III
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
УДК 334.7
Н.Ю. Бабанов, В.В. Беляков, Н.А. Мурашова ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА
Процессы современной глобализации требуют радикальных преобразований в сфере взаимодействий науки, техники и общества. В нашей стране в настоящее время можно говорить о низкой эффективности модернизации экономики и инновационных технических проектов. Одной из главных причин этого можно обозначить проблему ограничений роста интеллектуального потенциала и неопределенность движущих факторов инновационного развития. Становится очевидной необходимость построения не столько инновационной экономики, сколько «инновационного общества». Авторами статьи предлагается новый подход к решению данной проблемы, нацеленный на формирование и развитие внутренних ресурсов, обеспечивающий непрерывность движения проектов в сектор венчурного предпринимательства, способствующий эффективному вовлечению в хозяйственный оборот интеллектуального потенциала. Это позволит создать сегмент рынка интеллектуальной собственности мирового уровня, существенно увеличит доходную часть федерального бюджета, сформирует стимулирующую среду для эффективной активности предприятий-разработчиков и предприятий-потребителей достижений научно-технического прогресса, повысит конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, увеличит экспортный потенциал и улучшит инвестиционный климат в стране.
Ключевые слова: социально-экономические системы, системный подход, инновационный потенциал, инновационное общество, инвестиционный климат, региональная политика.
Современной тенденцией развития общества является переход от индустриальной, сырьевой экономики к экономике, основанной на интеллектуальных ресурсах и наукоемких технологиях. Инновационная мировая конъюнктура требует такой системы взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, при которой инновации станут основой их развития. Следовательно, построение механизма управления инновационным развитием страны возможно лишь совместными усилиями всего общества: государства, предпринимательской и научной среды. Формирующаяся система взаимодействия инновационных субъектов России состоит из четырех иерархичных уровней, каждый из которых является управляющим звеном по отношению к нижестоящему уровню: инновационная деятельность в национальном масштабе (макро - уровень); инновационная деятельность в рамках региона (ме-зо - уровень); инновационная деятельность организации (микро - уровень); инновационная деятельность конкретного человека (нано - уровень). Основным препятствием в данном направлении является разрушение единого народнохозяйственного комплекса страны, разрыв взаимосвязи науки с предприятиями, потеря управляемости инновационно-техническим комплексом. Соответственно необходима интеграция и гармонизация инновационного развития всех сфер деятельности общества, направление на инновационно-устойчивое развитие
страны. Активизация всех процессов национального развития России возможна по средствам реструктуризации научного потенциала, подъем высокотехнологичного сектора экономики с использованием резервов интеграции и глобализации. Ресурсы, необходимые для обеспечения инновационного прорыва, включают процесс обеспечения инноваций инвестициями, эффективное использование рентных доходов, инновационное партнерство предпринимателей, государства, творческих личностей и общества [1-12].
Социально-техническая система включает человека и машину в качестве равноправных элементов. Но это равноправие означает только выполнение каждым своей роли, тесное их взаимодействие с учетом возможностей каждой стороны. Социально-техническая система создана человеком и работает для человека; в процессе работы не человек подлаживается к машине, а машина к человеку, учитывая его возможности, желания, привычки, капризы. Чтобы творческий потенциал человека был реализован, необходимо максимальное соответствие структуры способностей работника структуре требований к рабочему месту: на рабочем месте человек должен чувствовать себя комфортно, эффективно использовать техническое оснащение, проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения.
Социально-техническими системами (СТС) называют сложные производственные, технические, управленческие и общественные системы, которые включают технические и программные средства, физическое окружение, работников, наборы внутренних и внешних по отношению к системе правил, а также используемые данные и структуры данных. Цель социально-технической системы заключается в том, что она устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне. Определяя задачи создания и существования социально-техническая система придает целенаправленность действиям ее активных элементов. Следует отметить, что с одной стороны гармонично развитая личность, означает основательные, но не очень глубокие знания во всех областях и глубокие знания в области выбранной профессии. С другой стороны, наука повышает технологический уровень производственных систем, при этом наблюдается повышение уровня безработицы, так как технические средства труда выполняют большой ряд операций технологического процесса. Следовательно, современная техника остро нуждается в инженерах-социологах, инженерах-психологах, инженерах-организаторах, инженерах по обучению и др.
Опыт мировых экономик, например, Канады и Финляндии, показывает, что ключевым звеном является именно мезо - уровень. Иными словами, исследование процессов создания, внедрения инноваций и управление ими именно в масштабах региона приобретает в настоящее время наиболее актуальный, если не сказать определяющий характер. Об этом свидетельствует и низкая эффективность предпринимаемых руководством страны инновационных преобразований, направленных на модернизацию экономики. Одной из основных причин этого является проблема развития инновационной системы, связанная с низким темпом роста интеллектуального потенциала и восприимчивости личности к инновациям, что является движущей силой инновационного развития. Не случайно в целом ряде инновационноактивных стран говорится уже не о экономике, основанной на инновациях, а о построении инновационного общества. В частности, отсутствие в большинстве регионов Российской Федерации стимулирования процесса повышения квалификационного потенциала личности и негативное отношение к саморазвитию и интеллектуальному труду являются одним из сдерживающих факторов инновационного развития страны. Указанные проблемы с научной точки зрения изучены недостаточно, в исследованиях доминирует «технократический» подход к инновационной деятельности. В этой связи необходимо разработать и внедрить модель инновационного развития промышленного региона, в котором инновационные преобразования будут базироваться на инновационной восприимчивости общества и на инновационной культуре, в свою очередь основанной на мотивационном механизме инновационной деятельности.
Низкая эффективность инновационных преобразований в субъектах РФ, обусловленная разрывом взаимосвязи науки с предприятиями, потеря управляемости инновационнотехническим комплексом требует разработки моделей и механизмов формирования и управления интегрированной социально-экономической системой, основанных на партнерских отношениях науки, промышленности и бизнеса с целью обеспечения конкурентоспособности региона, а как следствие и страны в наукоемком секторе экономики. В научной среде достаточно много и продуктивно исследуются частные вопросы, связанные с инновациями (анализ инновационных процессов, условия для осуществления инноваций, меры и формы поддержки инновационной деятельности и т.д.). В то же время практически не применяется комплексный подход, в котором субъектом исследования является такая территориальная единица как субъект Российской Федерации (за исключением работ Тверского инноцентра).
Однако игнорирование индивидуальность отдельных регионов РФ может привести к снижению эффективности задействованных механизмов государственного регулирования и поддержки наукоемких отраслей производства, а, следовательно, снижению конкурентоспособности промышленности. Важно, на современном этапе социально-экономического развития России является проведение эффективной государственной политики, направленной на регулирование инновационной экономики, создание эффективной национальной инновационной системы.
Современным научным сообществом мало освещен (изучен) вопрос влияние интеграции науки, промышленности и бизнеса на уровень инновационного развития. Хотя в большинстве работ, посвященных исследованиям инновационного потенциала, рассматривается проблема развития инновационной системы, связанная с человеческим фактором, как главной составляющей экономического роста. В ряде работ отмечается, что повышение интеллектуального потенциала и восприимчивости личности к инновациям является движущей силой инновационного развития предприятий региона [8]. Процесс повышения квалификационного потенциала личности, ее отношение к саморазвитию и интеллектуальному труду можно рассматривать, как совокупность мотивов субъектов инновации, формирующихся под влиянием взаимодействия в инновационном процессе.
Ряд работ российских ученых по данной тематике в полном объеме соответствует основным задачам «Стратегии социально-экономического развития до 2020 года», «Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года». Повышение эффективности инновационных преобразований необходимо для развития конкурентоспособной экономики в регионах и России, что неразрывно связано с географическим разделением труда, индивидуальностью в природном и социально-экономическом отношении (демография, ресурсы, структура хозяйства), типом хозяйственной и социальной системы, исторически сложившейся пространственной иерархией. Этим объясняется актуальность рассматриваемого вопроса.
Рост эффективности инновационной деятельности напрямую зависит от комплекса мотивов инновационной деятельности, которая образует инновационную культуру. Последняя, в свою очередь, содержит способствующие и тормозящие факторы инновационного развития.
Проведенные исследования показали, что уровень инновационной активности региона сегодня определяется как отношение числа организаций, осуществляющих инновации, к общему числу обследованных за определенный период времени организаций в стране, отрасли, регионе и т.д. Поскольку результат в таком случае напрямую зависит от выбранной статистической базы данных, а статистика констатирует только факт осуществления предприятием инновационной деятельности и поэтому относит его к числу инновационно-активных, не учитывая результативности этой деятельности. А форма № 4 - «инновация» является не обязательной для формирования отчета. Следовательно, сегодня не существует объективной системы факторов совокупного регионального потенциала, оказывающих значительное влияние на эффективность инновационных преобразований [7]. Таким образом, необходимо создать систему диагностирования, предназначенную для выявления такой системы факто-
ров, особенно инновационной культуры региона. Решение подобного рода задач возможно при использовании диагностики сложных социально-экономических, которая должна основываться на данных статистической отчетности предприятий и организаций и результатах социологических исследований руководителей. При этом сбалансированная система диагностики мотивов инновационной деятельности субъектов инновационной среды региона должна быть интегрирована с совокупным региональным потенциалом региона, поскольку необходимо учитывать дифференциацию особенностей территориально-экономических интересов и инновационную культуру региона. Только таким образом можно создать комплексную система мониторинга и прогнозирования и оперативного контроля угроз инновационных процессов региона, основанную на совокупности разноплановых показателей оценки уровня регионального инновационного потенциала, оборота интеллектуальной собственности и инновационной восприимчивостью общества, которая будет определять уровень потенциально возможного развития инновационной сферы. Следует отметить, что уровень инновационного развития и темпы кооперации процессов интеграции науки, промышленности и бизнеса оказывают существенное влияние на эффективность инновационных преобразований.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года указано, что инновационный социально-ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых региональных и межрегиональных зон опережающего развития (п. 7.2. «Инновационное региональное социально-экономическое развитие») [1,12]. В процессе реализации региональной социально-экономической политики не всегда учитываются инновационные факторы развития региона. (Ст. 80 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 1. 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Концепция Минэкономразвития России, прошла рассмотрение на заседании Правительства Российской Федерации 6 марта 2008 г. и общественную экспертизу с обсуждением на Пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации 4 июля 2008 г.) Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 (в целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), не содержит каких-либо показателей инновационно-технологического профиля [12]. Необходима соответствующая система показателей, оценивающих результативность проводимых региональных мероприятий в сфере инновационного развития.
Как показывает мировая практика, эффективный механизм управления инновационной сферой экономики должен базироваться на аудите инновационного потенциала территорий, обороте интеллектуальной собственности и уровне инновационной деятельности в регионе. При этом необходимо учесть привлекательность отраслей, инвестиционный климат и инновационную восприимчивость общества на уровне региона, а также межрегиональную кластерную политику. Управление инновационным развитием региона отличается тем, что в процессе формирования необходимых условий для роста региональной экономики, основанной на производстве высокотехнологичной продукции и использования накопленного инновационного потенциала, необходимо использовать комплексный подход и совокупность мотивов субъектов инновационной среды региона. Так как инновационное развитие региона
основано на управление интеллектуальным потенциалом и инновационной культуре субъектов инновационной среды.
Поскольку инновационное развитие является одним из направлений программ комплексного развития регионов, включающих также развитие всех сфер материального производства, непроизводственной и социальной сфер. Поэтому региональные органы управления заинтересованы в формировании необходимых условий для роста экономики на основе производства высокотехнологичной продукции, в использовании накопленного в регионах интеллектуального потенциала, для повышения конкурентоспособности региональной экономики на межрегиональном и международном рынках [13]. Особенно важны вопросы поляризации научно-инновационного потенциала в регионах и его влияния на темпы роста уровня инновационного развития. Сегодня не существует аналитического аппарата и практических рекомендаций для региональных органов управления, направленных на повышение эффективности управления инновационным развитием региона, которое заключается в повышении уровня организованности региональной инновационной сферы путем осуществления организационных преобразований, способствующих реализации инновационных процессов в регионе.
Одним из основных условий осуществления инновационной деятельности предприятий в регионе является уровень потенциально возможного развития инновационной сферы, который выступает как отдельная экономическая категория - инновационный потенциал [7,
11, 12]. Российскими учеными мало изучен вопрос повышения темпов реализации инновационной политики, направленный на устойчивое развитие инновационной сферы.
Отсутствие однозначной трактовки понятия «инновационный потенциал» обусловливает необходимость комплексного изучения его сущности и структуры как социальноэкономического феномена. С конца 80-х годов ХХ века категория «инновационный потенциал» формировалась и уточнялась. Часть авторов (И. Балабанов, П. Завлин, О. Коробейников, И Коршунов, А. Савчук, А. Трефилова и др.) рассматривала инновационный потенциал как совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности, к которым относятся материально-технические, информационные, финансовые, человеческие, инфраструктурные и прочие ресурсы. Другая часть исследователей (В. Гунин, А. Когут, З. Румянцева, А. Поршнев, Н. Соломатин и другие) трактует инновационный потенциал как меру способности и готовности социально-экономической системы достигать поставленных целей в области инновационного развития. Под способностью понимается наличие и сбалансированность структуры компонентов потенциала, а под готовностью -достаточность уровня развития потенциала для формирования инновационно-активной экономики. Третьи исследователи (И. Афонин, Б. Лисин, А Николаев, В. Фридянов и другие) определяют инновационный потенциал как совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей социально-экономической системы в инновационной деятельности. Принимая во внимание изложенное, понятие «инновационный потенциал» следует рассматривать как элемент совокупного регионального потенциала, характеризующегося возможностью прироста экономики региона за счет внедрения новых технологий использования имеющихся ресурсов с интеллектуализацией и инновационной восприимчивостью общества.
Современная научная литература представляет целый ряд методик оценки инновационного потенциала, большая часть которых относится к результатам деятельности конкретного предприятия, базируется на экспертных оценках и носит качественный характер, учитывает только отдельные показатели. Основные результаты данных исследований приведены в [6-11]. Однако инновационный потенциал является необходимым, но не достаточным критерием эффективности инновационного развития региона, так как инновационный потенциал
региона - часть совокупного регионального потенциала, характеризующаяся возможностью прироста экономики региона за счет внедрения новых технологий использования имеющихся ресурсов [10, 12]. Поэтому интеграция инновационного и ресурсного потенциала территорий, оборота интеллектуальной собственности и уровня инновационной деятельности региона, во взаимосвязи с темпами кооперации процессов интеграции и инновационной восприимчивостью общества на уровне региона, с учетом межрегиональной кластерной политики оказывает непосредственное влияние на эффективность инновационных преобразований региона. На региональном уровне сегодня отсутствует модель влияния темпов кооперации процессов интеграции: науки, промышленности и бизнеса с уровнем инновационного развития региона, что проявляется в диспропорциях между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением [8]. Поэтому важно исследовать влияние процессов интеграции субъектов инновационной среды региона на уровень его инновационного развития.
Формирование на всех уровнях общественных отношений условий для развития инновационной экономики, основанных на стремлении к интеллектуализации труда каждой личности и общества в целом, к интеллектуализации региональной экономики, имеет важнейшее стратегическое значение. Влияние организационной составляющей инновационного потенциала на темпы роста уровня инновационного развития региона, с учетом межрегиональной кластерной политики, необходимо учитывать в процессе внедрения на предприятиях реального сектора экономики региона. В этой связи следует разработать и внедрить эффективные формы интеграции науки, производства и бизнеса с целью реализации потенциала региона и расширения возможностей его участия в перспективных направлениях научнотехнического, экономического и социального развития. В частности, необходим механизм интеграции науки, промышленности и бизнеса, который, в отличие от общепринятых, основан на модели системы управления инновационным развитием региона и модели формирования инновационного общества. Одним из возможных путей повышения эффективности управления ресурсным и инновационным потенциалом территорий является проведение анализа условий интеграции и форм сотрудничества учреждений, организаций и предприятий, итогом которого является предоставление заинтересованным органам предложений и методических рекомендаций по повышению эффективности проведения инновационной, научнотехнической и социально-экономической политики, по средствам образовательных технологий, через заключение социального контракта. Впервые будет предложена комплексная модель инновационного развития региона, основанная на анализе социальных опросов и статистических показателей инновационной сферы, включающая: создание инфраструктурных звеньев инновационной деятельности; организацию системы подготовки инновационных менеджеров при сотрудничестве с региональными ВУЗами; формирование консультационного центра по оказанию услуг внедрения инновационного менеджмента на предприятиях региона.
Принимая во внимание значимость оценки состояния инновационной сферы в регионе, при принятии управленческих решений по активизации инновационной деятельности в рамках исследований необходимо разработать сбалансированную систему диагностики инновационной культуры и ключевых факторов совокупного инновационного потенциала региона. Такая система, включающая как содержание, так и структуру, позволит определить влияние каждой совокупности ресурсов на эффективность инновационных преобразований. Уровень развития организационной составляющей инновационного потенциала отражается на степени эффективности инновационных преобразований в регионе, следовательно, и на уровне развития инновационной инфраструктуры. Это обеспечит трансформацию ресурсного потенциала региона в инновационной сфере.
На современном этапе развития экономики России необходимо учитывать роль интеллектуального потенциала, определяющего исходное состояние инновационного потен-
циала, а также непосредственно влияющего на экономическую безопасность и обеспечение стабильного социально-экономического развития страны. Прогнозирование и управление инновационным процессом развития региона с использованием «критического потенциала» общества, который определяется через физическую численность лиц с высшим образованием, занятых в сфере НИОКР и в производстве, либо в общем виде, как интегральный показатель - доля расхода на НИОКР в ВВП, так как масштаб кадрового интеллектуального потенциала напрямую зависит от объема финансирования сферы интеллектуального производства.
Анализ опыта западноевропейских стран показал, что заимствование интеллектуальных достижений других государств без собственной базы интеллектуального потенциала не позволяет создать независимой национальной экономики [13]. Поэтому необходимо сформировать и развивать внутренний ресурс, обеспечивающий непрерывность движения проектов в сектор венчурного предпринимательства посредством создания единой интеллектуальной системы, через привлечение к сотрудничеству представителей науки, производства и бизнеса. Коллективом авторов планируется разработать организационную модель и экономическую базу, способствующие эффективному вовлечению в хозяйственный оборот интеллектуального потенциала. Это позволит создать сегмент рынка интеллектуальной собственности мирового уровня, существенно увеличит доходную часть федерального бюджета, сформирует стимулирующую среду для эффективной активности предприятий-разработчиков и предприятий-потребителей достижений научно-технического прогресса, повысит конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, увеличит экспортный потенциал и улучшит инвестиционный климат в стране. Важно создать структуру инфраструктурных звеньев инновационной деятельности, включающую организационную форму системы подготовки инновационных менеджеров при сотрудничестве с региональными вузами, а также сформировать консультационный центр по оказанию услуг внедрения инновационного менеджмента на предприятиях региона [12,13].
Библиографический список
1. Бабанов, Н.Ю. Нижегородская модель инновационного развития региона [Текст] // Сб. статей «Иновационные основы территориального планирования и развития регионов». - Тверь, 2008, С. 225-235.
2. Бабанов, Н.Ю. Технопарки и бизнес-инкубаторы - точки «роста» инновационной экономики [Текст] // Приоритеты инновационного общества, региональный аспект. Материалы XVIII ежегодной научно-практической конференции по основам сотрудничества высшей школы и регионов. - Тверь: Тверской ИнноЦентр, 2010, С. 131-137.
3. Бабанов, Н.Ю. Коммуникация как концепт современной науки [Текст] // Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы третьей Всеросийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева.- Нижний Новгород, 2012, С.4-5.
4. Беляков, В.В. Диагностика сложных технических систем [Текст] / В.В. Беляков, М.Е. Бушуева // Труды 1-го рабочего совещании по проекту НАТО SfP-973799 Semiconductors «Разработка ра-диоционно стойких полупроводниковых приборов для систем связи и прецизионных измерений с использованием шумового анализа», апрель 2001 г. Н.Новгород: (ННГУ ил. Н.И.Лобачевского.) ТАЛАМ,2002. С.63-99
5. Беляков, В.В. Многокритериальная оптимизация контролепригодности сложных систем [Текст] /
В.В. Беляков, М.Е. Бушуева // Труды 2-го рабочего совещании по проекту НАТО SfP-973799 Semiconductors «Разработка радиоционно стойких полупроводниковых приборов для систем связи и прецизионных измерений с использованием шумового анализа», апрель 2002 г. Н.Новгород: (НГУ им. Лобачевского.) ТАЛАМ, 2002.. С.74-84.
6. Беляков, В.В. Многокритериальная оптимизация контролепригодности диагностических систем в условиях нечеткого состояния технических объектов [Текст] / В.В. Беляков, М.Е. Бушуева // Труды 3-го рабочего совещании по проекту НАТО SfP-973799 Semiconductors «Разработка ра-
диоционно стойких полупроводниковых приборов для систем связи и прецизионных измерений с использованием шумового анализа», апрель 2003 г. Н.Новгород: (НГУ им. Лобачевского.) ТАЛАМ, 2003.. С.102-115
7. Дагаев, А.А. Мировая практика инновационного развития [Текст] // Движение регионов России к инновационной экономике / под ред. А.Г. Гранберга. - М.: Наука, 2006.
8. Инновации и устойчивое развитие России [Текст] / Н.Ю.Бабанов, С.Н.Митяков, О.И. Митякова // Известия Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова. Юбилейный том, посвященный 20-летию Академии инженерных наук РФ, под ред. Ю.В. Гуляева. - Москва - Н.Новгород: НГТУ, 2011, С. 24-41.
9. Яшин, С.Н. Инновационное развитие предприятий и источники его инвестирования с посткри-зисном периоде в России и нижегородской области [Текст] / С.Н. Яшин, Н.А. Мурашова // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева/ НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - Нижний Новгород, 2012. №1 (94). С. 283 - 293.
10. Яшин, С.Н. Некоторые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности регионов [Текст] / С.Н. Яшин, Н.А. Мурашова// Научный информационно-аналитический журнал «Инновационный Вестник Регион». - Воронеж: Издательский дом «Кварта», 2010. №3 (21).
С.2-8.
11. Яшин, С.Н. Развитие инновационной сферы в регионах Российской федерации [Текст] / С.Н. Яшин, Н.А. Мурашова// Научно-технические ведомости СПбГПУ: Наука и образование. Инноватика. - СПбГПУ: Изд-во Политехнического университета. 2009. №5 (87). С. 43-46.
12. Яшин, С.Н. Формирование механизма и технологии управления инновационной деятельностью предприятий региона: монография [Текст] / С.Н. Яшин, Н.А. Мурашова. - Н.Новгород: НГТУ, 2010. -256 с.
13. Ушвицкий, Л.И. К вопросу о реализации инновационного потенциала региона [Текст] / Л.И. Уш-вицкий, И.В. Туманян // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 14.