Научная статья на тему 'Диагностика сформированности праксиологических умений будущих экономистов'

Диагностика сформированности праксиологических умений будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА / ЭКОНОМИСТ / PRAXIOLOGICAL SKILLS / DIAGNOSTICS / ECONOMIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девятловский Дмитрий Николаевич, Игнатова Валентина Владимировна

Предложена диагностика сформированности праксиологических умений на основе разработанного оценочнодиагностического аппарата и минимальной оценочно-диагностической карты сформированности данных умений экономистов, в основу которой положены приметы распознавания выделенных критериев сформированности данной группы умений и качественных уровней их выраженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The whole complex of skills, which defines the successful activity in any sphere of public life, is comprehended as praxiological skills. It is necessary to reveal and characterize criteria and qualitative levels of praxiological skills expression in order to work out the diagnostics of forming future economists praxiological skills. On the basis of the analysis of criteria characteristics of forming various skills groups for founding the whole conception of efficiency of the process of formation of future economists praxiological skills and of the estimation of the formation level of the given skills group one can distinguish cognitive, axiological, organizational and creative criteria as fundamental ones. The distinguished criteria are characterized by the content and the quality of implemented operations, which represent the foundation of future economists praxiological skills and while the process forming they are represented as the components of the given complex of skills. In order to systematize criteria characteristics in the context of their manifestation, it is necessary to define precisely what they are. The cognitive criterion is characterized by the process of learning of the main and special methods and operations of economic tasks solution; also by the knowledge of the main and special operations of economic tasks solution; by the realization of the choice action in the solution of concrete economic tasks. The axiological criterion is characterized by the value attitude to the process of learning of the main and special economic methods and operations; also by the value attitude to the process of acquiring economic knowledge as the professional one; by the value attitude to mastering and choice of economic operations on the basis of their professional importance. The organizational criterion is characterized by manifestation of organizational qualities in the process of learning the experience of economic activity; also by applying organizational methods to economic tasks solution; by manifestation of organizational qualities in economic tasks solution. The creative criterion is characterized by acquiring creative methods of economic theory to economic tasks solution; by overcoming professional activity stereotypes in economic tasks solution; by manifestation of creative qualities when solving non-typical economic tasks. The levels of praxiological skills forming were singled out according to the four-level structure of skills acquiring. Thus, by the character of information application activity can be reproductive and productive; each of these kinds of activity can be performed independently or with some help, with some prompts from without. Teachers explanation, instruction, the reference book, the students book and any other source of information about the rules of action performance can be such a prompt in the reproductive activity, but in the productive activity outside help is the support of the already known similar algorithms and actions methods and their transforming according to the task in order to get a new algorithm. Also, independent productive activity is characterized by the elements of researching, educational creativity, independent finding new ways of activity, forming subjectively new knowledge and skills. One can distinguish empirical, reproductive and integrative levels of the formation of future economists praxiological skills.

Текст научной работы на тему «Диагностика сформированности праксиологических умений будущих экономистов»

________________ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА____________________________

№ 350 Сентябрь 2011

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 316.61-057.87

Д.Н. Девятловский, В.В. Игнатова

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Предложена диагностика сформированности праксиологических умений на основе разработанного оценочнодиагностического аппарата и минимальной оценочно-диагностической карты сформированности данных умений экономистов, в основу которой положены приметы распознавания выделенных критериев сформированности данной группы умений и качественных уровней их выраженности.

Ключевые слова: праксиологические умения; диагностика; экономист.

Обновление системы экономического образования в настоящее время необходимо рассматривать как составную часть рыночных преобразований в России. Современный специалист должен уметь самостоятельно принимать профессиональные решения по тому или иному вопросу, грамотно решать поставленные перед ним задачи на практике, что зависит от сформированности его праксиологических умений. «Праксиологические умения» рассматриваются как совокупность умений, определяющих успешность деятельности в любой области общественной жизни. Для разработки диагностики сформи-рованности праксиологических умений будущих экономистов необходимо выявить и охарактеризовать критерии и качественные уровни их выраженности.

При выделении сущности критериев сформирован-ности праксиологических умений необходимо исходить из положения, что данные умения не только формируются в деятельности, но и проявляются в ней. Следовательно, в зависимости от вида деятельности умения можно рассматривать с точки зрения их деятельностных признаков и оценивать их в зависимости от их проявленности: меры осознания, осмысленности приемов деятельности, вариативности, успешности и мобильности их выполнения независимо от изменения обстановки, правильности, скорости и легкости осуществления данных приемов.

В педагогике различными авторами предложены критерии и уровни сформированности разнообразных групп умений. В.П. Беспалько в качестве критериев сформированности общеучебных умений выделяет уровень усвоения деятельности, степень абстракции изложения, степень осознанности выбора действия при решении учебной задачи, параметр автоматизации действия [1]. По убеждению А.В. Усовой, любой вид деятельности учащихся, связанный с формируемыми у них умениями, слагается из системы элементарных действий и операций. Поэтому основными критериями сформированности познавательных умений можно назвать: состав и качество выполняемых операций, их осознанность, полноту и свернутость [2]. Л.В. Андру-хив в качестве критериев сформированности умения работать с информацией у будущих экономистов выделяет: ценностно-смысловой, отражающий убежденность студентов в личной и общественной значимости развития у будущего специалиста умения работать с информацией, ориентацию на ценностное, заинтересованное отношение к информационной деятельности,

т.е. наличие у обучаемого информационно-познавательной потребности; деятельностный, предполагающий освоение совокупности действий по поиску (сбору), получению, обработке, анализу и представлению текстовой и цифровой информации; когнитивный, включающий систему знаний о средствах и способах действий, необходимых при работе с информацией [3]. А.П. Поздняков в качестве критериев сформированности управленческой культуры предлагает использовать ценностное отношение к управленческой деятельности, которое проявляется через совокупность таких показателей, как: понимание и оценка целей и задач, осознание ценности управленческих знаний, признание ценности субъектных отношений, удовлетворенность профессией [4]. По мнению Т.А. Третьяковой, основными критериями сформи-рованности творческих способностей являются интеллектуальная активность, наличие профессионально важных качеств, гибкость и вариативность мышления, самостоятельность в принятии решения, стремление к профессиональному самосовершенствованию [5].

На основе анализа вышерассмотренных критериальных характеристик сформированности разнообразных групп умений для создания целостного представления об эффективности процесса формирования праксиологических умений будущих экономистов и оценки уровня сформированности данной группы умений в качестве основных критериев выделены: познавательный, аксиологический, организационный, творческий. Выделенные критерии характеризуются составом и качеством выполняемых приемов (операций), представляющих основу праксиологических умений будущих экономистов, а при разработке процесса их формирования выступают в качестве компонентов обозначенной совокупности умений.

Для того чтобы систематизировать критериальные характеристики в контексте их проявлений, необходимо точно определить, что понимается под каждой из них. Познавательный критерий сформированности праксиологических умений у будущих экономистов характеризуется изучением основных и специальных приемов и операций решения экономических задач; знанием основных и специальных приемов и операций решения экономических задач; осознанием выбора действия при решении конкретных экономических задач. Аксиологический критерий сформированности праксиологических умений у будущих экономистов характеризуется их ценностным отношением к изучению основных и специальных экономических приемов и

операций; ценностным отношением к освоению экономических знаний как профессионально-значимых; ценностным отношением к освоению и выбору экономически целесообразных действий на основе их профессиональной значимости. Организационный критерий сформиро-ванности праксиологических умений у будущих экономистов характеризуется проявлением организационных качеств при изучении опыта экономической деятельности; применением организационных приемов при решении экономических задач; проявлением организационных качеств при решении экономических задач. Творческий критерий сформированности праксиологических умений у будущих экономистов выражается следующими критериальными характеристиками: овладением творческими приемами экономической теории при решении экономических задач; преодолением штампов и стереотипов профессиональной деятельности при решении экономических задач; проявлением творческих качеств при решении нестандартных экономических задач.

Таким образом, рассмотрев критерии сформированно-сти праксиологических умений будущих экономистов, перейдем к описанию уровней сформированности данных умений через характеристики различных уровней выраженности выделенных критериев. Под «уровнем сформированное™ умений» понимается степень выраженности критериев сформированности по всем возможным параметрам. По мнению И.И. Ильясова и Н.А. Галатенко, любые умения, которыми должен обладать специалист, характеризуются иерархичностью. То есть имеют ряд уровней - конечных и промежуточных [6]. Принимая во внимание вышесказанное, можно предположить, что процесс формирования праксиологических умений можно представить как последовательную реализацию отдельных взаимосвязанных этапов, на каждом из которых используются различные приемы формирования данных умений, требующие их освоения на определенном уровне, что выступает основанием качественно иного уровня владения приемами, образующими структуру праксиологических умений. Таким образом, уровни сформированности праксиологических умений напрямую соотносятся с этапами овладения данными умениями.

Выделение уровней сформированности праксиологических умений проводилось согласно четырехуровневой структуре качества усвоения умений. Так, деятельность по характеру использования информации может быть репродуктивной и продуктивной, при этом каждый из этих видов деятельности может выполняться либо самостоятельно, либо с определенной помощью, «подсказкой» извне. В репродуктивной деятельности в качестве такой подсказки может выступать пояснение преподавателя, инструкция, справочник, учебник и любой другой источник информации о правилах выполнения действия, а в продуктивной деятельности помощь извне состоит в опоре на ранее усвоенные подобные алгоритмы и способы действий и их трансформировании соответственно возникшей задаче для получения нового алгоритма. При этом самостоятельная продуктивная деятельность характеризуется элементами исследования, учебного творчества, самостоятельного нахождения новых способов деятельности, формированием субъективно новых для обучаемого знаний и умений.

Разработанные критерии сформированное™ праксиологических умений будущих экономистов (познавательный, аксиологический, организационный, творческий) дополнены уровнями их сформированности: эмпирическим, репродуктивным и интегративным. Далее опишем выделенные критерии и охарактеризуем уровни сформирован-ности праксиологических умений будущих экономистов.

Эмпирический уровень сформированности праксиологических умений будущего экономиста имеет следующие признаки:

- не изучает опыт экономической деятельности (основные и специальные приемы и операции), познает их лишь на собственном опыте в процессе решения экономических задач;

- не пополняет знания об основных и специальных приемах и операциях решения экономических задач;

- неосознанно выбирает действия при решении экономических задач;

- не проявляет ценностного отношения к изучению основных и специальных приемов и операций экономической теории;

- не проявляет ценностного отношения к освоению экономических знаний как профессионально значимых;

- не проявляет ценностного отношения к освоению и выбору экономически целесообразных действий на основе их профессиональной значимости;

- не проявляет организационные качества при изучении опыта экономической деятельности;

- не пытается применить организационные приемы при решении экономических задач;

- не проявляет организационные качества при решении экономических задач;

- не пытается овладеть творческими приемами экономической теории при решении экономических задач;

- не пытается преодолеть штампы и стереотипы профессиональной деятельности при решении экономических задач;

- не проявляет творческие качества при решении нестандартных экономических задач.

Репродуктивный уровень сформированности праксиологических умений будущего экономиста имеет следующие признаки:

- изучает опыт экономической деятельности (основные и специальные приемы и операции), применяет его в процессе решения экономических задач;

- пополняет знания об основных и специальных приемах и операциях решения экономических задач при поддержке других участников образовательного процесса, но не систематизирует их;

- осознает выбор действия при решении конкретных экономических задач на основании профессионально признанных способов их решения;

- проявляет ценностное отношение к изучению основных и специальных приемов и операций экономической теории;

- проявляет ценностное отношение к освоению экономических знаний как профессионально значимых;

- проявляет ценностное отношение к освоению и выбору экономически целесообразных действий на основе их профессиональной значимости;

- проявляет организационные качества при изучении опыта экономической деятельности только при поддержке других участников образовательного процесса;

- применяет организационные приемы при решении экономических задач только при поддержке других участников образовательного процесса;

- проявляет организационные качества при решении экономических задач только при поддержке других участников образовательного процесса;

- владеет творческими приемами экономической теории при решении экономических задач только при поддержке других участников образовательного процесса;

- преодолевает штампы и стереотипы профессиональной деятельности при решении экономических задач только при поддержке других участников образовательного процесса;

- проявляет творческие качества при решении нестандартных экономических задач только при поддержке других участников образовательного процесса.

Интегративный уровень сформированности праксиологических умений будущего экономиста имеет следующие признаки:

- изучает опыт экономической деятельности (основные и специальные приемы и операции), применяет и преобразует его в собственный с целью успешного решения экономических задач;

- пополняет знания об основных и специальных приемах и операциях решения экономических задач, систематизирует их с целью успешного решения экономических задач;

- осуществляет осознанный, профессионально обоснованный выбор действия при решении конкретных экономических задач;

- проявляет постоянное и ярко выраженное ценностное отношение к изучению основных и специальных приемов и операций экономической теории;

- проявляет постоянное и ярко выраженное ценностное отношение к освоению экономических знаний как профессионально значимых;

- проявляет постоянное и ярко выраженное ценностное отношение к освоению и выбору экономически целесообразных действий на основе их профессиональной значимости;

- проявляет постоянные и ярко выраженные организационные качества при изучении опыта экономической деятельности;

- самостоятельно применяет организационные приемы при решении экономических задач;

- проявляет постоянные и ярко выраженные организационные качества при решении экономических задач;

- самостоятельно владеет творческими приемами экономической теории при решении экономических задач;

- самостоятельно преодолевает штампы и стереотипы профессиональной деятельности при решении экономических задач;

- самостоятельно проявляет творческие качества при решении нестандартных экономических задач.

К эмпирическому, репродуктивному, интегративному уровням сформированности праксиологических умений относим, соответственно, следующие интервалы баллов: 3,0-5,0; 5,1-7,0; 7,1-9,0. Сопоставив рассчитанное численное значение комплексного показателя сформированности праксиологических умений будущих экономистов с числовыми интервалами выделенных уровней, можно определить, на каком уровне сформированы праксиологические умения конкретного будущего экономиста. Подсчет численных значений каждого критерия сформированности диагностируемых умений осуществляется по формуле

Ок

(1)

где Ок - численное значение соответствующего критерия сформированности праксиологических умений будущих экономистов; Ш; - численное значение характеристики соответствующего критерия сформированности праксиологических умений (от 3 до 9 баллов); п - количество характеристик соответствующего критерия сформирован-ности праксиологических умений будущих экономистов.

Для определения общего уровня сформированности праксиологических умений будущих экономистов был избран подход количественной обработки результатов диагностики, который позволяет в отношении степени проявления каждого критерия сформированности определить количественный показатель.

Расчет комплексного показателя сформированности праксиологических умений будущих экономистов (Опру) осуществляется по формуле

ОПрУ = 0,3хОПк. + 0,3хОАк. + О^^Ок+О^Х0!-,^ (2)

где Опк - численное значение познавательного критерия сформированности праксиологических умений будущих экономистов; 0Ак. - численное значение аксиологического критерия сформированности праксиологических умений будущих экономистов; 0Ок. - численное значение организационного критерия сформированности праксиологических умений будущих экономистов; 0Тк. - численное значение творческого критерия сформированности праксиологических умений будущих экономистов.

Предложенная диагностическая методика позволяет наиболее адекватно подойти к оценке критериев сформированности праксиологических умений будущих экономистов и качественных уровней их выраженности, а также к отслеживанию динамики формирования и развития данной группы умений. Предлагаемая система оценки достаточно проста, рациональна, позволяет реально оценить эффективность процесса формирования праксиологических умений будущих экономистов, т.е. охарактеризовать как качественную, так и количественную сторону данного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. БеспалькоВП. Слагаемые педагогических технологий. М. : Педагогика, 1989. 192 с.

2. УсоваАВ. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений учащихся // Советская педагогика. 1980. № 12. С. 45.

3. Андрухив Л.В. Формирование у будущих экономистов умения работать с информацией : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астрахань : Аст-

рах. гос. ун-т, 2008. 19 с.

4. Поздняков АП. Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук.

Тамбов : РГСУ, 2007. 46 с.

5. Третьякова ТА. Формирование профессиональной культуры будущих инженеров ландшафтного дизайна : автореф. дис. ... канд. пед. наук.

Саратов : СГУ, 2008. 24 с.

6. Ильясов ИИ, Галатенко НА. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине : пособие для преподавателей. М. : Логос, 1994. 208 с. Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 21 апреля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.