циальную — популяризацию получения знаний и новых профессий;
— целевой аудиторией ПР являются абитуриенты, их родители, другие граждане, заинтересованные в получении образовательных услуг;
— ПР сферы образования имеют множественность объектов продвижения, которые желательно использовать во взаимосвязи друг с другом.
Основные средства паблик рилейшнз, используемые учреждениями образования, — презентации, дни открытых дверей, участие в общегородских праздниках и спортивных событиях, встречи с абитуриентами и т. п.
В последнее время все чаще для продвижения образовательных услуг применяют мобильный маркетинг (СМС-, ММС-реклама), вирусный маркетинг — распространение информации с помощью фото, видео, анекдотов и т. п. Разновидностью вирусного маркетинга является провокационный или партизанский маркетинг, который использует для продвижения услуг интернет-форумы, чаты, блоги, флэшмобы.
Маркетинговая деятельность в образовании охватывает различные сегменты рынка, в частности, проводятся опросы абитуриентов, студентов и родителей, мнения которых учитываются при формировании маркетинговой политики учреждений образования.
Результаты анкетирования потребителей образовательных услуг по различным оценочным критериям позволяют наиболее точно определить уровень, перечень и качество реализуемых услуг.
Владение информацией о тенденциях развития дополнительных услуг в конкурирующих
УДК/uDC 378 .147
образовательных учреждениях позволяет руководству своевременно принять решение о развитии дополнительных услуг и вносить корректирующие действия, нацеленные на удовлетворение потребностей потенциальных слушателей и студентов [2].
В целях совершенствования маркетинговой деятельности учреждения необходимо оценивать уровень маркетинга, целенаправленно и своевременно управлять им. Эти функции лежат, прежде всего, на высшем руководстве организации, однако руководитель службы маркетинга также осуществляет контроль за маркетинговой деятельностью.
Только эффективное и целенаправленное использование средств маркетинга может обеспечить успех в условиях жесткой конкуренции российским учреждениям высшего образования. Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг будет способствовать использованию все более яркой, запоминающейся рекламы и других средств маркетинга.
1. Оринчук В. А., Туватова В. Е. Практика применения инновационных образовательных технологий в высшей школе // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 4.
2. Романова И. М., Шевченко О. М., Полупанова В. А. Сущность, структура и особенности рынка образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. — 2012. — № 3.
3. Туватова В. Е. Повышение эффективности маркетинговой деятельности // Маркетинг в России и за рубежом. — 2008. — № 1.
4. Шамонов П. А. О некоторых аспектах маркетинга образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. — 2011. — № 5.
5. Федеральная целевая программа развития образования на 2015-2020 гг. [Электронный ресурс]. — URL: fcpro.ru.
Т. Ф. Лебедева, Н. А. Ткаченко Tatyana Lebedeva, Natalya Tkachenko
диаграммы циклической причинности для исследования эффективности познавательной деятельности студентов
CYCLIC causality CHART FOR A STuDY OF THE EFFECTIVENESS OF COGNITIVE ACTIVITY of STuDENTS
В статье рассматриваются проблемы снижения познавательной активности студентов. Выявлены факторы, влияющие на эффективность познавательной деятельности в инфор-
мационном обществе. Представлены результаты системного исследования эффективности познавательной активности студентом посредством диаграмм цикличной причинности.
This article deals with the problem of declining of students' cognitive activity. Factors affecting the efficiency of students' cognitive activity in the information society are identified. The results of a system study of the effectiveness of the cognitive activity of students by means of diagrams of cyclic causality are presented.
Ключевые слова: познавательная деятельность, информационная перегрузка, системный анализ, диаграммы цикличной причинности, причинно-следственные связи.
Keywords: cognitive activity of students, information overload, system analysis, cyclic causality chart, causal links.
В современной образовательной деятельности особую актуальность приобрели вопросы самоопределения и самореализации обучающихся в профессиональной области. Исследования ученых показали, что актуальным является системный подход к управлению процессом познания, направленный на повышение активности студентов в познавательной деятельности, а высокий уровень такой активности является основным условием их успешного профессионального становления.
В педагогической литературе познавательная деятельность понимается как «единство теоретического мышления, чувственного восприятия и практической деятельности, которая осуществляется человеком в течение его жизни, во всех видах социальных взаимоотношений, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе». Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку познавательной деятельности, или учении [3]. Познавательная форма деятельности как основа образовательного процесса в вузе направлена на удовлетворение духовных потребностей человека — предоставление знаний или информации. В этот тип деятельности входят образовательные услуги, которые включают:
— передачу, получение, структурирование информации, относящиеся к информационному сервису;
— процесс общения, воспитания, самоопределения;
— выработку компетенций как личной способности студента решать определенный класс учебных и профессиональных задач.
Однако, как показывает практика работы со студентами направлений подготовки «Прикладная информатика» и «Бизнес-информа-
тика», большая часть студентов не проявляют достаточно выраженной активности в учебной познавательной деятельности. Рассмотрим проблему снижения познавательной активности студентов с целью выявления рычагов управления эффективностью такой деятельности. Проанализируем именно те факторы, влияние которых на уровень познавательной активности усилилось в современном информационном обществе:
— сложность процесса извлечения знаний, необходимых для достижения целей образовательной деятельности (КР.,);
— зависимость обучающихся от мобильных коммуникационных устройств (КР2);
— информационный взрыв как признак информационного общества (КР3).
Основные причины (или не ключевые факторы), оказывающие влияние на приведенные выше ключевые факторы (табл.):
— использование традиционных занятий как однонаправленного метода передачи знаний (Р.,);
— увеличение скорости доступа к источникам знаний (Р2);
— техническая готовность обучающихся к использованию всех функций мобильных устройств (Р3);
— доступность новых мобильных устройств (Р4);
— доступность каналов мобильного Интернета (Р5);
— рост объема информации (Р6);
— рост количества источников недостоверной информации (Р7);
— рост количества просматриваемых источников информации (Р8);
— фрагментарность информации (Р9);
— рост соотношения шум/сигнал (Р10).
Авторами [3] было проведено исследование такого характерного для современного информационного общества явления, как «информационная перегрузка», и выявлены некоторые причины, приводящие к перегрузке, а также их следствия. Анализ показал тесную взаимосвязь причин и следствий. Фактор, являющийся причиной для одного явления, становится следствием для другого. Исследование привело к необходимости рассматривать все факторы и причины в тесной взаимосвязи, то есть системно. Изучение систем — это изучение взаимосвязей между элементами, ее составляющими. Выделенные факторы (ключевые факторы КР1, КР2, КР3 и факторы Р1-Р10) будем рассматривать как элементы системы
Таблица
Обоснование воздействия причин на познавательную активность студентов
Факторы Воздействие факторов на познавательную активность студентов
Fi Наличие разнообразных источников информации и быстрого доступа к ним уменьшает значимость преподавателя как главного поставщика знаний по преподаваемой дисциплине
F2 Слабая концентрация внимания на объекте изучения, использование результатов чужой интеллектуальной деятельности, выдаваемой за свою
F3 Повышение самооценки обладателя мобильного устройства, обусловленное не его знаниями, а возможностями мобильного устройства
F4 Возможность быстрого поиска информации по любому вопросу в любом месте
F5 Отсутствие сосредоточенности на объекте изучения. Навязчивое желание быть постоянно подключенным к мобильному Интернету, отвлекающее от выполнения учебных заданий
F6 Отсутствие мотивации на целевые затраты умственных усилий и времени, направленной на осмысление и обработку найденной информации
F7 Использование поисковых машин, позволяющее пользователям быстро находить нужную информацию только по корректно составленному запросу, в противном случае будет получено много информационного мусора
F8 Требование значительных затрат времени, в том числе и внеаудиторного, для выбора информации. Отсутствие доступных методов сравнения и аналитической обработки информации, получаемой из различных источников
F9 Информация на веб-странице не связана и не имеет общей структуры, что приводит к необходимости дополнительных затрат времени на восстановление структуры и взаимосвязи фрагментов информации. Пример такой фрагментации — страница обмена опытом по какому-либо вопросу на профессиональных форумах
F10 На каждой странице вместе с полезной информацией размещается большое количество рекламных материалов и ссылок на другие интересные источники, отвлекающие и рассеивающие внимание
эффективности познавательной активности студентов (ЭПАС).
Системный подход заключается в том, что сложные проблемы лучше всего исследовать, опираясь на целостное видение. Такой широкий взгляд помогает избежать опасностей замкнутого мышления, при котором решение проблемы без учета влияния всех причин в их взаимосвязи просто отодвигает ее на некоторое время, и в дальнейшем получаем более серьезную проблему.
Системный анализ — это подход к исследованию проблемы, который позволяет не обращать внимания на условные дисциплинарные границы, введенные для создания искусственных иерархий. Важной особенностью системного мышления является использование групповой работы для формирования общего понимания и общего системного взгляда на исследуемую проблему.
Одним из инструментов системного мышления являются диаграммы цикличной причинности, позволяющие описать сложные системы в виде цепочки причинно-следственных отношений [6]. В таких диаграммах пара связанных элементов рассматривается как
причина и следствие. Вид связи между элементами определяется следующим образом: если усиление/ослабление причины приводит к усилению/ослаблению следствия, то связь определяется как положительная и обозначается знаком «+». Если усиление/ослабление причины приводит к ослаблению/усилению следствия, то связь определяется как отрицательная и обозначается знаком «-».
Диаграммы цикличной причинности помогают понять и зафиксировать взаимовлияние элементов системы и исследовать их коллективное динамическое поведение. Взаимовлияние элементов системы обусловлено тем, что каждый элемент не только влияет на другие элементы системы, но и сам подвергается воздействию со стороны элементов системы. Таким образом, в системе проявляется обратная связь, которая позволяет создать динамическую систему. Акцент при использовании диаграмм циклической причинности как основного инструмента изучения сложных систем делается на отображении причинно-следственных связей и цепочек причин и на выявлении петель, рождающих циклы обратной связи.
На основании системного подхода построим диаграмму циклической причинности для исследования проблемы эффективности познавательной деятельности студентов, опираясь на выявленные выше ключевые факторы КР1, КР2, КР3 и факторы Р1-Р10.
Приведем обобщенный алгоритм построения диаграммы циклической причинности для исследования конкретной проблемы.
1. Ясно и четко формулируется основная проблема, по отношению к которой необходимо выявить причинно-следственную связь.
2. Собирается информация из различных источников. Эти источники могут быть результатами предыдущих исследований, активного извлечения знаний, полученных с помощью коммуникативных методов: круглого стола, дискуссии, «мозгового штурма».
3. Проводится анализ полученной информации, а также данных по проблеме, близкой к исследуемой. В результате анализа выявляются ключевые факторы, влияющие на исследуемую проблему: КР|, где I = 1, 2, ... п; п -количество выявленных факторов.
4. Любой из ключевых факторов, например КР1, выбирается в качестве начальной точки для дальнейших действий. КР1, рассматриваемый как причина, последовательно сопоставляется с каждым из оставшихся ключевых факторов КР|, где I = 2, 3 ... п, и методом экспертной оценки выбирается один ключевой фактор, являющийся следствием для ключевого фактора — причины КР].
5. Для двух выбранных ключевых факторов, связанных причинно-следственным отношением, устанавливается тип связи. Это положительная или отрицательная связь.
6. Графически отображаются два ключевых фактора и связь (в виде линии со стрелкой). Стрелка рисуется от причины к следствию. Связи отображаются сплошной линией. На диаграмме не должно быть двунаправленных стрелок. На линии со стрелкой указывается тип связи («+» или «-»).
7. Для ключевого фактора КР^ — причины, ищется ключевой фактор КРк — следствие
(М).
8. Повторяются действия 5-7 до тех пор, пока все ключевые факторы КР| не будут связаны по замкнутому кругу причинно-следственными отношениями. Таким образом выявляется петля, порождающая цикл обратной связи.
9. Среди множества факторов Р{, (ё = 1, 2 ... т; т -количество выявленных фак-
торов) аналогичным образом отображаются причинно-следственные связи, образующие цепочки факторов, выявляются петли, порождающие циклы обратной связи.
10. Полученные цепочки факторов и петли обратной связи связываются между собой либо с элементами петли ключевых факторов.
По этому алгоритму должна работать команда экспертов-исследователей, все действия которой обсуждаются и оцениваются. Решения принимаются на основании метода экспертных оценок.
Построим диаграмму цикличной причинности для проблемы «исследование эффективности познавательной деятельности студентов», руководствуясь приведенным выше алгоритмом (рис. 1).
В центре диаграммы находится усиливающая петля («порочный» круг), включающая факторы КР1, КР2, КР3. Чем больше информационная перегрузка, тем сложнее процесс извлечения знаний. Чем сложнее процесс извлечения знаний, тем сильнее зависимость от мобильных устройств — постоянная проверка электронной почты, мессенджеров, обновлений на сайтах, желание уйти в виртуальный мир, отключившись от трудностей учебного процесса. Фактор «зависимость от мобильных устройств» также входит в усиливающую петлю, образованную факторами Р3, Р4, Р5, а фактор «сложность процесса извлечения знаний» входит в усиливающую петлю, образованную факторами КР2, Р3, Р4, Р5, Р2. Внешняя петля из факторов Р6, Р7, Р8 через фактор Р6 (объем информации) оказывает усиливающее влияние на элемент «порочного» круга КР3. В свою очередь фактор Р8 усиливается внешней петлей Р8, Р9, Р10. На диаграмме присутствует внешнее звено Р1, которое усиливает элемент порочного круга КР1.
Таким образом, диаграмма цикличной причинности представляет собой сеть из пяти взаимосвязанных усиливающих петель.
Анализ диаграммы (рис. 1) показал рост всех приведенных факторов за счет вхождения их в усиливающие петли, что приводит к снижению эффективности познавательной деятельности студентов. Управление процессом познавательной деятельности подобно управлению сложным механизмом, только его компонентами являются студенты и преподаватели. Преподаватель должен управлять процессом познания, воздействуя на факторы познавательной активности студентов. Назовем такие воздействия рычагами управления.
Фрагментарность информации
Рис. 1. Диаграмма цикличной причинности системы ЭПАС без управления
Для эффективного управления преподавателю необходимо представлять процесс познания как взаимосвязанную систему элементов и находить новые рычаги управления системой. В рассматриваемой выше системе ЭПАС таких рычагов, управляющих системой в целом, нет.
Для выявления рычагов управления рассмотрим функции преподавателя. Преподаватель современного вуза, помимо своей традиционной многовековой функции поставщика знаний студентам, призван выполнять функ-
ции, отвечающие за современное информационное развитие общества [5].
Современный преподаватель должен помогать студенту:
— ориентироваться в перегруженном интернет-пространстве;
— оценивать информационное пространство;
— учиться извлекать знания, востребованные в практической деятельности;
— проявлять познавательную активность при выполнении групповых учебных заданий.
Выполнение перечисленных выше функций требует от преподавателя освоения новых ролей: модератора, фасилитатора, тьютора.
Роль модератора предполагает организацию учебного занятия в форме свободного обмена мнениями по изучаемой теме с целью получения правильных результатов и выводов. Выполняя обязанности тьютора, преподаватель учитывает познавательные потребности и личные устремления каждого обучающегося, разрабатывает для него задания и способы мотивации, формирует индивидуальную образовательную траекторию.
Действуя как фасилитатор (от англ. to facilitate — облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия), то есть занимающийся организацией и ведением групповых форм работы с целью повышения их эффективности, преподаватель использует те методы и приемы, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, солидарности и кооперации в учебной работе, формируют умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале, что позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» с обучающимися и не бояться при этом быть обвиненным в «незнании существующих на практике проблем» [4].
Опыт практической преподавательской деятельности авторов, опросы коллег показали, что рассмотренные роли преподавателя реализуются посредством новых воздействий на факторы системы ЭПАС, таких как: занятия в активной и интерактивной формах, практико-ориентированные занятия, рекомендации преподавателя интернет-ресурсов лучших практик. Представим на диаграмме (рис. 2) перечисленные воздействия как рычаги управления. Смысл стратегии управления — в перемещении рычагов, то есть в установлении количественного значения (показателя) для каждого воздействия. Решить, в какое положение установить рычаг, и предпринять соответствующее действие — это как раз то, что должен делать преподаватель на каждом конкретном занятии.
Поясним действия рычагов на диаграмме цикличной причинности системы ЭПАС (рис. 2). Чем больше практико-ориентиро-ванных занятий, тем меньше зависимость от мобильных коммуникационных устройств (связь отрицательная и обозначается знаком «-»). На таких занятиях студент сосредоточен
на решении конкретных учебно-практических задач, например разработка базы данных для организации бизнеса по прокату спортивного инвентаря; разработка технического задания для создания интернет-магазина по продаже компьютерной техники и т. д. Решая практическую задачу, студент использует свое мобильное коммуникационное устройство только тогда, когда это необходимо по заданию.
Рекомендуя студентам конкретные проверенные интернет-ресурсы лучших практик, например интернет-сервисы профессиональных сообществ программистов [1], преподаватель помогает студенту уменьшить количество источников недостоверной информации, тем самым снижая количество просматриваемых источников, что уменьшает объем информации и информационную перегрузку.
Чем больше проводится занятий в активной и интерактивной формах, тем больше персональная заинтересованность и вовлеченность каждого студента в процесс извлечения знаний, а следовательно, снижается сложность процесса извлечения знаний для студента. Занятия в активной и интерактивной формах проводятся в виде дискуссии, работы над проектом,разбора конкретной ситуации. Например, при изучении темы «Защита программ от вирусов и программных закладок» студенты с увлечением делятся своим опытом борьбы с вирусами, спорят, обсуждают, даже было высказано парадоксальное мнение, что в познавательных целях лучше не «лечить» зараженный файл, а посмотреть, что будет дальше. Студенты также становятся поставщиками знаний. Преподаватель на таких занятиях проявляет заинтересованность в получаемой от студентов информации и выступает в роли фасилитатора, задавая вопросы, направляя дискуссию в нужное русло.
Поскольку одним из правил Д. Шервуда является утверждение «не бывает «законченных» диаграмм» [6], то в полученную диаграмму могут быть добавлены и другие рычаги управления, позволяющие снизить действие усиливающих петель. Авторы продолжают исследование и оценку влияния заявленных рычагов, а также выявление новых рычагов управления на познавательную активность студентов.
В предлагаемом исследовании диаграммы цикличной причинности использованы в качестве инструмента системного подхода, позволяющего выявить взаимовлияние только тех факторов, которые воздействуют
Фрагментарность информации
Рис. 2. Диаграмма цикличной причинности системы ЭПАС с рычагами управления
на познавательную активность студентов и обусловлены информатизацией общества.
1. Лебедева Т. Ф., Ткаченко Н. А. Проблемы взаимодействия студента с информационными электронными ресурсами // Социогуманитарный вестник. — 2013. — № 3(12) — С. 6-10.
2. Лебедева Т. Ф., Ткаченко Н. А. Влияние информационной перегрузки на участников образовательного процесса // Социогуманитарный вестник. — 201 5. — №1(14) — С. 12-15.
3. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд.- СПб. : Питер, 2004. -592 с.
4. Скопкарева С. Л. Фасилитация в профессиональном образовании и система оценки качества образовательных результатов [Электронный ресурс] — URL: www.ipkpro/ru/ librany/method/tradnov/2012/2.
5. Тинякова Е. А. Наиболее волнующие проблемы современного российского образования // Социодинамика. — 2013. — № 3. — С. 200-245.
6. Шервуд Д. Видеть лес за деревьями. Системный подход для совершенствования. — М. : Альпина Паблишер, 2012. — 342 с.