_РЕГИОН крупным ПЛАНОМ ..._
УДК 378:613
Сериков Сергей Геннадьевич
Доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», [email protected], Челябинск
Сериков Геннадий Николаевич
Доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет», [email protected], Челябинск
компетенция педагогов в содействии сбережению энергоресурсов здоровья студентов
Аннотация. В статье обоснована актуальность энергоресурсного подхода к обеспечению здоровьесберегающего образовательного процесса в вузе. Даны содержательные характеристики компетенции педагогов в содействии сбережению энергоресурсов здоровья студентов. Определены важнейшие условия исполнения преподавателями вуза компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов. Спрогнозированы ожидаемые результаты внедрения соответствующего комплекса условий в образовательный процесс.
Ключевые слова: здоровье, энергоресурс, здоровьесбережение, компетенция, педагогическое партнерство, качество высшего образования.
Serikov Sergey Gennadjevich
Doctor of Education, professor, academic vice-president of the Federal State Budget Educational Establishment "Ural State University of Physical Culture " [email protected], Chelyabinsk
Serikov Gennady Nikolayevich
Doctor of Education, professor of the Federal State Budget Educational Establishment "South-Ural State University" [email protected], Chelyabinsk
teachers' competence in assistance of students'health energy resources preservation
Abstract. Actuality of energy resources preservation for assistance to health preservation educational process in high educational establishments is shown in the article. Informative characteristics of teachers' competence in assistance to students' energy resources preservation are presented here. The important conditions of performing the competence of students' energy resources preservation by high educational establishments' teachers are also defined in the article. The expected results of the appropriate set of conditions introduction into educational process are theoretically-predicted here.
Keywords: health, energy resources, health preservation, competence, pedagogical partnership (assistance), high education quality.
На современном этапе развития социальной действительности явно проявляется тенденция ослабления здоровья подрастающих поколений. Речь идет как о телесном, так и о психическом, а также о социальном аспектах здоровья людей. Растет доля молодежи, нуждающаяся не только в медицинской, но и в психолого-педагогической помощи. Это вызывает обеспокоенность всех тех, кто озабочен перспективами развития государства и общества. Ведь здоровье человека обоснованно признается одним из главных элемен-
тов энергоресурсов его жизнедеятельности [Подроб. см.: 7].
Сбережение здоровья людей (в том числе, - и молодежи) зависит не только от социального окружения, от условий жизнедеятельности. Правомерно утверждать, что каждый человек сам является творцом собственного здоровья. Другими словами, многое зависит от способности каждого человека бережно относиться к своему здоровью. Вести здоровый образ жизнедеятельности в принципе может каждый человек, облада-
ющий соответствующими способностями. Тот, кто ведет здоровый образ жизнедеятельности, не только обладает крепким здоровьем, но и отличается продуктивными результатами. Поэтому способность человека беречь здоровье можно отнести к ведущей предпосылке продуктивной жизнедеятельности населения.
Отсюда понятно, что развитие способности сбережения энергоресурсов здоровья является не только задачей каждого человека, но и общей задачей государственно-общественных структур. Ее решение государством и обществом, к сожалению, осуществляется фрагментарно и бессистемно. Разные государственные и общественные структуры вносят какой-то вклад в здо-ровьесбережение населения. Однако до сих пор нет целостной системы государственно-общественного влияния на сбережение энергоресурсов здоровья населения в целом и молодежи в частности. Люди же остаются предоставленными самим себе в отношениях с собственными энергоресурсами здоровья.
Сфера образования далеко не полно сориентирована на содействие сбережению энергоресурсов здоровья собственных кадров и обучающейся молодежи. Об этом свидетельствует содержание Федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ на разных уровнях общего и профессионального образования. Очевидно, необходимо существенно усиливать здоровьесберегающие аспекты образования молодежи.
Действительно, молодое поколение объективно является той силой, от которой зависит Будущее. Ясно, что энергоресурсы здоровья молодежи будут играть огромную роль в перспективах социального развития. Вообще говоря, это относится к молодому поколению в целом. Однако энергоресурс здоровья студентов в первую очередь предопределит перспективы социального развития. Дело в том, то в сфере профессионального образования становятся высокообразованные кадры для разных отраслей производства и социального обслуживания населения. Здесь же закладываются предпосылки становления руководителей, способных успешно решать задачи управления социально-экономическими и политическими процессами.
Учитывая значимость здоровья выпускников организаций профессионального образования в перспективах социального развития, важно осмыслить возможности высшего образования в сбережении энергоресурсов здоровья студентов. При этом следует иметь в виду, что студенты являются активной частью населения, стремящейся к самореализации. Однако они не всегда могут проявлять себя, не рискуя бездарно своим здоровьем. Так или иначе, значительная часть студентов объективно нуждается в том, чтобы получать поддержку (в том числе - и педагогическую) в сбережении энергоресурсов здоровья. Поэтому содействие сбережению энергоресурсов здоровья студентов следует признать важной задачей образования в целом, в том числе, - высшего образования тоже.
Разумеется, решение этой задачи может быть успешным, если объединяются усилия государства, общества, персонала каждой образовательной организации и обучающихся. Сплоченное взаимодействие соответствующих субъектов вполне может способствовать ее успешному решению. При этом каждый из них должен добросовестно исполнять свои компетенции (полномочия, функции). Учитывая роль профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования в сопровождении образования студентов, считаем необходимым определиться с компетенцией содействия сбережения энергоресурсов студентов со стороны педагогического персонала организации высшего образования. Ее исполнение, как показало исследование, способствует здоровьесбере-жению студентов без ущерба качества образованности каждого из них.
В содержании компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов со стороны каждого педагога образовательной организации высшего образования предлагается выделить следующие полномочия (обязанности и права):
- совместно со студентами планировать распределение учебной нагрузки в образовательном процессе с учетом способности каждого из них усваивать содержание образования без переутомления;
- подбирать вспомогательные средства (учебные, методические, электронные и др.)
так, чтобы студенты могли успешно усваивать содержание образования в нормативно установленные сроки без ущерба для здоровья;
- курировать образовательную деятельность студентов адекватно тенденциям в проявлениях утомляемости;
- постоянно акцентировать внимание студентов на необходимости самосбережения личных энергоресурсов здоровья без ущерба усвоению содержания образования;
- осуществлять наставничество студентов по разным аспектам здорового образа жизнедеятельности;
- пропагандировать ценности охраны труда, безопасности образовательной и будущей профессиональной деятельности, рассматривая их как предпосылку развития способностей к самосбережению энергоресурсов личного здоровья каждого из них и без ущерба нанесения вреда здоровью других людей;
- всемерно поддерживать инициативы студентов, реализация которых могула бы способствовать сбережению здоровья каждого из них без нанесения вреда здоровью других людей.
Исполнение компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов педагогическим персоналом образовательной организации высшего образования имеет смысл осуществлять в режиме педагогического партнерства [5, с.14]. Речь идет об объединении усилий всех педагогов, сопровождающих образовательную деятельность общего для них контингента студентов. Совместно решая задачу содействия сбережению энергоресурсов здоровья соответствующего контингента студентов, педагоги могут распределять между собой обязанности в здоровьесбережении подопечных. Они могут искать и находить единые методы содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов.
Педагогическое партнерство полезно и со стороны интеграции личных энергоресурсов профессоров и педагогов, направленных на исполнение компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов. Действуя вместе, педагоги-партнеры становятся командой в решении задачи содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов. Более того, каждый из них, сотрудничая с партнерами, может пользовать-
ся поддержкой коллег. Общими усилиями они могут продуктивно влиять на сбережение энергоресурсов здоровья студентов без ущерба их успехам в получении высшего образования [6, с. 135].
Педагоги-партнеры могут совместно разрабатывать методический замысел содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов. В нем необходимо конкретизировать объемы учебного материала по каждому предмету (дисциплине, модулю) основной образовательной программы, опираясь на нормативные показатели учебной нагрузки. Совместно следует разработать примерный график выдачи и исполнения студентами заданий на самостоятельную работу, руководствуясь требованиями равномерной загруженности подопечных. Привлекая студентов к планированию распределения учебной нагрузки в образовательном процессе, педагоги-партнеры ориентируются на соответствующие элементы общего методического замысла.
Совместно педагоги-партнеры могут подбирать учебные, методические средства и рекомендовать их студентам в самостоятельной работе. В первую очередь это относится к межпредметным элементам содержания образования. В частности, совестная разработка педагогами-партнерами содержания межпредметных модулей с учетом потребностей студентов и способностей каждого из них успешно осваивать их (модули) без переутомления может способствовать сбережению энергоресурсов здоровья каждого из них [9, с. 206]. Важно, чтобы в содержании межпредметных модулей находилось место здоровьесберегающим элементам, осуществлять которые необходимо в будущей профессиональной деятельности (например, охрана труда, техника безопасности жизнедеятельности, защита населения от разного рода издержек профессий и др.).
Взаимно согласованные педагогами-партнерами элементы общего методического замысла реализации содержания основной образовательной программы должны стать ориентиром для каждого из них в сопровождении образовательной деятельности вообще, и в содействии сбережению энергоресурсов здоровья студентов, - в частности. Руководствуясь общим методическим замыслом, каждый педагог может осущест-
влять свои полномочия во взаимодействии со студентами, способствуя сбережению здоровья своих подопечных. Речь идет и о курировании образовательной деятельности студентов, и об осуществлении наставничества по аспектам здоровьесбережения каждого из них, а также о других полномочиях, относящихся к содействию сбережения энергоресурсов здоровья студентов.
Наряду с исполнением компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов в образовательном процессе, педагоги-партнеры могут пролонгировать сотрудничество на иные аспекты жизнедеятельности. Прежде всего, речь может идти о совместном осуществлении здорового образа жизнедеятельности на досуге (физическая культура, театр, дискуссии, диспуты и др.). В некоторых аспектах неформального сотрудничества педагогов-партнеров могут принимать участие студенты. Их вовлечение в культурно-досуговое взаимодействие с педагогами может быть полезным хотя бы опытом участия в организованном осуществлении здорового образа жизнедеятельности. В будущем это может пригодиться подопечным как профессионалам, призванным содействию сбережению энергоресурсов здоровья коллег.
Исполнение педагогами компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов предполагает готовность каждого партнера к ее осуществлению в сотрудничестве и с коллегами, и с подопечными. Становление соответствующей готовности педагогов обусловлено не только личной заинтересованностью каждого из них в содействии сбережению энергоресурсов здоровья студентов, а также способностями качественно сопровождать образовательный процесс, добиваясь успехов в здоровьесбе-режении подопечных. Многое зависит от условий, в которых педагоги осуществляют образовательную деятельность вообще и исполнение компетенции содействии сбережения энергоресурсов здоровья студентов, -в частности.
Важными условиями исполнения педагогами-партнерами компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов являются:
- подготовка, целенаправленная на развитие готовности педагогов к исполнению
этой компетенции;
- изменения в распределении долей профессиональной нагрузки педагогов в пользу исполнения каждым из них компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов;
- специальные критерии качества исполнения педагогами компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов;
- организация партнерства в совместном исполнении компетенций педагогами в содействии сбережению энергоресурсов здоровья студентов;
- разработка правил стимулирования исполнения педагогами компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов;
- мониторинг и диагностика тенденций в состояниях здоровья студентов;
- контроль исполнения педагогами компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов.
Создание условий исполнения педагогами компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов зависит и от административно-общественного управления каждой образовательной организацией высшего образования. Необходимые для этого правовые предпосылки (законодательные основы) вполне достаточны, чтобы обеспечивать названные выше условия исполнения педагогами компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов. Естественно, необходимо вносить изменения в нормативно-правовые локальные акты, входящие в компетенцию администрации образовательной организации высшего образования, и предопределяющие ее функционирование в частях, регламентирующих соблюдение вышеназванных условий исполнения педагогами компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов.
Прежде всего, необходимо сориентировать педагогический персонал образовательной организации высшего образования на содержание, методы и формы организации исполнения компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов. Для этого имеет смысл использовать различные варианты дополнительного образования педагогов, разные формы обсуждения про-
блемы взаимодействия друг с другом и со студентами в процессе исполнения соответствующей компетенции [4; 8]. Считаем, что подготовительная работа с педагогическим персоналом позволит мобилизовать всех тех, кому предстоит совместно исполнять соответствующую компетенцию в образовательном процессе. К тому же это может способствовать активизации педагогического партнерства уже на стадии проектирования совместного исполнения педагогами-партнерами соответствующей компетенции.
Ориентирами исполнения педагогами компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов выступают и критерии качества ее исполнения партнерами [1; 2]. Важно, чтобы соответствующие критерии отражали реальные возможности педагогов-партнеров во взаимодействии друг с другом, а также со студентами в здо-ровьесбережении. Возможно, необходима апробация различных вариантов критериев качества исполнения педагогами компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов. По мнению И. О. Котля-ровой, разработка таких критериев должна проводиться в режиме непрерывного проектирования, предполагающем своевременную коррекцию критериальных установок [3].
Важно подчеркнуть целесообразность рассматривать условия исполнения педагогами компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов в комплексе. Тогда правомерно ожидать активизации намерений педагогов к объединению личных энергоресурсов в совместном содействии здоровьесбережению студентов. Мониторинг и диагностика тенденций в изменениях состояний здоровья студентов будут являться основаниями своевременной коррекции педагогического влияния на образовательную деятельность в целях упорядочения учебной нагрузки и приведения ее в соответствие с возможностями каждого из них успешно усваивать содержание образования, избегая переутомления. Правила стимулирования и контроля исполнения педагогами компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов должны способствовать успеху в достижении ожидаемых результатов педагогического и учебно-педагогического взаимодействия.
Фактически, речь идет о том, что созда-
ние комплекса условий исполнение педагогами-партнерами изложенного выше содержания компетенции содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов может способствовать достижению следующих ожидаемых результатов:
- рост потребностей студентов в личном здоровьесбережении и в направленности профессиональной деятельности на здоро-вьесбережение других людей;
- развитие способностей самосбережения личных энергоресурсов здоровья как в профессиональной деятельности, так и в иных аспектах жизнедеятельности;
- становление готовности руководствоваться в профессиональной деятельности необходимостью сбережения здоровья других людей.
Изложенная выше позиция авторов относительно возможностей образовательной организации высшего образования в целенаправленном содействии сбережению энергоресурсов здоровья студентов представляет лишь выражение принципиального взгляда на проблему здоровьесбережения обучающихся. В исследовании акцент сделан на компетенции педагогов в решении задачи сбережения энергоресурсов здоровья студентов на основе сотрудничества и с коллегами, и с подопечными. Однако исполнение этой компетенции предполагает не только готовность педагогов к профессиональному сотрудничеству с партнерами, но и поддержку со стороны администрации образовательной организации высшего образования.
Отметим и то, что сбережение энергоресурсов здоровья студентов не сводится к той задаче, видение решения которой предложено в данной статье. В целом - это сложная проблема управления здоровьесбережения населения, студентов - в частности. К разным аспектам ее решения целесообразно привлекать значительные ресурсы (в том числе научные, методические, достижения культуры и другие). Только общими усилиями государства, общества и професси-оналов-человековедов эта проблема может успешно решаться. Тем не менее, содержание данной статьи считаем правомерным рассматривать как участие авторов в решении этой проблемы в аспекте педагогического содействия сбережению энергоресурсов здоровья студентов.
Библиографический список
1. Зеер Э. Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. - 2002. - № 2 (14). -С. 31-50.
2. Коротков Э. М. Управление качеством образования. - М.: Академический проект; Мир, 2006. - 320 с.
3. Котлярова И. О., Сериков Г. Н., Сериков С. Г., Ханжина О. А. Показатели оценки качества результатов образовательного процесса // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2008. - № 29 (129). - С. 34-54.
4. Котлярова И. О., Сериков С. Г. Системно-синергетическая концепция гуманно ориентированного дополнительного образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. -2010. - № 23 (199). - С. 9-13.
5. Сериков Г. Н. Гуманно ориентированная интерпретация профессиональных компетенций
педагогов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - № 31 (164). -С. 10216.
6. Сериков Г. Н., Сериков С. Г. Здоровьесбере-жение в гуманном образовании. - Екатеринбург-Челябинск: изд-во ЧГПУ, 1999. - 242 с.
7. Сериков Г. Н. Основания применения энергоресурсного подхода к образованию // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. -2012. - № 41. - С. 10-17.
8. Сериков С. Г., Сериков Г. Н. Дидактические предпосылки повышения квалификации учителей в аспекте осуществления здоровьесберегающего образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 2. - С. 195-199.
9. Сериков С. Г., Клестова О. А., Коржова М. Е. Концептуальные подходы к обеспечению сочетания умственных и физических нагрузок учащихся в здоровьесберегающем образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 202-208.