Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение, как важнейший фактор, определяющий результативность и эффективность инновационной деятельности'

Финансовое обеспечение, как важнейший фактор, определяющий результативность и эффективность инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INVESTMENT RESOURCES / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL / БЮДЖЕТ / BUDGET / EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF INNOVATION / AMOUNT OF FUNDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшин С. Н., Мурашова Н. А.

Цель: оценка степени влияния финансирования на эффективность инновационной составляющей экономики России. Методология: достижение поставленной в работе цели осуществляется с использованием системного подхода, анализа статистических данных результативности деятельности фондов поддержки инновационных проектов. Результаты и область их применения: результатом исследования является обоснование решения основных задач финансирования науки, связанных с активизацией и повышением эффективности инновационной деятельности. Выводы: существенное повышение активности и эффективности инновационной составляющей российской экономики связано с разработкой механизма финансирования науки, основанного на анализе сбалансированности структуры инвестиционных ресурсов и пропорциональности их распределения по секторам экономики и регионам РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDING IS AN IMPORTANT FACTOR DETERMINING PERFORMANCE OF INNOVATION

Purpose: Assessment of the impact of funding on the effectiveness of the innovation component of the Russian economy. Methodology: The achievement of the objectives in the work is carried out using a systematic approach, the analysis of statistical data performance of the funds to support innovative projects. The results and their application area: The result of the study is to validate the basic tasks of funding science, in increasing and improving the efficiency of innovation. Conclusions: A significant increase in the activity and effectiveness of the innovation component of the Russian economy is associated with the development of science funding mechanism, based on an analysis of the structure of a balanced investment of resources in proportion to their distribution across sectors and regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение, как важнейший фактор, определяющий результативность и эффективность инновационной деятельности»

УДК 330.322

С.Н. Яшин, Н.А. Мурашова

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Цель: оценка степени влияния финансирования на эффективность инновационной составляющей экономики России.

Методология: достижение поставленной в работе цели осуществляется с использованием системного подхода, анализа статистических данных результативности деятельности фондов поддержки инновационных проектов. Результаты и область их применения: результатом исследования является обоснование решения основных задач финансирования науки, связанных с активизацией и повышением эффективности инновационной деятельности.

Выводы: существенное повышение активности и эффективности инновационной составляющей российской экономики связано с разработкой механизма финансирования науки, основанного на анализе сбалансированности структуры инвестиционных ресурсов и пропорциональности их распределения по секторам экономики и регионам РФ.

Ключевые слова: инвестиционные ресурсы; оценка эффективности инновационной деятельности; объем финансирования; государственное регулирование; научно-технический потенциал; бюджет.

Организациям, в разной степени реализующим инновационную деятельность, необходимо разработать механизм, способствующий ее развитию. Поэтому, еще в 1992 году были приняты меры по сохранению научно-технического потенциала РФ: создание Российского фонда фундаментальных исследований; образование внебюджетного Российского фонда технического развития; освобождение учреждений науки и техники, финансируемых преимущественно из бюджета РФ, от платы за землю и налога на имущество; освобождение объединений и предприятий от налогообложения части прибыли, направленной на НИОКР, а также в Российский фонд технологического развития; освобождение объединений и предприятий от уплаты НДС за выполнение НИОКР, финансируемых из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и внебюджетных фондов, образуемых на эти цели. В 1994 году учреждения научно-технического профиля независимо от формы собственности были освобождены от налога на землю, создан Российский гуманитарный научный фонд. В 1995 году был образован Федеральный фонд производственных инноваций [4].

В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» Правительство РФ приняло постановление от 13 октября 1999 г. № 1156 «Об утверждении Порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок», согласно которому федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать внебюджетные фонды. Министерство образования и науки РФ создало российский фонд технологического развития, федеральные министерства и ведомства - фонд финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, коммерческие организации - фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок [1, 2].

Внебюджетные фонды федеральных органов и коммерческих организаций создаются по согласованию с Министерством образования и науки РФ и формируются за счет добровольных отчислений организаций. Суммы отчислений средств в размере до 1,5% себестоимости производимой продукции (работ, услуг) включаются организациями в себестоимость

© Яшин С.Н., Мурашова Н.А., 2013.

продукции (работ, услуг). В случае, когда средства, предназначенные для отчисления во внебюджетный фонд, не перечислены в указанный фонд, налогооблагаемая прибыль организации увеличивается на сумму этих средств. Не подлежат включению в себестоимость отчисления организаций, если производимая продукция (работы, услуги) изготавливалась для государственных нужд за счет ассигнований из федерального бюджета [3]. Организации, в которых созданы внебюджетные фонды, представляют отчетность о движении средств внебюджетные фондов в Министерство финансов РФ, Росстат и Министерство образования и науки РФ. Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерство образования и наук РФ и Министерство финансов РФ. При реорганизации коммерческих организаций средства их внебюджетных фондов передаются в установленном порядке во внебюджетные фонды их правопреемников.

Федеральные органы и коммерческие организации в соответствии с договором с Министерством образования и науки РФ ежеквартально перечисляют в Российский фонд технологического развития 25% средств, поступающих в их внебюджетные фонды. В составе источников финансирования выделяют:

• средства бюджета, в том числе федерального, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, получаемые организацией непосредственно или по договорам с заказчиком (57-64%);

• собственные средства организаций (предприятий), выполняющих научные исследования и разработки или осуществляющих инновации(из прибыли либо за счет себестоимости выпускаемой продукции, работ, услуг) (20-25%);

• средства внебюджетных фондов (фонда стабилизации экономики, фонда регионального развития, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, фонда конверсии и другие) (6-10%);

• иностранные источники - средства, получаемые организацией (предприятием), юридическими и физическими лицами, находящимися вне политических границ государства, а также от международных организаций (6-14%);

• заемные средства (банковские, коммерческие кредиты и другие), предоставляемые на возвратной основе, в качестве первичных источников финансирования не рассматриваются.

Главными распорядителями бюджетных средств на науку являются:

1) Министерство образования и науки (и все его министерства-предшественники);

2) академии наук, имеющие государственный статус Российская академия наук - РАН, в том числе три региональных отделения;

4) бюджетные фонды поддержки науки;

5) министерства и ведомства.

Выделяют следующие формы распределения бюджетных средств на науку: базовое (сметное) финансирование; программно-целевое финансирование; через механизм госзаказа; через бюджетные фонды (грантовое финансирование).

Федеральные целевые программы (ФЦП) - инструмент реализации приоритетных задач государства и одновременно форма бюджетного финансирования науки. В 1990-х гг. число ФЦП было чрезмерно большим (от 96 до 155 федеральных целевых программ). Это привело к тому, что ресурсы, необходимые для их реализации, стали превосходить экономические возможности государства. В 2004 г. система ФЦП подверглась значительным изменениям, в результате которых общее число программ сократилось: в 2005 г. финансировалось уже 54 ФЦП. Реструктуризация ФЦП продолжилась и в 2006 г. На сегодняшний день реализуется 52 ФЦП. Инициатором пересмотра ФЦП выступило Министерство экономического развития и торговли, которое одновременно с сокращением общего числа ФЦП предложило увеличить удельный вес их финансирования в общей структуре бюджетных расходов и ужесточить контроль над использованием бюджетных средств. В 2004 г. финансирование НИОКР осуществ-

лялось в рамках 40 ФЦП. В 2005 г. к финансированию было принято 33, а в 2006 г. - 23 ФЦП, включающие проведение НИОКР. Сегодня самыми наукоемкими являются четыре ФЦП, на которые приходится почти 87% суммарных расходов на НИОКР, финансируемых в рамках ФЦП: Федеральная космическая программа; развитие гражданской авиации; национальная технологическая база; исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники. Реструктуризация системы ФЦП была обусловлена низкими темпами развития инновационного сегмента экономики России, при этом 95,7% - расходы на ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники».

Общий объём финансирования федеральных целевых программ в 2009 году составит более 1,054 триллиона руб. На программу развития образования в 2009 году выделено 12,9 млрд руб. В 2010 году бюджет российского образования сократится на 10%. Бюджет ряда программ в 2010 году был сокращен на порядок по сравнению с 2009 годом, одной из причин стал финансовый кризис.

В последние годы участие бизнеса в финансировании НИОКР не стало активнее, другими словами, бизнес не обеспечил обещанного уровня софинансирования, в частности, по ФЦП: «Национальная технологическая база» объем внебюджетного финансирования составил лишь 10% от запланированного; «Развитие гражданской авиационной техники России» внебюджетное финансирование составило 4% от обещанных инвестиций; «Живые системы» и «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на период 2007-2012 гг.» из обязательных 5,5 млрд руб. внебюджетных средств привлечено только 1,6 млрд руб.

Недофинансирование НИОКР со стороны бизнеса наблюдается при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения -мегапроектов, которые являются одним из первых примеров использования инструмента государственно-частного партнерства (ГЧП) в научно-технической сфере. Однако потребность бизнеса в проведении НИОКР нарастает по мере устаревания оборудования и используемых технологий. В рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», бизнес предлагал собственные тематики НИОКР. Условием софинансирования являлось покрытие из средств компаний 50% стоимости проекта в случае реализации прикладных работ и 70% стоимости проекта в случае выполнения проекта по коммерциализации. В 2007 г. на такой конкурс поступило около 400 заявок от 83 компаний, что значительно превысило возможности Роснауки по софинансиро-ванию проектов. Это свидетельствует о наличии у компаний как потребностей в реализации НИОКР, так и ресурсных возможностей по софинансированию.

Создание в России государственных научных фондов стало результатом стремления государства смягчить обострившееся несоответствие между традиционными организационными формами науки, структурой и объемом исследовательских работ, с одной стороны, и резко сократившимися возможностями их ресурсного обеспечения - с другой. В 1992 г. был создан первый государственный научный фонд - Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), финансирующий фундаментальные исследования по всем областям наук, а затем - Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) в 1994 г. Грантообразующими организациями являются: Благотворительный фонд «Научное партнерство»; Конкурсный центр фундаментального естествознания; Красноярский краевой фонд науки; Международный благотворительный научный фонд имени К.И. Замараева; Международный благотворительный фонд имени Д.С. Лихачева; Международный научно-технический центр (МНТЦ); Международный научный фонд экономических исследований академика Н.П.Федоренко; Международный союз экономистов; Международный фонд «Поколение»; Межрегиональный общественный фонд «Открытая Сибирь»; Московский общественный научный фонд; Национальная валютная ассоциация; Независимый институт социальной политики; Некоммерческий фонд «Глобальная энергия»; Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского; Российская благотворительная организация ИНО-Центр; Российский гу-

манитарный научный фонд (РГНФ); Российский фонд технологического развития; Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ); Федеральная целевая программа «Интеграция» и другие.

Основными отечественными фондами, осуществляющими грантовую поддержку научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальных наук без каких-либо ведомственных ограничений, являются РФФИ и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Через первый распределяются порядка 6% от расходов бюджета на гражданскую науку, через второй - примерно 1%. В 1992 году были сформированы РФФИ и РГНФ, а в 1993 году - сеть из более чем полусотни государственных научных центров (ГНЦ). Один из основополагающих принципов работы РФФИ - адресность финансирования: фонд целевым образом финансирует не организацию в целом, а группу ученых, выполняющую именно тот проект, который одобрен экспертами РФФИ. Это обусловлено повышением расходования ограниченных инвестиционных ресурсов, а также низкой эффективностью развития наукоемкой сферы России. Фонд предоставляет средства на безвозвратной некоммерческой основе. Непременным условием предоставления средств фондом является обязательство ученого, группы ученых или научной организации опубликовать результаты исследований, проведенных на средства фонда, и сделать их общественным достоянием.

Средства фонда формируются за счет: государственных ассигнований, составляющих до 6% от средств, выделяемых на гражданскую науку в бюджете Российской Федерации; добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц.

Данные о финансировании РФФИ из бюджета государства с 1993 по 2013 года показывают, что объемы финансирования в период с 2009 по 2011 года снижался на 1 млрд руб., что обусловлено восстановлением экономики России после финансового кризиса. Следует отметить, что в 2012 и 2013 годах размеры бюджета составляют более 8 млрд руб., что больше на 3 млрд руб. по сравнению с 2011 годом. Отчасти это связано с принятием «Стратегии социально-экономического развития до 2020 года».

Распределение средств между различными видами деятельности РФФИ ежегодно утверждается Советом фонда. Основная часть средств фонда (более 70%) направляется на финансирование инициативных научных проектов, выполняемых небольшими научными коллективами (до 10 человек) или отдельными учеными. В соответствии с планом распределения бюджетных средств по видам деятельности РФФИ в 2013 г. 50% бюджетных средств направлено на развитие коммуникативности научного сообщества, с целью интеграции знаний, а также пропаганду научно-исследовательской деятельности.

Между областями знания финансовые средства распределяются с учетом количества поступающих заявок на конкурс инициативных проектов. Согласно этому распределению, более 21% средств направлены на биологию и медицину, это связано с тем, что в соответствии с Указом Президента РФ от 07.07.2011 г. №988 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий РФ» эта область знаний входит в первую пятерку.

РГНФ был создан по Постановлению Правительства Российской Федерации 8 сентября 1994 г. в целях государственной поддержки развития гуманитарных наук, приумножения накопленных научных знаний и широкого распространения их в обществе, возрождения традиций отечественной гуманитарной науки. Динамика основных показателей деятельности РГНФ показывает, что в 2008 году наблюдался пик числа поддержанных проектов, после чего до 2011 года происходит спад до 2840 шт., а в 2012 году наблюдается незначительный рост. В 2012 г. РГНФ провел 80 конкурсов научных проектов. На конкурсы РГНФ 2012 г. поступили и прошли экспертизу 9263 заявки. Рост активности участников проектов связан реформированием научной сферы в России, в частности, исключение из перечня критических технологий гуманитарных наук.

Анализ распределения проектов по областям наук в 2012 г. показывает, что 17% со-

ставляют экономические наука, 16% - философские науки и по 13% - исторические науки и фундаментальные проблемы образования. Такое распределение обусловлено приоритетностью проблем, входящих в круг интересов РГНФ. Наибольшее число проектов, профинансированных в 2012 г., выполняли ученые Центрального федерального округа - 47%, так как именно в этом субъекте федерации сконцентрирован научный потенциал страны. Профинансированные проекты выполняли ученые, работающие в 678 организациях. В 2012 г. фонд профинансировал 2641 проект проведения научных исследований (включая 1306 продолжающихся проектов 2010-2011 гг.).

Результаты исследований проектов, поддержанных РГНФ в 2012 г., опубликованы в более чем 15,5 тыс. статей в отечественных и зарубежных научных изданиях, монографиях, доложены на различных российских и международных конференциях, съездах и форумах. Часть статей публикуется в изданиях, входящих в список ВАК - около 3 тыс. статей, более 1 тыс. статей опубликованы в зарубежных изданиях, на иностранных языках и в системе Web of Science. Это отражает процесс реализации «Стратегии социально-экономического развития на 2020 год», направленной на развитие наукоемкого сегмента рынка России.

Конкурсное финансирование через гранты, осуществляемое государственными научными фондами, является на сегодняшний день наиболее прозрачной формой финансирования науки. Однако бюджет фондов в течение многих лет не меняется (он составляет 7 % государственных расходов на гражданскую науку).

Одним из видов ГЧП стало формирование инновационной инфраструктуры, а в частности, создание венчурных фондов и технопарков с участием государства. Для реализации модели «фонда фондов» было образовано открытое акционерное общество «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК»), в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 7 июня 2006 года № 838-р [3]. Основные цели деятельности ОАО «РВК» — стимулирование создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов. Уставный капитал ОАО «РВК» составляет 30 011 320 700 руб. 100% капитала ОАО «РВК» принадлежит РФ в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ (Росимущество).

Приоритетные направления инвестирования венчурных фондов, формируемых с участием ОАО «РВК», определены в соответствии с перечнем критических технологий, утвержденным Президентом РФ, в который входят: безопасность и противодействие терроризму; живые системы (понимаемые как биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование); индустрия наносистем и материалов; информационно-телекоммуникационные системы; рациональное природопользование; транспортные, авиационные и космические системы; энергетика и энергосбережение.

Общее количество фондов, сформированных ОАО «РВК», достигло двенадцати (включая два фонда в зарубежной юрисдикции), их размер - более 26 млрд руб., доля ОАО «РВК» - более 16 млрд руб. Число проинвестированных фондами ОАО «РВК» инновационных компаний в январе 2013 года достигло 139. Совокупный объем проинвестированных средств - 12,1 млрд руб., 56% - это г. Москва. ОАО «РВК» подписано 28 соглашений о сотрудничестве с регионами РФ [5].

ООО «Фонд посевных инвестиций РВК» (ФПИ РВК, Фонд) создано 22 октября 2009 г. Объём средств под управлением фонда - 2 млрд руб. Фонд предоставляет не более 75% от объёма инвестиционной потребности Инновационной компании в денежных средствах и не более 25 000 000 руб. на первом раунде инвестирования. Фонд осуществляет соинвестирова-ние средств совместно с частными инвесторами.

25 июня 2010 г. в Великобритании был зарегистрирован венчурный фонд RUSSIAN VENTURE CAPITAL II LP (позднее преобразован в RVCIVFRTLP), формируемый за счет капитала РВК, инвестиционным фокусом которого является присоединение к ведущим международным венчурным фондам поздней стадии. 6 сентября 2010 года ОАО «РВК» сообщила о закрытии сделки по присоединению к венчурному фонду поздней стадии Institutional Venture

Partners XIII (IVP XIII). IVP сформирован новый фонд размером $750 млн с фокусом на технологические инновационные компании поздней стадии развития. Инвестиции ОАО «РВК» в фонд IVP XIII составили $10 млн. В 2011 году RUSSIAN VENTURE CAPITAL II LP присоединился еще к двум крупным международным венчурным фондам, зарегистрированным в США: Trident Capital Fund VII и DCM VI.

В феврале 2012 года ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» (ИВФ РТ) и ОАО «РВК» на паритетных началах создали совместный международный венчурный фонд, направленный на присоединение к международным венчурным фондам, специализирующимся на инвестициях в инновационные компании. Инвестиционно-венчурным фондом Республики Татарстан и РВК разработана схема создания в Великобритании на паритетной основе совместного фонда RVC IVFRT LP объемом 40 млн долл. США путем привлечения ИВФ РТ в качестве нового инвестора (по 20 млн долл. от РВК и ИВФ РТ). Этот фонд образован на базе существовавшего фонда РВК Russian Venture Capital II LP [3].

В начале 2011 года общество с ограниченной ответственностью «Биофармацевтические инвестиции РВК» (Биофонд РВК) начало свою работу. Необходимость создания Биофонда РВК обусловлена низкой долей инновационных отечественных препаратов на российском фармацевтическом рынке, которая на сегодняшний день составляет менее 1%. Отсутствие инфраструктуры развития биофармацевтических и медицинских стартапов в России вынуждает расходовать значительную долю (50-80%) российских инвестиционных ресурсов на оплату зарубежных сервисов. Начальный размер уставного капитала: 500 млн руб., а планируемый размер уставного капитала 1,5 млрд руб. Биофонд предоставляет не более 75% от объема инвестиционной потребности сервисных компаний и не более 50% от объема инвестиционной потребности инновационных биофармацевтических компаний в денежной, имущественной формах, либо в виде прав на результаты интеллектуальной деятельности в сумме (эквиваленте) не более 100 млн руб. на первом раунде инвестирования.

24 января 2011 года общество с ограниченной ответственностью «Инфраструктурные инвестиции РВК» (Инфрафонд РВК) начало свою работу. Ключевой задачей Инфрафонда является развитие рынка специализированных сервисов и услуг, необходимых технологическим компаниям для эффективного ведения основной деятельности и ускоренного развития, продвижения продукции на внутреннем и внешнем рынках. Начальный размер уставного капитала: 500 млн руб. Планируемый размер уставного капитала - 2 млрд руб. Инфрафонд предоставляет не более 75% от объема инвестиционной потребности инфраструктурных компаний в денежной, имущественной формах, либо в виде прав на результаты интеллектуальной деятельности в сумме (эквиваленте) не более 100 млн руб. на первом раунде инвестирования.

Таблица 1

Распределение инвестиций фондов с участием капитала ОАО «РВК» по секторам экономики за 2007-2013 гг.

Сектор экономики Доля инвестиций, %

Информационные, интернет-технологии и сервисы 27, 46

Консалтинг и образование 2,18

Биотехнологии, медицина и здравоохранение 20,12

Потребительский рынок 2,84

Промышленное оборудование 6,51

Промышленное производство 0,79

Строительство 1,40

Телекоммуникации 8,28

Транспорт 0,21

Финансовые услуги 0,16

Химические материалы 8,38

Электроника 14,58

Энергетика 7,09

На начало 2013 года в России действует 22 региональных венчурных фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, созданных в 2006-2013 годах Минэкономразвития РФ совместно с администрациями регионов, общим объёмом 8,9 млрд руб. (табл. 1-3). Представители РВК входят в попечительские советы этих фондов [3].

Распределение инвестиций фондов с участием капитала ОАО «РВК» представлено в табл. 1, которая показывает, что 27,46% инвестиций направляется в сектор информационных, интернет-технологий и сервиса, одной из причин столь значительной доли участия капитала ОАО «РВК» является стремительные темпы развития информатизации общества, и как следствие 14,58% капитала направлены в сектор электроники, так как именно он обеспечивает практическую реализацию развития информатизации. На биотехнологии, медицину и здравоохранение ОАО «РВК» за период с 2007 по 2013 год инвестирует 20,12% капитала, это обусловлено приоритетом развития данного сектора экономики в России.

Следует отметить, что на модернизацию и технологическое развитие экономики за 2007-2012 года рассматриваемый фонд инвестирует 33,98% на стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, в связи высокими темпами информатизации России и 23,01% - на медицинскую технику и фармацевтику, по причине усиления воздействия на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности, а также участившихся случаев наступления чрезвычайных ситуаций, с целью повышения охраны здоровья населения [3].

При этом распределение инвестиций по регионам показывает, что 65,12% инвестиций сконцентрированы в г. Москва (табл. 2) [3]. Это свидетельствует о недостаточности структурированности инвестиционной поддержки регионов России, а следовательно, оказывает регрессирующее воздействие на инновационное развитие экономики.

Все зарубежные организации и фонды, действующие в России или имеющие специальные программы, связанные с российской научно-технической сферой, делятся на несколько типов в зависимости от формы собственности, организационно-правового статуса и источников финансирования:

а) по формам собственности организации можно разделить на три категории: фонды крупных научных обществ, государственные ассоциации, фонды - такие, как Королевское общество Великобритании, Национальный научный фонд США (ННФ), Фонд Александра фон Гумбольдта в Германии, также организации Европейского Союза, такие как ИНТАС и ТАСИС; Фонды, основанные крупными фирмами или компаниями (Фонд «Ротманс» в США, Фонд фирмы «Хитачи» в Японии); частные и благотворительные фонды, достаточно широко представленные в настоящее время в России (Фонд Джона Д. и Катерины Т. МакАртуров, Фонд Форда);

б) по организационно-правовому статусу организации могут быть фондами (Фонд МакАрту-ров, ИНТАС), ассоциациями (МНТЦ), государственно-частными партнерствами (CRDF);

в) в зависимости от источника средств фонды разделяются: на имеющие собственные средства (например, как результат пожертвования частного лица - Форда, Рокфеллера, Сороса) и получающие средства на проведение программ от других фондов и государственных структур, т.е. являющиеся своего рода посредниками. Например, АЙРЕКС имеет несколько каналов финансирования, получаемого как из частных источников (Корпорация Карнеги, различные университеты), так и из государственного бюджета (от Агентства США по международному развитию). Такие организации получили название «распределяющих средства» (funded-driven organizations).

С точки зрения национальной принадлежности наиболее широко известны в России американские программы и фонды, программы Европейского Союза, а также международные организации, представляющие интересы разных стран. Существует также большое число зарубежных фондов, не имеющих представительств в России, но реализующих программы под-

держки научных исследований, в которых могут участвовать российские ученые. Основная часть зарубежных фондов и организаций, осуществляющих свою деятельность в научно-технической сфере России, имеет американское происхождение - 34,3%; организации и фонды Великобритании - 14,7%; организации международных ассоциаций и Европейского Союза - 10,7%; Германии - 10,1%; Японии - 5,8% и Франции - 4,1% [3].

Таблица 2

Распределение инвестиций по регионам

Наименование региона Доля инвестиций, %

USA 14,78

Австрия 0,16

Брянская область 1,44

г. Владивосток 0,38

г. Красноярск 0,30

г. Москва 65,12

г. Нижний Новгород 2,06

г. Пермь 3,33

г. Санкт Петербург 4,40

г. Томск 1,57

г. Хабаровск 0,03

Калужская область 0,35

Московская область 0,51

Нижегородская область 0,95

Республика Татарстан 0,65

Тульская область 2,55

Челябинская область 0,94

г. Ярославль 0,21

г. Саров 0,20

г. Невинномысск 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подавляющее число фондов финансирует общественные, гуманитарные науки, а также социально значимые исследования (например, по экологии, медицине, сельскому хозяйству). Анализ тематики некоторых американских фондов, принимающих заявки от российских ученых, показывает, что 42% из них финансируют исследования по экологии, 32% поддерживают исследования в области социальных и гуманитарных наук, 13% финансируют исключительно политические исследования и столько же - исследования в области естественных наук. Естественно-научные исследования и коммерциализация результатов исследований и разработок поддерживаются в настоящее время преимущественно в рамках совместных проектов (по программам ИНТАС, МНТЦ, CRDF, NWO, в Седьмой рамочной программе Европейского Союза (7FP)). Так, в бюджете CRDF около 40% составляют контрактные работы по запросу Государственного департамента США (оценка заявок для МНТЦ), а также Департамента обороны США (логистика, организация мероприятий). Структура распределения инвестиций соответствует приоритетам стран, которые представляют фонды.

Крупнейшими спонсорами российской науки были три организации - МНТЦ, Международный научный фонд и ИНТАС. Международный научный фонд действовал только в течение четырех лет (1993-1996 гг.). При этом финансирование, выделенное за эти четыре года, до сих пор остается самым большим вкладом в поддержку российской науки, если сравнивать его с вложениями других организаций и фондов за аналогичные периоды времени.

Важнейший фактор, определяющий состояние научного потенциала, а в конечном итоге, результативность научной и научно-технической деятельности, является ее финансирование. Как показал представленный ранее анализ, во всех развитых странах проводится поощрительная политика в отношении национальной науки, включая систематическую поддержку из государственных бюджетов научных исследований и технологических разработок. Сегодня средства из федерального бюджета на финансирование науки выделяются на регулярной основе и практически без задержек. Государственной целевой финансовой поддержкой охвачены приоритетные направления развития науки и техники, НИОКР, выполняемые в рамках федеральных целевых программ. Вместе с тем, еще не все проблемы финансирования отечественной науки успешно решены. В Концепции долгосрочной стратегии до 2020 г. предусмотрен рост внутренних затрат на исследования и разработки до 3% ВВП.

Анализ статистических данных показал, что абсолютная величина внутренних затрат на исследования и разработки в России в 17 раз ниже, чем в США, в 7 раз - чем в Японии, в 3 раза - чем в Германии. Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одного исследователя в России в 20-25 раз меньше, чем в развитых странах.

В настоящее время средства бюджета составляют около 60 % от объема финансирования внутренних затрат на исследования и разработки. Динамика финансирования науки из средств федерального бюджета все еще отстает от темпов роста макроэкономических показателей. Ассигнования на науку в целом в процентах к валовому внутреннему продукту в 2007 г. составили около 1 %, а на гражданскую науку - 0,34 %. На долю всей науки в расходах федерального бюджета в 2007г. приходилось 5 % (в 1995 г. - 3,25 %), а гражданской -1,78 % (в 1995 г. - 1,6 %) [3].

Таким образом, несмотря на проведенную работу орагнов законодательной и исполнительной власти по формированию и развитию финансового обеспечения наукоемкой сферы деятельности в России, существует ряд задач, которые требуют скорейшего решения:

1. Разработка механизма финансирования науки, основанного на анализе сбалансированности структуры инвестиционных ресурсов и пропорциональности их распределения по секторам экономики и регионам РФ.

2. Разработаны системы инвестирования наукоемких проектов по видам деятельности, базирующейся на долгосрочных планах развития экономики РФ.

3. Разработка системы распределения инвестиций по направлениям модернизации и технологического развития экономики, обеспечивающей устойчивое развитие всех секторов экономики России.

Библиографический список

1. Федеральный закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г. (в ред. Федеральных законов от 19.07.1998 № 111-ФЗ, от 17.12.1998 № 189-ФЗ, от 03.01.2000 № 41-ФЗ, от 29.12.2000 № 168-ФЗ ,с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ

2. Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года), утверждена Минэкономразвития России в 2010 г. - 105 с.

3. Яшин, С.Н. Формирование механизма и технологии управления инновационной деятельностью предприятий региона: монография / С.Н Яшин, Н.А. Мурашова; Нижегород. гос. техн. ун-т. им. Р. Е. Алексеева. - Н. Новгород, 2010. - 256 с.

4. Яшин, С.Н. Совершенствование методики оценки уровня инновационной активности промышленных предприятий на основе показателей статистической и финансовой отчетности / С.Н. Яшин, Н.А. Мурашова, С.Д. Карлина // Финансы и кредит. - М.: ООО «Издательский дом «Финансы и кредит», 2013 № 18 (546). С. 11-20.

5. Яшин, С.Н. Формирование стратегии инновационного развития предприятий металлурги-

ческой сферы на основе оценки инновационной привлекательности / С.Н. Яшин, О.Р. Зу-бояров // Финансы и кредит. - М.: ООО «Издательский дом «Финансы и кредит», 2013 № 14 (542). С. 30-37.

Дата поступления в редакцию 05.06.2013

S.N. Yashin, N.A. Murashova

FUNDING IS AN IMPORTANT FACTOR DETERMINING PERFORMANCE

OF INNOVATION

Nizhny Novgorod state technical university n.a. R.E. Alexeev

Purpose: Assessment of the impact of funding on the effectiveness of the innovation component of the Russian economy.

Methodology: The achievement of the objectives in the work is carried out using a systematic approach, the analysis of statistical data performance of the funds to support innovative projects.

The results and their application area: The result of the study is to validate the basic tasks of funding science, in increasing and improving the efficiency of innovation.

Conclusions: A significant increase in the activity and effectiveness of the innovation component of the Russian economy is associated with the development of science funding mechanism, based on an analysis of the structure of a balanced investment of resources in proportion to their distribution across sectors and regions of the Russian Federation.

Key words: investment resources, evaluation of the effectiveness of innovation, the amount of funding, government regulation, scientific and technical potential; budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.