Научная статья на тему 'Дидактические условия, стимулирующие познавательную деятельность студентов на практических занятиях по математике'

Дидактические условия, стимулирующие познавательную деятельность студентов на практических занятиях по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / МЕТОДИКА СТИМУЛЯЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОБОБЩЕННЫЕ СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ УПД / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОНЯТИЙНО-ДИАГНОСТИРУЮЩЕЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ЛОГИКО-ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ / МОТИВАЦИЯ / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прозоровская Светлана Дмитриевна, Филиппова Татьяна Игнатьевна

В статье обоснована необходимость стимулирования познавательной активности студентов. Представлен новый аспект познавательной активности как важнейший фактор, определяющий облик современного специалиста; осуществлен личностно-деятельност-ный подход к познавательной активности, выявлены дидактические условия, обеспечивающие стимуляцию познавательной деятельности, которые необходимо создавать преподавателю при проведении практических занятий; разработаны средства, способы, формы стимуляции познавательной деятельности студентов на практических занятиях; разработана методика обучения узловым вопросам курса математики на практических занятиях, учитывающая межпредметные связи, проблему мотивации и использующая активные формы и методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прозоровская Светлана Дмитриевна, Филиппова Татьяна Игнатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические условия, стимулирующие познавательную деятельность студентов на практических занятиях по математике»

УДК 378.1

Прозоровская Светлана Дмитриевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики и эконометрики Санкт-Петербургского государственного экономического университета, [email protected], Санкт-Петербург

Филиппова Татьяна Игнатьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и физики военной академии связи, [email protected], Санкт-Петербург

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИя, СТИМУЛИРУЮщИЕ

познавательную деятельность студентов на

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. В статье обоснована необходимость стимулирования познавательной активности студентов. Представлен новый аспект познавательной активности как важнейший фактор, определяющий облик современного специалиста; осуществлен личностно-деятельност-ный подход к познавательной активности, выявлены дидактические условия, обеспечивающие стимуляцию познавательной деятельности, которые необходимо создавать преподавателю при проведении практических занятий; разработаны средства, способы, формы стимуляции познавательной деятельности студентов на практических занятиях; разработана методика обучения узловым вопросам курса математики на практических занятиях, учитывающая межпредметные связи, проблему мотивации и использующая активные формы и методы обучения.

Ключевые слова: познавательная активность, дидактические средства, методика стимуляции познавательной деятельности, теоретически обобщенные способы и приемы УПД, индивидуализация обучения, самостоятельная деятельность, понятийно-диагностирующее тестирование, логико-поисковые ситуации, мотивация, самодетерминация, самореализация.

Prozorovskaya Svetlana Dmitrievna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Applied Mathematics and Econometrics of Saint-Petersburg State Economics University, [email protected], Saint-Petersburg

Filippova Tatyana Ignatyevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Mathematics and Physics of S. M. Budyonny Military Academy of the Signal Corps, [email protected], Saint-Petersburg

DIDACTIC CONDITIONS STIMULATING COGNITIVE ACTIVITIES OF STUDENTS IN PRACTICAL CLASSES IN MATHEMATICS

Abstract. The paper substantiates the need to stimulate students' cognitive activity. It presents a new aspect of cognitive activity as the most important factor determining the shape of modern specialist. The authors implemented student-and-activity-centered approach to cognitive activity; identified didactic environment which provides stimulation of cognitive activities and which the teacher have to create during practical classes; developed tools, technique and forms for stimulation of students' cognitive activity on practical classes; worked out a kit of methods for teaching the key issues of Mathematics course in practical classes taking into account the intersubject links and motivation

Keywords: cognitive activity, didactic tools, cognitive activity stimulation methods, theoretically grounded generalized methods of learning-and-cognitive activities, personalization of learning, independent activity, concepts diagnosing testing, logic-and-search situations, motivation, self-determination, self-realization.

Резкое усложнение задач высшей школы, возрастание разрыва между постоянно увеличивающимся объемом знаний и ограниченностью учебного времени, все острее

ставят вопрос о том, как целесообразнее строить процесс обучения.

Проблема стимулирования познавательной активности студентов вытекает из тре-

116

Сибирский педагогический журнал ♦ № 3 / 2014

бований социального заказа, из объективной потребности самого учебного процесса в высшей школе, потребностями практики в научно - обоснованных рекомендациях по стимулированию познавательной активности будущих специалистов [8].

Результаты исследования существующей организации учебно-познавательной деятельности (УПД) позволили выявить причины низкой познавательной активности студентов: слабая мотивация УПД, узкий спектр познавательных интересов, низкая культура умственного труда, существенные пробелы в знаниях, недостаток прикладных умений, ограниченная самостоятельность, недостаточный выход за рамки учебной программы, недостаточное владение общими и специальными познавательными умениями, предметно-практическими навыками, низкий уровень личностных качеств, недостаток опыта довузовской УПД, низкий уровень учебно-методических навыков.

Выявленные причины обусловливают необходимость совершенствования организации УПД студентов и намечают основные направления стимулирования познавательной активности: усиление положительной мотивации в учении, развитие интереса к учению, повышение целенаправленности обучения, создание условий для проявления студентами творчества, самостоятельности, формирование у студентов навыков учебно-познавательного труда, использование разнообразных форм учебного познания, реализация познавательного потенциала каждого студента на основе индивидуального подхода, ориентация студентов на овладение способами предметно-практической деятельности, учет познавательных запросов и профессиональных потребностей студентов при организации предметно-познавательной деятельности.

Для реализации данных направлений на основе методов системного подхода к процессу обучения нами определены элементы и сформирована структура УПД студентов (Рисунок 1), позволяющая реализовать мероприятия по организации стимулирования познавательной деятельности [4].

Особенностью данной структуры являются дополнение и расширение существующей организации УПД определенными в ходе исследования элементами и информационно-

функциональными связями между ними [5]. Наличие данных элементов и их функционирование позволяет сделать теоретическое заключение о рациональности предлагаемой организации стимулирования познавательной деятельности.

В целях практической реализации разработанной организации стимулирования познавательной деятельности студентов нами обоснованы и разработаны, с учетом специфики учебного процесса, методические рекомендации по выбору состава дидактических средств стимулирования познавательной деятельности студентов и условий их функционирования. Под дидактическими средствами понимаются средства, основанные на профессиональной направленности учебной дисциплины, направленные на использование активных форм и методов обучения.

Данные рекомендации явились основой для разработки методики стимулирования познавательной деятельности студентов при изучении высшей математики. Реализация данных методических рекомендаций определяет основные особенности методики, которые обусловливаются применением активных форм, методов обучения и принципа профессиональной направленности учебной дисциплины.

Нами разработано содержание методики стимуляции познавательной деятельности студентов, структура которой представлена на рис 2.

На базе основных принципов и положений системного подхода задача стимуляции познавательной деятельности студентов и ее решение реализованы в три этапа:

1) декомпозиция информационно-ориен-тационного стимулирования;

2) выявление мотивационных основ;

3) определение средств, форм и способов стимуляции УПД.

Важной особенностью методики является опора на межпредметные связи, усиление ее прикладной направленности, на этой основе осуществляется подбор конкретных примеров и задач, что непосредственно влияет на уровень мотивации и интерес студентов к учебе [3].

Под прикладной направленностью курса математики понимается:

- формирование фундаментальной математической подготовки студентов, развитие

ЦЕЛИ

Самодетерминация, самореализация

- Обеспечение УПД,

- воздействие на мотивационно-потребностную сферу,

- «содеятельность»

Оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого студента

Разработка плана психолого-педагогического воздействия

Н А П Р А В Л Е Н И Я Р Е А Л И З А Ц И И

Рисунок 1. - Структура организации стимулирования познавательной деятельности

логического и алгоритмического мышления, необходимых для решения теоретических и прикладныи задач;

- овладониеосновнчIмиматодaми исследования и решения математических задач, необходимых для качественного усвоения общенаучных и специальных дисциплин, формирующих профессиональные качества специалистов;

- овладение основными численными методами математики и их реализацией на компьютере, формирование алгоритмической культуры и компьютерной грамотности;

- выработка у студентов стремления самостоятельно расширять математические знания и проводить математический анализ задач по специальным и общенаучным дис-

циплинам.

Нами представлена как пример, знава-тсчкою4 лацисло^^'ш <е:тдднaoв при проведении IIЭшcтичecчиxачю^тий по высшей математике, которая состоит из 3-х основных блоков, соответствующих 3-м дидактическим условиям, обеспечивающим стимуляцию познавательной деятельности студентов, а также указаны средства, способы и формы их реализации [9].

Мотивационные основы стимулирования познавательной деятельности студентов реализуются во вводной и основной частям практического занятия. В вводной части занятия осуществляется информаци-онно-ориентационное стимулирование, в которое входят дидактические средства как

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Информационно-

ориентационное стимулирование

Определение темы, ее прикладное значение

Определение видов занятий

Информация о содержании каждого вида занятия

Информация о формах и содержании внеаудиторной работы

Структурно-

информационные планы ПЗ

Рисунок 2. - Структура методики стимуляции познавательной деятельности

общей, так и специальной познавательной ориентации студентов: определение темы и ее прикладное значение, определение видов занятий, информация о содержании каждого вида занятия, информация о формах и содержании внеаудиторной работы, структурно-информационные планы практических занятий. В основной части занятия реализуются информационно-мобилизационное, информационно-развивающее и информационно-регулирующее стимулирование.

Информационно-мобилизационное стимулирование реализовывается путем проблемно-познавательного содержания УПД

(модуль-программы) и организации сти-мульных ситуаций: ситуаций быстрого реагирования (блиц-опросы, микропроблемные ситуации, экспресс решения) и ситуаций ролевого управления (ролевое преподавание, ролевая экспертиза) [10].

За смысловую основу модуль-программы принимается опорная в изучаемой теме система знаний и умений, информационное поле модуля содержит систему профессионально-ориентированных заданий и задач, предусматривающих расширение и совершенствование предметно-практического опыта студентов. Стимульные ситуации спо-

г----

III

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Конструктивное подведение итогов.

Информирование студентов о последующей деятельности.

Задание на с/п.

Рисунок 2 (продолжение). - Структура методики стимуляции познавательной деятельности

собствуют повышению познавательного тонуса аудитории, привлекая студентов своей учебно-познавательной неординарностью, личностной направленностью, положительной эмоциональной окраской.

Информационно-развивающее стимулирование реализуется путем совершенствования техники работы с учебной и справочной литературой, обучения рациональным приемам поиска и обработки научной информации, вовлечения студентов в СНО. Информационно-развивающее стимулирование способствует развитию у студентов

общей учебно-познавательной культуры, расширению индивидуального предметно-технического кругозора, самореализации профессионально-ориентированных предметно-познавательных запросов и интересов студентов.

Информационно-регулирующее стимулирование реализовывается путем регистрации и поощрения личного учебно-познавательного прогресса студентов на основе четкой и объективной системы контроля и оценивания. Реализация стимульных функций оценки и ее поощрительная направлен-

ность побуждают студентов к достижению максимально возможных учебно-познавательных результатов, способствуют созданию положительного эмоционального поля, гуманистической атмосферы учебно-познавательной деятельности.

В основной части занятия используются теоретически обобщенные способы и приемы УПД для закрепления и углубления теоретических знаний, овладения способами предметно-практической деятельности, применения знаний для решения прикладных задач [7]. Закрепление и углубление теоретических знаний реализуется путем обобщенно-логической систематизации учебной информации (разработка опорно-тематических блок-схем, табулирование информации, анализ готовых таблиц); понятийно-диагностирующего тестирования (выполнение тестов на знание, понимание и применение материала); логико-поисковых ситуаций (на самостоятельное доказательство, на объяснение, на вывод нового знания).

Способы активизации закрепления и углубления теоретических знаний способствуют активизирующей роли конструктивного осмысления студентами изучаемого материала, осознания ими причинно-следственных связей и отношений между отдельными понятиями и явлениями, на достижении того уровня понимания, который программируется в самом изложении учебной информации.

Овладение способами предметно-практической деятельности реализуется путем совершенствования процесса решения задач (логико-познавательный анализ задачной ситуации, конструирование способа решения, оценивание достоверности и точности решения). В основу активизации овладения способами предметно-практической деятельности нами положено совершенствование технологии решения задач посредством раскрытия рациональных процессуальных приемов субъектно-преобразующей деятельности на всех этапах решения задачи [1].

Применение знаний для решения прикладных задач реализуется путем систематического использования индивидуальных профессионально-ориентированных практических заданий с тем, чтобы обеспечить самостоятельное применение каждым студентом сложившегося у него понятийно-

операционного аппарата к конкретным внутри- и межпредметным ситуациям [6].

В основной части занятия используется индивидуализация обучения с помощью индивидуального подхода, контроля и коррекции УПД на основе включения студентов в разноуровневые виды самостоятельной деятельности (тренинг-задания, задания ре-конструктивно-вариативного и конструктивно-эвристического типов), что обеспечивает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого студента [2].

Заключительная часть практического занятия состоит из конструктивного подведения итогов, информирования студентов о последующей деятельности и задания на самоподготовку. Задание на самоподготовку предполагает учет следующих факторов:

персонализированность;

- соотнесенность с содержанием аудиторной УПД;

- профессиональная ориентированность;

- дифференцированный уровень сложности;

- доступность объема.

Разработанная методика преподавания

узловых вопросов курса математики, с одной стороны, позволяет усвоить фундаментальные математические знания, а с другой стороны, профессиональная направленность практических занятий создает мотивацию к изучению курса математики, устанавливает связь математики со специальными дисциплинами, способствует формированию профессиональных умений и навыков, личностных качеств будущих специалистов.

Библиографический список

1. Даутова О. Б. Педагогическая деятельность учителя в условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты// Человек и образование - 2013. - № 4. - С. 10-15.

2. Каменский А. М. Нестандартные формы многопрофильного обучения в современном лицее// Человек и образование - 2013. - № 4. -С. 28-33.

3. Кергина Н. К. Инновационные технологии обучения как средство развития мотивации учения школьников.// Человек и образование. -2012. - № 2. - С. 147-152.

4. Найденова З. Г. Современные тенденции организации мониторинга и оценки качества образования// Человек и образование. - 2013. -

№ 4. - С. 34-37.

5. ПанасюкВ. П., Романкова И. В. Современные тенденции стандартизации качества профессионального обучения // Человек и образование. - 2012. - № 2 - С. 22-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Прозоровская С. Д., Филиппова Т. И. Развитие навыков самоуправления учебной деятельностью студентов в условиях высшей школы // Человек и образование. - 2012. - № 3. - С. 66-70.

7. Прозоровская С. Д., Филиппова Т. И., Кро-пачева Н. Ю. Формирование основных понятий математического анализа на основе теоретического обобщения // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 8. - С. 88-92.

8. Рыскулова М. Н. Тенденции становления самостоятельной работы студентов технического вуза// Человек и образование. - 2012. - № 2 -С. 105-109.

9. Токарева Л. И. Формирование систем понятий при обучении математике: монография / Л. И. Токарева Башк. гос.пед. ун-т им. М. Акмул-лы. - Уфа, 2008. - 392 с.

10. Токарева Л. И. Теоретические основы формирования фундаментальных понятий и их систем в современном обучении // Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. Серия 20, Педагогическое образование. - 2009. - № 4. - С. 25-34.

122

Сибирский педагогический журнал ♦ № 3 / 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.