ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9.01; 159.9:001.8
ДИАХРОНИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
М. В. Григорьева
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье анализируются возможности диахронического подхода к исследованию процессов социализации и социально-психологической адаптации. Предлагается определение единицы психологического анализа, детерминант и критериев диахронии и синхронии в процессе адаптационных взаимодействий личности и среды. Анализируется роль и соотношение процессов рассогласования и согласования в системе личность - среда. Ключевые слова: диахронический подход в психологии, адаптационные взаимодействия, личность, образовательная среда, адаптация, социализация, единица анализа, детерминанты, развитие системы.
Diachronic Approach to the Study of the Processes of Social-Psychological Adaptation of Personality
M. V. Grigoryeva
The paper analyzes the possibility of a diachronic approach to the study of the processes of socialization and social-psychological adjustment. In article offers a description of the unit of analysis, the determinants and criteria diachrony and synchrony in the adaptation of the individual and environment interactions. The article examines the role and the ratio of processes of unbalance and coordination in the system person - environment.
Key words: diachronic approach to psychology, adaptive interaction, personality, educational environment, adaptation, socialization, the unit of analysis, determinants, development of the system.
В условиях современного динамично развивающегося общества к психологии обращен социальный заказ, связанный с проблемой активного отражения в психике изменений в различных сферах общественных взаимодействий и отношений и адекватного эффективного реагирования на них. Психические новообразования, формирующиеся в психике индивида под влиянием сложной и нестабильной действительности, приобретают многоаспектность, темпоральность их функционирования возрастает, появляются характеристики, объединяющие в себе историю бытия индивида и общества, актуальное состояние этого бытия и обращенность в будущее. В то же время активное и адекватное воздействие субъекта на окружающую среду (природную, предметную, социальную, образовательную, профессиональную и т.д.) обусловлено образом актуальной ситуации, в котором сочетаются, как бы сжимаются в единое целое перечисленные выше характеристики.
Появляется определенный контекст ситуации взаимодействия субъекта с окружающей средой. Контекст конкретной ситуации взаимодействия индивида и среды зависит также и от отношений субъекта к различным сторонам этой ситуации, и от его прошлого
© Григорьева М. В, 2013
опыта в связи с различными сторонами данной ситуации, и от того, какую роль она играет в его будущей жизни и деятельности. Таким образом, ситуация взаимодействия «... парадоксальна: включая в себя субъекта, <...> одновременно противостоит ему; одной <.> стороной являются условия жизни, другой - их отражение человеком, включенным в ситуацию»1.
Учет исторического развития ситуации взаимодействия субъекта и среды требует от психологического исследования новых методологических оснований, позволяющих рассматривать явление в его развитии, раскрывающих психологические механизмы, способствующих не просто констатации прошлого и актуального состояния психического явления и ситуации его функционирования, а антиципации их развития в будущем, другими словами, способствующих научному представлению о возникновении, развитии и предсказании возможных вариантов временной динамики системы взаимодействия личности и среды.
В современной психологии существуют научные подходы, позволяющие рассматривать психическое явление в динамике: это - системно-генетический, системно-функциональный, синергетический и другие подходы к исследованию. Все они акцентируют внимание исследователя на процессуальных аспектах изучаемого явления. Выполненные с учетом этого аспекта исследования социализации и адаптации2 не только представляют научные данные об их актуальных признаках, но и обращены к анализу исторического развития явления в определенном временном промежутке.
Вместе с тем трудно выделить научный подход, способствующий изучению психического явления с учетом прошлого, настоящего и будущего в его развитии, который позволял бы обозреть конкретное явление в реальном временном промежутке, на необходимом уровне психологического анализа и с учетом сложной системы детерминант. Сложность и неоднозначность самого процесса детерминации функционирования психики человека в системе «личность - среда» приводит к тому, что при определенных обстоятельствах система становится неустойчивой, а процесс ее развития «размазывается». Рассматривая проблему детерминации психических явлений, Б. Ф. Ломов также имеет в виду не только детерминацию развития, но и «развитие детерминации»3. Другими словами, для более адекватного описания психической реальности необходим поиск новых оснований и детерминант ее развития. Одним из путей может быть применение диахронического подхода в психологическом исследовании.
Термин «диахрония» первоначально получил распространение в исторической лингвистике. Буквально «диахрония» переводится с греческого языка как «течение сквозь время» и обозначает
историческое развитие тех или иных явлений и систем. Введенный в науку швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром термин «диахрония» обозначал в лингвистике отношения и связи элементов (единиц языка) в исторической последовательности их возникновения4. Диахрония, по Ф. де Соссюру, дополняется синхронией -существованием установившейся в настоящий момент времени системы языка. Диахрония и синхрония взаимодополняют друг друга как методы познания эволюции системы в другую систему в первом случае и исследование системы в ее функционировании в настоящий момент во втором. При этом основными критериями эволюции явлений являются их последовательность во времени (раньше - сейчас, прошлое - настоящее, настоящее - будущее и т.п.) и их качественное различие, не позволяющее объединить следующие друг за другом во времени явления в систему5. Как считает О. С. Разумовский, «диахрония - это важнейшая характеристика формы и архитектоники основного процесса, в котором находится все бытие и мышление. Динамическое бытие без диахронии невозможно»6.
Применительно к психологическому явлению диахронический подход требует, во-первых, определения единицы анализа, т.е. системы, перерастающей в своем развитии себя и переходящей в другую, во-вторых, указания детерминант данного перехода. В качестве системы как единицы психологического анализа в рамках диахронического подхода необходимо выбирать структурно сложно организованные, динамично функционирующие, подчиненные жизненно важным целям и сочетающие в себе возможность учета многочисленной детерминации реальной действительностью образования. В качестве таковых можно назвать, например, систему взаимодействий учащихся школы с образовательной средой, системы - школьной адаптации, социальных взаимодействий личности в процессе ее социализации и др. В любом случае системоообразующей будет являться категория взаимодействия, так как именно она сочетает в себе возможность учета активности личности в процессе ее вхождения в социальную среду и приспособления к ней с последующей интеграцией; реализации идеи взаимовлияния личности и среды; наблюдения последовательности во времени инициативных и ответных личностных и средовых влияний.
Анализ исторического развития категории взаимодействия позволяет сделать вывод о ее важнейшем значении для психологического иссле-дования7. Благодаря взаимодействиям личности и среды любая изучаемая система, их включающая, приобретает функциональность, согласованность, эффективность или разрушается с тем, чтобы была организована качественно новая система взаимодействий, функционирующая в следующий
временной промежуток. Таким образом, категория взаимодействия личности и среды удовлетворяет основному требованию диахронического подхода - организации изучения последовательного во времени процесса развития системы в другую, качественно новую. Категория взаимодействия также позволяет интегрировать в единое целостное знание различные и многообразные факторы и явления, сложным образом соединяющиеся в систему психического функционирования социализирующейся и развивающейся личности.
Наиболее общей детерминантой динамики системы является рассогласование функционирования ее элементов. Так, в модели адаптационных взаимодействий личности и образовательной среды, разработанной нами8, развитие системы адаптационных взаимодействий начинается в условиях дисбаланса, несогласованности, нарушения равновесия между требованиями (возможностями) среды и возможностями (требованиями) личности. Рассогласование в системе взаимодействий со средой может осознаваться или не осознаваться личностью. В первом случае динамика изменений внутри системы личность -среда может инициироваться самой личностью. Механизмами, позволяющими индивиду осознать рассогласование со средой, могут быть когнитивные - различения минимальных изменений, эмоциональный механизм тревоги, мотивационные - стремления к равновесию с требованиями среды и т.д. Если рассогласование не осознается, то динамика взаимодействий в данной системе может инициироваться социальной средой с использованием социально-психологических механизмов.
Функцией системы адаптационных взаимодействий является достижение динамического равновесия личности с требованиями среды. При этом такое достижение детерминируется многочисленными внутренними и внешними по отношению к индивиду факторами. Конечным результатом работы индивидуальной системы взаимодействий является готовность к изменениям, подстройке, которая выражается в способности человека успешно осуществлять ведущую для данного возраста и/или индивидуально значимую деятельность в этих изменяющихся условиях.
Взаимодействуя со средой, субъект достигает или не достигает поставленной цели - оптимальных взаимодействий. В первом случае возникает согласование с требованиями среды, которое осуществляется за счет внутренних изменений или активных изменений среды, или сочетания того и другого. С точки зрения ведущей деятельности и личностного развития, согласование может быть оптимальным или неоптимальным (слабым или статичным во времени). В результате оптимального согласования в системе «личность - среда» наблюдается успешная психологическая или социально-психологическая адаптация и возникают
новообразования личности, которые влияют на последующие адаптационные процессы. Слабое, недостаточное для успешного осуществления деятельности согласование, так же как и слабое рассогласование, можно считать положительным результатом адаптационного процесса, если оно дает хотя бы минимальную или временную возможность осуществлять учебную деятельность или личностное развитие.
Статичное во времени согласование с требованиями среды приводит к тому, что субъектом не учитываются изменившиеся условия среды и как следствие разрушается система адаптации в данной среде. Система взаимодействий в данном случае переходит на новый уровень развития, формируется качественно другая, функционирующая в других условиях и другом времени система. Избыточное рассогласование со средой приводит к такому же результату, если человек волевым усилием не «запускает» цикл необходимых взаимодействий вновь.
Диахроническое исследование чередующихся таким образом во времени под влиянием рассогласований систем взаимодействий позволяет проследить закономерности перехода и предсказать возможные траектории развития процессов социализации и социально-психологической адаптации в будущем с учетом прошлого и настоящего.
Эмпирическое доказательство детерминирующей роли рассогласований в развитии системы взаимодействий личности и среды представлено нами на примере системы школьных взаимодей-ствий9. Показано, что целостная система данных взаимодействий является гибкой и находится в постоянной динамике: изменяются ее структура, соотношение различных элементов внутри отдельных субсистем и внутрисистемные взаимосвязи. Система взаимодействий школьника и образовательной среды функционирует также в зависимости от контекста ситуации взаимодействия и в соответствии с требованиями возрастных периодов.
На протяжении всего времени обучения в школе система взаимодействий несколько раз качественно меняется. Качество изменения связано с повышением адаптационного потенциала системы школьных взаимодействий. Это происходит при условии накопления в системе информации о большем количестве вариантов (видов) взаимодействий. В свою очередь, это становится возможным или через мысленное моделирование субъектом (школьником или педагогом) множества вариантов взаимодействий с образовательной средой, или через освоение субъектом множества инициативных и ответных действий в процессе его реального взаимодействия с образовательной средой. Другими словами, механизмами, отвечающими за оптимальную динамику системы взаимодействий школьника
и образовательной среды, являются интеллектуализация всех сфер его активности за счет накопления опыта в прошлом и настоящем и расширение сфер реальной активности (множество деятельностей) в процессе его взаимодействия с образовательной средой.
Методологическое требование диахронического подхода, заключающееся в необходимости связывать в исследовании прошлое, настоящее и будущее ситуации или явления, заставляет обозначить еще один механизм оптимизации динамики системы взаимодействий личности и среды. Это - механизм антиципации личностью процесса и результата взаимодействий со средой. Значительная роль интеллектуальных действий в адаптационном процессе, начиная со способности к минимальным различиям, позволяющим заметить несоответствие своих возможностей требованиям среды, и заканчивая антиципацией и способностями широкого переноса эффективного адаптационного действия на множество ситуаций при сохранении гибкости ментальных структур, позволяет определить интеллект индивида как общую адаптационную способность.
Как было сказано выше, диахронический подход позволяет изучать определенную систему, выбранную в качестве единицы анализа, на определенном временном отрезке при условии, что на этом отрезке она несколько раз качественно меняется. При этом возникает проблема выбора масштаба времени. Очевидно, данный выбор должен быть обусловлен объективно существующей динамикой реальности, целями исследования и уровнем психологического анализа. Применительно к системе школьных взаимодействий масштаб времени существования определенного качества системы может быть привязан к этапам обучения - начальной школе, среднему звену и старшим классам. Однако индивидуальные системы школьной адаптации могут существовать в более кратком временном промежутке и обусловливаться гетерохронией индивидуального развития и обобщенных требований образовательной среды, привязанных к групповой форме обучения. Кроме того, на психофизиологическом уровне анализа системы школьных взаимодействий масштаб времени, выбранный для изучения, может быть более длительным, чем на психологическом и социально-психологическом уровнях. Так, нами показано, что для изменения индивидуальной динамики психического функционирования учащихся, связанной со свойствами нервной системы, требуется больше времени и личностных затрат, чем для качественного изменения когнитивных и социально-психологических явлений10.
Если понимать под диахронией переход изучаемой системы на другой уровень, т.е. ее структурные или качественные изменения и трансформацию в систему с другими признаками,
характеристиками, целями, а под синхронией функционирование измененной системы, то неизбежно возникает проблема соотношения данных феноменов. Когда начинается и заканчивается диахрония в развитии, каким образом синхрония переходит в диахронию, каковы механизмы данного перехода, какими методами изучать оба процесса и их взаимопереходы?
Разработчики диахронического подхода в философии и лингвистике говорят о неразрывной взаимосвязи диахронии и синхронии в процессе развития языка: «... хотя синхронный анализ явлений языка и предшествует диахронному, но диахрония, все же, имеет основу для осмысления фактов языка именно в синхронии»11, «.. .диахрония не исключает понятия системы, а синхрония не может исключить целиком понятие эволюции. Диахрония и синхрония сами, вместе образуют две последовательные фазы диахронного по форме и структуре анализа языка - как элементов общего подхода»12.
Очевидно, применительно к системе адаптационных взаимодействий, основная цель которых установление динамического равновесия в системе «личность - среда», ответы на данные вопросы следует искать в анализе процессов рассогласований и согласований требований (возможностей) среды и возможностей (требований) личности. Объективное наличие рассогласования требований и возможностей в системе «личность - среда» может быть критерием синхронического существования системы адаптационных взаимодействий, поскольку основная их цель - преодоление данного рассогласования и стремление к соответствию требований и возможностей личности и среды. В то же время эта же ситуация наличия объективного рассогласования является началом диахронического существования в системе «личность - среда», поскольку личность в своем взаимодействии со средой стремится к его оптимальности и эффективности, а так как существующая система взаимодействий не позволяет достичь данной цели, то ее необходимо разрушить или преобразовать и создать новую.
Рассмотренное выше соотношение рассогласования и согласования требований и возможностей позволяет определить очень сложный и нелинейный характер развития системы адаптационных взаимодействий. В определенный момент времени проявляется способность личности к спонтанному порождению новых структур за счет внутренних резервов. В качестве таких новообразований могут выступать не только множество знаний, умений и навыков, но и сложная система межличностного взаимодействия с социальным окружением, готовность рассматривать проблему, делать это открыто, отражать целостную структуру основных элементов проблемы, «обобщение» личностью своего способа жизни и т. д.
Сформированность любого новообразования в данном процессе может служить критерием окончания диахронии и перехода системы адаптации к синхроническому существованию. Избыточное накопление согласования между требованиями (возможностями) среды и возможностями (требованиями) личности во время синхронии адаптации является одновременное диахронией для системы «личность - среда», так как приводит к разрушению привычных и уже не способствующих личностному развитию отношений со средой.
Чередующиеся периоды синхронии и диахронии в процессах взаимодействия индивида со средой и адаптации могут определять качественное различие взаимодействия и адаптации. Эффективные взаимодействия осуществляются на основе успешного результата адаптации индивида к условиям жизни или деятельности в определенной среде, т.е. на основе достигнутого равновесия в системе «личность - среда». Адаптация как процесс начинается в условия дисбаланса между требованиями (возможностями) среды и возможностями (требованиями) индивида. Однако характеристики активности и рефлексивности субъекта в адаптационном процессе позволяют выделить категорию «адаптационные взаимодействия», которая включает в себя перцептивные, интеллектуальные, коммуникативные, волевые и др. действия, направленные на выявление несоответствия в системе «личность - среда», моделировании его преодоления и антиципации результата. В свою очередь, любое взаимодействие индивида со средой направлено в конечном итоге на достижение равновесия с ней или через изменения в среде, или через самоизменения, или через то и другое одновременно. Все действия субъекта, связанные с познанием и изменением окружающей среды и с познанием и изменением себя, так или иначе всегда соотносятся с целями адаптации. Все вышесказанное позволяет рассматривать адаптацию как постоянный процесс рассогласования и согласования в системе «личность - среда». Кроме того, в данной системе могут поддерживаться некоторые параметры динамики, детерминирующие наступление рассогласования вслед за согласованием.
Таким образом, диахронический подход в психологических исследованиях позволяет проследить закономерности эволюции изучаемого явления, развитие системы, выбранной в качестве предмета анализа, раскрыть закономерности перехода неэффективной системы на необходимый уровень развития, предсказывать возможные траектории эволюционного и синхронного процесса развития системы. Однако начало разработки диахронического подхода для анализа процессов социализации и адаптации в психологии требует
дальнейшей разработки и эмпирических подтверждающих исследований.
Работа выполнена в рамках проекта «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (2012-1.2.1-12-000-3005-012).
Примечания
1 Барабанщиков В. А. Принцип системности в современной психологии : основания, проблемы, тенденции развития // Идея системности в современной психологии / под ред. В. А. Барабанщикова. М., 2005. С. 35.
2 См.: Шамионов Р. М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации // Мир психологии. 2010. № 1. С. 237-249 ; Григорьева М. В., Шамионов Р. М. Временные соотношения субъектных и личностных проявлений в адаптационном процессе // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. 2009. № 9. С. 127-130 ; Григорьева М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействия образовательной среды и ученика в процессе школьной адаптации // Психология обучения. 2010. № 6. С. 33-42 ; Тарасова Л. Е. Педагогический такт в процессе осуществления контроля качества подготовки студентов // Инновации в образовании. 2011. № 1. С. 29-46.
3 См.: Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 100.
4 См.: Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / пер. с фр. А. М. Сухотина; под ред. и с примеч. Р. И. Шор. М., 2004.
5 Там же.
6 Разумовский О. С. Диахрония. URL: http://www. chronos.msu.ru/TERMS/razumovsky_diakhronia.htm (дата обращения: 03.09.2012).
7 См.: Григорьева М. В. Взаимодействие как категория современной психологии // Учён. зап. Пед. ин-та Сарат. гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. 2009. Т. 2. № 3-4. С. 3-12.
8 См.: Григорьева М. В. Основные концептуальные положения исследования школьной адаптации // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 63-66.
9 См.: Григорьева М. В., Шамионов Р. М. Временные соотношения субъектных и личностных проявлений в адаптационном процессе // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. 2009. № 9. С. 127-130 ; Григорьева М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействия образовательной среды и ученика в процессе школьной адаптации // Психология обучения. 2010. № 6. С. 33-42.
10 См.: Григорьева М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействия...
11 Разумовский О. С. Указ. соч.
12 Там же.