УДК 373
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Н.А. Кондратенко, С.Н. Шашкова, Е.Н. Гоголева
Рассмотрены результаты международных сравнительных исследований качества образования; выявлены особенности формирования функциональной грамотности российских учащихся начальной, основной и средней школы; предлагается ряд компетенций, необходимых молодежи для успешного продолжения образовательной деятельности в течение жизни
Ключевые слова: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, компетенции, востребованные в современном мире.
С конца 80-х годов XX столетия Россия активно принимает участие во многих международных исследованиях, посвященных оценке качества общего образования, которые проводятся Международной Ассоциацией по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements) и Организацией экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Cooperation and Development).
Среди международных исследований особое место занимают TIMSS и PIRLS, которые осуществляются IEA. TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) представляют собой мониторинговые исследования, проводимые с целью выявления основных тенденций в области развития математического и естественно-научного знания в общем образовании. В рамках данной программы измеряется качество естественно-научной и математической подготовки школьников с учетом содержания образования стран-участниц проекта. Исследование проводится среди четвероклассников и восьмиклассников по математике и естественно-научным предметам, а также оценивается подготовка выпускников (11 класс) по углубленным курсам физики и математики.
В рамках PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) осуществляется изучение качества чтения и понимания текста среди выпускников начальной школы (4 класс).
Оценка образовательных достижений учащихся согласно международной программе OECD PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется в России с 2000 года, с первого цикла исследований. Здесь анализируются способности школьников в возрасте 15 лет применять полученные в школе знания и умения в современных жизненных ситуациях, выходящих за пределы учебной программы (исследуется читательская, математическая и естественно-научная грамотность).
Результаты мониторингов PIRLS, TIMSS, PISA являются взаимно дополняющими и дают возможность составить полную картину относительно качества общего образования в России.
С вопросом повышения качества образовательных результатов тесно связан компетентностный подход, в рамках которого образование рассматривается не только как цель получения знаний, но и как процесс формирования опыта решения значимых для личности задач. Знания в данном случае являются необходимой частью образования, поскольку они определяют диапазон возможных решений той или иной личной или социальной проблемы, которые возникают в конкретной деятельности. Следовательно, под компетенцией авторы понимают способность учащегося использовать накопленные знания для разрешения межпредметных реально существующих ситуаций.
Процесс измерения сформированности компетенций учащихся достаточно сложен и включает в себя проверку прикладных навыков, решение стандартных жизненных ситуаций (кейсов) на основе теоретических знаний, полученных в школе. Для анализа степени развития компетенций школьников были созданы международные программы оценки уровня подготовки выпускников начальной и основной школы к жизни в современном обществе -PIRLS, TIMSS, PISA.
Данные, полученные в ходе сравнительных международных исследований, позволяют выявить специфику обучения чтению, математике и естественно-научным предметам в начальной, основной и средней школе, оценить качество преподавания по основным общеобразовательным предметам с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом. Также помимо содержания школьного образования, данными программами изучаются факторы, влияющие на процесс обучения, такие как характеристики образовательных учреждений, взаимодействия субъектов образовательного процесса (учителей — учащихся — родителей).
Охарактеризуем российскую систему школьного образования, представленную в сравнительных международных исследованиях.
Международное мониторинговое исследование PIRLS направлено на изучение читательской грамотности выпускников начальной школы. Его целью является сравнение уровня, качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира. Исследование проводится один раз в пять лет. Российские школьники приняли участие в трех циклах: в 2001, 2006 и 2011 годах. Под читательской грамотностью понимается «способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, определяемых обществом и/или ценных для индивида. Младшие школьники читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах, и для удовольствия» [1, 3].
По результатам исследования PIRLS в 2011 г. учащиеся Гонконга, России, Финляндии и Сингапура показали высокие результаты (средний балл по международной шкале 571, 568, 568 и 567 соответственно). Российские выпускники начальной школы в 2006 и 2011 гг. стали лидерами в области чтения и понимания текстов. Средний балл российских четвероклассников в 2011 году оказался значительно выше, чем десять лет назад, но практически не отличается
от результатов, показанных в 2006 году, оставаясь на стабильно высоком уровне (рис. 1).
В среднем по странам гендерный разрыв в результатах по сравнению с предыдущими циклами исследования уменьшился и составил 16 баллов (средний международный балл девочек равен 520, мальчиков - 504). А в России средний балл девочек выше среднего балла мальчиков (578 и 559 баллов соответственно). Следовательно, учителям начальной школы и родителям необходимо больше внимания уделять развитию интереса мальчиков к чтению, обучать их различным стратегиям чтения и др.
580
565 568
560
540
528 /
520
2001 2006 2011
Рис. 1. Читательская грамотность выпускников начальной школы за три цикла исследования PIRLS, в баллах
Больше половины (63 %) российских учащихся справляются с заданиями высокого и высшего уровня сложности, требующими не только вычитывания информации из текста, но и ее интерпретации и оценки. Российские школьники одинаково хорошо читают как художественные (567 балла), так и научно-популярные (570 баллов) тексты, демонстрируют высокий уровень сформиро-ванности читательских умений, необходимых для приобретения читательского опыта и для получения информации. Они стали лучше понимать основную идею, интегрировать информацию, содержащуюся в тексте, и смелее высказывать свою точку зрения.
Вместе с тем, в процессе выполнения ряда заданий международного теста учащиеся столкнулись с определенными трудностями.
Во-первых, это несформированность установки на многократное обращение к тексту для дополнительного уточнения информации. Это приводит к двум типичным проблемам:
а) школьники плохо различают информацию, представленную в тексте, и информацию, которой владеют на основе своего личного опыта (около 30 %);
б) они ограничиваются приблизительным, неточным вычитыванием информации из текста (около 20 %).
Во-вторых, не в полной мере сформирован навык четко и логично излагать собственные мысли. Так, учащиеся российских школ (до 40 %) испытывают проблемы, обусловленные процессом письменного выражения мыслей [2].
Итак, результаты международного исследования PIRLS показывают относительно высокий уровень готовности российских выпускников начальной
школы к тому, чтобы в основной школе использовать тексты для обучения, для расширения своего личного опыта и знаний.
Оценка учебных достижений учащихся по математике и естествознанию в рамках исследования TIMSS в России проводилась пять раз (1995, 1999, 2003, 2007, 2011 гг.). Особенность данного исследования состоит в том, что обследуется одна и та же совокупность учащихся (через 4 года четвероклассники становятся восьмиклассниками), что позволяет отследить изменения в математическом и естественнонаучном образовании, которые происходят при переходе из начальной в основную школу.
По сравнению с предыдущими этапами исследования TIMSS в результатах российских школьников за период с 2003 по 2011 гг. проявились положительные тенденции. Так, при переходе обследуемой совокупности учащихся 4-го класса 2007 года из начальной в основную школу через 4 года в 2011 году в 8-м классе наблюдается несущественное снижение результатов по сравнению со средним значением международной шкалы TIMSS (на 4-5 баллов) как по математике, так и по естествознанию. В 2007 году относительная успешность российских восьмиклассников по математике была значительно ниже, чем у учащихся 4-го класса 2003 года, а в 2011 году относительная успешность восьмиклассников и по математике, и по естествознанию уже не отличается от успешности учащихся 4-х классов 2007 года (табл.1).
Таблица 1
Средние баллы российских учащихся в исследовании TIMSS
Математика
Россия 2003 год 2007 год 2011 год
4-й класс 532 544 542
8-й класс 508 512 539
Естествознание
Россия 2003 год 2007 год 2011 год
4-й класс 526 546 552
8-й класс 514 530 542
Анализируя результаты выполнения учащимися 4-х и 8-х классов разных групп заданий по видам деятельности, следует отметить, что российские четвероклассники одинаково успешно овладели тремя видами познавательной деятельности. Например, познавательная деятельность (знания, применение, рассуждение) российских четвероклассников в целом сбалансирована согласно требованиям международных стандартов TIMSS только по математике. По естествознанию более высокие результаты продемонстрированы при выполнении заданий на воспроизведение знаний. В подготовке учащихся 8-х классов и по математике, и по естествознанию зафиксированы более высокие результаты по видам деятельности, ориентированным на использование знаний в стандартных ситуациях, ниже результаты за выполнение заданий, в которых нужно было применить знания в несколько измененных ситуациях, а самые низкие - при выполнении заданий на применение знаний в незнакомых ситуациях, при ре-
шении сложных и многошаговых задач, требующих интеграции знаний, проведения рассуждений, обоснования решения (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительные характеристики успешности выполнения учащимися 4-х и 8-х классов разных групп заданий по видам деятельности, в %
Математика
Виды познавательной деятельности 4-й класс 8-й класс
Знание 65 67
Применение 60 55
Рассуждение 51 42
Естествознание
Знание 63 62
Применение 58 54
Рассуждение 50 44
Таким образом, можно констатировать, что при наметившейся положительной тенденции повышения качества математической и естественнонаучной подготовки учащихся 8-х классов сохраняются проблемы при переходе из начальной школы в основную, которые были выявлены и на предыдущих этапах исследования. Одна из них связана с доминированием знаниевой составляющей в результатах, что ведет к диспропорции сформированности познавательной деятельности российских учащихся [3, 15-57].
Как видно, российская система образования уделяет недостаточное внимание формированию умений применять полученные знания для различных целей (объяснения наблюдаемых явлений, обоснования ответа, решения проблемы или др.). Возможно, это обстоятельство является одной из причин низких результатов по математической и естественнонаучной грамотности 15-летних учащихся в международном исследовании PISA. При выполнении заданий PISA нужно было применить имеющиеся теоретические знания в незнакомой ситуации, приближенной к реальной жизни.
Результаты международной программы PISA (2000, 2003, 2006 и 2009 годов) показали, что по всем направлениям, которые эксперты стран -участниц признали главными для формирования функциональной грамотности (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др.), российские учащиеся 15-летнего возраста, заканчивая основную школу, значительно отстают от своих сверстников из большинства развитых стран мира. Учащиеся не всегда даже могли понять, какие знания им необходимы для решения практических задач.
Таким образом, практически за десятилетие (с 2000 по 2009 года) в функциональной грамотности российских пятнадцатилетних школьников, а именно в их способности применять полученные в школе знания, умения и
навыки в процессе решения личностно и социально значимых ситуаций, не выявлено никаких существенных изменений.
Однако в 2012 году наметились положительные тенденции в результатах российских учащихся данной возрастной группы практически по всем направлениям функциональной грамотности. Так, повысились средние результаты российских учащихся по математической грамотности на 14 баллов (с 468 до 482 баллов), по читательской грамотности на 16 баллов (с 459 до 475 баллов) и по естественнонаучной грамотности на 8 баллов (с 478 до 486 баллов) (рис. 2).
Математическая Читательская Естественнонаучная гра-
грамотность грамотность мотность
2000 2003 2006 2009 2012
Рис 2. Динамика изменений функциональной грамотности российских 15-летних школьников в исследовании PISA, в баллах
Увеличилось число учащихся с высокими уровнями математической, читательской и естественнонаучной грамотности и уменьшилось число учащихся с низкими уровнями грамотности.
Анализ результатов выполнения российскими учащимися заданий, требующих применения различных видов деятельности, показывает, что российские учащиеся явно успешнее могут «формулировать математически» поставленную проблему (481 балл) и «применять» нужную математику для ее решения (487 баллов) и менее успешно справляются с «интерпретацией» полученного математического решения и его представлением в контексте поставленной проблемы (471 балл). Для сравнения в странах ОЭСР средние баллы по всем видам деятельности значимо выше российских (рис. 3). Кроме того, фактически не различающиеся значения средних баллов по трем видам деятельности в странах ОЭСР говорят о том, что внимание к ним в процессе обучения в целом сбалансировано. В то же время результаты российских учащихся свидетельствуют о недостаточном интересе к развитию такой деятельности, как «интерпретировать, использовать и оценивать результаты» [4, 1-3].
490
470
480
Россия
471
< Страны СОСР
460
Формулировать
Применять Интерпретировать
Рис. 3. Сравнительные характеристики успешности выполнения российскими школьниками и учащимися из стран ОЭСРразных групп
математических заданий по видам деятельности, в баллах
По уровню сформированности естественнонаучных компетенций российские учащиеся немного уступают своим сверстникам из стран ОЭСР. Наибольшие затруднения у них возникают при анализе действий незнакомых экспериментальных установок, объяснении явлений, представленных в незнакомом контексте, сопоставлении информации из разных источников или при интеграции сведений о двух или более факторах. Результаты исследования PISA выявили недочеты в сформированности ряда важных умений у российских учащихся: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты (рис. 4) [4, 12].
В понимании текстов всех типов российские 15-летние читатели немного отстают от своих сверстников из стран ОЭСР. Между 2009 и 2012 годами у российских учащихся наметился прогресс в ряде читательских умений, а именно в умении искать и вычитывать информацию из текстов. Различия в результатах учащихся России и стран ОЭСР в этом действии практически исчезли. Умение интегрировать и интерпретировать информацию текста развито у российских 15-летних читателей несколько хуже, чем у их сверстников из стран ОЭСР, а умение осмыслить и оценить сообщения текста сформировано только у половины российских 15-летних учащихся, принявших участие в исследовании (рис. 5) [4, 8-9].
55 53 54
51 « России Ш Страны ОЭСР 51
Распознавать Объяснять явления и Доказывать и
естественнонаучные процессы использовать
проблемы доказательства
Рис. 4. Сравнительные характеристики успешности выполнения российскими школьниками и учащимися из стран ОЭСРразных групп естественнонаучных заданий по видам деятельности, в %
74
73Ч
\
\ 53 ^
России
-^КСтраны ^О ОЭСР 49
Найти информацию Интерпретировать информацию Оценить информацию
Рис. 5. Сравнительные характеристики успешности выполнения российскими школьниками и учащимися из стран ОЭСР разных групп заданий по чтению по видам деятельности, в %
Несмотря на улучшение результатов по функциональной грамотности, средний балл российских 15-летних учащихся по-прежнему значительно ниже средних показателей их сверстников из развитых стран (ОЭСР). Россия все еще находится в нижней трети списка стран, участвующих в международном исследовании. За двенадцать лет, прошедших между первым и последним международным мониторингом, качество и уровень готовности пятнадцатилетних учащихся российских школ к успешной и деятельной жизни в современном мире практически не изменились.
Особенность подготовки в российской школе состоит в том, что, обеспечивая учащихся предметными знаниями, система образования не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи. Одна из причин этого явления - крайности в реализации академической направленности российской школы, перегруженность программ и учебников, ориентация учебного процесса на изучение содержания отдельных предметов.
Для России основной задачей является сохранение наметившейся позитивной тенденции в результатах и повышение общего уровня подготовки по математике, естественнонаучным предметам, а также в понимании, интерпретации и оценке информации в текстах всех типов по всем группам учащихся. Не менее важной задачей является усиление внимания к индивидуальной работе с одаренными детьми и участниками конкурсов и олимпиад разного уровня, т.е. всех тех, кто демонстрирует самые высокие результаты в международных исследованиях качества образования [5; 40].
Основываясь на результатах международных исследований качества образования (PIRLS, TIMSS и PISA), были сформулированы основные способности и умения, развивающие у школьников востребованные в современном мире компетенции. Среди основных компетенций, необходимых для самостоятельной деятельности, можно выделить следующие:
Информационные:
- сравнение разрозненных информационных фрагментов;
- конкретизация теоретических понятий;
- умение вести целевой поиск недостающей информации;
- выделение из большого объема информации основной мысли, идеи.
Аналитические:
- описание проблемной ситуации;
- определение целей и задач исследования;
- умение выдвигать и проверять гипотезы.
Исследовательские:
- рассмотрение явления с точки зрения различных наук;
- принятие ответственных решений в ситуации выбора;
- умение извлекать уроки из собственного опыта.
Самоорганизационные:
- планирование и организация дел в течение дня;
- самоконтроль выполнения запланированного.
Коммуникационные:
- аргументирование своей точки зрения, отстаивание идей;
- умение сотрудничать и работать в команде;
- построение диалога с учителем, малознакомыми людьми.
Представленный структурный анализ основных компетенций позволяет с помощью социологических методов исследования (массовый опрос)
определить уровень их сформированности у учащейся молодежи [6, с. 244 -245].
Таким образом, в процессе подготовки к непрерывному образованию целью школьного обучения становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения. Реализация компетентностного подхода в образовании влияет на развитие познавательных качеств и творческого потенциала личности, способствует подготовке конкурентоспособных специалистов для рынка труда, которые могли бы адекватно действовать в нестандартных ситуациях и постоянно меняющихся социально-экономических условиях [7]. Уровень сформированности компетенций, необходимых для продолжения образования, детерминирован уровнем развития определенных способностей и умений личности. Анализ результатов международных исследований, направленных на проверку уровня развития компетенций учащихся начальной, основной и средней школы, показал, что существуют дефициты в учебных способностях российских школьников, среди которых прежде всего следует выделить аналитические, самоорганизационные, коммуникационные, информационные и исследовательские умения.
Список литературы
1. Основная информация об исследовании PIRLS: по материалам исследования 2001, 2006, 2011 гг./ Институт стратегии развития образования Центр оценки качества образования. 35 с. [Электронный ресурс]// URL: www.centeroko.ru/download/INFO PIRLS.zip (дата обращения: 23.05.2016).
2. Основные результаты международного исследования читательской грамотности PIRLS-2011: Аналит. отчет / Г.С. Ковалева [и др.]; под науч. ред. Г.С. Ковалевой. М.: МАКС Пресс, 2013. 132 с.
3. Основные результаты международного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS -2011: Аналит. отчет / М.Ю. Демидова [и др.] под науч. ред. Г.С. Ковалевой. М.: МАКС Пресс, 2013. 154 с.
4. Основные результаты международного исследования PISA-2012/ Институт стратегии развития образования Центр оценки качества образования. 20 с. [Электронный ресурс] // URL: www.centeroko.ru/download/PR PISA2012.zip (дата обращения: 23.05.2016).
5. Батанина И.А., Лаврикова А.А., Шумилова О.Е. Опыт трансформации российской национальной системы образования // Национальные системы образования: под воздействием глобализации и неолиберализации: монография / С. А. Шаронова и др.; под ред. доктора социологических наук С.А. Шароновой, доктора политических наук И.А. Батаниной. Тула: Изд-во Тул-ГУ, 2015. 156 с.
6. Кондратенко Н.А., Шашкова С.Н. Подготовка к непрерывному образованию в системе «школа - вуз» // Молодой ученый. 2009. № 11. С. 242 - 245.
7. Кондратенко Н.А. Подготовка к непрерывному образованию: институционально-функциональные характеристики // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. Вып. 3. Ч. 1. С. 202-210.
Кондратенко Наталья Александровна, канд. социол. наук, доц., nkondratenko@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Шашкова Светлана Николаевна, канд. социол. наук, доц., 2902svetlana@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Гоголева Елена Николаевна, канд. социол. наук, доц., elenagog@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
RUSSIAN EDUCATION IN INTERNATIONAL STUDIES: COMPETENCE APPROACH
N.A. Kondratenko, S.N. Shashkova, E.N. Gogoleva
The article deals with the results of comparative international studies of education quality. The peculiarities of developing functional literacy of Russian students on different stages of education are revealed. A certain number of competences, necessary for a successful continuous education of young people, is being presented.
Key words: reading literacy, mathematic literacy, science literacy; competences to be in great demand in the modern world.
Kondratenko Natalia Aleksandrovna, candidate of sociological science, docent, nkon-dratenko@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,
SHashkova Svetlana Nikolaevna, candidate of sociological science, docent, 2902svetlana@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University,
Gogoleva Elena Nickolaevna, candidate of sociological science, docent, elenagog@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University.