Диалог поколений — от мала до велика: строим будущее вместе
Программа межпоколенческого взаимодействия
Галина Солдатова
АННОТАЦИЯ
I В рамках программы1 предлагается реализовать идею искусства жизни с непохожими как стратегию перехода от дискурса разрыва между поколениями к поиску способов взаимопомощи, взаимообогащения и укрепления межпоколенческих связей для обеспечения человекоцентричности, устойчивости и жизнестойкости общества в его настоящем и будущем. Основной ракурс - создание условий для межпоколенческого обмена, основанного на понимании проблем и потребностей разных поколений, а также их возможностей делиться опытом и ресурсами. Отношения между поколениями, их качество и уровень выполняют интегративную функцию в обществе и определяют уровень его консолидации и солидарности. В современных условиях это является важнейшим фактором единения различных сообществ и в целом российского общества.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
диалог, поколения, межпоколенческие отношения, человекоцентричность, жизнестойкость, устойчивость ТЯГ 22394/2078-838X-2024-4-14-18
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Солдатова Г В. Диалог поколений - от мала до велика: строим будущее вместе. Программа межпоколенческого взаимодействия. Образовательная политика, (2024), 19(4), 14-18. DOI:10.22394/2078-838X-2024-4-14-18
Поступила: 11.2024 Принята: 11.2024 Дата публикации: 12.2024
Актуальность программы
Сложность, разнообразие, неопределенность, хрупкость и изменчивость мира бросают вызов стабильному и конструктивному развитию современного общества, требуя выработки новых принципов достижения индивидуального и общественного благополучия. В качестве таких принципов могут выступать человекоцентричность как опора на потребности отдельных людей и социальных групп, устойчивость как поддержание баланса между различными сферами (экономика, культура, социальная
1 Проект разрабатывается Московским институтом психоанализа по инициативе Правительства Москвы.
Галина Владимировна СОЛДАТОВА
д. псих. н., академик РАО, заведующая кафедрой Московского института психоанализа, профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего РАНХиГС (125009, РФ, Москва, ул. Моховая, 11/9). ORCID: 0000-0002-6690-7882. E-mail: [email protected]
сфера, экология и т. д.) и жизнестойкость как способность противостоять кризисам, гибкость и адаптивность к изменениям. И, конечно, диалогизм, так как все эти принципы могут быть эффективными, только если мы умеем увидеть и услышать Другого.
Главный диалог сегодня -межпоколенческий. Впервые мы находимся в ситуации, когда скорость трансформации мира так высока, что контекст жизни и опыт
ОТЦЫ И ДЕТИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИМ ПОВОРОТ
различных поколений очень различаются. Основная граница проходит между «цифровым» поколением (сюда входят дети, подростки и молодые люди до 40 лет), которое становится все более влиятельным как в социальном, так и в демографическом плане (его представители составляют половину жителей России), и остальным населением страны.
Извечная проблема отцов и детей никуда не делась и сегодня выражается в социальном, цифровом, ценностном, знаниевом разрывах между поколениями. Нарушаются механизмы культурной трансмиссии (передачи культурного опыта и системы ценностей), трансформируется парадигма коммуникации, что не только изменяет межличностное и межгрупповое взаимодействие, но и ведет к когнитивным, личностным и социальным изменениям человека. Формируется новый антропологический тип человека цифровой эпохи, непохожего на того, чья активная социализация пришлась на XX век. В рамках программы предлагается реализовать идею искусства жизни с непохожими как стратегии перехода от дискурса разрыва между поколениями к поиску способов взаимопомощи, взаимообогащения и укрепления межпоколенческих связей для обеспечения человекоцентричности, устойчивости и жизнестойкости общества в его настоящем и будущем. Основной ракурс - создание условий для межпоколенческого обмена, основанного на понимании проблем и потребностей разных поколений, а также их возможностей делиться опытом и ресурсами.
1. Молодежь: движущая сила изменений
Цель: развитие мотивации соучастия
в практиках межпоколенческого обмена и обеспечение инструментами и условиями для их реализации.
2. Взрослые: поколение заботы и ответственности
Цель: создание программ и инициатив, направленных на социальную поддержку и «разгрузку» «поколения заботы», а также формирование конструктивных стратегий по обеспечению межпоколенческого взаимодействия в семье и обществе.
3. Поколение третьего/золотого возраста: от обузы или обслуги к поколению достоинства
Цель: развитие субъектности представителей поколения третьего возраста как полноценных участников жизни современного общества. Демонстрация ценности опыта старшего поколения, выполняющего важную миссию хранителей «человеческого в человеке», поиск способов передачи опыта и ценностей потомкам.
Цифровые технологии могут выступать важным инструментом для преодоления межпоколенческих разрывов и выстраивания связей.
Цель: развитие практик межпоколенческой поддержки в рамках формирования общей позитивной цифровой культуры в парадигме «Мы в ответе за цифровой мир».
Реализация: разработка методических пособий, образовательных программ, просвещенческих семинаров по кибербезопасности и повышению цифровой компетентности у разных возрастных групп, в том числе в контексте межпоколенческого взаимодействия.
Варианты программ: «Цифровое родительство: как обеспечить безопасность и развитие детей в сети», «Цифровая компетентность и кибербезопасность для золотого возраста: молодость учит мудрость», «Цифровое наставничество: эстафета знаний», «"Мама, ничего не переводи!" Как обезопасить своих родителей от кибермошенников».
1. Молодежь: движущая сила изменений
Молодежь наиболее изменчива и адаптивна к вызовам постоянно меняющегося мира. Именно юношество исторически является двигателем прогресса и часто выступает в роли организаторов, лидеров, волонтеров в различных социальных контекстах.
Молодые люди могут стать посредниками в диалоге между младшими и старшими поколениями как в семейном, так и в широком общественном контексте -в силу того, что обладают большими
ресурсами и возможностями для участия в такой коммуникации.
Цель: развитие мотивации соучастия в практиках межпоколенческого обмена и обеспечение инструментами и условиями для их реализации.
Решения и практики:
Для детей молодые люди могут выступать в качестве менее авторитарных и более понимающих наставников, помощников и экспертов в их социализации и вхождении во взрослый мир, адаптации к нему.
Молодежь способна помогать старшему поколению в адаптации к вызовам и изменениям окружающего мира, а также быть связующим звеном между культурными традициями и современностью.
В общем контексте представители молодежи могут выступать организаторами, волонтерами и посредниками в различных программах и мероприятиях для межпоколенческого взаимодействия.
2. Взрослые: поколение заботы и ответственности
Взрослые оказываются в сложной ситуации: они вынуждены одновременно помогать как своим детям, так и пожилым родителям. Этот феномен известен как «поколение "сэндвич"»: взрослые люди оказываются «сплющенными» обязанностями перед другими поколениями. Большая часть этой нагрузки ложится на плечи женщин, поэтому они испытывают серьезный стресс, влияющий на их здоровье и психоэмоциональное состояние.
Однако именно взрослые люди несут большую часть ответственности за развитие собственной семьи и социума. Они выполняют основную работу в физическом, экономическом и эмоциональном плане, создавая связи и обеспечивая гармонию и баланс как в собственном доме, так и в социальных структурах.
Цель: создание программ и инициатив, направленных на социальную поддержку и «разгрузку» «поколения заботы», а также
формирование конструктивных стратегий по обеспечению межпоколенческого взаимодействия в семье и обществе.
Решения:
Организация психологической поддержки для поколения «сэндвич», обеспечивающей эмоциональное восстановление и предотвращение выгорания у людей, испытывающих стресс из-за многозадачности и повышенной ответственности.
• Организация сообществ для коммуникации и взаимной поддержки родителей;
• организация групп психологической помощи.
Способствование смене акцента с детоцентризма (когда фокус сосредоточен на детях) к человекоцентризму (когда уделяется внимание потребностям всех поколений). В рамках человекоцентричного подхода задача взрослых заключается в том, чтобы сбалансированно распределить ответственность между поколениями, создавая пространство для равноправного участия всех членов семьи в заботе друг о друге.
• Поощрение детей за помощь родителям в заботе о старшем поколении.
«Папа может»: вовлечение мужчин в межпоколенческое взаимодействие.
• Поощрение ответственности мужчин за детей и старших родственников;
• организация медиаподдержки, направленной на продвижение роли отца как носителя мужской модели поведения и уникальных семейных ценностей.
Проекты поддержки работающих взрослых
• Организация (в том числе
в дистанционных форматах) групп психологической помощи и социальной поддержки для работающих матерей, а также матерей-одиночек, вынужденных совмещать множество социальных ролей;
• организация «семейных» коворкингов для дистанционной работы;
ОТЦЫ И ДЕТИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИМ ПОВОРОТ
разработка программ гибкой занятости для родителей.
3. Поколение третьего/золотого возраста: от обузы или обслуги к поколению достоинства
Отсутствие вовлеченности старшего поколения в общественную жизнь лишает социум его мудрости, опыта и уникального вклада. Необходимы целенаправленные усилия государства и общества для интеграции пожилых людей в социальную среду и создания условий для их активного и полноценного существования, в том числе в контексте межпоколенческого взаимодействия.
Цепь: становление субъектности поколения третьего возраста как полноценного участника жизни современного общества.
извечная проблема отцов и детей никуда не делась и сегодня выражается в социальном, цифровом, ценностном, знаниевом разрывах между поколениями
Проблемы поколения:
• исключение его из активной социальной жизни. Уход на пенсию с работы, снижение физической активности
и ухудшение здоровья часто приводят к социальной изоляции, ограничивая доступ к общению, информации и новому опыту, что влечет за собой снижение качества жизни, ускорение когнитивного старения и одиночество;
• старшее поколение часто сталкивается с обесцениванием своего жизненного опыта, который оказывается невостребованным в быстро меняющемся мире. В результате бесценный бэкграунд старших теряется, а сами они чувствуют себя ненужными и непонятыми;
• бабушки и дедушки либо о ком-
то заботятся, либо сами нуждаются в заботе. Это упрощенное восприятие игнорирует их богатый жизненный
опыт, индивидуальность и лишает их возможности в том числе воспринимать себя как самостоятельных личностей со своими интересами, потребностями и желаниями, заслуживающих уважения и полноценного участия в жизни общества.
Решения:
• необходимо осознать
и продемонстрировать ценность опыта старшего поколения, найти способы его передачи последующим поколениям. В цифровую эпоху старшее поколение
вносит ценный вклад, выступая в роли хранителей «человеческого в человеке»; • создать внутри программ «Московского долголетия» и за их пределами программы с включением аспекта
межпоколенческого взаимодействия с привлечением детей/подростков/ молодежи.
Примеры конкретных практик, направленных на решение описанных проблем:
• «Связующее волонтерство» - программы совместного волонтерства для представителей разных поколений (например, организация просвещенческих мероприятий, помощи приютам для животных и т. д.);
• «Совет от бабушки»: организация под руководством социальных психологов тематических групп, направленных на передачу жизненного опыта от представителей старшего поколения
к младшим;
• расширение программ «Московского долголетия» в пользу самоорганизованных мероприятий, в рамках которых возможна реализация потенциала идей и решений поколения третьего возраста;
• «социальная лагерь-дача», куда могут приезжать дети, подростки и люди старшего поколения и заниматься совместной садоводческо-огороднической активностью;
• межпоколенческие творческие мастерские: организация совместных мастер-классов по рисованию, лепке, рукоделию, фотографии и т. д.;
• «Бабушкина сказка на ночь»: пожилые люди делятся своими воспоминаниями,
историями из жизни, а подростки создают на основе услышанного видеоинтервью, тексты для книг/блогов;
• «Пирожки как у бабушки» или кулинарные мастер-классы: совместное приготовление блюд, в том числе традиционной кухни, обмен рецептами;
• адресная волонтерская помощь маломобильным представителям третьего поколения для включения их в цифровые виды активности.
Dialogue of generations from young to old: building the future together. Intergenerational interaction program
Galina V. SOLDATOVA,
Ph.D. in Psychology, Academician of the Russian Academy of Education, Professor at the Faculty of Psychology of Lomonosov Moscow State University, Leading Researcher at the School of Future Anthropology of RANEPA. 11/9, Mokhovaya Str., 125009, Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0002-6690-7882. E-mail: [email protected]
ABSTRACT The program proposes to implement the idea of the art of living with others as a strategy of moving away from the discourse of intergenerational gaps to finding ways of mutual assistance, mutual enrichment and strengthening intergenerational ties to ensure human-centeredness, sustainability and resilience of society in its present and future. The main perspective is to create conditions for intergenerational exchange based on an understanding of the problems and needs of different generations and the capacity of each generation to share its experience and resources. Intergenerational relations, their quality and level fulfill an integrative function in society and determine the level of its consolidation and solidarity. In modern conditions it is the most important factor of unity through intergenerational relations of the family, various communities and the whole Russian society.
KEY WORDS
dialog, generations, intergenerational relations, person-centeredness, resilience, sustainability
THE CITATION REFERENCE
Soldatova G. V. Dialogue of generations from young to old: building the future together. Intergenerational interaction program. Educational Policy, (2024), 19(4), 14-18. DOI:10.22394/2078-838X-2024-4-14-18
Received: 11.2024 Accepted: 11.2024 Date of publication: 12.2024
This is an open access article distributed under the terms of the Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 (CC BY-NC-ND 4.0).