Научная статья на тему 'Детство в социально-антропологической перспективе'

Детство в социально-антропологической перспективе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнография детства / история детства / археология детства / социализация / обряды перехода / обряды детского цикла / обучение / гендерная социализация / детский фольклор / игра / ethnography of childhood / history of childhood / archeology of childhood / socialization / rites of passage / rites of the childhood cycle / education / gender socialization / children’s folklore / play

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мария Владимировна Тендрякова

Предлагаемая программа показывает разнообразие подходов к детской тематике в дискурсе гуманитарных наук, в этнологии / социальной антропологии, в истории, психологии, археологии, фольклористике. По мере возможности в ней реализуется междисциплинарный подход. Методологической базой выступает культурно-историческая теория Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии, позволяющая объединить широкий круг этнографических, исторических и психологических исследований. В программе затрагивается следующий круг вопросов: основные подходы и направления исследования детей и детства, существующие в зарубежной и отечественной науке; неоднозначность понимания в различных культурах в различные исторические эпохи таких универсальных явлений, как детство, взросление, социализация, развитие ребенка в когнитивном и в моральном плане, инновационный потенциал детства и его роль в развитии общества в целом. Также исследуются проблемы, связанные с детством в современном мире, а именно: отношения между поколениями; социализация в виртуальных сообществах; проблема школы и обучения; права ребенка; право общества вторгаться во внутрисемейные отношения и регламентировать их; молодежные субкультуры и их роль в жизни современного общества. Интерес к истории и этнографии детства — сегодня вовсе не досужее любопытство. В наше время, названное временем перемен, непредсказуемости, неопределенности, нарастающей сложности, тема «отцов и детей», разрывов между поколениями становится особенно актуальной. Современное общество сталкивается со многими вызовами: что такое детство и взросление? продолжается ли у нас «долгий век детства» и мы пугаемся инфантильности великовозрастных созданий — или, напротив, юные дарования, не успев окончить толком школу, включаются во взрослую жизнь, создают свои стартапы, продвигают новые технологии? как нашему поколению подготовить и обучить детей, когда мы не знаем, в каком мире они будут жить, какие знания и профессии будут востребованы? каким будет воспитание, обучение, взаимодействие в семье и в различных социальных группах в эпоху цифровых технологий?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Childhood in a Socio-Anthropological Perspective

The curriculum presents the diversity of approaches to childhood in different branches of the humanities — in ethnology/social anthropology, history, psychology, archaeology, and folklore studies. Wherever possible, it implements an interdisciplinary approach. The methodological foundation is the cultural-historical theory of L.S. Vygotsky, A.N. Leontiev, and A.R. Luria. This curriculum addresses the following range of issues: the main approaches and research directions concerning children and childhood in the 20th century within the humanities; the cultural conventionality of universal phenomena such as childhood, growing up, socialization, child development in cognitive and moral terms; the innovative potential of childhood and its role in societal development across different cultures and historical eras. Additionally, the curriculum explores problems associated with childhood in the modern world, such as intergenerational relations, socialization in virtual communities, issues related to school and education, children’s rights, and the legitimacy and limits of government intervention in regulating family relations. It also examines youth subcultures and their role in modern society. Interest in the history and ethnography of childhood is no longer merely a matter of curiosity. In today’s era of change, unpredictability, uncertainty, and increasing complexity, the growing gaps between generations have become particularly relevant. Modern society faces many challenges, and one of the most pressing is understanding what childhood and growing up mean today. Does the «extended age of childhood» continue to lengthen? Are we concerned about the infantilism of new generations of adults, or, on the contrary, are young talents — having not finished school — ready to join adult life because they possess enough skills to create their own startups and promote new technologies? How can our generation educate children when we do not know what kind of world they will live in, or what knowledge and professions will be in demand?

Текст научной работы на тему «Детство в социально-антропологической перспективе»

Детство в социально

антропологической

перспективе

Мария Тендрякова

АННОТАЦИЯ

Предлагаемая программа показывает разнообразие подходов к детской тематике в дискурсе гуманитарных наук, в этнологии / социальной антропологии, в истории, психологии, археологии, фольклористике. По мере возможности в ней реализуется междисциплинарный подход. Методологической базой выступает культурно-историческая теория Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии, позволяющая объединить широкий круг этнографических, исторических и психологических исследований.

В программе затрагивается следующий круг вопросов: основные подходы и направления исследования детей и детства, существующие в зарубежной и отечественной науке; неоднозначность понимания в различных культурах в различные исторические эпохи таких универсальных явлений, как детство, взросление, социализация, развитие ребенка в когнитивном и в моральном плане, инновационный потенциал детства и его роль в развитии общества в целом. Также исследуются проблемы, связанные с детством в современном мире, а именно: отношения между поколениями; социализация в виртуальных сообществах; проблема школы и обучения; права ребенка; право общества вторгаться во внутрисемейные отношения и регламентировать их; молодежные субкультуры и их роль в жизни современного общества.

Интерес к истории и этнографии детства - сегодня вовсе не досужее любопытство. В наше время, названное временем перемен, непредсказуемости, неопределенности, нарастающей сложности, тема «отцов и детей», разрывов между поколениями становится особенно актуальной. Современное общество сталкивается со многими вызовами: что такое детство и взросление? продолжается ли у нас «долгий век детства» и мы пугаемся инфантильности великовозрастных созданий - или, напротив, юные дарования, не успев окончить толком школу, включаются во взрослую жизнь, создают свои стартапы, продвигают новые технологии? как нашему поколению подготовить и обучить детей, когда мы не знаем, в каком мире они будут жить, какие знания и профессии будут востребованы? каким будет воспитание, обучение, взаимодействие в семье и в различных социальных группах в эпоху цифровых технологий?

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

этнография детства, история детства, археология детства, социализация, обряды перехода, обряды детского цикла, обучение, гендерная социализация, детский фольклор, игра

10.22394/2078-838X-2024-4-19-32

Тендрякова М. В. Детство в социально-антропологической перспективе. Образовательная политика, (2024), 19(4),19-32. DOI:10.22394/2078-838X-2024-4-19-32

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Поступила: 11.2024 Принята: 11.2024 Дата публикации: 12.2024

Актуальность курса

Несмотря на то, что во все века о детях заботились (их кормили, лечили, обучали грамоте, воспитывали в них добродетели), долгое время гуманитарные науки мало интересовались детьми и детством. В ребенке видели «исходный материал» и активно «лепили» из него будущего взрослого. Особенности маленького человека, его отношения с миром, детство как самоценный этап жизни, а уж тем более детство как особая сфера социокультурного пространства - все это попросту не замечалось.

Мария Владимировна ТЕНДРЯКОВА

к. ист. н., научный сотрудник Школы антропологии будущего РАНХиГС, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН

(119334, РФ, Москва, пр. Ленинский, 32а). Scopus ID: 57220920959; Web of Science ID: I-8529-2014; ORCID: 0000-0001-6206-8439; IstinaResearcherID (IRID): 2423854.

E-mail: [email protected]

Одними из первых, кто в европейской истории попытался осмыслить содержание детства и процесс взросления, были деятели эпохи Просвещения. Выдающиеся умы критиковали современное им общество и его нравы, законы и порядки, человеческие пороки и лжеистины. Они заявляли, что мир плох и несправедлив, а все люди охвачены низменными страстями,

и безнадежно испорчены все, кроме детей. Вопреки клерикальной точке зрения, которая настаивала на греховности человеческой натуры, просветители склонялись к тому, что приходящий в мир ребенок чист и еще не испорчен. Наиболее ясно эти идеи были сформулированы Ж.-Ж. Руссо. В воспитании увидели ключ к совершенствованию общества: чтобы построить новое общество, надо создать нового человека. На ребенка взглянули уже не только с интересом, но и с надеждой.

После публикации романа-трактата Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1762) появилось больше трудов по педагогике, чем за весь предыдущий век: книги для родителей, перечни рекомендуемых и не рекомендуемых для детей произведений, детские версии книг по истории и натурфилософии, первый детский журнал «Друг детей», выходивший на разных языках.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. возникла «педология», которая, по определению Л. С. Выготского, была «наукой о целостном

развитии ребенка». В область ее интересов попадало все, что связано с ребенком: от физического развития и болезней до творчества. Но в 1930-е годы это направление подверглось резкой критике и было признано «псевдонаукой». В СССР педологию постигла участь генетики и кибернетики. В 1936 г. постановлением ЦК ВКП(б) педология как научная дисциплина была ликвидирована. За рубежом же педология критиковалась, трансформировалась, но продолжала свою научную жизнь до середины ХХ века1. Кроме того, в 1930-е годы в США появилась школа «Культура и личность», открывшая путь этнографии детства. В середине века ряд историков-медиевистов обратились к теме

в наше время, названное временем перемен, непредсказуемости, неопределенности, нарастающей сложности, тема

«отцов и детей», разрывов между поколениями становится особенно актуальной

Асмолов, А. Г, Марцинковская, Т. Д., Умрихин, В. В. (2000). Из истории репрессированной науки. Педология: Новый век, 1.

детства, и появилось новое направление -история детства (Арьес, 1999).

В отечественной науке междисциплинарные исследования детства перестали ассоциироваться с репрессированной наукой только в последней четверти ХХ века. В 1980-е годы, во многом по инициативе И. С. Кона, вышел ряд этнографических и социально-психологических сборников и монографий, посвященных взрослению в разных культурах и детству как особой субкультуре.

Предлагаемая программа показывает разнообразие подходов к детской тематике

в дискурсе гуманитарных наук, в этнологии / социальной антропологии, истории, психологии, археологии, фольклористике. По мере возможности в ней реализуется междисциплинарный подход.

Методологической базой выступает культурно-историческая теория Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева н и А.Р. Лурии,

позволяющая объединить широкий круг этнографических, исторических и психологических исследований. Программа возможного курса стремится показать многообразие «миров детства», существовавших в различных культурах в различные исторические эпохи.

В программе затрагивается следующий круг вопросов: основные подходы и направления исследования детей и детства, существующие в зарубежной и отечественной науке; неоднозначность понимания в различных культурах в различные исторические эпохи таких универсальных явлений, как детство, взросление, социализация, когнитивное и моральное развитие ребенка, инновационный потенциал детства и его роль в развитии общества в целом. Также исследуются проблемы, связанные с детством в современном мире, а именно: отношения между поколениями;

социализация в виртуальных сообществах; школа и обучение; права ребенка; право общества вторгаться во внутрисемейные отношения и регламентировать их; молодежные субкультуры и их роль в жизни современного общества.

Интерес к истории и этнографии детства - сегодня вовсе не досужее любопытство. В наше время, названное временем перемен, непредсказуемости, неопределенности, нарастающей сложности (Асмолов, 2018)2, «эрой Меркурия», когда большие группы людей становятся социальными кочевниками, находясь в постоянном движении3, тема «отцов и детей», разрывов между поколениями становится особенно актуальной. Современное общество сталкивается со многими вызовами, и не последний из них - необходимость ответить на вопросы: что такое детство и взросление? продолжается ли у нас «долгий век детства» и мы пугаемся инфантильности великовозрастных созданий - или, напротив, юные дарования, не успев окончить толком школу, включаются во взрослую жизнь, создают свои стартапы, продвигают новые технологии? как нашему поколению подготовить и обучить детей, когда мы не знаем, в каком мире они будут жить, какие знания и профессии будут востребованы? каким будет воспитание, обучение, взаимодействие в семье и в различных социальных группах в эпоху цифровых технологий?

Как апология культурно-исторических исследований детства звучат слова И. С. Кона (2012): «Людям, не знающим ни истории детства, ни современной психологии развития, исторические перемены часто кажутся катастрофическими, а единственным средством преодоления социально-педагогических трудностей представляется возврат к идеализированному, по сути дела - воображаемому прошлому, будь то детоцентризм, отцовская вертикаль

2 Асмолов, А. Г (2018). Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и многообразия. Mobilis in mobile: личность в эпоху перемен (стр. 13-28). М.: Издательский Дом ЯСК.

3 Слезкин, Ю. Л. (2007). Эра Меркурия. Евреи в современном мире. М.: НЛО.

власти или жесткая гендерная сегрегация обучения и воспитания. Так что даже сугубо академическая история детства может иметь важный социально-политический смысл».

Цепь дисциплины: дать представление о детстве как культурно-историческом феномене и специфике его восприятия в разных культурах прошлого и настоящего, познакомить учащихся с историей изучения, основными проблемами и направлениями историко-этнографических исследований детства, а также показать основные проблемы социализации и взросления в современном мультикультурном, цифровом мире в эпоху перемен.

Структура программы

Программа состоит из пяти общих тематических разделов и списка тем для подготовки рефератов, докладов и презентаций. Предполагается, что содержание каждого раздела может быть развернуто минимум в 2-3 лекции и/или семинара. Разделы включают в себя вопросы на проверку усвоения материала и список основной и дополнительной литературы по теме. Также к каждой предлагаемой для самостоятельной работы теме реферата/доклада/презентации дается список рекомендуемых источников и литературы.

Тема 1. «Открытие детства»: научный и общественный дискурс о детях

Открытие детства (понятие, введенное Ф. Арьесом) в европейской культуре и основные направления исследования детства.

У истоков научного интереса к миру детства. Возрождение и рождение гуманизма (Н. В. Ревякина). Монтень (1533-1592), Ян Амос Коменский (1592-1670), Джон Локк (1632-1704). Внимание французских просветителей к развитию ребенка в контексте идей о социальных реформах и критике современного им общества. Ж.-Ж. Руссо о совершенствовании общества через воспитание нового человека. «Эмиль, или О воспитании» (1762), представление о развитии в соответствии с «естественным

планом природы». Влияние идей Ж.-Ж. Руссо на педагогику, на отношение к детям, на детскую литературу.

XIX век - «век детства». Рост внимания к детям, интерес к внутреннему миру ребенка. Общественные инициативы в защиту детей и детства (ограничения детского труда, приюты, спецшколы, «сиротские поезда»). Движение против child abuse. Первая статья «О правах ребенка» (1852).

Педология (от греч. padis, padios - дитя и logos - учение) - междисциплинарная наука о детстве. Лаборатория по изучению психического развития ребенка при Балтиморском университете (1883). Представления Грэнвилла Стэнли Холла (Granville Stanley Hall) о развитии ребенка: биологический детерминизм, сопоставление онтогенеза с фазами исторического развития человечества, биогенетический закон и принцип рекапитуляции. Психологическое направление и тестирование. О. Крисман (Oscar Chrisman), child studies. Л. С. Выготский и педология. Историческая судьба педологии в СССР (постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях» 1936 г.) и в мире.

Этнография детства. Дискуссии о взаимодействии биологического и социального начал в человеке в 20-30-е годы ХХ века. Ф. Боас против биологического детерминизма. Экспедиция М. Мид на о. Самоа как попытка понять, насколько развитие ребенка зависит от культуры в целом. «Взросление на Самоа» (1935).

Появление в 1930-е гг. в американской социальной антропологии школы «Культура и личность». Психоаналитические истоки этого направления. Представления о роли раннего опыта в формировании личности и культурных установлений. «Детство как демиург культуры» (С. А. Токарев). «Базовая личность». «Пеленочный детерминизм» и гипотеза тугого пеленания (Дж. Горер). Дети и детство как особое направление исследований в социальной антропологии. Критическое переосмысление опыта школы «Культура и личность» и ее влияние на исследования детства.

Кросс-культурные исследования детства. Проект «Дети шести культур» Б. и Дж. Уайтингов (1954). Методика исследований,

обработка данных и общие выводы. Кросс-культурные исследования связи раннего опыта и «проективных» систем культуры.

История детства. Книга Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» (1960) (отношение к ребенку в семье, детский костюм, детский портрет) и исследования детства в западноевропейской медиевистике. На пути от средневековой школы к школе современной. Возрасты жизни как историко-культурное явление. Обращение к истории семьи, психологии родительства, истории сексуальности, антропологии возраста (Кон, 2012).

Психоистория Л. Демоза и ее психоаналитические корни. «Психогенная теория истории» - изменение отношений между родителями и детьми как независимый источник исторического развития. Периодизация истории по Л. Демозу, основанная на стиле обращения с ребенком (инфантицидный стиль, бросающий стиль, амбивалентный стиль, навязчивый стиль, социализирующий стиль, помогающий стиль). «Детство - это кошмар человечества» (Демоз, 2000).

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Раскройте тезис «детство - это культурно-исторический феномен».

2. Как менялось отношение к ребенку в западноевропейской культуре, и в чем проявлялись эти перемены?

3. Как представлял себе развитие ребенка «согласно плану природы» Ж.-Ж. Руссо?

4. Что такое «биогенетический закон» в понимании С. Г Холла?

5. Какие кардинальные изменения

в отношении к ребенку произошли в XIX веке?

6. Как в различных культурах проводилась граница между детством и взрослостью?

7. Как в различных научных дисциплинах и подходах понимается взросление?

8. Что такое child studies?

9. Раскройте понятия «преформизм» и «ребенок как "маленький взрослый"».

10. Почему исследования детства оказались в фокусе внимания школы «Культура

и личность»?

11. Что означает понятие «пеленочный детерминизм»?

Основная литература

Арьес, Ф. (1999). Ребенок и семейная жизнь при старом порядке (с. 26-109). Екатеринбург.

Кон, И. С. (1988). Ребенок и общество (с. 6-166). М.

Крейн, У (2002). Теории развития. Секреты формирования личности (с. 18-116). М.

Мид, М. (1983). Культура и мир детства. М.

Ревякина, Н. В. (1999). Вступительная статья. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XV-XVII вв.) (с. 5-38). М.: Изд-во УРАО.

Тендрякова, М. В. (2022). Антропология детства. Прошлое о современности. СПб.: Образовательные проекты.

Дополнительная литература

Асмолов, А. Г, Марцинковская, Т. Д., Умрихин, В. В. (2000). Из истории репрессированной науки. Педология:Новый век, 1.

Балина, М. Р., Безрогов, В. Г, Маслинская, С. Г., Тендрякова, М. В., Шеридан, С. (Сост.). (2011). Конструируя детское: филология, история, антропология. М. - СПб. Издательство «Азимут - Нестор».

Безрогов, В. Г, Тендрякова, М. В. (Сост.). (2012). «Вся история наполнена детством». Наследие Ф. Арьеса и новые подходы к истории детства. Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». (Вып. 10, ч. 1). М.: РГГУ

Демоз, Л. (2000). Психоистория. Ростов-на-Дону: Феникс.

Ле Гофф, Ж. (2003). Интеллектуалы в Средние века. СПБ.: Издательский дом СПбГУ

Монтень, М. (2007). О воспитании детей. Опыты. Судьбы и нравы. СПб.: Азбука-классика.

Эриксон, Э. (1996). Детство и общество. М.

Mintz, St. (2004). Huck's Raft: A History of American Childhood (pp. 170-172). Cambridge (Massachusetts and London): Belknap Press.

Тема 2. Образы детства в разных культурах

Отношение к ребенку и забота о новорожденном. Родительская забота

о ребенке заложена эволюцией в видовую программу рода Homo. Видовая программа Homo sapiens и роль социальной среды в развитии ребенка. Привязывающее поведение. Госпитализм. Импринтинг у человека. Заботу о ребенке каждое общество понимает по-своему, создавая многообразие практик ухода (тугое пеленание, телесные практики, деформации, рисунки/татуировки, обереги, способствующие развитию ума, остроты зрения и слуха, магические приемы и т. д.). Стремление превратить ребенка в «настоящего» человека, соответствующего телесным канонам красоты и духовным идеалам конкретного общества.

Маргинальный статус новорожденного. Инфантицид в традиционных обществах и в Древнем мире (Плутарх об обычаях спартанцев, отношение к близнецам, «рождение в рубашке»). Законодательство Рима, запрещающее детоубийство (318 г. - приравнено к преступлениям, каравшимся смертной казнью, 374 г. - закон, приравнивающий умерщвление детей к человекоубийству). «Инфантицидный» и «бросающий» стиль в отношении к детям вплоть до XIV в. в Европе (Л. Демоз). Представление о ребенке как о «маленьком взрослом». Ф. Арьес об изменении отношения к детям в Европе в XVII в. (условия жизни, детский костюм, детские погребения, обучение, ограничения и права). От «злого ребенка» / evil child к «невинному дитя» / innocent child. Детский портрет и изменение отношения к ребенку в кругу европейских культур.

Время, отведенное на детство. Было ли детство коротким в традиционных архаичных обществах: свидетельства «за» и «против». Долгое детство как завоевание цивилизации: «роскошь» общества, где есть достаточный ресурс жизнеобеспечения и где необходимо многому научиться, чтобы стать взрослым. Проблема критерия взросления: как в том или ином обществе проводится грань между ребенком и взрослым?Различные критерии взросления, биологические (смена зубов, половое созревание, созревание мозга); социальные (участие в общественно значимой трудовой деятельности, самостоятельность и/или зависимость, прохождение определенных обрядов, юридически фиксированные

нормативы, брачный статус, имущественный статус). Конвенциональный характер границы, отделяющей детство от взрослости. Факторы, влияющие на переход во взрослый статус: традиции общества, пол ребенка, социальная страта (элита или иные слои и сословия); изменения в жизни общества / исторические трансформации; формальные юридические нормативы. Осмысление культурой онтогенеза и биологических изменений - «возрастная периодизация» как культурный сценарий жизни. Историко-этнографическое многообразие образов детства и путей социализации.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Что такое привязывающее поведение и какие врожденные механизмы в нем задействованы?

2. Какую роль играет социальная среда в физическом и психическом развитии ребенка?

3. Может ли быть социальной нормой «отвергающее поведение» со стороны родителей?

4. Что такое инфантицид? Когда, где, при каких обстоятельствах он был допустим?

5. Что такое «злой ребенок»? Когда, где

и почему господствовало такое представление о ребенке?

6. Приведите примеры «долгого века детства» в контексте различных культур.

7. Как в разных культурах представляется грань, разделяющая детство и взрослость?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Расскажите об изображении детей в европейском искусстве.

9. Покажите на примерах универсальное и культурно-специфическое в возрастных периодизациях, принятых в том или ином обществе.

Основная литература

Арьес, Ф. (1999). Ребенок и семейная жизнь при старом порядке (с. 26-109). Екатеринбург.

Гис, Ф., Гис, Дж. (2002). Брак и семья в Средние века. М.: РОССПЭН.

Берндт, К. Х., Берндт, Р. М. (1981). Мир первых австралийцев. М.

Кон, И. С. (1988). Ребенок и общество (с. 6-166). М.

Тендрякова, М. В. (2022). Антропология детства. Прошлое о современности. СПб.: Образовательные проекты.

Дополнительная литература

Калверт, К. (2009). Дети в доме. Материальная культура раннего детства. 1600-1900. М.: НЛО.

Соловьева, Л. Т. (2012). Представления грузин о раннем детстве и народные традиции ухода за младенцем. «Вся история наполнена детством». Наследие Ф. Арьеса и новые подходы к истории детства. Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». (Вып. 10, ч. 1, с. 414-433). М.: Изд-во РГГУ

Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь (любое издание).

Rohner, R. P., Khaleque, A., Cournoyer, D. E. (2012). Introduction to Parental Acceptance-Rejection Theory, Methods, Evidence, and Implications. University of Connecticut. https://csiar.uconn.edu/wp-content/uploads/ sites/494/2014/02/INTR0DUCTI0N-T0-PARENTAL-ACCEPTANCE-3-27-12.pdf.

Тема 3. Институты социализации детей и подростков в традиционных обществах

Социализация как интеграция ребенка в общество, освоение заданных ему социальных ролей. Институты социализации - исторически сложившиеся формы и приемы взаимодействия с ребенком, его воспитания и образования, за которыми стоят различные психологические механизмы освоения ребенком культурно-исторического опыта. Многообразие практик обращения с ребенком, которые отмечают каждый шаг на пути его взросления и становления как члена общества. Обряды и традиции, связанные с рождением ребенка (дородовые, родильные и послеродовые). Представление о зарождении новой жизни и роль, которая отводится родителям в этом процессе. Магические защиты и обереги. Кувады. Родильная обрядность и социализация. Пемитативное воспитание.

Обряды перехода. Основные виды обрядов, связанные с социализацией. Обряды перехода, обряды жизненного цикла, обряды детского

цикла, инициации и систематизация этих обрядов. Основные этапы перехода из одного социального статуса в другой: сегрегация, лиминальность («пустыня бесстатусности»), инкорпорация. Первобытные возрастные инициации (на австралийских материалах). Понятие временной смерти неофита и рождения новой личности. Смена статуса как искусственный кризис на пути становления личности. Инициация как механизм принятия социальной роли. Психотерапевтический аспект обрядов посвящения. Психологические механизмы и архаичные ритуальные практики (психодрама, нейминг, сигнификация, невербальная коммуникация...). Эзотерическая составляющая возрастных инициаций и их связь с памятью бесписьменного общества. Работы А. ван Геннепа, В. Тернера, В. Проппа об инициациях.

Подготовка к профессиональной деятельности и квалификационные обряды (возведение в ратный чин, первое убитое животное и др.).

Гендерная социализация. Гендерно нейтральный статус новорожденного. Пол -биологическая данность; гендер - социальная роль, которую ребенку только предстоит освоить. Пубертатные обряды. Маркирование гендерной принадлежности (имена, фасоны стрижки, прически, одежда, татуировки.). Гендерный символизм культуры в социализации мальчиков и девочек. Случаи смены гендерной принадлежности ребенка/подростка (бача пош, гуэведосе, фаафафине, обман духов). Культурная обусловленность стереотипов маскулинности, феминности, проявлений агрессии и девиантного поведения.

Ребенок в традиционной русской культуре. Переплетение язычества и христианства в обрядах детского цикла. Детские обряды царевичей и царевен по И. Забелину. «Родильные» пиры. Икона меры рождения. Дары и обереги. Российское детство в ХХ веке.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Назовите основные типы обрядов. Опишите структуру и функции обрядов перехода.

2. Что такое обряды перехода и обряды жизненного цикла?

3. Что представляют собой архаичные возрастные инициации и в чем их воспитательный эффект? Что такое пустыня бесстатусности?

4. Что такое пубертатные обряды и что такое биологическая и социальная зрелость?

5. Как в традиционных обществах связаны эзотерические знания и социальный статус?

6. Являются ли кризис подросткового возраста и проблема отцов и детей неизбежным атрибутом взросления?

7. Что такое нейминг и как представляется его влияние на жизнь человека (приведите примеры)?

8. Что общего между современной психотерапией и архаичными ритуальными практиками?

9. Как связаны дородовая и родильная обрядность с социализацией ребенка? Приведите примеры традиционных воспитательных практик, связанных с мужскими/женскими занятиями детей и подростков.

10. Как происходит в освоение гендерной роли в традиционных культурах?

11. В каких случаях в традиционных культурах обращаются к смене гендерной принадлежности ребенка?

Основная литература

Александров, В. А., Власова, И. В., Полищук, Н. С. (Ред.). (1997). Русские. М.: Наука.

Бабкова, Г О. (2012). «Безгласные граждане»: малолетние преступники в судебной системе России 1750-1760-х годов. Малолетние подданные большой империи. Филипп Арьес и история детства в России (XVIII — начало ХХвека) (с. 47-75). М.: Изд-во РГГУ

Байбурин, А. К. (1991). Обрядовые формы половой идентификации детей. Этнические стереотипы мужского и женского поведения (с. 256-263). СПб.

Грацианская, Н. Н., Кожановский, А. Н., Ганцкая, О. А. и др. (1997). Рождение ребенка в обрядах и обычаях: страны зарубежной Европы. М.

Забелин, И. Е. (1918). Домашний быт русских царей в XVI-XVII ст. http://elib.shpl.ru/ru/ nodes/10643-ch-1-domashniy-byt-russkih-tsarey-v-xvi-i-xvii-st-1918.

Кон, И. С. (Ред.). (1988). Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии М.

Кон, И. С. (1988). Ребенок и общество. М.

Кон, И. С. (Ред.). (1983). Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Центральной Азии М.

Любарт, М. К. (2005). Семья во французском обществе. XVIII — начало XXвека. М.: Наука.

Сальникова, А. А. (2007). Российское детство в ХХ веке: История, теория и практика исследования. Казань: КГУ

Тишков, В. А. (Ред.). (2018). Антропология и этнология: учебник для бакалавриата и магистратуры (гл. 10, 11). М.: КДУ; Университетская книга.

Тема 4. Детство как субкультура

Открытие детской субкультуры со своими нормами, традициями и механизмами социальной регуляции. Работы П. А. Бессонова,

О. И. Капицы, 1

Г. С. Виноградова, К. И. Чуковского. Комиссия по детскому фольклору, быту и языку, глава О. И. Капицы, 1927 г.

Детский фольклор. Традиционность текстов, передающихся изустно из поколения в поколение, бесписьменная культура внутри «большой» письменной: сказки, потешки, прибаутки, считалки, молчалки, заклички, скороговорки, небылицы, загадки, песни, дразнилки, прозвища, «лепые нелепицы»... Изобретение «тайных языков» и их функции (Г С. Виноградов, Дж. Р. Толкин). Детский фольклор в контексте социализации: социально-психологические механизмы регуляции поведения в детских группах (механизмы урегулирования конфликтов, социальный код — «свои» и «чужие», контроль за соблюдением внутригрупповых норм, распределение статусов в детском сообществе.) (М. В. Осорина). Современный

предлагаемая программа показывает разнообразие подходов к детской тематике в дискурсе гуманитарных наук, в этнологии / социальной антропологии, истории, психологии,археологии, фольклористике

детский фольклор, старые жанры и новые темы. Языческие истоки детского фольклора (И. И. Шангина; И. А. Морозов и И. С. Слепцова).

Смена жанров детского фольклора в онтогенезе и усвоение ребенком знаний о мире: «лепые нелепицы», «страшилки», «былички», садистские стишки.

Различное понимание природы игры: игра как срабатывание избыточной энергии, игра как получение функционального удовольствия, игра как конструирование особой искусственной реальности (временные игровые миры). Й. Хейзинга о значении игры для культуры в целом.

Детские игры и их

значение для развития ребенка. Ролевая игра как ведущая деятельность, которая обусловливает весь ход психического развития ребенка в дошкольном возрасте, исследования А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина. Этнография детских игр. Игра и освоение практических навыков в традиционных обществах. Культурно-историческая обусловленность детских игр. Ролевые игры в разных культурах. Взаимодействие детских игровых миров и мира взрослых.

Детские игрушки. Их универсальность и историческая изменчивость. Магические корни детских игрушек. Зооморфные и антропоморфные игрушки. Игрушки, имитирующие орудия труда взрослых. Образы детских игрушек и доминирующие социальные ценности (компьютерные игры, кукла Барби, тамагочи...). Дидактический посыл детских игр. Использование игровых технологий в учебе.

Детская игра как портрет времени.

Детский взгляд на мир: когнитивные особенности ребенка. Генетическая психология Ж. Пиаже. Экспериментальные исследования развития мышления ребенка Ж. Пиаже. Стадии детского мышления: сенсомоторный интеллект, дооперациональное мышление, стадия

конкретных операций, стадия формальных операций. Эгоцентризм и анимизм детского мышления. Л. С. Выготский и Ж. Пиаже о природе детской эгоцентрической речи. Понятие интериоризации. Понятие высших психических функций и формирование их в онтогенезе. Опережающее обучение и зона ближайшего развития ребенка.

Эксперименты Е. В. Субботского и проявления «магического» мышления ребенка (Субботский, 2010). Физиогномическое восприятие у детей по Хайнцу Вернеру. Особенности детских понятий, «предпонятия» и их неконвенциональный характер. Эйдетическая память и синестезии Вернер: физиогномическое, полимодальное синестезическое восприятие как альтернатива рациональному пути познания мира.

Нравственное развитие ребенка. Ж. Пиаже: развитие нравственности и преодоление детского эгоцентризма (эгоцентризм; этап объективной морали; этап относительной автономности). Исследование детских суждений Л. Кольбергом. Уровни и стадии нравственного развития по Л. Кольбергу: преконвенциональная нравственность; конвенциональная нравственность; постконвенциональная нравственность.

А. Н. Леонтьев: борьба мотивов и иерархизация мотивационной сферы личности как истоки нравственного поведения. Феномен «горькой конфеты» и «самостроение» личности. Нравственность и система взаимоотношений человека с миром. Зависимость сопереживания и сорадования детей от формы организации их совместной деятельности и поставленных перед ними задач.

Феномен детей-обвинителей. Диалог Сократа о благочестии в связи с попыткой молодого прорицателя Евтифрона донести на своего собственного отца (Платон, «Евтифрон»). Дети-свидетели на ведовских процессах во времена охоты на ведьм. Советский миф о Павлике Морозове и его последователи. Психологические особенности подросткового возраста как возраста «бури и натиска».

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Детские игры и их взаимосвязь с миром взрослых.

2. Детские игрушки: многообразие видов, связь с ритуальными предметами, социальные и психологические функции.

3. Виды детского фольклора.

4. Каковы функции детского фольклора в детских коллективах?

5. Что такое ролевая игра как ведущая деятельность?

6. В чем можно увидеть архаические корни детского фольклора и традиционных детских игр?

7. Расскажите о детских ролевых играх

в различных историко-культурных контекстах.

8. В чем проявляются особенности детского мышления (по Ж. Пиаже)?

9. Что такое физиогномическое восприятие (по Х. Вернеру) и как оно связано с художественным восприятием мира?

10. Как Л. Кольберг показал эволюцию моральных суждений у детей?

11. Как проявляются психологические особенности детей в их играх и поступках?

Основная литература

Авдеева, Н. Н., Фролова, Е. Г (2007). Отражение современного мира в детской субкультуре (на примере страшных рассказов). Ребенок в современном обществе (с. 222-236). М.

Виноградов, Г. С. (2009). Этнография детства и русская народная культура в Сибири М.:

Вост. Лит.

Выготский, Л. С., Сахаров, Л. С. (1981). Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления (с. 194-203). М.: Изд-во Московского ун-та.

Крейн, У (2002). Теории развития. Секреты формирования личности М.

Леонтьев, А. Н. (1981). Психологические основы дошкольной игры. Проблемы развития психики М.

Осорина, М. В. (2001). О культуре дразнения. Педология. Новый век, 6, 18-21.

Плеханова, И. И. (1995). Ужасное и смешное в современном детском фольклоре (потешки и «страшные» рассказы). Дети и народная культура. М.

Субботский, Е. В. (2014). Экскурсии в зазеркалье: Магическое мышление

в современном мире. Психолог, 4, 30-73. https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=12322.

Тендрякова, М. В. (2015). Игровые миры: от Homo ludens до геймера. СПб.: Издательство «Нестор-История».

Тендрякова, М. В. (2022). Антропология детства. Прошлое о современности СПб.: Образовательные проекты.

Чуковский, К. И. (1994). От двух до пяти М.: Эй-Ди-Лтд.

Дополнительная литература

Белоусов, А. Ф. (Сост.). (1992). Школьный быт и фольклор. Учебный материал по русскому фольклору (Ч. 1, 2). Таллин.

Выготский, Л. С. (1929). Педология подростка. М.: Издание бюро заочного обучения при педфаке 2 МГУ http://psychlib.ru/mgppu/VPp-1929/ VPp-504.htm#$p1.

Головин, В. В. (2002). Детское обычное право в контексте игры. Теория и история игры. Вып. II. Сб. науч. тр. (с. 27-43). М. https://www.academia.edu/9612753.

Капица, О. И. (Ред.). (1930). Детский быт и фольклор. Л.

Кайуа, Р. (2007). Игры и люди Статьи и эссе по социологии культуры. М.

Калверт, К. (2009). Дети в доме. Материальная культура раннего детства. 1600-1900. М.: НЛО.

Кле, М. (1991). Психология подростка. М.

Морозов, И. А., Слепцова, И. С. (2004). Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.). М.

Осорина, М. В. (1999). Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пиаже, Ж. (1994). Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс.

Субботский, Е. В. (2010). Выживание в мире машин: взгляд психолога развития на причины веры в магию в век науки. Национальный психологический журнал, 1(3), 42-47. http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=3746.

Тульвисте, П. (1977). К интерпретации параллелей между онтогенезом и историческим развитием мышления. Труды по знаковым системам (Т. 8, с. 90-102). Тарту.

Шангина, И. И. (2000). Русские дети и их игры. СПб.: Искусство.

Хейзинга, Й. (1992). Homo Ludens. М., 9-104.

Чередникова, М. П. (2002). «Голос детства из дальней дали...» (Игра, магия, миф в детской культуре). М.

Эльконин, Д. Б. (1978). Психология игры. М.

Piaget, J. (1932). The Moral Judgment of the Child. New York: Free Press.

Тема 5. Детство в постиндустриальном информационном обществе: проблемное поле современного детства

Вызовы современности, как подготовить ребенка к жизни в мире, будущие очертания которого мы себе едва ли представляем? какие умения и знания ему могут понадобиться? как «упаковать» весь багаж знаний в учебные программы и институты социализации? какими должны быть отношения между поколениями? как ориентироваться и что воспитывать, когда в одном социальном пространстве сосуществует и сталкивается в противоречии многообразие самых разных культурных ценностей, норм поведения, стереотипов, подходов и критериев оценок?

Детство в современном постиндустриальном обществе: оно пролонгируется (кидалты, «остров детства» (Горалик*, 2008)) или, напротив, сокращается (юные миллионеры из TikTok). Вопрос о поколениях/когортах начиная со второй половины ХХ в.

Школа вчера и сегодня. Наследие Древнего мира и античности, гимнасии, академии, палестры. Школы и учебные заведения и их роль в изменении интеллектуальной атмосферы в Европе XII-XVI вв. Тривиум (грамматика, риторика, логика) и квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия) -семь свободных искусств в средневековом образовании. Школяры, голиарды, ваганты: «интеллектуальное бродяжничество» (Ле Гофф, 2003; Арьес, 1999). Ян Амос Коменский и Песталоцци, формирование классно-урочной системы. Посвящение и просвещение. Критика современной школы: невостребованные знания, старинные форматы обучения, оценки. Новые варианты домашнего обучения. Анскулинг. Онлайн-обучение. Запрос общества на преодоление унификации и на создание индивидуальных образовательных маршрутов.

Образование сегодня: навигация в море разнообразных знаний и ценностей.

Этнопедагогика в современной школе, вариативность образовательных программ и дидактических практик. Риски традиционализма: «назад в будущее» vs «диалог культур» в сложном мультикультурном обществе.

Детство на перекрестке государственных интересов и семейных ценностей.

В мультикультурном и религиозно неоднородном обществе дети все чаще сталкиваются с разногласиями между внутрисемейными и принятыми в обществе и одобряемыми государством нормами и ценностями.

Дети мигрантов и перспективы их жизни в принимающем обществе: адаптация или ассимиляция. Проблема второго поколения мигрантов.

Права ребенка и взаимоотношения между поколениями в современной семье. М. Мид и три типа взаимоотношений между поколениями: постфигуративные, кофигуративные и префигуративные культуры.

Тема child abuse: насилие дома, насилие в отношении детей, детская жестокость. Дети внутри военных конфликтов: жертвы и дети-военные (использование подростков в вооруженных формированиях).

Прогресс информационных технологий, виртуальные миры, виртуальная коммуникация и их влияние на детскую субкультуру. Молодежные субкультуры и группировки. История движения хиппи. Система. Панки, рокеры, металлисты, фанаты, скинхеды. Толкинисты. Ролевики. Маргиналы нашего времени и/или возможные перспективы развития нашего общества? Ценностные ориентации различных молодежных течений. Современное сектантство и молодежь. Может ли молодежь быть реальной силой, действующей в историческом процессе? Исторический опыт ХХ века.

Детство в эволюционной перспективе.

Особенности поведенческого репертуара вида Homo и его связь с отношениями между поколениями: расширение круга социализаторов (parenthood); трансляция знаний новому поколению и социальная основа когнитивных навыков человека (М. Томаселло);

преемственность знаний как основа негенетической памяти человечества (К. Лоренц) и как инновационная сфера культуры. Детская/ подростковая среда и ее роль в социокультурных изменениях. Археологические свидетельства наличия детской образовательной среды, начиная с культур палеолита. Предположение, что интенсивность инновационных процессов в обществах прошлого напрямую связана с наличием богатого набора детской материальной культуры и последовательных процессов обучения: культурные инновации могут появляться в виде ритуальных и/или игровых предметов хронологически раньше, чем их утилитарные воплощения (Riede, Walsh, Nowell, et al., 2021). Нейропсихологические поведенческие особенности подростков (пластичность нервной системы, развитие отделов коры, связанных с социальным поведением, мобильность, расширение круга контактов) способствуют распространению инноваций (Riede, et al., 2018; O'Rourke, et al., 2020; Nowell, French, 2020).

Детские сообщества как инновационные пространства культуры, где допустима свобода действий и разнообразие моделей поведения.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Попробуйте назвать, чем детство

в (пост)индустриальном меняющемся обществе отличается от детства в более традиционных стабильных обществах.

2. Как М. Мид классифицировала культуры на основании отношений между поколениями?

3. Что такое «остров детства» в историко-культурном контексте?

4. Что характерно для когорты? Какие поколения в европейских культурах выделяются начиная со второй половины ХХ в.?

5. На каком основании социологи говорят о кидалтах и о «поколении геймеров»?

6. Что такое «свободные искусства» в связи с историей школы?

7. Как организовывалось обучение

в средневековой школе и в школе Нового времени?

8. Расскажите о школярах и голиардах.

9. Какие новые формы обучения появляются в современной школе (в широком смысле)?

10. Чем отличается обучение от образования

11. Что такое этнопедагогика?

12. Какие трудности возникают у детей мигрантов в принимающем сообществе?

13. Как образовательная среда связана с сохранением традиций (с культурной преемственностью) и с инновациями?

14. Какие нейропсихологические

и поведенческие особенности детей и подростков могут способствовать инновационным процессам?

15. Приведите исторические свидетельства активного участия детей и подростков

в процессах социальных трансформаций.

Основная литература

Арьес, Ф. (1999). Ребенок и семейная жизнь при старом порядке (с. 26-109). Екатеринбург.

Бек, Дж., Уэйд, М. (2006). Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду. М.: Издательство Претекст.

Горалик, Л.* (2008). Маленький принц и большие ожидания: «новая зрелость» в современном западном обществе. Теория моды. Одежда. Тело. Культура (с. 259-299). М.: НЛО.

Ле Гофф, Ж. (2003). Интеллектуалы в Средние века. СПб.: Издательский дом СПбГУ

Мид, М. (1988). Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями. Культура и мир детства (с. 322-362). М.: Наука.

Солдатова, Г, Зотова, Е., Чекалина, А., Гостимская, О. (2011). Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете. М.

Тендрякова, М. В. (2022). Антропология детства. Прошлое о современности. СПб.: Образовательные проекты.

O'Madagain, C., & Tomasello, M. (2021). Shared intentionality, reason-giving and the evolution of human culture. Philosophical Transactions of the Royal Society B, 377, 20200320. https://doi.org/10.1098/rsзtb.2020.0320.

Дополнительная литература

Келли, К. (2009). Товарищ Павлик. Взлет и падение советского мальчика-героя. М.: НЛО. Платон. Евтифрон. (Любое издание).

Тендрякова, М. В. (2022). Посвящение и просвещение как стратегии социализации: социально-антропологический ракурс. Новые психологические исследования, 2. http://newpsyresearches.ru/.

O'Rourke, S., Whalley, H., Janes, S., MacSweeney, N., et al. (2020). The development of cognitive and emotional maturity in adolescents and its relevance in judicial contexts. Literature review prepared for the consideration of the Scottish Sentencing Council. http://www.scottishsentencingcouncil.org.uk/.

Riede, F., Johannsen, N. N., Hogberg, A., Nowell, A., & Lombard, M. (2018). The role of play objects and object play in human cognitive evolution and innovation. Evolutionary Anthropology, 27(1), 46-59. https://doi.org/10.1002/evan.21555.

Riede, F., Walsh, M. J., Nowell, A., et al. (2021). Children and innovation: play, play objects and object play in cultural evolution. Evolutionary Human Sciences, 3, e11. https://doi.org/10.1017/ehs.202L7.

Темы рефератов, докладов, презентаций и рекомендованная литература

История школы от Средних веков до Нового времени

Арьес, Ф. (1999). Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург.

Безрогов, В. Г. (1996). Сущностные черты средневековой педагогики. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах (с. 9-24). М.: Изд-во РОУ.

Варьяш, О. И. (1996). Педагогика Высокого средневековья. Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах(с. 169-176). М.: Изд-во РОУ

Спартанское воспитание и воспитание афинянина

Петров, В. (2011). Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться... Как воспитывали детей в Древней Греции. М.: Лабиринт.

Безрогов, В. Г. (2008). Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М.: Памятники исторической мысли.

Гендерный симвопизм и тендерные сценарии в традиционной русской культуре

Бернштам, Т. А. (1988). Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XXв. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука.

Байбурин, А. К. (1991). Обрядовые формы половой идентификации детей. Этнические стереотипы мужского и женского поведения (с. 258). СПб.

Кон, И. С. (1983). Этнографические проблемы пола. Советская этнография, 3, 25-34.

Морозов, И. А., Слепцова, И. С. (2004). Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (XIX-XX вв.) (с. 345-472; 500-612). М.

Пушкарева, Н. Л. (2012). Бытовое насилие в истории российской повседневности (XI-XXIвв.). СПб: ЕУСПб.

Пушкарева, Н. Л. (Ред.). (2013). Российская повседневность в зеркале гендерных отношений: сборник статей. М.: Новое литературное обозрение.

Пушкарева, Н. Л. (2017). Женщины Древней Руси и Московского царства X-XVIIвв. СПб: Издательство Олега Абышко.

Наказания детей и суровое воспитание в историко-купьтурном контексте

Кон, И. С. (2012). Бить или не бить?М.: Время.

Демоз, Л. (2000). Эволюция детства. Психоистория. Ростов-на-Дону.

Бабкова, Г. О. (2012). «Безгласные граждане»: малолетние преступники в судебной системе России 1750-1760-х годов. Малолетние подданные большой империи. Филипп Арьес и история детства в России (XVIII — начало ХХ в.) (с. 47-75). М.: Изд-во РГГУ

Современные молодежные субкультуры

Громов, Д. В. (2022). АУЕ: криминализация молодежи и моральная паника. М.: НЛО.

Громов, Д. В. (Сост.). (2009). Пацанские правила (на материалах московского региона, 1980-2000-е годы). Молодежные уличные группировки: введение в проблематику (с. 94-123). М.: ИЭА РАН. [Совм. с С. А. Стивенсон].

Громов, Д. В. (2009). Скинхеды-наци Москвы: конструирование маскулинности.

Молодежные уличные группировки: введение в проблематику (с. 209-256). М.: ИЭА РАН. [Совм. с С. В. Беликовым].

Громов, Д. В. (2018). Как возникают молодежные уличные группировки (случай малого города). Этнографическое обозрение, 5, 180-196.

Громов, Д. В. (Сост.), Мартынова, М. Ю. (Отв. ред.). (2009). Молодежные субкультуры Москвы. М.: ИЭА РАН.

Плынов, Д. (2023). Современные молодежные субкультуры: многообразие и индивидуальность - год 2023. Клаузура. https://klauzura.ru/2023/06/sovremennye-molodezhnye-subkultury-mnogoobrazie-i-individualnost-god-2023/.

Щепанская, Т. Б. (2004). Система: тексты и традиции субкультуры. М.

Детство в современном мире: правовой аспект и повседневность, семейные традиции и законодательство

Появление организаций, защищающих права ребенка. Женевская конвенция, Конвенция о правах ребенка. - ратификация, проблемы, возражения.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Львовский, С. (2010). Под знаком ювенальной юстиции. Pro et Contra, с. 21-41, 33-34.

Тендрякова, М. В. (2010). Детские доносы и ювенальная юстиция. Образовательная политика, 9-10(47-48), 106-114.

Childhoods in Context; Understanding Childhood: Local and Global; Children's Cultural Worlds; Changing Childhoods. (2007). The Open University, 1,139-151; 164-167; 2, 27-32; 43-52; 61-67; 4, 8-18.

Трансформация детских игр и игрушек в последние десятилетия

Авдеева, Н. Н., Фролова, Е. Г. (2007). Отражение современного мира в детской субкультуре (на примере страшных рассказов). Ребенок в современном обществе (с. 222-236). М.

Баркова, А. Л. (2009). Толкинисты: пятнадцать лет развития субкультуры. Молодежные субкультуры Москвы (с. 297-321). М.: ИЭА РАН.

Горалик, Л.* (2005). Полая женщина. Мир Барби изнутри и снаружи М.: НЛО.

Золотухина, М. В. (2012). «Американская девочка»: кукла, героиня, образ. История одного проекта. «Вся история наполнена детством». Наследие Ф. Арьеса и новые подходы к истории детства. Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» (Вып. 10, ч. 1, с. 372-413). М.: Изд-во РГГУ Сальникова, А. А. (2024). История елочной игрушки или как наряжали советскую елку. М.: Издательство НЛО.

Черная, А. В. (2013). Предметный мир игровой культуры: исторический контекст отношений взрослого и детского миров. Вопросы воспитания, 2, 52-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виртуальная реальность и компьютерные игры в жизни детей и подростков

Бек, Дж., Уэйд, М. (2006). Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду. М.: Издательство Претекст.

Солдатова, Г. У, Рассказова, Е. И. (2023). Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками из 18 европейских стран. Социальная психология и общество, 14(3), 11-30.

Солдатова, Г. У, Зотова, Е., Лебешева, М., и др. (2012). Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России М.

Солдатова, Г. У, Рассказова, Е. И., Нестик, Т. А. (2018). Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл.

Портал психологических изданий PsyJournals.ru. (n. d.). https://psyjournals.ru/ authors/7113.

Тендрякова, М. В. (2015). Игровые миры: от Homo ludens до геймера. СПб.: Издательство «Нестор-История».

* Горалик Л. признана Минюстом РФ иностранным агентом.

ABSTRACT

Childhood in a Socio-Anthropological Perspective

Mariya V. TENDRYAKOVA,

PhD. in History, Research fellow at the School of Anthropology of the Future, RANEPA, senior Researcher of the Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences. 32a, Leninsky Dr., 119334, Moscow, Russian Federation. Scopus ID: 57220920959; Web of Science ID: I-8529-2014; ORCID: 0000-0001-6206-8439; IstinaResearcherID (IRID): 24238541. E-mail: [email protected]

The curriculum presents the diversity of approaches to childhood in different branches of the humanities - in ethnology/social anthropology, history, psychology, archaeology, and folklore studies. Wherever possible, it implements an interdisciplinary approach. The methodological foundation is the cultural-historical theory of L. S. Vygotsky, A. N. Leontiev, and A. R. Luria.

This curriculum addresses the following range of issues: the main approaches and research directions concerning children and childhood in the 20th century within the humanities; the cultural conventionality of universal phenomena such as childhood, growing up, socialization, child development in cognitive and moral terms; the innovative potential of childhood and its role in societal development across different cultures and historical eras. Additionally, the curriculum explores problems associated with childhood in the modern world, such as intergenerational relations, socialization in virtual communities, issues related to school and education, children's rights, and the legitimacy and limits of government intervention in regulating family relations. It also examines youth subcultures and their role in modern society.

Interest in the history and ethnography of childhood is no longer merely a matter of curiosity. In today's era of change, unpredictability, uncertainty, and increasing complexity, the growing gaps between generations have become particularly relevant. Modern society faces many challenges, and one of the most pressing is understanding what childhood and growing up mean today. Does the «extended age of childhood» continue to lengthen? Are we concerned about the infantilism of new generations of adults, or, on the contrary, are young talents - having not finished school - ready to join adult life because they possess enough skills to create their own startups and promote new technologies? How can our generation educate children when we do not know what kind of world they will live in, or what knowledge and professions will be in demand?

ethnography of childhood, history of childhood, archeology of childhood, socialization, rites of passage, rites of the childhood cycle, education, gender socialization, children's folklore, play

KEY WORDS

THE CITATION REFERENCE

Tendryakova, M. V. Childhood in a Socio-Anthropological Perspective. Educational Policy, (2024), 19(4), 19-32. DOI:10.22394/2078-838X-2024-4-19-32

Received: 11.2024 Accepted: 11.2024 Date of publication: 12.2024

This is an open access article distributed under the terms of the Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 (CC BY-NC-ND 4.0).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.