УДК 377.5
А. С. Чибаков1, Д. А. Крылов2
1Яранский технологический техникум, г. Яранск 2 Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ: АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ И РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ
Статья посвящена актуальной социально-педагогической проблеме: развитию познавательной активности учащихся учебных заведений среднего профессионального образования. Представлен краткий анализ эволюции педагогических взглядов на понятия «активность» и «познавательная активность», начиная с 20-х годов ХХ века. Названы ведущие ученые, исследовавшие активность личности в обучении, и основные периоды формирования взглядов на изучаемую проблему Раскрыта сущность дидактического принципа активности как показателя реализации других принципов обучения. Показана взаимосвязь между понятиями «активность» и «деятельность», «активность» и «самостоятельность», а также суть процесса активизации познавательной деятельности учащихся. Обоснован взгляд на активность как системообразующее качество развития личности. Выделено триединое начало активности личности в профессиональном обучении: активность как социальное качество, учебно-познавательная активность, познавательно-коммуникативная активность в конкретной предметной области. Определены факторы, обеспечивающие успешное развитие активной личности в условиях профессионального обучения квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Установлен источник познавательной активности - учебные противоречия. С целью диагностики развития познавательной активности личности обособлены процессуальные и результативные критерии. Разработана методика оценки развития познавательной активности учащихся, овладевающих рабочими профессиями и специальностями.
Ключевые слова: развитие личности, активность личности, познавательная активность, активизация познавательной деятельности, принцип активности, проблемное обучение, активные етоды обучения, профессиональное обучение
Нацеленность федеральных государственных образовательных стандартов профессионального обучения квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена на овладение общими и профессиональными компетенциями подчеркивает исключительную значимость аналитических и коммуникативных умений и качеств личности. Благодаря им достигается успешность в трудовой деятельности, профессиональная мобильность, творческий поиск и нестандартность подходов к решению производственных и технологических задач. Педагогический опыт в профессиональном образовании на протяжении около 20 лет позволяет утверждать, что формирование и развитие аналитических и коммуникативно-деловых способностей обеспечивают методы и приемы, стимулирующие аргументированность в принятии решений и, как следствие, осознанность и рациональность учебно-познавательной деятельности на разных этапах обучения. Не случайно
«общая теория аргументации является одной из главных в ряду методологических оснований развивающего обучения» [23].
В психолого-педагогических науках существуют различные подходы к теоретико-методологическим и организационно-практическим аспектам развивающего обучения. При этом сохраняется единство в исходных положениях, а именно:
а) важная роль в развитии личности учащегося принадлежит обучению;
б) учение (научение) учащегося невозможно без проявления им активности.
По мнению психологов, социологов и педагогов, активность учащихся можно и необходимо развивать. Следовательно, в основе процесса становления личности логично рассматривать ее активность.
Целенаправленно к выделению и исследованию проблемы активности учащихся отечественные ученые приступили в 20-е годы минувшего
© Чибаков А. С., Крылов Д. А., 2016
столетия, разработав исследовательский, эвристический, проектный, экскурсионный и другие методы активного обучения. В 30-е и 40-е годы XX века полагалось, что социально-педагогические категории, какими считались активность и самостоятельность, определяют отношение учащегося к учению. Одновременно формировалось представление о развитии данных категорий в ходе изучения учебных дисциплин и непосредственно в процессе жизнедеятельности. По мнению Н. К. Крупской, источник активности заключен в окружающих социальных условиях, а развитие активности обеспечивает включение учащегося в преобразовательную деятельность [10].
В 50-70-е годы педагоги-исследователи продолжали видеть проявление активности в отношении учащегося к учению. В качестве средств развития положительного отношения к учебе рассматривались стимулы. Так, М. А. Данилов источник формирования активности находил в воспитании интереса и ответственного отношения к учению, создании потребности в знаниях, требовательности педагога, использовании мнения классного коллектива [4]. Активная позиция класса важна и может быть достигнута, если «опираться на ученический актив, формируемый в процессе познавательной деятельности» [2]. Многие педагоги связывали активность с повышением самостоятельности на занятиях. К примеру, Н. А. По-ловникова рассматривала самостоятельность как готовность своими силами выполнять целенаправленную познавательно-поисковую деятельность [22]. Но были исследования, авторы которых дифференцировали понятия «активность» и «самостоятельность». Так, у И. Я. Лернера самостоятельность включает активность как свое условие, ибо нельзя быть самостоятельным, не будучи активным, но активность может и не сочетаться с самостоятельностью [14]. А Б. П. Есипов, говоря об активности, подразумевал преобразовательное отношение к объектам познания, а под самостоятельностью - условие невмешательства со стороны [7].
Ряд ученых исследовали активность личности в единстве с интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферами. И. Ф. Харламов отождествлял активность с деятельным состоянием, при этом к свойствам познавательной активности относил стремление к учению, умственное напряжение и волевые усилия [24]. Г. И. Щукина видела в познавательной активности интеллектуальный отклик и мыслительно-эмоциональную отзывчивость на познавательный процесс [42].
Таким образом, во второй половине прошлого века наметились различия в осмыслении сущности познавательной активности: одни считали ее как деятельность, а другие - как черту личности. Интегрировать взгляды в конце 70-х годов предложила Т. И. Шамова, рассматривавшая познавательную активность «и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат» [41]. А Г. И. Щукина познавательную активность представляла подготовительной ступенью самостоятельности [42].
Фундаментальные исследования познавательной активности получили развитие в период 80-90-х годов. Подтверждение тому монография Т. И. Шамовой [41]. В авторской концепции познавательная активность представляет качество деятельности, проявляющееся в отношении учащегося к учению, присвоении знаний и способов деятельности, мобилизации нравственных и волевых усилий. Логичным результатом исследований Т. И. Шамовой явилось обособление ведущего принципа дидактики - принципа активности, выступающего базисом и показателем реализации других принципов обучения.
В целом научные положения Т. Н. Шамовой и Г. И. Щукиной являются основополагающими в изучении природы познавательной активности. Они послужили и продолжают служить фундаментом для новых исследований. В работе Г. Ц. Моло-нова познавательная активность целостное образование, проявляющееся в мотивации к учебным предметам и связанное с установками, ценностями, отношениями и направленностью личности [19]. В. И. Лозовая, исследуя стимулирование познавательной активности учащихся на основе целостного подхода, заостряет внимание на развитии совокупности личностных качеств: трудолюбия, ответственности, доброжелательности и др., -при этом познавательная активность мобилизует психические процессы и состояния личности на объект познания [13]. В. С. Данюшенков под активностью понимает сложное психолого-педагогическое образование. По его мнению, реализация потребностей приводит к развитию свойств и качеств личности, постоянное их совершенствование формирует целостную структуру личности, системообразующим основанием развития которой логично считать активность [5].
Исследования проблемы активности учащихся привели педагогов к выделению понятия «активизация познавательной деятельности». Это связано с осознанием, что развитие активности требует продолжительного времени и представляет
сложную педагогическую проблему. Более конкретной представляется задача повышения активности учащегося в непосредственной учебной ситуации с учетом реальных условий, применением соответствующих дидактических средств, в чем и заключается процесс активизации. Согласно Г. И. Щукиной, активизация усиливает учебно-познавательную деятельность, побуждает к ее энергичному, целенаправленному осуществлению, позволяет преодолеть инерцию [42]. Т. И. Шамо-ва понимает активизацию как мобилизацию интеллектуальных, нравственных и физических сил на достижение целей обучения и воспитания [41]. Схожую, но более конкретизированную точку зрения встречаем у В. С. Данюшенкова, понимающего под активизацией процесс «специально организованный учителем с помощью системы дидактических средств, для целенаправленной мобилизации тех внутренних компонентов личности, которые в данный момент времени наиболее эффективно усиливают познавательную деятельность каждого в отдельности учащегося для решения конкретных задач обучения, воспитания и развития» [5].
Системные основы изучения активизации заложены на рубеже 70-х годов исследователями проблемного обучения (В. Оконь, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, И. Я. Лернер и др.). Дидактика, как и теория познания, и психология, раскрывает «общую закономерность процесса активного учения через категорию проблемности» [17]. В основе проблемного обучения такой вид педагогического взаимодействия, при котором происходит систематическая самостоятельная познавательная деятельность по усвоению новых знаний и способов действия учащимися путем решения учебных проблем [16]. Ценность проблемного обучения состоит в том, что при решении «специально разработанной системы проблем и проблемных задач происходит овладение опытом творческой деятельности, творческое усвоение знаний и способов деятельности, формирование граждански активной, творчески относящейся к своей деятельности, сознательной личности» [13].
Внимание ученых уделялось также изучению форм и методов активного обучения. При этом отмечается принципиальная особенность: активным метод делает тот, кто его применяет, поэтому активными методы можно считать с некоторой условностью. Тем не менее к ним принято относить проблемную лекцию, круглый стол, урок-диспут, урок-дискуссию, пресс-конференцию,
«мозговую атаку», ролевые и деловые игры, имитационное моделирование и т. д.
Стратегия активизации обучения заключается в создании психолого-педагогических условий и включении учащегося в осмысленное учение на интеллектуальном, личностном и социальном уровне активности (А. А. Вербицкий). Следовательно, для качественного изменения познавательной активности недостаточно ограничиться только активизацией учения, необходимо обеспечить становление внутренних побудительных основ личности - познавательных мотивов.
В новом тысячелетии отмечается всплеск исследовательского интереса к проблеме познавательной активности учащихся. Учеными обосновывается многомерность сущности активности и ее место в структуре личности. Так, понимая под индивидуальными свойствами человека совокупность интеллектуального потенциала, мо-тивационной сферы, уровня развития эмоционально-волевых качеств, предметно-практической подготовки и способности саморегуляции, Т. А. Боровских отмечает, что «от их развития зависит познавательная активность учащегося» [1]. А по мнению И. А. Гуриной, понятие «познавательная самостоятельность» «чаще стало рассматриваться как интериоризация - от активного присвоения знаний к методам их приобретения» [3]. Важнейшими характеристиками гуманитаризации учебного процесса в системе среднего профессионального образования О. А. Мацкайлова считает «возбуждение познавательной активности и включение в содержание обучения субъективного опыта студента, полномасштабное использование его собственной учебно-производственной деятельности» [15].
На основе ситуационно-контекстного подхода М. Д. Ильязова рассматривает компетенцию как потенциальную активность, а компетентность -как характеристику реальной активности субъекта деятельности [8]. С точки зрения О. В. Пету-нина, педагогическая система активизации познавательной самостоятельности является важным самостоятельным структурным компонентом воспитательно-образовательного процесса. А «ее реализация создает у обучающегося потребность в самосовершенствовании личности, развивает свободную личностную позицию, способствует приобретению и непрерывному обновлению над-профессиональных и профессиональных компетенций» [18].
Мощным стимулом к изучению факторов развития познавательной активности явились
компьютеризация и информатизация образования. В результате возникли понятийные категории «интеракция», «интерактивное обучение» и «интерактивные методы обучения». В исследовании М. А. Петренко ведущей выступает идея о развитии творческой активности личности посредством эффективной педагогической интеракции в интерактивной социокультурной среде [17]. В представлении А. В. Енина, активность, творчество в широком смысле - атрибут материи, вид развития, а в узком - комплексная характеристика деятельности, атрибут общественной жизни, психический акт. Воспитание творчески активной личности, следуя автору, представляет «активный процесс совместного целенаправленного взаимодействия педагога и самой личности, подразумевающий придание этой личности ценностно-смысловой и мотивационной направленности» [6].
Проведенный анализ, с учетом современных требований и ожидаемых перспектив, позволяет обосновать триединую сущность активности личности учащегося: активности как социального проявления; учебно-познавательной активности; познавательно-коммуникативной и предметно-практической активности в конкретной предметной области [22; 23; 40]. В методологическом контексте они соотносятся как категории «общее» - «особенное» - «единичное». Применительно к профессиональному обучению современных рабочих и специалистов мы рассматриваем познавательную активность как один из видов активности, системообразующее качество личности, которым обуславливается потребность в познавательном поиске и концентрация личностного потенциала для саморазвития в процессе такого поиска. Развитие познавательной активности представляется бинарным процессом, направленным, с одной стороны, на активизацию учащихся в конкретной познавательной или предметной деятельности, а с другой стороны, на формирование мотивации. Возможность и необходимость развития познавательной активности в обучении рабочих и специалистов объясняется, во-первых, потребностями социума в компетентных творческих личностях; во-вторых, благоприятными условиями для самореализации в организованных мероприятиях (конкурсах профессионального мастерства, выставках работ, экскурсиях и т. д.); в-третьих, завершением обучения молодых специалистов на уровне среднего профессионального образования [31].
Характерная особенность активности заключается в ее самоценности. Такое положение основывается на выводах физиологов и биохимиков
о том, что «активность запускает механизм обмена биологически активных веществ - мозговых катехоламинов, - благодаря которому расход этих веществ в процессе психической деятельности и поведения постоянно с избытком покрывается их синтезом» (В. С. Ротенберг), поэтому успешность активности в какой-либо сфере деятельности распространяется и на другие сферы.
Диагностику познавательной активности мы предлагаем производить по процессуальным и результативным критериям в ходе учебной коммуникативно-аргументирующей и предметно-практической деятельности. Процессуальные критерии призваны выявить, насколько личность в данной деятельности и в конкретное время реализует потенциал активности. При этом следует учитывать ряд факторов: изменение внешних условий, особенности реагирования личности на различные раздражители, состояние здоровья. К процессуальным критериям мы отнесли 14 индикаторов, среди которых уровни усвоения и развития пространственных представлений, аналитические качества при работе с информацией, умения устанавливать причины и следствия, самостоятельность, тактичное деловое общение и др.
Результативные критерии помогают определять изменения в развитии познавательной активности за определенный период - время изучения дисциплины, прохождение практики, семестр, учебный год и т. д. По ним можно судить об эффективности обучения отдельным предметам или профессиональному модулю. В числе результативных 6 критериев: сформированность общих и профессиональных компетенций, отношение к деятельности, вид познавательной активности, уровень операционной основы аргументации, качество риторики.
По каждому критерию установлены конкретные показатели. В совокупности критерии и показатели позволили составить дихотомическую шкалу оценки познавательной активности в организованной рассудочно-аргументированной и предметной деятельности. На основе шкалы эксперты заносят результаты по каждому обучающемуся в оценочные листы. Общая оценка находится суммой баллов по критериям, выставленным всеми экспертами. Затем производится пересчет баллов на одного условного эксперта для отдельного учащегося или учебной группы. Разработанная нами методика измерения и оценки развития познавательной активности, умений и качеств рассуждать и аргументировать опубликована в статье Д. А. Крылова и А. С. Чибакова [10].
В течение 2014/2015 учебного года в экспериментальных группах Яранского технологического техникума рост по процессуальным критериям составил 30-38 %, а по результативным - 14-26 %. Отмечается положительная динамика успеваемости и качественных показателей. В исследовании участвовали учебные группы по профессиям «водитель транспортных средств», «мастер отделочных строительных работ» и «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве», а также по специальностям «Информационные системы» и «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» с общим количеством 227 учащихся.
В настоящее время исследование продолжается. Развитие познавательной активности достигается:
а) стимулированием и становлением рассудительных и аргументирующих умений и качеств личности [11; 31; 37];
б) внедрением технологий проблемного, модульного, вопросно-ответного обучения [22; 23; 30; 40];
в) уточнением содержания, информационной вариативностью, интенсификацией процесса обучения [9; 26; 27; 39; 41];
г) использованием методов научно-технического творчества, поисковых заданий, элементов алгоритмизации [11; 24; 25; 35];
д) направленным формированием образов и представлений [32; 34; 38; 42];
е) диагностикой и оценкой качества профессионального обучения [10; 29; 32; 33; 37] и др.
Инструментальные средства разрабатываются на основе синтеза принципов процессного и функционального подходов, адаптации современных методов систематизированного поиска решений и деловых игр. Потенциалом развития познавательной активности учащихся обладают дуальное обучение, новые уровни социального партнерства, персонификация обучения.
Таким образом, по нашему мнению, справедливы следующие положения, которые обеспечивают развитие активности личности в условиях учебной организации среднего профессионального образования:
- активность - выступает основой, стимулирующей реализацию потенциала личности в процессе деятельности;
- «активность» и «деятельность» - нетождественные понятия, различие между ними заключается в побуждениях, ибо «деятельность исходит
из потребности в предмете, а активность - из потребности в деятельности» (К. А. Абульханова-Славская);
- активность может быть прямо или опосредованно связана с самостоятельностью, то есть с инициативой, поиском путей решения познавательных задач без помощи со стороны, а самостоятельное осуществление деятельности возможно только благодаря активности, следовательно, самостоятельность указывает на высокий уровень активности;
- активность личности избирательна в силу биологических и социальных особенностей человека;
- уровень развития активности определяет осознанность профессионального самоопределения, интенсивность процессов профессионально-личностного становления, развития общих и профессиональных компетенций и т. п.;
- развитие познавательно-коммуникативной и предметно-практической активности выступает фактором развития учебно-познавательной активности и активности в социально-личностном отношении;
- источником познавательной активности являются противоречия, а средством эффективного ее развития - активные методы обучения.
_Ш_
1. Боровских Т. А. Индивидуализация обучения школьников средствами образовательных технологий в условиях классно-урочной системы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011. 47 с.
2. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977. 159 с.
3. Гурина И. А. Теория и практика развития познавательной самостоятельности обучающихся в истории российского образования (вторая половина Х1Х-ХХ вв.): автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2010. 47 с.
4. Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. 299 с.
5. Данюшенков В. С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении физике в базовой школе. М.: Прометей, 1994. 208 с.
6. Енин А. В. Система воспитания творчески активной личности учащихся во внеклассной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2010. 44 с.
7. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.
8. Ильязова М. Д. Формирование инвариантов профессиональной компетентности студента: ситуационно-контекстный подход: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010. 40 с.
9. Колотилов В. В., Чибаков А. С., Тукмачев А. П. Опыт внедрения программы «Технология» в сельской школе» // Школа и производство. 1997. № 4. С. 58-59.
10. Крылов Д. А., Чибаков А. С. Измерение и оценка развития аргументативных умений и качеств будущих квалифицированных рабочих и специалистов в процессе профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24099
11. Крылов Д. А., Чибаков А. С. Развитие аргументативных качеств обучающихся методами СПР при освоении профессиональных модулей // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: www.science-education.ru/130-23911
12. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
13. Лозовая В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: автореф. дис.... д-ра пед. наук. Харьков, 1990. 357 с.
14. Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981. 192 с.
15. Мацкайлова О. А. Гуманитаризация учебного процесса в системе среднего профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2010. 42 с.
16. Молонов Г. Ц. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения и воспитания: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Улан-Уде, 1986. 416 с.
17. Петренко М. А. Теория педагогической интеракции: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 49 с.
18. Петунин О. В. Активизация познавательной самостоятельности учащейся молодежи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Кемерово, 2010. 44 с.
19. Половникова Н. А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников // Советская педагогика. 1970. № 5. С. 76-83.
20. Федоров Б. И. Аргументация в учебном диалоге // Мысль. 2006. С. 175-186.
21. Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников (Дидактические очерки). Минск: Нар. асвета, 1975. 208 с.
22. Чибаков А. С. Активизация практико-ориентирован-ного профессионального обучения на основе вопросно-ответных отношений // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего: сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф. (26-27 марта 2015 года). Т. I. Кемерово: ООО «ЗапСибНЦ», 2015. С. 29-33.
23. Чибаков А. С., Крылов Д. А. Активизация профессионального обучения рабочих совокупностью вопросно-ответных отношений // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=23834
24. Чибаков А. С. Алгоритмизация профессионального обучения в современных условиях // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в XXI веке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. заочной науч.-практич. конф. 31 января 2012 г.: в 10 ч. Ч. 7; Мин. образования и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес - Наука - Общество», 2012. С. 155-156.
25. Чибаков А. С. Аналогия как метод профессионального обучения // Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практич. конф. 30 ноября 2012 года: в 10 ч. Ч. 10; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес -Наука - Общество», 2012. С. 161-162.
26. Чибаков А. С. Интенсивное обучение водителей транспортных средств в процессе теоретической подготовки // Научный альманах. 2016. № 1-2 (15): по материалам междунар.
науч.-практич. конф. «Наука и образование в XXI веке», Россия, г. Тамбов, 29 января 2016 г. C. 333-336.
27. Чибаков А. С. Интенсивность обучения как фактор качества профессиональной подготовки водителей транспортных средств // Исследование различных направлений современной науки. VIII Междунар. науч.-практич. конф. [Электронный ресурс]. М.: Олимп, 2016. С. 1295-1302.
28. Чибаков А. С. Исследование развития познавательной активности учащихся в условиях среднего профессионального образования // Научный диалог. 2016. № 4 (52). С. 395-408.
29. Чибаков А. С. К оценке качества профессионального обучения: методический аспект // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 3. С. 41-44.
30. Чибаков А. С. Модульные технологии в профильной и профессиональной подготовке // Вопросы образования и науки в XXI веке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практич. конф. 29 апреля 2013 г.: в 11 ч. Ч. 11; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес - Наука - Общество», 2013. С. 119-120.
31. Чибаков А. С. О развитии умений учащихся компетентно рассуждать и аргументировать в профессиональном обучении // Национальная ассоциация ученых (НАУ) -Ежемесячный научный журнал № 2 (7)/2015. VII Междунар. науч.-практич. конф. «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени» Ч. 5: Педагогические науки. С. 49-52.
32. Чибаков А. С. Обеспечение качества подготовки водителей транспортных средств к движению в условиях населенных пунктов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 2. С. 123-129.
33. Чибаков А. С. Обеспечение качества теоретической подготовки водителей транспортных средств в новых условиях // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практич. конф. 31 октября 2014 г.: в 17 ч. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. Ч. 14. С. 153-155.
34. Чибаков А. С. Основы формирования дизайнерских представлений у обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ» // Концепт. 2014. Спецвыпуск № 06. URL: http://e-koncept.ru/2014/14575.htm; http://e-koncept.ru/ 2014/14575.htm?view
35. Чибаков А. С. Поисковые задания по устройству автомобиля // Школа и производство. 2003. № 8. С. 65-71.
36. Чибаков А. С. Проблемно-модульная технология в профессиональном обучении высокотехнологичным профессиям и специальностям // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Т. 4, № 2. URL: http://mirnauki.com/PDF/10PDMN216.pdf
37. Чибаков А. С. Процесс и оценка эффективности рассудительно-аргументированных взаимодействий в освоении профессиональных модулей // Сборник публикаций научного журнала «Globus» по материалам II международной науч.-практ. конф. «Психология и педагогика: актуальные вопросы» г. Санкт-Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). СПб.: Научный журнал «Globus», 2015. С. 42-48.
38. Чибаков А. С. Стимулирование познавательной активности учащихся НПО информационной вариативностью // Образование и наука: современной состояние и перспективы развития: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практич. конф. 28 февраля 2013 г.: в 10 ч. Ч. 10; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес - Наука - Общество», 2013. С. 136-138.
39. Чибаков А. С. Формирование образов безопасного уп- 41. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: равления автомобилем у кандидатов в водители в процессе тео- Педагогика, 1982. 208 с.
ретического обучения // Наука и образование в XXI веке: сб. 42. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процес-
науч. тр. по материалам Междунар. заочной науч.-практич. конф. се: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 144 с.
31 мая 2012 г: в 5 ч Ч. 5; М-во образования и науки рф. Тамбов: 43. чибаков А. С. Направленное становление рассудитель-
Изд-во Тр00 «Бшшх - Наука - Общество», 2012. С. 133-135. но-аргументирующих умений и качеств учащихся в техноло-
40. Чибаков А. С. Формирование понятийных и образных гической и профессиональной подготовке // Теоретические представлений при изучении основ законодательства в сфере и прикладные аспекты современной науки. Серия: Социаль-дорожного движения // Современные наукоемкие технологии. но-гуманитарная: коллективная монография. Тамбов: Изд-во 2016. № 4-1. С. 191-195; URL: http://www.top-tedmologies.ru/ ТРОО «Бизнес - Наука - Общество», 2014. С. 204-219. ru/artide/view?id=35802
Статья поступила в редакцию 5.05.2016 г.
Для цитирования: Чибаков А. С., Крылов Д. А. Познавательная активность учащихся: анализ педагогических концепций и развитие в процессе профессионального обучения рабочих и специалистов // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 4 (24). С. 51-59.
Об авторах
Чибаков Анатолий Сергеевич, кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебной работе, Яранский технологический техникум, г. Яранск, [email protected]
Крылов Дмитрий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
A. S. Chibakov1, D. A. Krylov1
1Yaransk technological College, Jaransk 2Mari State University, Yoshkar-Ola
INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS: ANALYSIS OF PEDAGOGICAL CONCEPTS AND DEVELOPMENT IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING OF WORKERS AND SPECIALISTS
The article is devoted to topical social and pedagogical problem: the development of cognitive activity of students of educational institutions of secondary vocational education. The study presents a brief analysis of the evolution of pedagogical views on the concept of "activity" and "cognitive activity", since the 20-s of the XXth century. The article referred to the leading scientists who had studied the activity of the person in training, and the major periods of the formation of views on the issue under study. The study reveals the essence of the principle of didactic activity as an indicator of the realization of other learning principles. The article shows the relationship between the concepts of "activity" and "activities", "activity" and "independence" and the essence of the process of activation of informative activity of pupils. The study substantiated opinion on the activity as a system-performance development of personality. The article highlighted the triune beginning of the activity of the individual in vocational training: activity as a social quality, teaching and cognitive activity, cognitive and communicative activity in a particular subject area. The article identifies the factors that ensure the successful development of an active person in the conditions of vocational training of skilled workers and mid-level professionals. The study established the source of cognitive activity - training contradictions. In order to diagnose cognitive activity of the individual, procedural and scoring criteria are separated. The study developed a method of assessing the development of cognitive activity of students, master working professions and specialties.
Keywords: personal development, personal traits, cognitive activity, activation of cognitive activity, activity principle, problem-based learning, active learning methods, vocational training
m
sistemy: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Customization of training 1. Borovskih T. A. Individualizacija obuchenija shkol'nikov students using educational technology in a class-lesson system]. sredstvami obrazovatel'nyh tehnologij v uslovijah klassno-urochnoj M., 2011, 47 p.
2. Vinogradova M. D., Pervin I. B. Kollektivnaja poznavatel'na-ja dejatel'nost' i vospitanie shkol'nikov [Collective cognitive activity and education of schoolchildren]. M.: Prosveshhenie, 1977, 159 p.
3. Gurina I. A. Teorija i praktika razvitija poznavatel'noj sa-mostojatel'nosti obuchajushhihsja v istorii rossijskogo obrazovanija (vtoraja polovina XIX-XX vv.): avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Theory and practice of development of informative independence of students in the history of education in Russia (the second half of the XIXth-XXth centuries)]. M., 2010, 47 p.
4. Danilov M. A. Process obuchenija v sovetskoj shkole [Learning process in the Soviet school]. M.: Uchpedgiz, 1960, 299 p.
5. Danjushenkov B. C. Celostnyj podhod k metodike formi-rovanija poznavatel'noj aktivnosti uchashhihsja pri obuchenii fizike v bazovoj shkole [Holistic approach to the method of formation of informative activity of pupils at teaching physics at the basic school]. M.: Prometej, 1994, 208 p.
6. Enin A. V. Sistema vospitanija tvorcheski aktivnoj lichnosti uchashhihsja vo vneklassnoj dejatel'nosti: avtoref. dis. . d-ra ped. nauk [System of creatively active students education in extracurricular activities]. Voronezh, 2010, 44 p.
7. Esipov B. P. Samostojatel'naja rabota uchashhihsja na uroke [Independent work of students in class]. M.: Uchpedgiz, 1961, 239 p.
8. Il'jazova M. D. Formirovanie invariantov professional'noj kompetentnosti studenta: situacionno-kontekstnyj podhod: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Formation of invariants of student professional competence: situational and contextual approach]. M., 2010, 40 p.
9. Kolotilov V. V., Chibakov A. S., Tukmachev A. P. Opyt vnedrenija programmy «Tehnologija» v sel'skoj shkole» [Experience of implementing the program "Technology" in the village school]. Shkola iproizvodstvo = School and manufacture. 1997, no. 4, pp. 58-59.
10. Krylov D. A., Chibakov A. S. Izmerenie i ocenka razvitija argumentativnyh umenij i kachestv budushhih kvalificirovannyh rabochih i specialistov v processe professional'noj podgotovki [Measurement and evaluation of argumentative skills and qualities of future skilled workers and specialists in the course of vocational training]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija = Modern problems of science and education. 2016, no. 1, URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24099
11. Krylov D. A., Chibakov A. S. Razvitie argumentativnyh kachestv obuchajushhihsja metodami SPR pri osvoenii profes-sional'nyh module [Development of argumentative qualities of students using Decision Support System methods for professional development modules]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija = Modern problems of science and education. 2015. № 6. URL: www.science-education.ru/130-23911
12. Lerner I. Ja. Didakticheskie osnovy metodov obuchenija [Didactic bases of training methods]. M.: Pedagogika, 1981, 186 p.
13. Lozovaja V. I. Celostnyj podhod k formirovaniju poznavatel'noj aktivnosti shkol'nikov: avtoref. dis.... d-ra ped. nauk [Holistic approach to the development of cognitive activity of students]. Har'kov, 1990, 357 p.
14. Mahmutov M. I. Sovremennyj urok: Voprosy teorii [Modern lesson: Theory]. M.: Pedagogika, 1981, 192 p.
15. Mackajlova O. A. Gumanitarizacija uchebnogo processa v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija: avtoref. dis. . d-ra ped. nauk [Humanization of the educational process in secondary vocational education]. Voronezh, 2010, 42 p.
16. Molonov G. C. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti shkol'nikov v processe obuchenija i vospitanija: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Formation of informative activity of students in the process of training and education]. Ulan-Ude, 1986, 416 p.
17. Petrenko M. A. Teorija pedagogicheskoj interakcii: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Theory of teaching interaction]. Rostov-na-Donu, 2010, 49 p.
18. Petunin O. V. Aktivizacija poznavatel'noj samostojatel'nosti uchashhejsja molodezhi: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Activation of informative independence of young students]. Kemerovo, 2010, 44 p.
19. Polovnikova N. A. O sisteme vospitanija poznavatel'noj samostojatel'nosti shkol'nikov [On the cognitive independence of school education system]. Sovetskaja pedagogika = Soviet pedagogy. 1970, no. 5, pp. 76-83.
20. Fedorov B. I. Argumentacija v uchebnom dialoge [Reasoning in the educational dialogue]. Mysl ' = Thought. 2006, pp. 175-186.
21. Harlamov I. F. Kak aktivizirovat' uchenie shkol'nikov (Didakticheskie ocherki) [How to strengthen the teaching of students]. Minsk: Nar. asveta, 1975, 208 p.
22. Chibakov A. S. Aktivizacija praktiko-orientirovannogo pro-fessional'nogo obuchenija na osnove voprosno-otvetnyh otnoshenij [Activation of practice-oriented training based on question-answer relations]. Nauchno-tehnicheskij progress: aktual'nye i perspek-tivnye napravlenija budushhego = Scientific and technical progress: current and perspective directions of the future: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. (26-27 marta 2015 goda). T. I. Kemerovo: OOO «ZapSibNC», 2015, pp. 29-33.
23. Chibakov A. S., Krylov D. A. Aktivizacija professional'-nogo obuchenija rabochih sovokupnost'ju voprosno-otvetnyh otnoshenij [Activation of vocational training of workers by means of question-answer relations]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija = Modern problems of science and education. 2015, no. 6, URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23834
24. Chibakov A. S. Algoritmizacija professional'nogo obuchenija v sovremennyh uslovijah [Algorithmization of training in modern conditions]. Teoreticheskie i prikladnye problemy nauki i obrazovanija v XXI veke = Theoretical and applied problems of science and education in the XXIth century: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. zaochnoj nauch.-praktich. konf 31 janvaija 2012 g.: v 10 ch. Ch. 7; Min. obrazovanija i nauki RF, Tambov: Izd-vo TROO «Biznes - Nauka - Obshhestvo», 2012, pp. 155-156.
25. Chibakov A. S. Analogija kak metod professional'nogo obuchenija [Analogy as a training technique]. Obshhestvo, sov-remennaja nauka i obrazovanie: problemy i perspektivy = Society, modern science and education: problems and prospects: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. 30 nojabrja 2012 goda: v 10 ch. Ch. 10; M-vo obr. i nauki RF. Tambov: Izd-vo TROO «Biznes - Nauka - Obshhestvo», 2012, pp. 161-162.
26. Chibakov A. S. Intensivnoe obuchenie voditelej transport-nyh sredstv v processe teoreticheskoj podgotovki [Intensive training of drivers of vehicles in the process of theoretical training]. Nauchnyj al'manah. 2016. № 1-2 (15): po materialam mezhdunar. nauch.-praktich. konf. «Nauka i obrazovanie v XXI veke», Rossija, g. Tambov, 29 janvarja 2016 g. C. 333-336.
27. Chibakov A. S. Intensivnost' obuchenija kak faktor kachestva professional'noj podgotovki voditelej transportnyh sredstv [Intensity of training as a factor of quality of vocational training of drivers of vehicles]. Issledovanie razlichnyh napravlenij sov-remennoj nauki = Study of the various areas of modern science. VHI Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. [Jelektronnyj resurs]. M.: Olimp, 2016, pp. 1295-1302.
28. Chibakov A. S. Issledovanie razvitija poznavatel'noj aktiv-nosti uchashhihsja v uslovijah srednego professional'nogo obrazo-vanija [Study of cognitive activity of pupils in the conditions of average vocational training]. Nauchnyj dialog = Scientific dialogue. 2016, no. 4 (52), pp. 395-408.
29. Chibakov A. S. K ocenke kachestva professional'nogo obuchenija: metodicheskij aspect [On the question of vocational training quality assessment: methodological aspect]. Profession-al'noe obrazovanie = Vocational education. Capital. Stolica, 2016, no. 3, pp. 41-44.
30. Chibakov A. S. Modul'nye tehnologii v profil'noj i pro-fessional'noj podgotovke [Modular technology in the profile and training]. Voprosy obrazovanija i nauki v XXI veke = Problems of education and science in the XXIth century: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. 29 aprelja 2013 g.: v 11 ch. Ch. 11; M-vo obr. i nauki RF, Tambov: Izd-vo TROO «Biznes - Nauka - Obshhestvo», 2013, pp. 119-120.
31. Chibakov A. S. O razvitii umenij uchashhihsja kompe-tentno rassuzhdat' i argumentirovat' v professional'nom obuchenii [On the development of students' skills competently argue for vocational training]. Nacional'naja associacija uchenyh (NAU) -Ezhemesjachnyj nauchnyj zhurnal № 2 (7)/2015. = National Association of Scholars - monthly scientific journal number 2 (7) / 2015. VII Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. «Otechestvennaja nauka v jepohu izmenenij: postulaty proshlogo i teorii novogo vremeni» Ch. 5: Pedagogicheskie nauki, pp. 49-52.
32. Chibakov A. S. Obespechenie kachestva podgotovki voditelej transportnyh sredstv k dvizheniju v uslovijah nase-lennyh punktov [Ensuring the quality of training of drivers of vehicles to move in settlements]. Vestnik Cherepoveckogo gosu-darstvennogo universiteta = Bulletin of the Cherepovets State University. 2016, no. 2, pp. 123-129.
33. Chibakov A. S. Obespechenie kachestva teoreticheskoj pod-gotovki voditelej transportnyh sredstv v novyh uslovijah [Ensuring the quality of theoretical training of drivers of vehicles in new conditions]. Nauka i obrazovanie v XXI veke = Science and Education in the XXIth century: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-praktich. konf 31 oktjabrja 2014 g.: v 17 ch. Ch. 14. Tambov: OOO «Konsaltingovaja kompanija Jukom», 2014, pp. 153-155.
34. Chibakov A. S. Osnovy formirovanija dizajnerskih pred-stavlenij u obuchajushhihsja po professii «Master otdelochnyh stroi-tel'nyh rabot» [Bases of formation of design concepts in students in the profession "Master of finishing construction works"]. Koncept = Concept. 2014. Specvypusk № 06. URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14575.htm; http://e-koncept.ru/2014/14575.htm?view
35. Chibakov A. S. Poiskovye zadanija po ustrojstvu avtomo-bilja [Search jobs on vehicle arrangement]. Shkola iproizvodstvo = School and manufacture. 2003. № 8. S. 65-71.
36. Chibakov A. S. Problemno-modul'naja tehnologija v pro-fessional'nom obuchenii vysokotehnologichnym professijam i spe-cial'nostjam [Problem-modular technology in the professional training of high-tech professions and specialties]. Internet-zhurnal «Mir nauki» = Internet magazine "World of Science". 2016, t. 4, no. 2, URL: http://mirnauki.com/PDF/10PDMN216.pdf
37. Chibakov A. S. Process i ocenka jeffektivnosti rassuditel'no-argu-men-tirovannyh vzaimodejstvij v osvoenii professional'nyh module [The process and the evaluation of reasonably-reasoned interactions in the development of professional modules]. Sbornik publikacij nauchnogo zhurnala «Globus» po materialam II mezhdu-narodnoj nauch.-prakt. konf. «Psihologija i pedagogika: aktual'nye voprosy» g. Sankt-Peterburga = Collection of publications of scientific journal "Globus" on the materials of the II International scientific-practical conference "Psychology and Pedagogy: topical issues": sbornik so stat'jami (uroven' standarta, akademicheskij uroven'). SPb.: Nauchnyj zhurnal «Globus», 2015, pp. 42-48.
38. Chibakov A. S. Stimulirovanie poznavatel'noj aktivnosti uchashhihsja NPO informacionnoj variativnostju [Stimulation of informative activity of students of Elementary vocational education using the information variability]. Obrazovanie i nauka: sovremen-noj sostojanie i perspektivy razvitija = Education and science: modern condition and development prospects: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. 28 fevralja 2013 g.: v 10 ch. Ch. 10; M-vo obr. i nauki RF. Tambov: Izd-vo TROO «Biznes - Nauka - Ob-shhestvo», 2013, pp. 136-138.
39. Chibakov A. S. Formirovanie obrazov bezopasnogo uprav-lenija avtomobilem u kandidatov v voditeli v processe teoreti-cheskogo obuchenija [Formation of skills of safe driving among candidates for the drivers in the process of theoretical training]. Nauka i obrazovanie v XXI veke = Science and Education in the XXIth century: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. zaochnoj nauch.-praktich. konf. 31 maja 2012 g.: v 5 ch. Ch. 5; M-vo obrazovanija i nauki RF. Tambov: Izd-vo TROO «Biznes -Nauka - Ob-shhestvo», 2012, pp. 133-135.
40. Chibakov A. S. Formirovanie ponjatijnyh i obraznyh pred-stavlenij pri izuchenii osnov zakonodatel'stva v sfere dorozhnogo dvizhenija [Formation of conceptual and visual images in the study of legal framework in the field of road]. Sovremennye naukoemkie tehnologii = Modern high technologies. 2016, no. 4-1, pp. 191-195; URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35802
41. Shamova T. I. Aktivizacija uchenija shkol'nikov [Enhancing school teaching]. M.: Pedagogika, 1982, 208 p.
42. Shhukina G. I. Rol' dejatel'nosti v uchebnom processe: kn. dlja uchitelja [Role of the activities in the learning process]. M.: Prosveshhenie, 1986, 144 p.
43. Chibakov A. S. Napravlennoe stanovlenie rassuditel'no-argumentirujushhih umenij i kachestv uchashhihsja v tehnologi-cheskoj i professional'noj podgotovke [Directed formation of reasonably-argue skills and qualities of students in technological and vocational training]. Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoj nauki. Serija: Social'no-gumanitarnaja: kollektivnaja monografija = Theoretical and applied aspects of modern science. Series: Social and humanitarian. Tambov: Izd-vo TROO «Biznes - Nauka - Obshhestvo», 2014, pp. 204-219.
Submitted 5.05.2016.
Citation for an article: Chibakov A. S., Krylov D. A. Informative activity of students: analysis of pedagogical concepts and development in the course of vocational training of workers and specialists. Vestnik of the Mari State University. 2016, no. 4 (24), pp. 51-59.
About the autors
Chibakov Anatoly Sergeevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director on educational work, Yaransk technological College, Jaransk, [email protected]
Krylov Dmitrii Aleksandrovich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, krilda@mail. ru