DOI: 10.12731/2218-7405-2013-10-27 УДК 316.614.4
АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СИСТЕМНО-ДИАХРОНИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Арендачук И.В.
Цель. Исследование процесса формирования адаптационной готовности личности к учебно-профессиональной деятельности с позиций системно-диахронического подхода.
Методология. Обзорно-аналитическое теоретическое исследование, системно-диахронический поход.
Результаты. Осуществлено методологическое уточнение понятия системно-диахронического подхода и обоснована необходимость его использования при исследовании процесса формирования адаптационной готовности личности к учебно-профессиональной деятельности. Определено место адаптационной готовности в структуре системы адаптации личности к образовательной среде. Выделены структурные компоненты адаптационной готовности личности к учебно-профессиональной деятельности, как системного свойства. Показано, что, несмотря на специфические особенности разных типов образовательных сред, адаптационная готовность, как сложное системное образование, проявляется в структуре активационного, мотивационно-ценностного, когнитивно-оценочного, эмоционально-волевого, операционально-исполнительского и биографического компонентов; что на каждом этапе профессионального развития личности она претерпевает изменения, которые не только обогащают индивидуальный жизненный опыт, но при переходе на следующий уровень развития создают базис,
для дальнейшего совершенствования системы адаптации к новой образовательной среде и учебно-профессиональной деятельности в ней.
Область применения результатов. Психолого-педагогическое сопровождение процессов адаптации и формирования адаптационной готовности личности к условиям новой образовательной среды в зависимости от этапа ее возрастного и профессионального развития.
Ключевые слова: системно-диахронический подход, учебно-профессиональная деятельность, адаптация, адаптационная готовность личности, образовательная среда, структурные компоненты адаптационной готовности к учебно-профессиональной деятельности.
ADAPTATION READINESS OF PERSONALITY
TO TEACHING-PROFESSIONAL ACTIVITY: THE SYSTEMATIC-DIACHRONIC APPROACH
Arendachuk I.V.
Purpose. A research the processes of formation readiness for adaptation of the personality to educational-professional activity from the positions of the systematic-diachronic approach.
Methodology. The theoretical review-analytical study and systematic-diachronic approach.
Results. In article carried out methodological refinement of the notion of syste-matic-diachronic approach and justified the necessity of its use under the study of the process of formation of adaptation readiness of the personality to teaching-professional activity. The position of adaptation readiness in structure of system of adaptation of the individual to educational environment was defined. The structural components of the adaptation readiness of the personality to educational-professional activity, as the system property have been identified. It is shown that regardless of the specific characte-
ristics of different types of educational environment, adaptation readiness of the personality as a complex system is manifested in the structure of the activation, motivational-valuable, cognitive-evaluative, emotional-volitional, operationally-performing and biographical components, that at every stage of professional development the personality she is undergoing changes that will not only enrich the individual experience, but in the transition to the next level of development has create a basis for further improvement of the system to adaptation to the in the new situation of educational environment and teaching-professional activity in it.
Practical implications. Psychological and pedagogical support of the processes of adaptation and formation of adaptation readiness of the personality to the terms of the new educational environment depending on the stage of her age and professional development.
Keywords: systematic-diachronic approach, teaching-professional activity, adaptation, adaptation readiness of the personality, educational environment, structural components of the personality to adaptation in teaching-professional activity.
Методологическое обоснование исследования. Диахронический подход можно назвать важнейшим методологическим основанием для исследования любого психологического явления, который в самом широком смысле предполагает изучение временной последовательности его появления, изменения и развития по качественным и количественным признакам. В социальной психологии он «предполагает не только отслеживание процессуальности, но, прежде всего, поиск прогрессивных и регрессивных изменений инстанционных образований личности, отслеживание согласованности и рассогласованности их становления на разных его этапах» [9, с. 80].
Изучение учебно-профессиональной деятельности (деятельности учения в процессе профессионального развития), и формирования адаптационной готовности личности к ней в контексте диахронического похода, на наш взгляд, может осуществляться на основе анализа онтогенетического развития человека в
процессе его взаимодействия с образовательной средой. И в этой связи сошлемся на авторитетное мнение Т.В. Габай, согласно которому целостная деятельность «есть не что иное, как «квант» самой жизни: ее последним, базовым, смыслообразующим звеном является использование полученного продукта для удовлетворения исходной потребности, что в свою очередь необходимо для осуществления следующего жизненного цикла» [3, с.27].
Относительно процесса развития личности К.А. Абульханова-Славская также прочеркивает, что его необходимо рассматривать как развитие субъекта своей жизнедеятельности. Она считает, что процесс становления личности как субъекта необходимо рассматривать в контексте ее жизненного пути, а именно: как личность самовыражается в деятельности, в профессии, в какой период она достигает профессионального совершенства, как она связывает разные виды деятельности на протяжении своего жизненного пути. Личность как субъект, организует свою деятельность в разных масштабах времени: текущая деятельность всегда осуществляется в настоящем времени, но она «размещается» в масштабах всей жизни, выступая в качестве труда, профессии, способа жизни личности в профессии. В этих масштабах личность ставит перед собой не только конкретные цели, не только конкретные задачи, но и определяет соответствие своей деятельности своим притязаниям, своим способностям, определяет способ самовыражения в профессии. Здесь проявляется соотношение активности личности и ее деятельности. Их совпадение или расхождение, соединение или противоречие и составляют задачу, решаемую сознанием субъекта [1].
Исходя из данного положения и обращаясь к идее развития человека как субъекта труда, разработанной в психологии Е.А. Климовым [6], отметим, что учебно-профессиональная деятельность является одной из основных, в которую личность включена на протяжении всего своего жизненного пути. Так, на начальных этапах онтогенеза, ребенок осваивает функции восприятия, как основу для дальнейшего приобщения к труду, овладевает «основными смыслами» человеческой деятельности. На протяжении школьного детства развиваются спо-
собности к самоконтролю, самоанализу и планированию учебно-познавательной деятельности, в процессе которой происходит осознание желаний и определяется сознательный, ответственный выбор будущего профессионального пути. Дальнейшее развитие субъекта труда связано с профессиональной подготовкой по выбранной специальности, с «вхождением» в профессию и активным развитием в ней в качестве профессионала. При этом успешность профессиональной деятельности продолжает определяться его способностью к обучению и саморазвитию, т.е. деятельность учения переходит на качественно новый уровень и связана с задачами профессионального развития.
Это является особенно актуальным в связи с особенностями современной жизни, побуждающими человека к осознанию и реализации образовательной парадигмы «обучение через всю жизнь». Однако то, насколько данная парадигма станет жизненной ориентацией развивающейся в профессиональной деятельности личности, зависит от целого ряда психологических и педагогических факторов. Педагогические факторы определяют базовые знания и умения, которые человек будет совершенствовать в течение всей жизни, его целостное отношение к образованию, а также специфику образовательной среды, в которой они формируются. Психологические факторы определяют его готовность к личностному и профессиональному росту в сложных условиях социальных взаимодействий.
Вместе с тем, переход субъекта труда с одной ступени развития на другую связан как с изменением социальной ситуации, так и с необходимостью адаптации к ней и к новым условиям образовательной среды, которая на каждом этапе его обучения в течение жизни также меняется, обусловливая специфичность учебной деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что успешность развития и обретения человеком субъектных свойств в учебно-профессиональной деятельности определяется его адаптационной готовностью к изменениям на уровне деятельности и личности на каждом этапе профессионально-личностного развития. Именно поэтому, на наш взгляд, одним из важных аспектов изучения процесса развития личности в учебно-
профессиональной деятельности является вопрос о формировании ее адаптационной готовности в контексте системно-диахронического подхода.
По мнению Р.М. Шамионова, «реализация системно-диахронического подхода предполагает раскрытие как системно-структурных особенностей объекта, так и его динамических характеристик, включая множественные изменения его составляющих», при этом «важным обстоятельством становится не просто анализ определенных социально-психологических характеристик, а изучение их конфигурации, соотношений, выдвижения одних (роста, стабилизации) и регрессивных изменений (спада) других» [9, с. 80].
Применительно к вопросу об адаптационной готовности личности к изменениям социальной ситуации развития в процессе образования, системный план анализа позволяет выявить ее основные структурные составляющие и связывающие их отношения, а диахронический план анализа «означает вычленение процессуальных компонентов ..., которые являются качественно различными по своему операционному содержанию и реализующими специфические функции» [3, с.21].
Адаптационная готовность в структуре системы адаптации личности к образовательной среде. Адаптация, как процесс, определяющий успешность учебно-профессиональной деятельности, может быть рассмотрена как минимум на трех уровнях: на уровне деятельности, на уровне самой личности и на уровне ее взаимодействий с образовательной средой. Следует заметить, что даже на этапе осуществления трудовой деятельности, профессиональная среда выступает в качестве образовательной для субъекта, где объектом познания становятся каждый раз изменяющиеся ситуации и условия социальных отношений при решении профессиональных задач.
Адаптацию на уровне деятельности можно рассматривать как нахождение баланса между требованиями и ресурсами. Деятельность предъявляет к обучающемуся определенные требования, связанные с навыками, уровнем внешнего контроля, социальными нормами и образцами поведения; ресурсы включают
его способности выполнять эти требования. На уровне личности адаптация связана с такими ее индивидуально-психологическими особенностями, которые обусловливают выбор наиболее эффективных способов приспособления к окружающей среде и способствуют построению эффективных социальных отношений (отметим, что и отношения личности в контексте системно-диахронического подхода могут быть представлены как «ценностная временно-пространственная устойчивая архетиктоника ее жизни» [2, с. 228]). Адекватная адаптация к деятельности обнаруживается в случае положительного взаимодействия личности с образовательной средой. Образовательная среда служит не только для передачи значимых для профессиональной деятельности знаний и умений, но и выступает одним их факторов, создающих условия для формирования адаптационной готовности личности к новым ситуациям взаимодействия в процессе профессионального развития личности. В ней формируются «пространственно-предметные условия, межличностные взаимоотношения между субъектами учебно-воспитательного процесса и пространство разнообразных видов деятельности, необходимых для социализации личности» [7, с. 97].
Развитие системы взаимодействия личности и образовательной среды происходит нелинейно и связано с особенностями этой среды: «ее структурных связей, изменением значимости ее отдельных элементов и цикличностью процессов разрушения четкой структуры и ее создания» [5, с. 11]. Именно в этом взаимодействии «закладываются многие паттерны поведения, которые впоследствии становятся базовыми для адаптации» [10, с. 117]. Динамические изменения образовательной среды побуждают личность к коррекции поведения и операционных компонентов своей учебной деятельности, а также способствуют формированию таких индивидуальных свойств, установок и отношений, которые определяют гибкость реагирования. «Конечным результатом работы индивидуальной системы взаимодействий является готовность к изменениям, подстройке, которая выражается в способности человека успешно осуществлять ведущую для данного возраста и/или индивидуально значимую деятельность в
изменяющихся условиях» [4, с. 56]. В этом случае можно говорить о сформированной адаптационной готовности - системе приобретенных и развитых в процессе социализации индивидуально-психических качеств, социальных свойств, умений и навыков оперативного реагирования в ситуациях изменения условий деятельности, обеспечивающих подготовленность личности к определенным способам действия в соответствии с этими изменениями. Кроме того, как отмечает Р.М. Шамионов, адаптационная готовность включает и «установки на возможность приспособления к ситуации и преодолимость трудностей, возникающих в ходе реализации активности, соотнесенные с представлениями личности о своих возможностях и представлениями о значимости сфер активности для самореализации» [11, с. 73], она также предполагает «наличие тех явлений, которые призваны активизировать психологические ресурсы личности для приспособления к меняющимся обстоятельствам, и тем самым, обеспечивать оперативное включение в деятельность и отношения» [10, с. 116].
Система адаптационной готовности личности к учебно-профессиональной деятельности. Применительно к учебно-профессиональной деятельности адаптационную готовность можно рассматривать и как фактор успешности ее осуществления, и как составляющую личностного уровня системы адаптации личности, и как результат взаимодействия личности с образовательной средой. На основе анализа публикаций, посвященных изучению адаптационной готовности как системного свойства личности (В.Т. Ащепков, М.В. Григорьева, А.Г. Маклаков, С.Т. Посохова, Р.М. Шамионов и др.), полагаем возможным определить следующие ее структурные компоненты в контексте учебно-профессиональной деятельности личности:
- активационный (обусловлен формами активности личности, определяющий толерантность к неблагоприятным факторам образовательной среды и позволяющими максимально реализовать себя в процессе адаптации);
- мотивационно-ценностный (система мотивов, установок, ценностно-смысловых ориентаций личности, которые помогают ей формировать ценностное отношение к условиям изменяющейся образовательной среды),
- когнитивно-оценочный (представлен системой знаний, определяющих социально-психологическую и профессиональную компетентность личности, комплексом представлений о том каким образом реализовывать свою активность в изменяющихся условиях деятельности);
- эмоционально-волевой (базирующийся на волевых качествах субъекта, его способности к осознанной саморегуляции поведения и деятельности, и определяющий уровень внутриличностной гармонии, удовлетворенность отношениями с окружающими и основными аспектами своей жизнедеятельности на данном этапе профессионального развития);
- операционно-исполнительский (включает в себя систему обобщенных умений и навыков, позволяющих эффективно осуществлять учебно-профессиональную деятельность независимо от изменяющихся условий образовательной среды);
- биографический (индивидуальная история жизни, аккумулирующая социальный опыт той среды, в которую был погружен человек, начиная самых ранних этапов жизненного пути, и формирующая жизненную позицию личности, смысл и направленность жизни, а также способность человека «определять момент наибольшего соответствия логики событий внутренним возможностям и желаниям для решительного действия» [8, с. 102]).
Заключение. Обобщая результаты представленного исследования, полагаем возможным говорить о целостности и непрерывности процесса формирования адаптационной готовности личности к трудностям учебно-профессиональной деятельности при «вхождении» в новую образовательную среду на протяжении всей жизни, где в качестве социальных институтов, формирующих эту среду, выступают семья, образовательные учреждения различных типов, трудовые коллективы и профессиональные сообщества. Несмотря на специфические особен-
ности разных типов образовательных сред, адаптационная готовность, как сложное системное образование, проявляется в структуре активационного, мотиваци-онно-ценностного, когнитивно-оценочного, эмоционально-волевого, операционально-исполнительского и биографического компонентов в виде: комплекса личностных, операциональных и функциональных свойств и отношений; новых паттернов межличностных взаимодействий с профессиональным и социальным окружением; обновленных способов и стратегий адаптивного поведения.
Анализ динамики формирования адаптационной готовности к учебно-профессиональной деятельности с позиций системно-диахронического подхода показывает, что на каждом этапе профессионального развития личности она претерпевает изменения. Появляющиеся новообразования в ее структурных компонентах не только обогащают индивидуальный жизненный опыт, но при переходе на следующий уровень развития создают базис для дальнейшего совершенствования системы адаптации к новой образовательной среде и учебно-профессиональной деятельности в ней.
Следует отметить, что выделение структурных элементов адаптационной готовности личности к учебно-профессиональной деятельности означает лишь начальный уровень системно-диахронического анализа данного психологического феномена. Для более полного рассмотрения его диахронии необходимо в дальнейшем выделить этапы формирования адаптационной готовности и проанализировать направления изменений ее составляющих в соотношении прогрессивного (рост, замена одних психических свойств другими) и регрессивного (спад, потеря значимости в общей структуре готовности) развитий, обеспечивающих активность включения личности в данную деятельность при изменении условий образовательной среды.
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.B37.21.1009 «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества».
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Субъект - символ российского самосознания //Сознание личности в кризисном обществе./ Под ред. К.А. Абульхано-вой-Славской, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Институт психологии РАН, 1995. С.10-28.
2. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
3. Габай Т.В. Развитие предметно-содержательных представлений о деятельности и деятельностный подход в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 3. С.19-32.
4. Григорьева М. В. Диахронический подход к исследованию процессов социально-психологической адаптации.// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. Вып. 1. С.54-68.
5. Григорьева М.В. Динамика адаптационных феноменов в образовательной среде школы: системно-диахронический подход.//Адаптация личности в современном мире: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2012. Вып.5. С. 8-11.
6. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
7. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. 352 с.
8. Паршина Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека// Социологические исследования. 2008. № 8. С. 100-106.
9. Шамионов Р.М. Принцип диахронии в исследовании социализации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. Вып. 1. С.79-84.
10. Шамионов Р.М. Адаптационная готовность выпускников школы и первокурсников вуза во взаимосвязи с социально-психологическими факторами// Психология обучения. 2012. № 11. С. 116-123.
11. Шамионов Р.М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности// Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 2. С. 72-80.
References
1. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Soznanie lichnosti v krizisnom obshchestve. [The conscious of the person in crisis society]. Moscow: Institute of psychology RAS, 1995. pp. 10-28.
2. Abul'khanova-Slavskaya K.A., Berezina T.N. Vremya lichnosti i vremya zhizni. [Time of the personality and life time]. Saint-Petersburg: Aleteja, 2001. 304 p.
5. Gabay T.V. VestnikMoskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psikhologiya, no 3(2011): 19-32.
6. Grigor'eva M. V. Izvestiya Saratovskogo Universiteta. Novaya seriya. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 13, no 1(2013): 54-68.
7. Grigor'eva M.V. Adaptatsiya lichnosti v sovremennom mire: Mezhvuzovs-kiy sbornik nauchnykh trudov, no.5 [The adaptation of the personality in the modern world: the interuniversity collection of scientific works, no 5]. Saratov: «Scientific book», 2012. pp. 8-11.
8. Klimov E.A. Psikhologiya professionala. [Professional psychology]. Moscow: Institute of practical psychology, Voronezh: NGO«MODEK», 1996. 400 p.
10. Panov V.I. Psikhodidaktika obrazovatel'nykh sistem: teoriya i praktika. [Psychology didactics educational systems: theory and practice]. Saint-Petersburg: Piter, 2007. 352 p.
11. Parshina T.O. Sotsiologicheskie issledovaniya, no 8(2008): 100-106.
13. Shamionov R.M Izvestiya Saratovskogo Universiteta. Novaya seriya. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 13, no 1(2013): 79-84.
14. Shamionov R.M. Psikhologiya obucheniya, no 11(2012): 116-123.
15. Shamionov R.M. Teoreticheskaya i eksperimental'nayapsikhologiya, 5, no 2(2012): 72-80.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Арендачук Ирина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии образования и развития
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, 83, г. Саратов, 410012, Россия e-mail: arend-irina@yandex. ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 3422-0417
DATA ABOUT THE AUTHORS
Arendachuk Irina Vasilevna, Ph.D. in Psychological Science, Department of Social Psychology of Education and Development, assistant professor
Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky 83, Astrakhanskaya street, Saratov, 410012, Russia e-mail: arend-irina@yandex. ru
Рецензент:
Эйгелис Галина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Психология»; Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.