ISSN 2304-120X
Тырина М. П. Дидактическая подготовка социального педагога // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75276. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75276.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
ART 75276
УДК 37.013.42
Тырина Марина Петровна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул [email protected]
Дидактическая подготовка социального педагога
Аннотация. В статье предлагается структурно-функциональная модель дидактической подготовки социального педагога в контексте профессиональной деятельности.
Ключевые слова: дидактика, дидактическая подготовка, дидактическая культура, социальный педагог.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Профессиональная подготовка социального педагога является динамичной системой, объединяющей разноплановые и относительно самостоятельные структурные элементы. Составной частью процесса профессионального становления социального педагога выступает его дидактическая подготовка.
Дидактическая подготовка социального педагога представляет собой преемственный педагогический процесс, направленный на развитие дидактической культуры и дидактической компетентности специалиста, обеспечивающих овладение им дидактической деятельностью, его готовность к продуктивному дидактическому взаимодействию и развитию процесса обучения в образовательном учреждении.
Нами разработана структурно-функциональная модель дидактической подготовки социального педагога в контексте профессиональной деятельности.
Ведущими методологическими подходами, направляющими моделирование дидактической подготовки социального педагога, явились культурологический, ком-петентностный, контекстный, системный, личностный, аксиологический, деятельностный, технологический.
Основными структурными элементами системы дидактической подготовки, взаимодействие которых обеспечивает ее функционирование и целостность, выступают целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты. Наполнение структурных компонентов определяется целью развития дидактической культуры и спецификой формируемой дидактической деятельности специалиста.
В соответствии с деятельностным и компетентностным подходами к обучению основной целью вузовского образования является формирование целостной структуры усваиваемой, конкретной профессиональной, в нашем случае, дидактической деятельности и профессиональных, в нашем случае, дидактических компетенций. Самостоятельными задачами дидактической подготовки социального педагога целесообразно считать: 1) формирование у будущих специалистов системы дидактических знаний; 2) овладение студентами необходимым комплексом дидактических умений и навыков; 3) усвоение будущими педагогами опыта творческой дидактической деятельности; 4) формирование у студентов системы ценностно-эмоциональных отношений к дидактике, педагогической деятельности и процессу дидактической подготовки к ней. Комплексное решение указанных задач обеспечивает формирование дидактической культуры и дидактической компетентности социального
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тырина М. П. Дидактическая подготовка социального педагога // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75276. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75276.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
педагога. При этом дидактическая компетентность педагога является не самоцелью, а основой, условием и фактором развития его дидактической культуры.
Для системы дидактической подготовки социального педагога характерна полифункциональность, выражающаяся во взаимозависимости и взаимообусловленности ее образовательной, воспитательной, развивающей, координирующей и интегрирующей функций.
Реализация функций дидактической подготовки социального педагога осуществляется в ходе овладения будущим бакалавром определенным содержанием. Содержательный компонент дидактической подготовки - это относительно самостоятельная область содержания педагогического образования, усвоение которого создает условия для овладения личностью дидактическими аспектами педагогической деятельности. Содержанием дидактической подготовки в этом случае выступает педагогически адаптированная система дидактических знаний, способов дидактической деятельности, опыта ее творческого осуществления и ценностноэмоциональных отношений, усвоение которой будущим специалистом обеспечивает формирование его дидактической культуры и дидактической компетентности.
Технологический компонент дидактической подготовки социального педагога составляет синтез используемых преподавателем педагогических технологий, регламентирующих формы организации, методы и средства дидактической подготовки. Дидактическая подготовка социального педагога осуществляется в целенаправленно моделируемой профессиональной среде на протяжении всего обучения в вузе и носит динамичный характер. Этот процесс представляет собой последовательность пропедевтического, ориентационно-теоретического, формирующего и преобразующего этапов, каждый из которых сопровождается целесообразным воздействием на мотивационно-потребностную сферу личности будущего специалиста.
Дидактическую подготовку социального педагога особенно в рамках прикладного бакалавриата мы предлагаем осуществлять с использованием технологии контекстного обучения.
Контекстным обучением в системе дидактической подготовки социального педагога мы стали считать тип обучения, в котором всей системой форм, методов и средств обучения моделируется предметное и социальное содержание дидактической деятельности специалиста.
Профессиональным контекстом в дидактической подготовке выступает совокупность дидактических задач, организационных форм и методов профессиональной дидактической деятельности педагогов, ситуаций их социально-психологического взаимодействия, регулируемого ценностно-нормативной системой дидактической деятельности. Социальный контекст представлен единством ценностноориентационных и личностных компонентов. Предметный контекст составляют производственно-технологический, оргаизационно-управленческий, должностной и учрежденческий аспекты.
При этом очевидно, что педагогическая деятельность располагает преимуществами перед многими другими видами профессиональной деятельности для моделирования в вузовской аудитории ее динамики и реальных условий. На наш взгляд, подготовка личности к деятельности в образовательных учреждениях может осуществляться не только в контексте будущей деятельности студентов, но и в контексте профессиональных действий работающего с ними преподавателя. Студент, выступая субъектом процесса обучения, видит перед собой образец дидактической деятельности, формирование которой и является целью дидактической подготовки. Деятельность преподавателя и осуществляемый им учебный процесс становятся
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тырина М. П. Дидактическая подготовка социального педагога // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75276. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75276.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
естественным контекстом профессиональной деятельности будущих педагогов. До поступления в педагогический вуз каждый студент уже выступал субъектом образовательном процесса (хотя и «по другую сторону стола»). Довузовский опыт студентов, становясь объектом профессионально-педагогического анализа, также задает контекст их дидактической подготовки. Таким образом, дидактическая подготовка социального педагога может осуществляться в контексте предшествующей, настоящей и будущей деятельности студентов, что приводит в движение психологические механизмы рефлексии, актуализации и антиципации. Иными словами, студенты, анализируя опыт своего обучения, обучаясь и обучая, учатся учить. Как видим, формирование целостной структуры профессиональной деятельности специалиста в педагогическом вузе не сопровождается столь острыми противоречиями, как в прочих учебных заведениях. Ориентиром организации дидактической подготовки будущих социальных педагогов в контексте предстоящей им профессиональной деятельности способна стать концепция контекстного обучения.
Согласно концепции знаково-контекстного обучения основными принципами дидактической подготовки социального педагога в контексте профессиональной деятельности выступают принципы связи педагогической теории и образовательной практики, последовательного моделирования в учебной деятельности студентов дидактической деятельности педагогов, активности личности в овладении ею, про-блемности содержания дидактической подготовки, совместной деятельности и диалогичности педагогического взаимодействия, единства обучения и воспитания будущих специалистов. Ориентация на развитие дидактической культуры придает принципу культуросообразности системообразующий статус.
Содержанием дидактической подготовки, рассматриваемой в контексте профессионально-педагогической деятельности, является адаптированное под влиянием семиотических и психолого-дидактических требований содержание дидактики как научной дисциплины, детерминированное спецификой профессиональной дидактической деятельности социального педагога. Отбор содержания дидактической подготовки проходит в двух основных направлениях - со стороны науки и со стороны профессиональной деятельности. Учебный предмет «Дидактика» становится предметом учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности. При этом требования со стороны будущей профессиональной дидактической деятельности являются системообразующими. Эти прагматические требования задают контекстный принцип построения и развертывания содержания дидактики как научной дисциплины. Основной единицей содержания дидактической подготовки в контексте профессиональной деятельности становится дидактическая ситуация во всей ее неоднозначности и противоречивости.
В контекстном обучении моделируется не только предметное, но и социальное содержание предстоящей выпускнику профессиональной деятельности. Создаются условия для усвоения студентами как норм компетентных предметных дидактических действий, так и норм социальных поступков, отражающих ценностнонормативную систему дидактической деятельности. Предметное содержание будущей профессиональной деятельности студентов обеспечивается материалом учебной дисциплины «Дидактика». Социальное содержание динамизируется через участие студентов в индивидуальной, парной, групповой и коллективной формах их деятельности при ведущей роли коллективной, где усваивается и предметное, и нравственное, и социокультурное содержание педагогической деятельности.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Тырина М. П. Дидактическая подготовка социального педагога // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75276. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75276.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
Структурно-функциональная модель дидактической подготовки социального педагога
4
ISSN 2304-120X
Тырина М. П. Дидактическая подготовка социального педагога // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75276. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75276.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.
кониепт
научно-методический ^ электронный журнал
Контекстный подход в дидактической подготовке осуществляется посредством трансформации собственно учебной деятельности студентов через квазипрофессиональную (профессионально-подобную) в учебно-профессиональную. Сущность квазипрофессиональной деятельности заключается в воссоздании на понятийно-практическом уровне условий и динамики педагогического процесса в образовательном учреждении, а также отношений осуществляющих его специалистов. Наиболее представительной формой квазипрофессиональной деятельности является деловая игра, в которой с помощью имитационной и игровой моделей воссоздается предметное, социальное и психологическое содержание профессионального труда социального педагога, задается контекст его профессиональной деятельности.
Базовые формы организации деятельности студентов в основном соответствуют этапам дидактической подготовки: пропедевтический и ориентационно-теоретический этапы протекают в традиционной форме учебной деятельности; формирующий этап требует разверстки форм квазипрофессиональной деятельности; преобразующий этап осуществляется в учебно-профессиональной деятельности студентов.
Условия для содержательной интеграции учебной, научной и производственной деятельности студентов в ходе их дидактической подготовки обеспечиваются системой форм и методов контекстного обучения, объединяющей группы неимитационных и имитационных методов. Игровые и неигровые имитационные формы и методы контекстного обучения используются в процессе дидактической подготовки, если введение модельных представлений об основных фрагментах профессионально-педагогической деятельности возможно, а воссоздание ее предметного и социального содержание необходимо в целях эффективной дидактической подготовки специалиста. Неимитационные формы и методы контекстного обучения используются в процессе дидактической подготовки, если введение модельных представлений об основных фрагментах профессионально-педагогической деятельности невозможно или нецелесообразно.
Выбор форм и методов дидактической подготовки осуществляется на основе анализа ведущей по теме дидактической компетенции. Дидактическая подготовка социального педагога, осуществляемая в контексте его будущей профессиональной деятельности, призвана сократить сроки и снять сложности предметной и социальной адаптации молодых специалистов в педагогических коллективах.
Marina Tyrina,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, head of the department of pedagogy, Altai State
Pedagogical University, Barnaul
Didactic training of social teachers
Abstract. The paper proposes structural-functional model of the didactic training of the social teacher in the context of professional activity.
Key words: didactics, didactic training, didactic culture, social pedagogue.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 06.04.15 Получена положительная рецензия 08.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 08.04.15 Опубликована 29.04.15
Accepted for publication Published
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Тырина М. П., 2015
5