References
1. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Izd. rcentr : «Akademiya», 2005.
2. Asmolov A.G. «Kakproektirovat' universal'nye uchebnye лdejstviya v nachal'noj shkole? Ot dejstviya k mysli»: «uchebnoe posobie dlya {uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 2010.
3. Slovar'psihologa-praktika. Sostavitel' S.Yu. Golovin. 2-e izd., pererab. i dop. Mn: Harvest, M.: AST, 2008. b
4. Ermolova N.A. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij na uroke «Tehnologiya» vo vtorom klasse: uchebnoe posobie dlya studencheskih zavedenij. Moskva: Izd. centr «Akademiya», 2011.
Статья поступила в редакцию 11.02.19
УДК 378
Alieva P.Sh., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, North Caucasus Institute,
Branch of All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia) (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ISSUES OF USING DIGITAL TEXTBOOKS IN THE STUDY OF FOREIGN LANGUAGES. The proposed article highlights issues of digital education, its advantages and disadvantages. Programmed learning is such an organization of the pedagogical process, in which the compiler of the program or programmed textbook determines not only the proposed material, but also to a certain extent and the mental actions of the student, the order and sequence of operations, as a result of which the student acquires knowledge, skills and abilities. Programmed learning also provides a system of self-control, in which the student immediately learns whether he solves each of the tasks assigned to him. Through the examples from e-books of English language, their weak and successful sides of usage are allocated. The general review of the organization of the programmed pedagogical process is given. The variants of digital textbooks and manuals for individual studying of foreign languages are offered.
Key words: programmed learning, hybrid manuals, linear and branched scheme of grammatical material construction, adaptability, digitalization, distance learning.
П.Ш. Алиева, канд. ист. наук, доц. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Северо-Кавказский Институт (филиала) ФГБОУ ВО
«Всероссийский Государственный Университет Юстиции (РПА Минюста России)», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВЫХ УЧЕБНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
В предложенной на рассмотрение статье освещаются вопросы цифрового образования, его преимущества и недостатки. Программированное обучение представляет собой такую организацию педагогического процесса, при которой составитель программы или программированного учебника предопределяет не только предлагаемый материал, но и в известной мере и мыслительные действия обучаемого, порядок и последовательность операций, в результате которых обучающийся приобретает знания, умения и навыки. Программированное обучение также обеспечивает систему самоконтроля, при которой обучающийся немедленно узнает, правильно ли он решает каждую из поставленных перед ним задач. На примерах из электронных книг по английскому языку, выделяются их слабые и успешные стороны использования. Дается общий обзор организации программированного педагогического процесса. Предложены варианты цифровых учебников и пособий для индивидуального изучения иностранных языков.
Ключевые слова: программированное обучение, гибридные пособия, линейная и разветвленная схема построения грамматического материала, адаптированность, цифровизация, дистанционное обучение.
В наши дни, когда система российского образования переходит на цифровую форму обучения, не лишним будет рассмотрение вопроса использования цифровых учебников для изучения иностранных языков.
В современном мире традиционные методы обучения постепенно сдают свои главенствующие позиции, уступая место более продвинутым методам способным не только облегчить восприятия материала студентам, но и ускорить передачу знаний. В свою очередь информационные технологии все быстрее и быстрее распространяются в различные сферы деятельности людей, в том числе и образовательной [1, с. 855]. Для начала давайте рассмотрим некоторые особенности программированного обучения. Являясь одной их форм самообучения, оно позволяет студенту изучать предложенный материал индивидуально в соответствии с его возможностями.
Основные принципы цифрового обучения можно сформулировать в четырёх пунктах: Точное определение объёма учебного материала и разделение его на ряд связанных между собой шагов информации; Обратная связь в виде немедленного контроля усвоения проходимого материала. В данном случае самостоятельная работа студента находится под управлением и контролем обучающего устройства - цифровой учебник, интернет Общеизвестно положение, что чем чаще осуществляется контроль знаний, тем выше эффективность учебного процесса. Традиционная методика, как мы знаем, предполагает систематический контроль, однако цифровое обучение обеспечивает более частый и немедленный контроль усвоения каждой части материала, каждого задания; Индивидуальный темп обучения. Несмотря на то что при традиционном групповом обучении студенты, как правило, имеют различную подготовку и обладают неодинаковыми способностями, им всем предлагается усвоить один и тот же материал за одинаковое время. Поэтому преподаватель вынужден ориентироваться на среднего и слабого студента или даже вернуться в самые азы изучаемого языка, в то время как сильные просто теряют время. При традиционном обучении также не учитывается различный индивидуальный уровень восприятия и разный темп усвоения учебного материала. Если студент хорошо осваивает материал и правильно дает ответы, то он затрачивает на это минимальное количество времени. Следовательно, количество времени, затраченное на изучение материала, зависит от способностей и подготовки самого студента; Активное обучение. Цифровое обучение ведет к увеличению удельного веса самостоятельной работы студента, к повышению его активности.
При обучении иностранным языкам цифровые материалы не могут, конечно, заменить традиционное обучение с педагогом. Однако для речевой деятельности необходимо овладение структурой языка, нормами словоупотребления, расширение лексической базы, составление и озвучивание диалогов, полилогов, и здесь широкие возможности для тренировочных работ дает электронное обучение [2].
Следовательно, при изучении иностранных языков цифровое обучение необходимо рассматривать как один их эффективных приемов освоения языка.
Цифровые учебники и пособия дают возможность перевести выполнение значительной части тренировочных упражнений на самостоятельную работу, что очень важно, если учесть ограниченность времени, отводимого на курс изучения иностранного языка.
Подобные пособия способствуют освобождению семинара от более простых видов работы, и дают возможность преподавателю проводить более творческие виды работ, которые не могут быть запрограммированы.
Таким образом, необходимо с уверенностью сказать, что при обучении иностранным языкам современные технологии могут быть с успехом применены при изучении грамматики, лексики и для тренировочной работы, направленной на выработку умений и навыков. Поэтому правомерным является рассмотрение цифрового обучения как одной из форм самостоятельной работы студентов. В преподавании иностранного языка, однако, элементы цифрового обучения должны сочетаться с эффективными традиционными приемами работы. В настоящее время мы имеем дело с так называемыми гибридными пособиями по изучению иностранных языков, в которых элементов традиционных методов сочетаются с элементами цифрового обучения. К таким разработкам, например можно отнести учебник английского языка для юристов "Just English", подготовленное и изданное профессорско-преподавательским составом факультета иностранных языков МГУ им. М.В. Ломоносова под редакцией Т.Н. Шишкиной. В данное пособие включены современные профессионально ориентированные материалы из правовых и общественно-политических источников Великобритании и США, аутентичные тексты, обработанные для студентов юридического профиля. Практически все тексты и задания программированы, тексты можно прослушать для улучшения произношения, упражнения можно выполнить и в электронном виде. Сторонники использования цифрового обучения в преподавании иностранных языков считают, что не все аспекты языка в равной мере поддаются изучению
этим методом. Например, при обучении произношению звуков решающая роль принадлежит преподавателю и техническим средствам. С другой стороны, грамматика легко может быть запрограммирована, так как представляет собой чёткую систему логически взаимосвязанных положений, правил об образовании определенных форм и конструкций. Однако, просмотрев множество роликов по грамматике английского языка, можно отметить несовершенство этих программ, как в плане донесения информации, так и в подаче множества исключений. Рассмотрим пример из цифрового учебника по грамматике Д. Блюменталя: A negative world says NO A positive word says YES Underline two negative words Some none ever never.....
Here is the list of negative words:
Not, never, no one, nothing, none, neither, nobody, nowhere
Every one of those negative words, just like the word NO, begins with the letter -
a) none, neither, nobody, nowhere, nothing
b) some, ever, somebody, somewhere, something
c) Which lists of words are in negative?
It takes only one negative word to make a sentence negative These roses don't have thorns
The word that makes this sentence negative is-.................
These roses have no thorns
The word that makes this sentence negative is---------------------
Using two negative words to make a single negative statement is a bad mistake in English. This mistake is called a double negative. Wrong: These roses don't have no thorns
To correct this sentence, you would need to omit either the word ---or-----
[3, с. 367].
В данном случае мы видим, как в цифровом учебнике использованы линейная и разветвленная схема построения грамматического материала.
Цифровой учебник ставит своей целью сообщить определённый комплекс знаний и выработать у студентов умения и навыки, которые они могли бы практически применить в своей речевой деятельности. К таким учебникам необходимо предъявить следующие требования:
• В нем должна быть обеспечена логичность и законченность каждой дозы учебной информации.
• Доза информации должна быть максимально краткой. Краткость изложения способствует более ясному и точному восприятию учебного материала, а, следовательно, и более эффективному его усвоению. Работа над большими дозами материала приводит к быстрой утомляемости и снижает эффективность усвоения. С другой стороны, слишком малый объем может затруднить его понимание и установление связи с предшествующим материалом. Совершенно естественно, что шаги могут быть разными по объёму. Их объём, прежде всего, определяется целями учебника, и тем, на кого он рассчитан;
• Цифровой учебник должен обеспечивать обратную связь между обучаемым и цифровым текстом. К упражнениям в цифровых учебниках предъявляются определённые требования. Необходимо располагать их последовательно, в порядке нарастания трудности. Студенту должна быть ясна цель каждого упражнения, его связь с предыдущим и последующим упражнениями. Каждое упражнение должно содержать не более чем одну трудность, чтобы при выполнении упражнения студент мог совершать одну мыслительную операцию, например, поставить глагол (to apprehend) в Past Perfect Tense, выписать существительные, обозначающие виды преступлений, или стоящие во множественном числе и т. д.
В систему цифровых упражнений могут входить упражнения на выработку навыков устной речи, чтения, письма; упражнения могут быть также использованы для закрепления знаний по фонетике, для заучивания лексики и т. д. Наиболее распространенными типами являются упражнения, направленные на выработку автоматизма в употреблении речевых образцов.
Рассмотрим, чем отличается электронный учебник от обычного его аналога, которым мы привыкли пользоваться. Традиционный учебник излагает учебный материал, содержит ряд упражнений, но работа с ним без педагога не дает студенту уверенности в том, что правильно усвоил материал. Цифровой же учебник не только сообщает материал, который надо усвоить, но также руководит процессом его усвоения. Что же касается расположения материала в электронном учебнике, то оно также коренным образом отличается от расположения в обычном учебнике. Так, например, в традиционном учебнике правила с иллюстрирующими их примерами обычно даются отдельно от упражнений для их закрепления, в программированном же учебнике эти два компонента тесно связаны друг с другом. Отличительными признаками цифрового учебника от традиционного также является наглядность, мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов.
Кроме того, электронные учебники более доступны и удобны в применении. Если в традиционных пособиях содержатся процессуальные и содержательные
части, то в цифровом формате они дополняются диагностической и управляющей составляющей.
Требования в цифровым учебникам, которыми пользуются должны свестись к следующим:
а) содержать иллюстрации излагаемого материала, видеоизображения, анимационные ролики с аудиосопровождением по проходимой тематике;
б) содержать средства автоматизации подготовки обучаемого к работе, допуска к работе, выполнения эксперимента, обработки экспериментальных данных, оформления результатов лабораторной работы, защиты работы;
в) содержать моделирующие компоненты, создающие виртуальные лаборатории, позволяющие изучать различные явления или процессы в ускоренном или замедленном масштабе времени;
г) содержать встроенные средства автоматизации контроля знаний, умений и навыков обучаемых.
Цифровые учебники имеют массу достоинств в плане адаптированности под индивидуальные предпочтения студентов, в простоте поискового механизма, в объективности контроля знаний и других возможностей. Но, тем не менее, следует иметь в виду и некоторые их недостатки, такие как: необходимость использования специального оборудования и программ для работы с электронными пособиями, наличие электричества, непривычность к дистанционным формам обучения.
Электронные учебники, можно открывать в файлах различных форматов, например, открытого формата (FlipBook, OpenDocument, SGML, XML, FictionBook, TeX, PDF, HTMLHelp Microsoft, PostScript, ExeBook, Mobipocket и др.), растровые графики (TIFF, JPEG, DjVu) и в виде мультимедийных книг (SWF, EXE). Файлы форматов OpenDocument, PostScript, PDF, MS Word DOC, кроме текста, могут воспроизводить растровые или векторные изображения. При этом мультимедиа файлы электронных книг кроме текста, содержат несколько каналов восприятия: звуковой-музыкальный, изобразительно-динамический и интерактивно-ментальный [1].
Хотя учащиеся и студенты еще долго будут пользоваться в учебных целях ноутбуками или их портативными аналогами - нетбуками, эксперты прогнозируют, что в течение следующего десятилетия большинство студентов и многие ученики черпать информацию не из бумажных книг, а из электронных устройств. Позитивным следствием появления электронных книг является то, что уже появились разработки, например DynamicBooks от корпорации Macmillan, позволяющие учителям и преподавателям создавать собственные учебники, используя свои оригинальные материалы, а также материалы, разработанные компанией-производителем [2].
Электронные учебники создают предпосылки для преодоления физических, сенсорных и когнитивных барьеров на пути к образованию учащихся и студентов с различными формами инвалидности. Так, для учеников и студентов с дислексией и слепых технология электронной книги позволяет сделать учебники доступными через преобразование текста в доступных электронных форматах [2]. С технологической точки зрения специалисты обращают внимание на то, что форматы и типы файлов электронных книг постоянно совершенствуются и, соответственно, меняются. Следовательно, в отличие от печатных книг, которые неизменно используются на протяжении многих лет, электронные учебники со временем нужно будет постоянно менять и совершенствовать. Кроме того, цифровые учебники и пособия, созданные на определенные, узкие разделы грамматики, фонетики и лексики очень полезны для восполнения обнаруженных пробелов в знаниях отдельных студентов. С другой стороны, они могут использоваться и в качестве дополнительного материала для более сильных студентов, которые уже усвоили проходимый в группе материал.
Все перечисленные нами достоинства цифровых учебников не могут скрыть того факта, что они страдают еще целым рядом серьезных недостатков. Как известно, при изучении языка наибольший эффект дают такие упражнения, которые заставляют самого студента строить предложения, то есть думать логически. В цифровом же учебнике, как правило, требуют лишь выбора правильного ответа на несколько правдоподобных вариантов или добавления недостающего элемента уже в готовые предложения. Дело в том, что упражнения в электронных учебниках должны легко проверяться по ключу. Следовательно, упражнения творческого характера, то есть такие, где ответы нельзя свести к какому-то определенному шаблону, не включаются в учебник. Ещё одним существенным недостатком системы выбора ответов является и то, что студенты наряду с правильными ответами могут запомнить и неправильные, и при непосредственной работе с преподавателем всплывают неверные ответы. И, если даже, реалии цифровой эпохи диктуют свои правила, следует иметь в виду, что цифровизация обучения может привести к утрате творческих умений и логических умозаключений, к снижению социальной адаптированности и речевых навыков, навыков письма и т. д.. Тем не менее, следует признать, что цифровые носители образования могут быть весьма эффективными и довольно дешевыми для студентов в плане самостоятельного повышения уровня знаний.
Библиографический список
1. Титова Е.И., Чапрасова А.В. О создании электронного учебника. Молодой учёный. Москва, 2015; 3: 855 - 856.
2. Хожиев А.Х. Особенности, преимущества и эффективность электронных учебников по специальным дисциплинам, применяемых в специальных колледжах. Молодой учёный. Москва, 2012; 2: 311 - 313.
3. Joseph Blumenthal. English 3200 with Writing Applications: A Programmed Course in Grammar and Usage. Florence, United States.1994.
References
1. Titova E.I., Chaprasova A.V. O sozdanii 'elektronnogo uchebnika. Molodojuchenyj. Moskva, 2015; 3: 855 - 856.
2. Hozhiev A.H. Osobennosti, preimuschestva i 'effektivnost' 'elektronnyh uchebnikov po special'nym disciplinam, primenyaemyh v special'nyh kolledzhah. Molodoj uchenyj. Moskva, 2012; 2: 311 - 313.
3. Joseph Blumentha. English 3200 with Writing Applications: A Programmed Course in Grammar and Usage. Florence, United States.1994.
Статья поступила в редакцию 11.03.19
УДК 378
Artjukhina V.A., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Domashev A.N., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Shrayber A.N., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF INFORMATION AND EDUCATIONAL RESOURCES OF THE INTERNET IN THE DEVELOPMENT OF BUSINESS. The article deals with the basics, relevance and vectors of the introduction of information and educational resources of the Internet in business processes. The potential of electronic educational resources in the creation and maintenance of effective working condition of staff and individual development of the specialist, regulation of management and production processes, business informatization is characterized. General characteristics of textual, hypertext, multimedia and virtual electronic educational resources are presented. Directions of the Internet education, its advantages and disadvantages are elucidated. The necessity of using information and educational resources of the Internet in current economic conditions for sustainable business development is justified.
Key words: information and educational Internet resources, vocational education, distance learning, business processes development.
В.А. Артюхина, канд. соц. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.Н. Домашев, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
А.Н. Шрайбер, канд. соц. наук, ст. преп., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА
В статье рассмотрены сущность, актуальность и векторы внедрения информационно-образовательных ресурсов сети Интернет в бизнес-процессы. Охарактеризован потенциал электронных образовательных ресурсов в создании и поддержании эффективного рабочего состояния кадрового состава и индивидуального развития специалиста, регулировании управленческими и производственными процессами, информатизации бизнеса. Представлены общие характеристики текстографических, гипертекстовых, мультимедийных и виртуальных электронных образовательных ресурсов. Освещены направления интернет-образования, его достоинства и недостатки. Обоснована необходимость использования информационно-образовательных ресурсов сети Интернет в современных экономических условиях для устойчивого развития предприятия.
Ключевые слова: информационно-образовательные ресурсы сети Интернет, профессиональное образование, дистанционное обучение, развитие бизнес-процессов.
Информационная грамотность и профессиональная компетентность кадрового состава - неотъемлемые атрибуты успешного развития деятельности любой организации, которые в современных условиях приобрели стратегическое значение в условиях жесткой конкуренции и постоянного изменения рыночной системы. Претендовать на успех могут только те компании, которые располагают штатом квалифицированных сотрудников и серьезной системой менеджмента, способной в полной мере реализовать потенциал коллектива. Скоротечность экономических процессов обуславливает необходимость постоянного обновления информации, знаний и навыков. Образовательная деятельность помогает не только повысить уровень квалификации специалиста, но и, как следствие, укрепить конкурентоспособность бизнеса, обновить и расширить сферы профессиональной деятельности. Использование информационно-образовательных ресурсов сети Интернет является несомненным вложением в кадровый капитал успешно функционирующей и ценящей временные и финансовые ресурсы организации.
Информационно-образовательные ресурсы - это совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих оптимально использовать новые информационные технологии в сфере образования, управления, производства. Это открытая коммуникационная структура, состоящая из взаимосвязанных компьютерных локальных, региональных сетей, совокупности технических и программных средств, обеспечивающих свободный доступ членам общества к любым источникам удаленной информации и её обмену [1, с. 4].
Через возможности глобальной сети пользователь получает новую информацию, что прямо или косвенно повышает уровень профессиональной квалификации. Функциональность интернет-образования в бизнес-среде распространяется как минимум по трём векторам: подготовка и поддержание эффективного рабочего состояния кадрового состава и индивидуальное развитие специалиста; регулирование управленческих и производственных процессов; информатизация бизнеса.
Создание и поддержание эффективного рабочего состояния кадрового состава и индивидуальное развитие специалиста посредствам обучения, инструктирования, стимулирования персонала, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и оценки качества полученных умений и навыков. Персонал является одним из важнейших видов ресурсов каждой организации. Хорошо подготовленные сотрудники способны значительно повысить уровень рентабельности компании. Каждый руководитель стремится к тому, что бы в его организации работали только профессионалы. Некомпетентность кадрового состава и нежелание его работать, в конечном счете, отразится на качестве коллективной работы и объемах прибыли. Доступ к качественной информации, обучение и развитие персонала позволяет организации увеличить уровень доходности бизнеса за счет повышения эффективности коллективной работы.
В современной экономической ситуации, когда необходим тотальный контроль и полная отдача специалиста производственному или управленческому процессу, трудно найти время для получения дополнительного образования с отрывом от работы. В этом случае компромиссным решением является совмещение работы и обучения посредствам интернет-ресурсов. К преимуществам такой системы можно отнести следующее:
во-первых, построение индивидуального направления обучения без отрыва от работы по удобному графику для специалиста;
во-вторых, возможность получения узкой специализации по основному профессиональному образованию, что не всегда возможно при классическом очном/ заочном образовании, способствующее повышению квалификации специалиста, раскрытию человеческого капитала, востребованности на рынке труда;
в-третьих, обеспечение непрерывности обучения и получения новой информации в течение всей трудовой деятельности, исходя из новых потребностей специалиста, его профессиональных достижений и запросов;
в-четвертых, наличие различных форм и методик получения информации, которые не только облегчат обучение, но и повышают качество образовательных программ;