоретическое мышление и они не могут быть заменены никакими другими принципами.
Исследовательский принцип снимает главное противоречие между научными и учебными методами познавательной деятельности посредством переноса на исследовательские методы свои сущностные, нормативные и процессуальные дидактические функции.
Таким образом, чтобы данный принцип обладал инструмен-тальностью и регулятивностью, необходимо разработать для него сущностные, нормативные и процессуальные функции. Но, так как дидактические принципы могут быть однозначно понимаемыми только в контексте целостной педагогической концепции, поэтому представляет интерес определить сущностные и нормативные функции этого принципа в конкретной педагогической системе развивающего обучения. При этом появляется реальная возможность всеобщий исследовательский принцип науки соединить, связать, совместить с основополагающим исследовательским принципом дидактики.
Отталкиваясь непосредственно от теоретической модели, развивающего обучения, можно увидеть действительное назначение этого принципа, определить его роль в основании (как содержание принципов системности, преемственности, научности и межпредметных связей), ядре (как основополагающий дидактический принцип) и в следствиях (как метод и средство формирования теоретического мышления).
Появление в дидактике исследовательского принципа должно привести к организованному, целевому совершенствованию методики формирования у учащихся теоретического мышления. В связи с этим, дидактический исследовательский принцип должен войти в технологию и методику развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы обучения.
Таким образом, исследовательский принцип - это современный принцип обучения, который влияет на содержание и структуру материала учебных предметов, усиливая системность и научность знаний учащихся, активизируя исследовательские методы обучения и способствуя развитию самостоятельности и творческой активности учащихся. Исследовательский принцип должен определять основные направления в деятельности преподавателя и характер познавательной деятельности учащихся. В связи с этим дол-
жны быть определены его статус в дидактике и инструмен-тальность.
Анализ сущностной стороны исследовательского принципа приводит нас к выводу о том, что в обучении он должен находить свое выражение:
- в проектировании научных знаний на учебный процесс;
- в осознании учебного предмета в общей системе наук, системности научных знаний и в построении системных обобщенных знаний с учетом связей между отдельными науками (учебными дисциплинами), теориями, научными картинами мира;
- в определении направленности развития научных знаний и в обеспечении формирования современного стиля мышления;
- в снятии главного противоречия между существованием гносеологии и фактическим неприятием ее в системе образования;
- в управлении мыслительными процессами; при обретении умений и навыков применения достижений науки, техники и производства в исследовательской деятельности;
- в обосновании необходимости при использовании исследовательских методов обучения учитывать и региональные особенности, связанные с местоположением учебного заведения;
- в подлинной организации познавательной активности, которая возможна лишь в случае, если учащиеся в ходе овладения знаниями, умениями и навыками специально и систематически обучаются научным методам и приемам познавательной деятельности;
- в использовании исследовательского принципа в условиях развивающего обучения, где формирование методов и приемов познавательной деятельности является не побочной, а одной из центральных задач; в развитии у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации;
- в решении проблемы организации такого образования, которое имеет развивающий характер, учит мыслить и формирует основы современного теоретического мышления;
- в изменении содержания и методов традиционного обучения в направлении организации на развитие у студентов теоретического мышления, опирающегося не только на формальную, но и диалектическую логику;
- в раскрытии учащимся их творческих возможностей в процессе исследовательской деятельности;
- в развитии потребности студента в активном созидании, которое является смыслообразующим в системе развивающего образования;
- в формировании логики теоретического мышления которому свойственен анализ, планирование, обобщение и рефлексия;
- в организации совместной учебной деятельности;
- в формировании субъекта учебной деятельности;
- в исследовательской деятельности, которая организуется в соответствии с общественной природой любой человеческой деятельности как совместнаядеятельность, сотрудничество.
В самом общем виде нормативная функция исследовательского принципа должна выражаться в следующем:
- играть эвристическую роль при построении формировании и развитии новой системы знаний, являться способом организации познавательной деятельности обучающихся;
- служить аргументом, обосновывающим истинность новой теории, законов и принципов, которые являются общими для других науки составляют их методологическую основу;
- в целенаправленной переориентации репродуктивной мыслительной деятельности учащихся в продуктивную и творческую;
- в создании системы исследовательских знаний, необходимых в современных условиях развития общества: 1) естественнонаучных (эмпирических теоретических и практических); 2) технических; 3) знаний деятельности с объектом; 4) знание способов переноса знаний и действий;
- в формировании и развитии не только эмпирического, но и теоретического, практического и технического мышления;
- в определении минимума исследовательских знаний, умений и навыков, включающего в себя основные понятия, законы и теории учебных дисциплин, которые являются базовыми в науке, технике и производстве;
- в определении содержания и структуры профессионально-исследовательского образования; в определении различных путей, методов и средств осуществления исследования в учебном процессе; в необходимости определения ведущих отраслей науки, техники и производства, которые должны быть в той или иной степени спроектированы на учебный процесс;
- в формировании необходимых качеств личности: профессиональной направленности, творческой инициативы, пытливости, исследовательских и конструкторских умений;
- в развитии познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремлении применять знания на практике;
- в усилении исследовательской направленности содержания образования через увеличение и укрепление материальной базы учебного заведения;
- в вооружении учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формировании основ культуры исследовательской деятельности;
- в выработке умений и навыков обращения с широко распространенными в современном исследовании компьютерной техникой, оборудованием и приборами;
- в развитии исследовательского поведения на уровне профессионального владения исследовательским принципом в науке и в дидактике;
- в самостоятельном добывании знаний в ходе собственных продуктивных и творческих изысканий;
- в доминировании исследовательских методов познавательной деятельности в образовательной практике над репродуктивными методами обучения; в организации последовательного нарастания собственной познавательной активности студентов вплоть до полностью саморегулируемой исследовательской деятельности и появления позиции партнерства с учителем.
Учитывая, что интеллектуальное развитие учащихся происходит в процессе их собственной деятельности, уровень и характер этого развития зависят от видов деятельности, в педагогической системе развивающего обучения основой должно быть не преподавание, ц учение. Это приводит к необходимости определения нормативных функций исследовательского принципа и для деятельности учения. На наш взгляд они должны включать в себя следующие требования:
- овладеть предметными, методологическими и профессиональными знаниями на индивидуально-личностном уровне;
- использовать различные типы и формы реализации исследовательских методов обучения для включения теорий, на-
Библиографический список
В Федеральной целевой Программе «Молодежь России» качество жизни молодежи как результирующий системный показатель эффективности молодежной политики и его взаимосвязи с развитием страны определены на 2008-2012 гг. В Стратегии государственной молодежной политики до 2016 года взаимосвязан-
учных картин мира, позволяющих логическим путем включать учащихся в познавательную деятельность по развитию научных знаний;
- использовать исследовательский принцип как регулятив развития теоретического мышления и как механизм для снятия противоречия между научными и учебными методами познавательной деятельности;
- использовать в качестве основного средства реализации исследовательского принципа в учении понятийную деятельность по формированию и развитию физических моделей, теорий, научных картин мира, позволяющих логическим путем усваивать знания, умения, навыки и способы получения научных знаний (индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и т. д.);
- использовать структуры познавательного процесса (понятия, модели, теории, научные картины мира), позволяющие целенаправленно выявлять связи, определяющие сущность изучаемых явлений через выявление противоречий и их разрешение;
- использовать продуктивные и поисковые методы учения, позволяющие учащимся выявлять такие связи и отношения, которые обогащают знания об изучаемых объектах и явлениях, раскрывают их теоретическое содержание.
- обеспечивать самоуправление учением, осуществлять регуляцию собственной позиции и самоорганизуемую деятельность;
- использовать сотрудничество, совместную деятельность с учителем и учащимися в качестве важнейшей предпосылки развития своей индивидуальности, своего индивидуального стиля;
- сформировать в процессе исследовательской деятельности предметную и профессиональную рефлексию, позволяющую оценивать свой и чужой опыт.
Все эти перечисленные функции исследовательского принципа могут реализовываться и учебном процессе настолько, насколько они будут осознаны не только педагогами, но и учащимися, насколько они будут владеть ими в своей деятельности.
11.
11.
'.12
ное улучшение качества жизни молодежи и развитие страны определены как стратегическая задача. Именно на решение задачи повышения качества жизни молодежи, по мнению политических лидеров нашей страны, должны быть направлены усилия деятелей политики, науки и образования современного общества.
1.Бабанский, Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации// Советская педагогика. - 1982. - № Bibliography
1.Babanskiyj, Yu.K. Vzaimosvyazj zakonomernosteyj, principov obucheniya i sposobov ego optimizacii// Sovetskaya pedagogika. - 1982. - №
Статья поступила в редакцию 29.11
УДК 378.18
Bogacheva E.A. PEDAGOGICAL PROVIDING TUTOR WITH THE PROCESS OF OPTIMIZATION OF THE STUDENTS' QUALITY OF LIFE. In this article is defined the pedagogical context of the category «the quality of student's life» and the optimization of its process, the principles of this process. The realization of such principles allows the tutor to provide this process in extracurricular activity owing to the changing of tutor's functions. In this article is also offered the model of pedagogical providing tutor with the process of optimization of the students' quality of life.
Key words: the quality of student's life, the process of pedagogical providing of optimization of the quality of students' life, extracurricular tutor's activity.
Е.А. Богачева, аспирант каф. методологии образования ФГБОУ ВПО «Саратовский гос. университет
им. Н.Г. Чернышевского», г. Саратов, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРАТОРОМ ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
В статье выявлен педагогический контекст категории «качество жизни» студентов вузов и процесса ее оптимизации. Определены принципы педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вузов, реализация которых позволит куратору студенческой группы педагогически обеспечить этот процесс во внеаудиторной деятельности благодаря изменению своих функций. Предложена модель педагогического обеспечения оптимизации качества жизни студентов вузов.
Ключевые слова: качество жизни студента, процесс педагогического обеспечения оптимизации качества жизни студентов, внеаудиторная деятельность куратора студенческой группы.