Научная статья на тему 'Дидактические возможности сети Интернет для обучения немецкому языку'

Дидактические возможности сети Интернет для обучения немецкому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лимова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические возможности сети Интернет для обучения немецкому языку»

В репрезентации полярности happiness и sadness могут быть задействованы как лексемы, называющие эмоции, так и лексемы, имплицирующие их в ходе описания невербального проявления эмоций, а также контекст, указывающий на присутствие некой эмоции. Примером может служить следующий микротекст:

Scarlett felt her heart beat faster as the sweet melancholy of the waltz came to her [...]. What a beautiful waltz! She extended her hands slightly, closed her eyes and swayed with the sad haunting rhythm. There was something about the tragic melody and Lorena's lost love that mingled with her own excitement and brought a lump into her throat (M. Mitchell, "Gone with the Wind").

Эмоциональное состояние субъекта эмоции номинировано лексемой excitement, в интенсионале которой присутствует компонент happy и, следовательно, выражающей в данном микротексте положительную эмоцию счастья и восторга. Счастливое и восторженное состояние Скарлет выражается лексикой, описывающей эмоции (felt her heart beat faster), и восклицательным предложением (What a beautiful waltz!). Эмоция грусти навевается печальной мелодией (sad haunting rhythm, tragic, melancholy) и смешивается с радостью, о чем сигнализирует присутствие лексемы to mingle.Отрицательная эмоция репрезентирована описательно с помощью идиомы a lump in one's throat, указывающей на присутствие эмоции печали или горя и имплицирующей желание расплакаться.

Таким образом, полярность эмоций happiness и sadness может быть выражена в тексте средствами антонимичной эмотивной лексики, оксюморонными словосочетаниями, лексикой, называющей и имплицирующей полярные эмоциональные состояния.

С. В. Лимова

Дидактические возможности сети Интернет для обучения немецкому языку

Информационно-коммуникационная сеть Интернет давно зарекомендовала себя в разных областях и сферах деятельности. Цель данной статьи - проанализировать потенциал ресурсов и образовательных услуг, который может быть использован в обучении иностранному (немецкому) языку. Обратимся к дидактическим материалам сети Интернет, которые адресованы участникам учебного процесса, т. е. непосредственно студентам и преподавателям.

333

Обучающие материалы, предназначенные для студентов

В сети Интернет существует большое количество интерактивных заданий и упражнений, которые можно выполнить в режиме онлайн как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. Остановимся на тех, которые, по нашему мнению, наиболее удачно решают проблемы обучения иностранному языку.

Hueber Verlag - одно из ведущих немецких издательств, которое предлагает интерактивные материалы в дополнение к изданным им учебникам немецкого языка Themen aktuell

(http://www.hueber.de/themen), Tangram aktuell

(http://www.hueber.de/tangram), Schritte и Schritte plus (http://www.hueber.de/schritte), EM neu (http://www.hueber.de/em-neu/). Предлагаемые материалы сгруппированы по языковому уровню и тематическим разделам. Электронное сопровождение к учебникам содержит интерактивные упражнения для формирования в первую очередь лексико-грамматических навыков и предлагает тестовые задания на множественный выбор, дополнение, трансформацию, соотнесение и альтернативный выбор. Разработчиками представлены и упражнения на понимание прочитанного текста.

Особого внимания и высокой положительной оценки заслуживает электронное сопровождение учебника Tangram aktuell, где помимо текстового материала и названных выше видов упражнений представлен аудиоматериал для развития устно-речевых умений. На основе текстов и диалогов для аудирования учащимся предлагается выполнить тестовые задания на проверку понимания прослушанного, произнести вопросно-ответные реплики за диктором, ответить на вопрос диктора или задать свой вопрос на заданную ответную фразу. Инструментарий веб-страницы позволяет использовать озвученные упражнения в формате караоке, а также записать свою речь с помощью микрофона и прослушать её с целью коррекции. Алгоритм работы прост: обучаемый (под руководством преподавателя или самостоятельно) заходит на электронную страницу, выбирает рубрику Deutsch lernen, определяется с выбором тематического раздела, выбирает в нём упражнение, выполняет его. Правильность выполнения и оценка работы осуществляется автоматически и появляется на экране компьютера.

В сети Интернет размещены также интерактивные задания и упражнения, представленные серверами и сайтами отдельных носителей языка, чаще всего преподавателей немецкого языка как иностранного. Так, например, сайт Ральфа Кинаса (http://www.ralf-kinas.de/) предлагает более двухсот онлайн-упражнений по лексике и грамматике, кроссворды, тесты на понимание прочитанного. Осу-

334

ществляется автоматическая проверка выполнения заданий. Кроме стандартного набора учебного материала на сайте размещена база данных зарубежных контактов, которая даёт возможность поиска новых знакомств (поиск по стране, возрасту, интересам), общения с партнёром по переписке, а также внесения своих данных в базу.

Институт межкультурной коммуникации в Баварии, Берлине и Тюбингене (http://www.iik.com/uebungen/index.html) предлагает большое количество интерактивных упражнений, тестов и игр, направленных на формирование лексических и грамматических навыков, а также на развитие умений в устной и письменной иноязычной речи. Учебный материал предназначен для начального и продвинутого уровня владения языком.

С позитивной стороны зарекомендовал себя и сайт LernNetz Deutsch (http://lerndeutsch.com/), который предлагает интерактивные задания на расширение словарного запаса (кроссворды), упражнения по грамматике на множественный и альтернативный выбор, трансформацию, дополнение, где компьютер распознаёт напечатанные учащимся слова, ролевые игры по предложенной тематике, диалоги-образцы и выражения для создания своих высказываний, упражнения на соотнесение звуков и названий животных. На сайте существует генератор для создания текста по алгоритму или из предложенных частей предложения, а также для написания стихов с помощью введения слов, выраженных определёнными частями речи. Сайт снабжён словарями.

Популярным среди изучающих немецкий язык стал сервер DeutschLern (http://deutschlern.net), предлагающий дидактизирован-ный текстовый и аудиоматериал, разнообразные упражнения к нему, генератор создания текста с помощью прибавления к одному смысловому отрезку последующего. Сервер также предоставляет возможность создать свой словарь и пользоваться им. Для работы на сервере необходима регистрация.

Сеть Интернет для преподавателей

Перейдём к серверам и программам, адресованным преподавателям и предназначенным для дидактизации учебного материала.

Одна из потребностей преподавателя, касающаяся обработки и организации материала для обучения, связана с созданием рабочих листов, т.е. разработки определённых видов упражнений к предлагаемому материалу. Сайт Гёте-института

(http://www.goethe.de/lhr/prj/usg/deindex.htm) в рубрике Deutsch lehren содержит генератор для создания упражнений следующих видов: тексты с пропусками на дополнение (Luckentex), на соотнесение абзацев текста с их заголовками, а также на расположение абзацев

335

текста в нужной последовательности. Преимуществом сайта при создании упражнения на дополнение является возможность не только задать в параметрах автоматический пропуск каждого третьего, четвертого и т. д. слова в тексте, но и сделать это вручную, исключая, например, имена прилагательные или артикли. Алгоритм действий: вход на сайт Гёте-института, выбор рубрики Deutsch leh-ren, Arbeitsblatter selbst erstellen, копирование текста, к которому будут создаваться упражнения, в предлагаемую рамку, выбор вида упражнения из трёх возможных, выбор параметров для создания задания, выбор команды Arbeitsblatt erstellen. На мониторе появляется созданный по материалу текста рабочий листок. Есть возможность сохранить его в компьютере или распечатать для использования на уроке.

Аналогичными возможностями обладает сайт Deutsche Welle (http://www.dw-world.de), позволяющий создать таблицы спряжения глаголов (с ответами), тексты с пропусками на дополнение (только автоматический пропуск слов в отличие от сайта Гёте-института), текст с перемешанными абзацами, которые нужно расставить по порядку (автоматически создаётся контрольный листок). Воспользоваться такими возможностями сайта можно при выборе рубрики Deutsch unterrichten, Ubungsgenerator. Алгоритм действий аналогичен описанному выше.

Одним из наиболее очевидных недостатков рассмотренных способов создания рабочих листов является невозможность использования их в режиме онлайн для работы на уроке - требуется их предварительная распечатка. Однако такой способ дидактизации материала, несомненно, облегчает труд преподавателя.

Для создания интерактивных упражнений предназначена программа Hot Potatoes (http://web.uvic.ca/hrd/hotpot/). Это универсальная программа-оболочка, позволяющая преподавателям самостоятельно, не прибегая к помощи программистов, создавать интерактивные тренировочные и контрольные упражнения в формате HTML. Предлагаемый выбор вида упражнения довольно широк: викторина или множественный выбор, заполнение пропусков, кроссворд, восстановление последовательности и установление соответствий. Создание упражнения на множественный выбор, например, включает в себя несколько этапов: запуск программы, выбор этого вида упражнения, ввод необходимых данных (заголовок упражнения, вопрос и варианты ответа, маркировка правильного ответа), редактирование упражнения, преобразование данных в вебстраницу, сохранение на сайте программы или на сервере учебного заведения. Сохранённое упражнение можно использовать на уроке

336

или в самостоятельной работе студентов в режиме онлайн. Программа автоматически покажет результат выполнения задания. Её недостатком можно считать тот факт, что все инструкции для создания упражнений прописаны на английском языке. В качестве помощника по работе с программой можно порекомендовать один из сайтов (http://www.itlt.edu.nstu.ru/hotpothelp.php), где на русском языке описана последовательность работы.

Создать наглядный материал для урока в виде цветного плаката даёт возможность сервис Wordle (http://www.wordle.net/). Сервис предназначен для создания так называемого «облака ключевых слов» текста. Для этого необходимо ввести текст или вставить скопированный текст в рамку, а затем, выбрав параметры для оформления (макет схемы облака, шрифт, цвет, направление текста), нажать на кнопку «создать облако». Плакат можно распечатать или сохранить на сервере в галерее. Такое «облако» можно использовать на уроке в качестве опоры из ключевых слов для говорения, создания своей истории.

Использование существующих на сегодняшний день дидактических возможностей сети Интернет позволяет говорить о качественно новых изменениях в учебном процессе. Меняется роль преподавателя, который из основного носителя информации превращается в наставника, помощника в организации самообучения для студентов и координирует их активную познавательную деятельность. Большая часть деятельности студентов приходится на самостоятельную работу, которая часто не требует контроля со стороны преподавателя, так как эту функцию выполняет компьютерная программа. Дидактические возможности Интернета, таким образом, призваны облегчить труд преподавателя и создать студенту условия для более активной работы над изучением иностранного языка.

Е. А. Листраткина

Лексические средства выражения статального оттенка длительного способа действия

В немецком языке категория вида отсутствует, но существует категория акциональности, или способа протекания действия. Ядро категории акциональности в немецком языке образует категория предельности / непредельности действия. Под предельностью действия понимается ограничение какими-то рамками, границами. Под непредельностью же понимается недостижение предела, т. е. дей-

337

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.