Список литературы
1. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 267с.
2. Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1999. 130с.
Баранова Галина Анатольевна, канд. пед. наук, доц., baranovaatHla.net, Россия, Тула, ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».
FORMING EMOTIONALLY VALUABLE RELATION OF ELEMENTARY SCHOOL PUPILS BY MEANS OF THE SUBJECT CONTENTS
G.A. Baranova
The article touches upon the process of forming emotionally valuable relation of elementary school pupils by means of the subject contents.
It reveals the emotionally valuable component of elementary education and such es-sencial notions as value and emotions. The methods of introducing of emotionally valuable component of education contents in elementary school textbooks are also shown.
Key words: emotionally valuable component of elementary education, value, emotions, educational figures, material, subject contents.
Baranova Galina Anatolevna, candidate pedagogical science, docent, barano-va@tula.net, Russia, Tula, Institute rise qualification and professional overpreparation workers of education Tulsky region.
УДК 37.022
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПОДКАСТИНГА
А.А. Володин, А.А. Володин
Рассмотрены преимущества использования технологии подкастинга в качестве средства обучения. Авторами на основе теоретического анализа исследований по проблемам применения информационно-коммуникационных технологий в обучении, собственных результатов практики организации обучения с использованием подкастинга выделяются дидактические свойства и функции этой технологии.
Ключевые слова: подкастинг, технология подкастинга, информационные технологии в системе образования, дидактические свойства подкастинга, дидактические функции подкастинга.
Мировые тенденции развития общества и интеграция России в мировое пространство выдвигают новые требования к отечественной системе образования, к личностным и профессиональным качествам
обучающихся и выпускников образовательных учреждений. Происходящие в нашей стране политические, экономические и социальные изменения естественным образом обусловили модернизацию отечественной системы образования.
«Компьютеризация», «информатизация образования», «компьютерные технологии обучения» - эти термины сегодня, пожалуй, самые употребляемые в педагогическом сообществе. Информатизация образования вступает на качественно новый уровень: решается задача массового использования компьютерных технологий в общем и профессиональном образовании [4 , с. 5].
Информатизацию в широком смысле слова можно рассматривать как процесс перестройки жизнедеятельности общества на основе активного и полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности, требующих формирования инфраструктуры средств накопления, хранения, обработки и передачи информации как важнейшего показателя уровня научно-технического развития любой страны. При этом информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре [2, с. 4].
С.Г. Григорьев и В.В. Гриншкун утверждают, что информатизация образования представляет собой область научно-практической деятельности человека, направленной на применение методов и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации для систематизации имеющихся и формирования новых знаний в рамках достижения психоло-го-педагогических целей обучения и воспитания.
Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер [1, с. 14].
Очевидно, что информатизация является одним из основных факторов, влияющих на динамику развития современного общества. Информационные технологии позволяют оптимально способствовать развитию человеческих способностей. В условиях информационного общества все более становится востребованной информационная среда образовательного учреждения. Информационная среда имеет свою специфическую, интегративную природу и выступает сегодня как пространство для профессионального и личностного становления будущего специалиста в период его профессиональной подготовки. Однако для реализации данных возможностей необходимо осуществлять адекватную требованиям информационного общества подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности.
В этой связи необходимы соответствующие коррективы целей, содержания, форм и методов профессиональной подготовки будущих специалистов для того, чтобы высшее профессиональное образование насыща-
лось такими необходимыми для информационного общества качествами, как мобильность, ориентация на будущее, грамотное использование информационных технологий в профессиональной деятельности. Одним из способов решения данной проблемы является внедрение в процесс обучения инновационных информационных образовательных технологий в ходе профессиональной подготовки студентов, которые интегрирует информационные образовательные ресурсы.
Сегодня в сети Интернет активно развиваются современные и перспективные технологии и сервисы, такие, как технологии web 2.0: тематические форумы, блоги, твиттер, технология wiki, социальные закладки (типа делишес), сервис YouTube, технологии IP- и VoIP телефонии (например: Skype, ooVoo, AOL Instant Messenger, Brosix, Ekiga, KPhone, Linphone, Mercure IMS Client и др.), круги Google, группы в социальных сетях, сервис In-stagram, каналы RSS, подкастинг и др.
Однако несмотря на бурное развитие современного информационного пространства в нашей стране, рост компьютеризации всех отраслей народного хозяйства и системы образования, частных пользователей компьютерной техникой, сопряженное с развитием сети Интернет и повышением количества ее пользователей, можно отметить, что высшее образование в области использования современных информационных технологий в настоящее время отстает от реальных возможностей и технологий, активно внедряемых в системе образования за рубежом и прежде всего в США и европейских государствах. Преодоление этого разрыва является актуальной проблемой педагогической теории и практики, в том числе в области высшего образования в России.
Термин «подкастинг» впервые был упомянут Беном Хаммер-сли в газете The Guardian в феврале 2004 года [6]. С другой стороны, существует мнение, что термин «подкастинг» был впервые использован ведущим канала MTV Адамом Карри также в 2004 году [5]. Термин «подкастинг» появился благодаря соединению двух слов «iPod» (англ. -mp3 плейер фирмы Apple) и «broadcasting» (англ. - теле-, радиовещание). Тем не менее для воспроизведения подкастов iPod не является обязательным.
Как способ распространения контента посредством сети Интернет подкастинг обладает двумя важными свойствами:
1) возможностью подписаться на подкастинг. Эта возможность основана на автоматической доставке аудио- и видеоконтента при помощи RSS канала;
2) возможностью перенесения файлов (контента) из сети Интернет на компьютер и цифровые портативные устройства, такие, как ноутбук, аудиоплейер, мобильный телефон или смартфон, планшетный компьютер и др.
Необходимо отметить и тот факт, что к настоящему времени не существует единого и конвенционально принятого определения понятия «подкастинг». В этой связи нами, под «подкастингом» будет пониматься технология создания, публикации и распространения через сеть Интернет контента в различных форматах (аудио-, видеофайлов, электронных документов и/или их комбинации) на электронные устройства подписчиков подкастинга с применением технологии RSS или Atom.
С точки зрения дидактики технология подкастинга является средством обучения. Рассмотрим основные дидактические функции и свойства подкастинга как средства обучения. Согласно определению Е.С. Полат [3, с. 154], под дидактическими свойствами средств обучения помимаются те качества, которые могут быть использованы с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе. Дидактические функции - это внешнее проявление свойств средств обучения в учебно-воспитательном процессе, характеризующих их назначение, роль и место в учебном процессе [3, с. 159].
Теоретический анализ исследований по проблемам применения информационно-коммуникационных технологий в обучении, собственных результатов практики организации обучения с использованием подкастинга позволил нам выделить следующие дидактические свойства и функции этой технологии.
К основным дидактическим свойствам технологии подкастинга
как информационно-коммуникационного средства обучения мы относим:
1) мультимедийность (отображение и передача информации в текстовом, графическом, аудио-, видео-, анимационном формате) и информационная насыщенность;
2) возможность выполнения различных операций с информацией в ходе разработки подкастов (поиск, анализ, структурирование, обработка, редактирование, передача, хранение и др.);
3) развитие системы знаний и навыков в процессе работы с информацией;
4) возможность организации самостоятельной работы на занятии и во внеаудиторное время (в случае использования готовых подкастов);
5) возможность организации автономной работы обучающихся (в случае создания собственных подкастов обучающимися);
6) возможность формирвания индивидуальной образовательной траектории (изучение подкастов в удобное время, в удобном месте, такое количество раз, которое необходимо каждому конкретному обучающемуся);
7) возможность использования метакогнитивных стратегий при организации работы с подкастами;
8) возможность закрепления полученных знаний в умениях и отработки практических навыков;
9) возможность оценивания полученных знаний, умений и навыков;
10) повышение уровня мотивации обучающихся при обучении за счет привлечения разнообразных форм и видов учебной деятельности;
11) развитие рефлексии и критического мышления (например, в процессе создания собственных подкастов);
12) развитие информационно-коммуникационной, личностных и деловых компетенций;
13) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
14) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
15) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
16) реальность отображения действительности;
17) выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность;
18) возможность генерирования информации, ее передачи, хранения, резервирования, преобразования и представления в различных форматах за счет универсальных мультимедийных устройств обработки и представления контента (в случае использования готовых подкастов);
19) получение автоматического уведомления о получении новой информации;
20) распространение информации большому числу пользователей-подписчиков и обмен учебным контентом среди разработчиков контента;
21) свободный пользовательский поиск учебного контента на подкаст-терминалах;
22) асинхронный обмен информацией (текстовой, графической, звуковой) между педагогом и обучающимися.
23) экономия учебного времени за счет характера подкаста (подкаст расчитывают на 5 - 30 минутное взаимодействие с пользователем).
Основными дидактическими функциями технологии подкастинга как информационно-коммуникационного средства обучения, по нашему мнению, являются:
1) коммуникативная - реализуется в развитии умения формулировать, высказывать, аргументировать и выражать собственную точку зрения;
2) наглядности и интегративности - реализуется за счет осознанности и осмысленности воспринимаемого учебного контента, формирования представлений и понятий, обеспечения возможности рассматривать изучаемый объект, явление или процесс как часть и как целое;
3) информационная - реализуется за счет того, что средства обучения являются непосредственными источниками знаний, а также в возможности выполнения различных операций с информацией (сбор, обработка, анализ, структурирование, обмен и т. д.) и увеличения ее объема;
4) управленческая - реализуется в возможностями управлять учебной деятельностью обучающихся и самоуправления обучающимися собственной учебной деятельностью;
5) образовательная - реализуется в получении новой информации, предметных и межпредметных знаний и отношений;
6) развивающая - реализуется в развитии новых умений и навыков (информационных, коммуникативных, академических и др.), компетенций, творческих способностей обучающихся и их личностных качеств;
7) справочная - реализуется в возможности расширения знаний по поставленной проблеме в процессе создания собственного подкаста;
8) контролирующая - реализуется в возможности контроля деятельности обучающихся асинхронно;
9) интерактивная - реализуется в возможности взаимодействия между субъектами учебного процесса в трех типах: «обучающийся -содержание обучения», «обучающийся - преподаватель», «обучающийся -обучающийся»;
10) организационно-оптимизационная - реализуется в возможности оптимизировать организацию процесса обучения через выбор форм и методов обучения и реализации дифференциации и индивидуализации обучения, а также интенсификации всех уровней учебной деятельности;
11) мотивационно-активизационная - реализуется за счет способности мотивировать обучающихся путем применения оригинальных, новых вариантов представления учебного контента и активизировать их учебную деятельность, способствуя сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности и т.д.;
12) адаптационная - реализуется в возможности поддерживать благоприятные условия протекания процесса обучения, организации демонстраций, самостоятельной работы, обеспечивать приемственность знаний.
Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что технология подкастинга в результате присущих ей дидактических свойств и функций обладает рядом достоинств, которые способны сделать процесс обучения более эффективным и, в конечном итоге, способствовать качественному достижению поставленных дидактических целей.
Список литературы
1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы [Электронный ресурс]. URL: http://www.mgpu.ru/download.php?id=4552 (дата обращения: 20.06.2012).
2. Интернет-технологии в образовании: учеб.-метод. пособие. Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. 114 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. ква-лиф. пед. кадров / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999. 224 с.
4. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации: монография. М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. 320 с.
5. Что такое подкастинг? [Электронный ресурс] // URL: http://podfm.ru/topodcasters/ (дата обращения: 20.06.2012).
6. Podcast. [Электронный ресурс] // URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Podcast (дата обращения: 20.06.2012).
Володин Александр Анатольевич, канд. пед. наук, проректор, Россия, Подольск, Московский областной гуманитарный институт.
Володин Андрей Анатольевич, ст. преподаватель, Россия, Москва, Московский гуманитарный институт.
DIDACTIC PROPERTIES AND FUNCTIONS TECHNOLOGY PODCASTS
A.A. Volodin, A.A. Volodin
The advantages of the use of podcasting technology as a learning tool. the authors, based on a theoretical analysis of research on the use of information and communication technologies in education, the practice of the results of their own learning using podkasthing, distinguished teaching features and functions of this technology.
Key words: podcasting, podcasting technology, information technology in education, teaching podcasting features,didactic function of podcasting.
Volodin Alexander, Ph.D., Prophesy-tor distance education, Russia, Podolsk, Moscow Regional Institute for the Humanities.
Andrey Volodin, a senior lecturer, Russia, Moscow, Moscow Institute for the Humanities.