Таким образом, православная внутренняя миссия среди верхневолжских (тверских) карел, помимо всего прочего, страдала и от отсутствия литературного письменного карельского языка, который так и не был создан вплоть до 1930 года.
Таким образом, можно констатировать, что к концу XIX в. духовенство Тверской епархии относилось к религиозному просвещению карельского инородческого населения достаточно равнодушно. Объективными причинами такого положения дел, вероятно, являлись: утвердившееся в Церкви разное отношение к внешней и внутренней миссии; представление о тверских карелах как исторически укорененных в православии, а потому не нуждающихся в духовном просвещении; недостаток у духовенства Тверской епархии опыта миссионерства среди инородцев; отсутствие материальных средств и т.д. Среди субъективных факторов назовем один - в Тверской епархии не оказалось ни одной масштабной личности, которая могла бы стать вровень со своим знаменитым земляком святителем Николаем (Касаткиным), основателем русской православной миссии в Японии.
© С. О. Калинина ДИАЛОГ РЕЛИГИЙ И КУЛЬТУР В КАЛМЫКИИ СЕГОДНЯ
Территории Калмыкии является частью Нижневолжского региона, который издавна формировался как многонациональный. Этому во многом способствовало географическое положение Нижнего Поволжья, находящегося на перекрестке цивилизаций — Европы и Азии. Здесь на протяжении многих веков протекали процессы интенсивного взаимодействия культур и религий различных народов, что придало этой окраине особое своеобразие и уникальность.
Калмыкия является поликонфессиональной республикой.
К началу 1990-х годов Калмыкия на территории бывшего СССР была, наверное, единственной республикой, где фактически отсутствовали
религиозные организации. На территории республики действовали всего 2 православные церкви, которые ютились в неприспособленных ветхих помещениях. Несколько поколений калмьщкого народа, в том числе и те, кто прошел через невзгоды сибирской ссылки 1943-1956 годов, выросли без духовного ориентира, не имели возможности познания своих национально-культурных истоков.
Уже к 1940 году все хурулы (храмы) в Калмыкии были закрыты и уничтожены, духовенство репрессировано. Попытки общественности по возвращении из Сибири восстановить хотя бы маленькую частицу былого -открыть молельный дом для верующих - заканчивались неудачей.
Неудивительно, что после этого вскоре были закрыты национальные школы и классы, постепенно разрушалась система национально-культурного воспитания и образования, а следствие этого - потеря народом духовности, родного языка.
Только в 1988 году в г.Элиста образовалась первая буддийская община, у населения республики стал появляться интерес к религии, увеличилось количество людей, участвующих в обрядах. В общественном мнении, в средствах массовой информации пропагандировались идеи положительной роли религии для современного общества. Она рассматривалась как одно из эффективных средств выхода общества из состояния духовного кризиса.
Широкому распространению, росту популярности религиозных взглядов среди населения республики способствовал идеологический вакуум, образовавшийся после отмены коммунистической идеологии.
Несмотря на некоторое оживление религиозной жизни в республике, кардинальных изменений не наблюдалось.
С 1993 года приходится пик активизации религиозной деятельности. Повсеместно в селах, городах республики образовываются религиозные общины, строятся хурулы, православные церкви, направляются на учебу в буддийские монастыри Индии и Бурятии юноши из Калмыкии. Вся эта работа не носила стихийный характер, а осуществлялась при поддержке
государственных органов. Для координации этой работы в республике Указом Президента был создан Департамент по делам религии, преобразованный впоследствии в Министерство культуры, национальной политики и по делам религии. При вышеназванном министерстве на общественных началах действовал Совет по делам религии, в состав которого входили главы религиозных конфессий, который решал и решает насущные проблемы религиозной жизни в республике.
Работа данного Совета способствует взаимопониманию и веротерпимости между различными религиозными организациями.
Современная религиозная ситуация в Калмыкии характеризуется значительным динамизмом и новизной. На ее территории за последнее время зарегистрированы и действуют 32 буддийские общины, действуют Русская православная епархия, мусульманские общины, Церковь адвентистов 7-го дня, католическая община, Церковь евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) и другие религиозные группы. Важной особенностью современной религиозной ситуации является то, что за последние годы расширился спектр христианских конфессий, причем в основном за счет протестантских церквей. Религиозная среда в Калмыкии неоднородна, она тесно привязана к местным условиям. В целом она характеризуется тем, что наибольшее число верующих составляют пожилые люди, однако в последнее время наблюдается немало молодежи и людей среднего возраста. Пожилых людей становится меньше, увеличивается доля учащихся и служащих, религиозная среда в целом молодеет, меняется ее социальный состав в сторону повышения интеллектуального и образовательного уровня. Усилилась тяга народов Калмыкии к возрождению и развитию национальных культур, к нравственному очищению общества. Значительное место в этом процессе занимают религиозные организации. Наметилась тенденция межконфессионального сотрудничества.
Большинство населения республики исповедует буддизм и православие. В то же время наблюдается рост числа новых нетрадиционных конфессиональных общин.
Традиционные конфессии, распространенные в республике, находят постоянную поддержку у руководства республики.
Если в начале ХХ века в Калмыцкой степи Астраханской губернии насчитывалось более ста буддийских хурулов и молитвенных домов, то накануне Великой Отечественной войны в калмыцких степях не осталось ни одного действующего буддийского храма. Репрессии 20-30-х годов двадцатого столетия привели к большим утратам и православной культуры на территории республики: разрушались храмы, изгонялось и преследовалось священство. Преследование церкви продолжалось и в период развитого социализма».
Возрождение же религии в Калмыкии, как и в целом по России, началось в 90-е годы. За последнее десятилетие в республике открылись воскресные школы, классы православной культуры, во многих населенных пунктах построены церкви, молельные дома. На сегодняшний день в Калмыкии насчитывается 12 православных приходов.
В 2005 году Элистинская и Калмыцкая епархия отметила 10-летие со дня своего образования. За годы своего существования православная епархия внесла большой вклад в возрождение вечных ценностей веры, развития добрых традиций милосердия и просветительства, способствовала единению и духовному развитию всех народов Калмыкии.
В период официального отсутствия буддийских общин буддийские священнослужители, сложившие сан под давлением властей, продолжали оставаться проводниками веры и культуры. Благодаря их усилиям духовные традиции калмыков сохранялись и в период сибирской ссылки, и после восстановления автономии — вплоть до регистрации первой буддийской общины в Калмыкии в 1988 году.
В республике построено уже 38 хурулов и десятки ступ, часто приезжают с лекциями буддийские учителя, которые даруют верующим особые посвящения и проводят различные тантрические обряды. В свою очередь Калмыцкий хурул, возглавляемый шажин-ламой Тэло Тулку Ринпоче, и при содействии тибетских монахов занимается не только религиозно-просветительской деятельностью, но также ведет целенаправленную работу по подготовке кадров священнослужителей для республики — калмыцкие юноши не первый год обучаются в монастырях и духовных учебных заведениях Индии. Хорошей традицией стало то, что каждый год организуются паломничества буддистов по святым местам в Индию, Тибет и Бурятию. И, конечно же, огромное вдохновляющее значение имел для всех верующих последний пастырский визит Его Святейшества далай-ламы Х^. Знаменательным событием в августе 2005 года стало прибытие в Калмыкию Его Высокопреосвященства Богдо-Гегяна. На встречу с учителем в Элисту съехались паломники из Москвы, Ростова, Волгограда, Ржева, Азова.
Диалог традиционных конфессий на территории Калмыкии проявляется во взаимной заинтересованности представителей разной этнической принадлежности к истории, ритуалам других религий. Республику часто посещают высшие духовные лидеры мировых религий.
Укреплению доверия между религиозными объединениями, их мирному сосуществованию способствует деятельность законодательных и исполнительных органов власти, общественных организаций республики, направленная на возрождение и развитие духовных, культурных ценностей народов. В республике при поддержке государственных органов осуществлены поездки православных паломников в рамках акции «Паломничество по святой Руси», организованной по инициативе православной епархии, общественно-политического движения «Уралан, Калмыкия!». Первая группа из 90 человек в июле 2002 г. посетила Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Сергиеву лавру, Храм
Христа Спасителя. В августе состоялась вторая поездка паломников в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Оптину пустынь (Нижегородская и Калужская области). В начале сентября 2002 г. более 130 паломников выехали в место, почитаемое всеми православными христианами, — Киево-Печерскую лавру.
В республике проживают более 40 тыс. человек — представителей народов, традиционно исповедующих ислам. В феврале 2002 г. на Учредительной конференции мусульман было принято решение создать в Калмыкии духовное управление мусульман.
В 1997 году в поселке Прикумский Черноземельского района при содействии местных органов власти была открыта мечеть. В настоящее время в Калмыкии в различных населенных пунктах действуют 2 мечети, 2 молельных мусульманских дома, в стадии завершения строительство небольшой мечети на северо-восточной окраине г. Элиста.
Для координации деятельности мусульманских общин в январе 2002 года образовано духовное Управление мусульман Калмыкии, муфтием мусульман республики избран Каралаев С.Г. Исламские общины в своей деятельности, делают акцент на оказание помощи малоимущим, социальное служение в домах престарелых, местах заключения.
В 90-х годах на территории республики появились религиозные протестантские общины. Спектр их верований различный. В их число входят евангельские христиане-баптисты, евангельские христиане, адвентисты 7-го дня, христиане веры евангельской (пятидесятники), свидетели Иеговы. Традиционно протестантские общины активно проводят акции гуманитарного и духовно-просветительского характера.
На территории республики проживают и приверженцы католической религии. Ими образовано 4 религиозные общины, построено 2 католические часовни (дар католиков Германии).
За 10 лет в республике построено 38 буддийских храмов и 23 православные церкви. В городе Элиста возведен один из крупнейших и
величественных буддийских культовых сооружений современности. Всего за один год был построен самый большой буддийский храм в Европе.
В результате тесных этнокультурных контактов в регионе представители разных мировых религий не только знают основные обычаи, традиции, праздники других конфессий (Цаган-Сар, Пасха, Зул, Масленица и др.), но и отмечают их в семейном кругу. На небольшом географическом и культурно-религиозном пространстве Калмыкии представлены ведущие конфессиональные системы, которые проецируют основные тенденции развития религиозной ситуации в стране и мире.
Калмыкия сегодня представляет собой целостное, исторически сложившееся многонациональное образование. В ее состав входят представители более 90 национальностей и трех мировых религий: буддизма, христианства, ислама.
Все они, в разное время и разными путями попавшие в состав Калмыкии, были далее соединены общностью совместной жизни и исторических судеб, хозяйственными связями. В республике сегодня всемерно содействуют сохранению самобытности и этнической неповторимости традиций калмыцкого, русского и других народов, проживающих в Калмыкии. Органы власти способствуют развитию культуры народов на основе равноправного, межнационального, культурного взаимодействия.
Реализация этих прав осуществляется на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения народов Калмыкии. С ростом национального самосознания возрастает и стремление народов к самостоятельному устройству общественной жизни.
Характерной особенностью развития национальных отношений является создание национально-культурных центров, объединений.
В настоящее время в республике действуют свыше 10 национально-культурных центров, обществ и автономий, в числе которых казахский «Жерлестер», немецкий «Возрождение», корейский, дагестанский и другие.
На базе общественных объединений работают фольклорные ансамбли, кружки и т. д.
Традицией стали ежегодно проводимые Дни славянской письменности и культуры, фестивали корейской, немецкой культуры, дни культуры народов Северного Кавказа. Ежегодно коллективы республики принимают участие в фестивалях мастеров искусств «Мир Кавказу», проводимых в регионах Южного федерального округа.
Проведение подобных мероприятий способствует взаимопониманию, укреплению дружбы между народами, возрождению национальных традиций, обычаев.
На развитие межнациональных отношений большое влияние оказывают средства массовой информации, в которых имеются специальные рубрики по вопросам гармонизации межнациональных отношений, освещается деятельность национально-культурных центров.
Необходимость адаптироваться к новым условиям я решить назревшие проблемы подтолкнуло некоторые конфессии к поиску идейной платформы взаимопонимания и совместных действий, что нашло свое выражение в деятельности Межрелигиозного совета традиционных конфессий Калмыкии, проведенных конференциях, в которых приняли участие представители ряда конфессий.
Межрелигиозный совет традиционных конфессий Калмыкии является общественной организацией, созданной традиционными религиями Калмыкии.
Учредителями Совета являются следующие религиозные организации:
- Объединение буддистов Калмыкии;
- Элистинская и Калмыцкая епархия Русской православной церкви Московской Патриархии;
- духовное управление мусульман Калмыкии.
Целью данного Совета является координация совместной деятельности традиционных религиозных организаций в деле укрепления и развития их
диалога; обеспечения и поддержания межрелигиозного и межнационального мира, достижения согласия и стабильности в обществе; предотвращения конфликтов на этноконфессиональной почве; утверждения в обществе традиционных духовных ценностей, диалога с государственной властью Калмыкии, международными межрелигиозными организациями.
Данный Совет не ставит своей целью сближение вероучений и доктрин, не имеет богослужебных форм деятельности и собственных теологических позиций. Совет не ассоциирует себя с государством или с какой-либо политической силой.
Основными направлениями деятельности Совета являются:
- организация и проведение межрелигиозных форумов, симпозиумов, консультаций и других мероприятий с привлечением государственных структур, общественных и политических объединений, для обозначения позиции традиционных религиозных организаций Калмыкии по принципиальным для них вопросам общественной и религиозной жизни;
- совместное участие организаций, входящих в Совет, в мероприятиях межрелигиозных и иных международных организаций;
- подготовка и принятие заявлений, отражающих точку зрения Учредителей Совета по важнейшим вопросам общественной жизни;
- постоянное и объективное информирование средств массовой информации о состоянии межрелигиозного диалога и инициативах Совета;
- попечение над комплексами, в которых соседствуют места богослужения традиционных религий;
- содействие межрелигиозному сотрудничеству в регионе.
В рассмотрении межконфессиональных отношений необходимо учитывать готовность конфессий к диалогу как его главное условие. Наиболее конструктивной формой межконфессиональных отношений является диалог, способствующий самовыражению и развитию его участников.
В нашем регионе не было религиозных споров, но, наоборот, сложился уникальный опыт гармонического сосуществования религий и культур. В республике межрелигиозные отношения близки к оптимальным, что подтверждается согласованной реакцией духовных лидеров на события, совместными мероприятиями, созданием межрелигиозных структур.
Отрадно видеть, что за последние годы произошло немало положительных сдвигов в государственно-религиозных отношениях, и вопрос элементарного выживания уже не стоит перед религиозными сообществами. Межрелигиозный диалог является одним из ключевых способов общественного развития и улучшения благосостояния всех народов, поощрения толерантности, взаимопонимания и гармонии между различными культурами и религиями, а также способствует преодолению конфликтов и насилия.
Необходимо тесное сотрудничество в деле продвижений духовных ценностей и культуры диалога с целью обеспечения мира и согласия.
Калмыкия является примером, как можно и нужно жить разным религиям, мирно сосуществуй, не мешай друг другу, а взаимно дополняя. дружба Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и архиепископа Элистинской и Калмыцкой епархии Владыки Зосимы является примером для народа Калмыкии. За все это время их отношения, основанные на взаимном уважении, произрастающем из чистых помыслов, ни разу не были омрачены тенью разногласий и являют образец взаимопонимания.
Через диалог религий возможно развитие и мирное сосуществование многонационального общества. Через возрождение религии можно возродить национальный дух народов, проживающих в Калмыкии. Только уверенный в себе человек, опирающийся на национальные корни, традиции и обычаи, может решать те задачи, которые ставит перед ним жизнь.
© Б.В. Лиджи-Горяева