Научная статья на тему 'Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности'

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3663
558
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / АКТИВИЗАЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / УРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкова Ольга Витальевна

Одной из наиболее главных задач любого педагога является поиск наиболее эффективных методов и средств обучения, которые помогут научить всех учащихся самостоятельно учиться, а также сформируют у них потребность заинтересованно относиться к учебному процессу. Одним из возможных средств решения этой задачи является дидактическая игра, так как она имеет важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панкова Ольга Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Панкова О.В.

Панкова Ольга Витальевна - студент,

педагогическое отделение, кафедра математики и информатики, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

Аннотация: одной из наиболее главных задач любого педагога является поиск наиболее эффективных методов и средств обучения, которые помогут научить всех учащихся самостоятельно учиться, а также сформируют у них потребность заинтересованно относиться к учебному процессу. Одним из возможных средств решения этой задачи является дидактическая игра, так как она имеет важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии.

Ключевые слова: познавательная деятельность; младший школьник; активизация; дидактическая игра; урок.

Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения является одним из основных вопросов в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этого вопроса в наибольшей степени зависит эффективность учебного процесса, повышение качества обучения, мотивация обучающихся к достижению учебных и творческих результатов. Решение проблемы активизации познавательной деятельности - потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений.

Одним из возможных средств активизации познавательной деятельности у учащихся начальных классов является дидактическая игра, так как она имеет важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии. Игры активизируют мышление учащихся, помогают сделать учебный процесс привлекательным, интересным. Игра создает чувство радости и бодрости, вдохновляет учащихся, обогащает впечатлениями, помогает избегать назойливой назидательности, создает у школьников атмосферу дружелюбия. На уроках игры не должны быть однообразными и скучными. Игра способствует постоянному дополнению знаний. Также она должна быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать радостные эмоции, наполнять жизнь младшего школьника интересным содержанием [1].

Во время игры дети не замечают, что выполняют различные упражнения, где они сами сравнивают, выполняют учебные действия, тренируются в устном счете, решают задачи. Игра создает для ребенка условия поиска, вызывает интерес к победе, учащиеся хотят быть намного быстрее, находчивее. У них появляется желание четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В любой исторический период игра интересовала ученых. С ее помощью можно воспитать и обучать ребенка в радости. Такие деятели как Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци делали попытки развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.

В ходе игры дети приобретают новые знания, умения, навыки. Игры, которые способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие младшего школьника в целом. Включение игры и игровых моментов в урок делает процесс обучения познавательным и увлекательным, создает у учащихся оптимистический настрой, повышает работоспособность на уроке и смягчает преодоление трудностей в ходе усвоения учебного материала [2].

В течение длительного времени в теории и практике дидактическая игра рассматривалась как прием обучения и на уроках выступала в качестве игровой деятельности, которая никак не относилась к обучению. В настоящее время учителя могут применять дидактическую игру как форму обучения.

Опираясь на педагогический опыт, одним из средств активизации мыслительной деятельности и развития интеллектуального потенциала младших школьников является дидактическая игра.

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [4].

Дидактическая игра, как и любая игра, является самостоятельным видом деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Дидактическая игра представляет собой ценное средство воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Во время игры дети преодолевают большие трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. С помощью игры можно сделать любой учебный материал более увлекательным, который создаст у учащихся хорошее настроение, повысит работоспособность и облегчит процесс усвоения учебного материала. В ходе дидактической игры дети наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят анализ и синтез, делают обобщения.

Дидактические игры выполняют большую роль для развития мышления и речи. Содержание и правила игры дают возможность упражнять учащихся в точном и правильном названии и описании предметов, в овладении грамматическим строем речи.

В ходе проведения дидактической игры нужно применять наглядные методы, так как младший школьник мыслит наглядно-образно. Нельзя насильно обязывать ребенка играть. Это не приведет к желаемому результату. Процесс игры должен быть увлекательным и радостным.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.). Педагогу нужно уделять внимание умственной активности учащихся, также следить за активностью детей и чтобы не снижался интерес к поставленной задаче. Это немаловажно для коллективных игр. Поскольку нельзя позволить, чтобы в ходе командной игры участвовал только один человек, а другие ничего не делали. Ведь, если увлечен только один человек, то остальным становится скучно. С другой стороны, если все участники заинтересованы, то игра становится веселее, и учащиеся усвоят больше информации [3].

Именно в ходе игры раскрывается характер и степень развитости ребенка, поэтому для ребенка нужен индивидуальный подход в игре. Педагог должен тщательно продумывать задания, учитывая индивидуальные особенности школьника. Нужно включать различные задания, так как уровень развития у детей разный: кому-то нужно дать легкое задание, а кому-то сложнее. Также можно включать задания с выбором ответа и задания с полным пояснением решения. Больше внимания учитель должен уделить стеснительным детям, так как часто бывает, что учащийся может правильно ответить, но из-за своего стеснения не отвечает. Ребенку нужно помочь перебороть это стеснение. Для этого педагогу нужно больше хвалить таких детей за каждый верный ответ, чаще вызывать к доске и давать возможность выступить перед одноклассниками.

При создании игры нужно тщательно продумывать задачи, содержание и правила игры, также требуется усложнять их. Для каждого школьника дидактическая игра имеет большое значение, также как для взрослого большую роль играет работа. Именно во время игры формируются те физические и психологические навыки,

которые в дальнейшем будут нужны для работы: инициативность, творчество, способность справляться с любыми проблемами.

Из этого следует, что игра оказывает влияние на формирование личности ребёнка и является такой деятельностью, с помощью которой в психике ребёнка происходят существенные изменения, формируются главнейшие психические качества. Ни в какой другой деятельности ребёнок самостоятельно не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости, как в игре.

На уроках информатики можно использовать игру «Испорченный телефон». Класс делится на две команды, учащиеся выстраиваются цепочкой и первому игроку учитель дает слово. И каждый по цепочке говорит это слово от второго до последнего. Можно взять слова на одну тему: «Алгоритм» или «Строение компьютера», где можно загадывать слова: ввод, вывод, начало, конец, монитор, принтер и другие. Также учащиеся могут передавать слова с помощью жестов или мимики [5].

На уроках литературного чтения можно использовать игру «Дорисуй». Класс делится на две команды, учащиеся выстраиваются цепочкой. Учитель каждой команде загадывает слово. Можно загадать персонажей из произведений. Первому учащемуся завязываются глаза и он должен нарисовать на доске один элемент слова, И каждый по цепочке с завязанными глазами рисует по элементу. В конце должен получиться рисунок.

Список литературы

1. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 2013. с. 139.

2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. М.: Просвещение, 2015. 96 с.

3. Загрекова Л.В. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед./ Л.В. Загрекова, В.В. Николина. М.: Высш. шк., 2007. 383 с.

4. Кругликов В.Н., Кривов В.Р. Учебный игровой комплекс - М.: Просвещение, 2015. 512 с.

5. Тарабурина Т.Ю. Система дидактических игр на уроках математики в начальной школе [Электронный ресурс]. 2009. Режим доступа: http://alma-mater-spb.ru/wp-content/uploads/2012/10/games.pdf/ (дата обращения: 08.05.2018).

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Поскребышева Е.Д.

Поскребышева Евгения Дмитриевна - студент, кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования, факультет педагогики и психологии, Вятский государственный университет, г. Киров

Аннотация: сенсорное воспитание в раннем дошкольном возрасте, самое важное для ребенка. Он познает мир через ощущения, восприятие. Чтобы дети в раннем дошкольном возрасте лучше запоминали основные сенсорные эталоны, хорошо использовать дидактические игры. Детям будем интересно и не скучно. Чтобы это проверить, мы провели эксперимент с разработкой собственных дидактических игр. Результаты эксперимента представлены в нашей статье.

Ключевые слова: сенсорные эталоны, дидактическая игра, сенсорное воспитание, дидактическая задача, шаблон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.