Научная статья на тему 'Диалектика влияния цвета на формирование архитектурной среды'

Диалектика влияния цвета на формирование архитектурной среды Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
178
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалектика влияния цвета на формирование архитектурной среды»

Несколько дней участники проекта провели в г.Маниле - столице республики, где произошла встреча, знакомство участников между собой. Экскурсии в старый город-крепос гь, китай-город, посещение исторического музея познакомили с культурой и историей страны. Многомиллионный мегаполис интересен своей архитектурой, укладом жизни разных слоев общества, сочетанием исторических и современных частей города.

Филиппинский парк — пятый монумент тихоокеанского кольца — представляет собой композицию из малых архитектурных форм. Доминирующим элементом парка является шестиметровая сферическая арка - символ ворот или окна в океан. Одна из стен арки словно волна обнимает жемчужину, выполненную в стеклянной мозаике. Уровни террас и ступени отделаны природными камнями различного цвета и формы, создавая на поверхности своеобразный орнамент. Другими элементами парка являются пергала - пространственная конструкция из дерева, опёртая на декорированные бамбуковой опалубкой колонны; скамьи для отдыха и тропа, связывающая парк с береговой зоной. Фрагменты цветной мозаики, выполненной из керамической плитки, присутствуют на различных элементах парка. Мозаичный сказочный цветок, каждый лепесток которого выполнен с мотивами, характерными для стран - участниц, отображает национальный симбиоз проекта. Территория озеленена плетущимися и другими декоративными посадками, а высаженные деревья создадут приятную тень в местах отдыха посетителей.

Хотя парк находится в достаточном удалении от города, в перспективе на прилегающей территории будет создан образовательный центр экологической направленности. А значит, первый кирпичик в его воплощении уже заложен. Создание монумента в этом живописном месте послужит толчком к развитию, своеобразным магнитом общественной жизни. Приглашаем посетить наш сайт: www.prppearl.blogspot.com

Лапшина Е.А.

ДИАЛЕКТИКА ВЛИЯНИЯ ЦВЕТА НА ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

Представления о подвижности культурного поля и одной из его характеристик - цвета несет в себе возможности обновления творческого метода проектировщика.

Цвет, являясь постоянным фактором формирования среды жизнедеятельности человека, тем не менее, изменяет формы своего влияния. Изменение форм влияния цвета на формирование среды жизнедеятельности человека, как и всякое изменение в отличие от разрушения, предполагает наличие как неизменных, так и собственно новых форм этого влияния. * *

Неизменные формы участия цвета в деятельности человека можно назвать традиционными. Традиции применения цвета - это устойчивые взаимосвязи между явлениями жизни и их цветовой организацией, обозначением. Глубина таких традиций различна. Есть традиции цветовой среды, которые закладываются, формируются единовременно проектным путем (фирменный стиль предприятия). Наиболее устойчивыми являются традиции, формирующиеся эволюционным путем. Такими цветовыми традициями являются традиции, связанные с национальной культурой. Традиции в цветовой национальной культуре обеспечивают преемственность развития культуры общества. Новые формы участия цвета в деятельности человека, далее в самых экстремально-авангардных своих проявлениях отрицания классического и официального, формируются (осознанно или подсознательно) под влиянием богатейших возможностей традиций национальной цветовой культуры. Именно изначальные формы национальной цветовой культуры, отражающие менталитет общества, «работают» как призма для преломления, трансформации, адаптации новых внешних веяний в цвет »образовании (импорт цветовой культуры - мода, стиль). Участие национальной традиции в механизме формирования нового в мировой цветовой культуре во многом определяет ее разнообразие. В этом состоит диалектика взаимодействия нового и старого в цветовой культуре.

Первичная метафора цвета, возникшая на основе ассоциаций с природой, в XX веке уступает место технометафоре. Естественная природа как образец вечной гармонии теряет свои приоритеты в начале прошлого века. Образцы искусственной среды (техноформы) со свойственными им

цветностью и пластикой форм практически полностью заменяют собой природный эталон цветовой гармонии.

Революционное отрицание «до основания» традиционных природных эталонов цветовой гармонии, принципов формообразования имело как отрицательный, так и, безусловно, созидательный результат. Отрицание природы как эталона цветовой гармонии прервало традиционный ход воспроизводства цветности среды. Освободившееся «место» было занято новым эталоном цветности, новым «божеством» века XX - техникой.

Техницизм в искусстве прошлого века проявлялся с разной силой, в разных стилистических формах на разных этапах. Первый всплеск авангардного искусства увенчался конструктивизмом и функционализмом. В 60-е годы проявления техницизма свелись к строительству из стекла и бетона, а в 70-е годы (за рубежом) появление нового стиля хай-тек буквально перевернуло отношение архитекторов и дизайнеров к использованию конструкций и коммуникация. Позднее и до сегодняшнего дня технометафора в архитектуре стала использоваться в более размытом по своим границам и более разнообразном по приемам интерпретации течении искусства техно-арт. Так или иначе, появление новой метафоры XX века, метафоры техномира, оказалось плодотворным. И если поистине новой идеей в сознании архитекторов, дизайнеров и художников XX века стала техника и ее производное — движение, то в XXI веке человек чувствует себя неотделимым как от мира техники, так и от природы, и в связи с этим ему необходимо научиться сочетать эти два мира. Контрасты, инверсии, противоречия таящиеся в сочетаниях природного и технического, острота и сложность, скрытая угроза (фильм «Матрица») самой образности «живой техники» формируют, на наш взгляд, основу для творческих поисков в новом тысячелетии.

Сегодня в области архитектурного и дизайнерского творчества у архитектора-композитора нет ситуации драматического выбора - природа или техника Искусственная среда, техномир, породившие технометафору, расширили диапазон не только эталонов цветовой гармонии, но в целом диапазон образных средств в формообразовании. Технометафора, как джинсовая одежда в мире моды, вошла в золотой фонд мировой культуры XX века. Для профессионального и непрофессионального сознания сегодня использование технометафоры в качестве образца для творчества (в том числе образца цвета) так же естественно, как и оперирование природной метафорой (цветами «природной» палитры).

1 Лапшина Е.А.

МИФОЛОГИЯ ОБРАЗОВ ПРИРОДЫ И ТЕХНИКИ В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАНЕ

XXI ВЕКА

Зарождающиеся в конце XX века и определившиеся сегодня тенденции нелинейной архитектуры, казалось бы, рожденные компьютерной техникой, воскресили, дали новое звучание природной метафоре. Примечательным является сам выбор природного «материала» — это тектоника ландшафта, особенности его формообразования (сбросы, сдвиги, разрывы, складки и т.д.) Само направление ланд-арт в архитектуре, показывает насколько притягательны для современного профессионального мышления архитектора-дизайнера именно крупномасштабные (порой космические) природные формы и явления. Специфичность трактовки темы природы в архитектуре и дизайне проявила себя в концепции формообразования и колористике.

Сегодня можно наблюдать в проектировании воссоздание детских образов природы, скорее мулътяшных, чем реальных Цвет в таких искусственно созданных ландшафтах яркий, локальный, что отличает его от естественного в природе «перетекания» цвета.

Например, идея ландшафтного парка в Ивердон-ле-Бэне (группа West 8) заявлена авторами как тема вселенной и чувственности. Участок выделяется среди суровых швейцарских гор своими пышными красочными формами — цветущими и благоухающими ароматами дюнами. Пространство между дюнами засыпано гравием двух различных цветов и фракций. В дюнах расположены кафе и магазины, а выступающие над ними козырьки тоже украшены цветами, только нарисованными. В композицию входят также ряд павильонов с причудливо искривленными крышами, покрытых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.