Социология семьи, молодежи и детства
С.Н. Майорова-Щеглова
ДИАЛОГ КУЛЬТУР: ПОИСК УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ДЕТСТВУ
В статье рассмотрены основные понятия культуры детства и его отличия от культурных универсалий. Введена авторская характеристика квазикультуры детства. На примере развития современного российского общества описаны основные противоречия функционирования различных культур и возможные основания для создания универсальных подходов к детству в рамках человечества.
Детство как социальное образование локализовано во времени и пространстве. Оно обладает специфическими характеристиками, есть основания говорить о социально-историческом типе детства, например о российском детстве начала XXI в. Кроме понятия «тип детства» мы выделяем категорию «культура детства». Мы понимаем культуру детства как совокупность устоявшихся, оформленных в традиции религиозно-этических, правовых, художественно-эстетических норм, образцов и реальных практик поведения взрослого сообщества по отношению к детству, настаиваем на наличии множества таковых культур и их отличии от субкультуры детства - поля социальных взаимодействий самих детей.
Известно определение культурных универсалий общества, под которыми понимаются такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества [1, с. 57]. Дж. Мердок выделил более 70 универсальных элементов всех изученных им культур. Часть из называемых этим ученым элементов касаются проблем ухода за младенцами и воспитания детей, а именно: отучение ребенка от груди, послеродовый уход, обычаи, связанные с наступлением половой зрелости [2, с. 45-46]. Антропологи (в частности, Клакхон) объясняют наличие таких универсалий беспомощностью младенцев, особенностями их питания и др., т. е. биологическими факторами.
Но содержание культурных образцов поведения взрослых становится ясным только при раскрытии сочетания традиций и социальных условий и факторов в конкретно-исторический период. Когда советскому обществу требовались молодые работницы, в культуре детства того периода пропагандировались и распространялись практики раннего отучения грудных детей от материнского молока. В период массовой безработицы, когда женщины «не нужны» на рынке труда, во многих странах отмечалось распространение идеологии грудного вскармливания как можно дольше по времени: это фиксируют феминистские исследования и в современном российском обществе. На этом примере видно соотнесение понятий универсалий (обусловленных биологией) и культуры детства (определенных актуальными установками).
Культура детства закрытого типа общества не продуцировала основания для противоречий. Одновременное функционирование в информационном, открытом социуме множества культур привело к распространению противоречий между ними и чуть позже, в последней четверти XX в., к возникновению диалоговых форм между культурами детства.
Среди противоречий выделим две основные формы. Первая возникает из сравнения культур детства в разных социумах в одном временном континиуме. Фиксации перехода от детства к взрослому обществу сегодня серьезно разнятся: от обрядовых инициаций до стандартизированного получения официального удостоверения взрослого гражданина. В настоящий момент в России отсутствуют подготовленные культурной традицией пути, например обряды инициации для детей, которые когда-то облегчали и ускоряли вхождение в мир молодых взрослых. Если для молодых и взрослых еще остались какие-то ритуалы (свадьба, защита диплома и др.), то для детей подобных торжеств и действ практически нет. Ритуалы приема в октябрята, пионеры, в комсомол при всей их идеологизированной направленности были для детей символическими указателями их взросления, а последний - вступление в комсомол - во многих случаях прямо констатировал переход ребенка в новую социальную группу. В этой ситуации первая рюмка, сигарета, сексуальный дебют замещают институционализированные обряды инициации.
Еще один пример противоречия культур. До сих пор удивляет отсутствие наказаний детей в одних культурах и, наоборот, существование наказаний вплоть до 20 лет - в других. Причем эти различия существуют в религиозно и исторически близких культурах - вспомним физические наказания в школах Велико-
С.Н. Майорова-Щеглова
британии при распространении идей защиты детей от любых видов насилия в Европе сегодня.
Детство является динамично изменяющимся элементом общества. Вторая форма противоречий может присутствовать в одном обществе и чаще всего основана на столкновении традиционной культуры и инноваций.
Социализационные семейные технологии в изменяющейся России содержат в себе парадоксальный комплекс архетипов и нововведений. Здесь происходит попытка соединения противоположного, которая зачастую приводит к возникновению культурных конфликтов. По нашим данным, сегодня неизменны функционирующие в обществе приметы, связанные с полом и развитием новорожденного ребенка, организация повседневной жизни младенцев и грудных детей, игры и игрушки в раннем детстве. Никакая модернизация не меняет приемы формирования гендерного поведения, организации учебного процесса в доме. Остаются традиционными роли взрослых членов семьи. В большей части российских семей воспитанием детей занимается главным образом персонально мать (в полных - 53%, в неполных - 69%).
При этом инновации охватывают бюджет времени ребенка-дошкольника за счет сужения игрового пространства и заполнения этой ниши средствами массовой коммуникации (СМК) и предшкольным образованием, меняется организация учебного пространства вне дома. Традиция провозглашает принципы гуманизации в отношении к детству как социальному феномену, а инновации ведут к распространению все более раннего педагогического насилия. Родители из-за страха перед будущим материальным благополучием заставляют ребёнка осуществлять свои идеальные планы, которые соответствуют представлениям сегодняшнего взрослого мира.
Культуры «сталкиваются» и на поле использования бабушек и наемных воспитателей, причудливо переплетаются воспитательные консервативные методы «кнута и пряника» и модернистские идеи равноправия всех поколений в семье.
Более половины россиян (57%) полагают, что родителям следует вести себя с детьми как с равными; почти две трети (60%) считают, что детям можно позволять спорить с родителями, возражать им. При этом активно происходит воспроизводство практик физического наказания (49%), чуть более половины россиян (54%) поддерживают идею телесных наказаний детей [5].
Противоречия нарастают и в связи с еще одним социальным фактом. В современном обществе развитых стран возникает
еще одна квазикультура детства, а точнее культура бездетного общества.
Появляются инфантильные зрелые люди, которые в поведении, в моде, досуге все в большей мере предпочитают подростковый стиль. В качестве фактора инфантилизации взрослых ученые склонны считать рекламу, представляющую обществу образ взрослого потребителя как платежеспособного, избалованного, капризного ребенка. Распространение сознательного отказа от родительства, мотивированное амбициями в профессиональной сфере или материальном благополучии («дети - слишком дорогое удовольствие, обуза, ухудшающая качество жизни») все больше наблюдается среди молодежной группы и жителей мегаполисов и России. По данным Левада-Центра, абсолютное большинство респондентов в возрасте 18-24 лет считает самым важным в молодости карьеру и работу (56%) и только четвертая часть - семью и детей (24%). Москвичи жизнь в свое удовольствие ставят выше, чем создание семьи и рождение детей [4].
Как справедливо полагал П. Сорокин, невозможно привести к единству все нормы и ценности народов разных культур [3, с. 214-236]. Однако возможно с помощью процесса обобщения основных норм поведения в отношении детства сделать нормативно-ценностные структуры различных стран и народов совместимыми. По нашему мнению, этот процесс сегодня активизировался. Диалог культур детства начался относительно недавно и напрямую связан с распространением идей прав ребенка.
Диалог культур в масштабах человеческого сообщества идет в согласовании следующих позиций:
• границы детства;
• периодизация детства;
• социальный статус детей на макроуровне;
• регламентация форм и характера взаимодействия взрослых и детей на микроуровне.
На основе проведенного историко-социологического анализа нами в наших ранних работах зафиксированы пять типов трансформаций в зависимости от верхних границ детства, прослежены процессы расширения верхних границ детства от 5 до 18 лет. Нижние границы детства определялись в пределах от 2-летнего возраста к моменту рождения. Простейшая двухступенчатая периодизация внутри детского возраста постепенно трансформировалась в современную шестиступенчатую, признанную в развитых странах.
Детство начала XXI в. институционализировано в возрастных рамках от 0 до 18 лет, эти границы прошли свою легитима-
С.Н. Майорова-Щеглова
цию в Конвенции ООН о правах ребенка и документах на уровне государств (например, в России в Федеральном законе «Об основных гарантиях по защите прав ребенка»).
Государство в лице своих учреждений предпринимает акт кодификации, подтверждает в форме регистрации рождения (справки из роддома, свидетельства о рождении, других актов, например, прописки) факт появления ребенка. Это первое для ребенка легитимирующее действие имеет значение и для его социального, и для его организмического развития: он признается субъектом и одновременно приобретает право на медицинскую помощь, услуги и т. п.
Социальный статус детей в различные исторические эпохи обусловливается этапом общественного развития, социально-классовой структурой общества, религиозными, культурными, этническими и другими традициями. В процессе историко-социологического анализа нами выделены шесть модификаций социального статуса детей: дети не признаются членами общества; дети признаются зависимыми, подчиненными членами общества; дети обладают отсроченным статусом, они лишь будущие члены общества; дети - ученики, воспитанники; дети - развивающиеся личности; и последняя модификация выработана в ходе диалога современных культур: дети -равноправные члены общества.
Межпоколенческие отношения на микроуровне подвергались регламентации первоначально в древних заповедях, мифах, религиозных постулатах, а позднее в форме законов. Основные нормативы отношения взрослых к детям сегодня фиксируются в семейном, трудовом, жилищном, гражданском законодательстве. Общемировая тенденция - в более строгом наказании взрослых людей за нарушение прав несовершеннолетних, чем за аналогичные в отношении взрослых.
Значение этих единых элементов культуры детства велико как связующих коллективной истории общества. По отношению к прошлому создается память, объединяющая всех тех, кто социализирован в данной общности. По отношению к будущему создается общая система отсчета, для того чтобы индивид мог планировать свои действия. Рассмотрение ряда прогностических концепций развития общества позволяет сделать предположение, что проблема детства, возможно, станет в нынешнем веке глобальной наряду с другими важнейшими проблемами человечества.
Литература
1. Кравченко А.И. Введение в социологию. М.: Изд-во «На Воробьевых», 1995.
2. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.
3. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.
Электронные ресурсы
4. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр). Репрезентативный опрос 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. 19-22 мая 2006 г. // http://www.levada.ru/press/ 2006070501.html
5. Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса -интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 28 апреля 2004 г. 1500 респондентов // http://bd.fom.ru/report/cat/ humdrum/home_fami-1уДатЦу^041823