7. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma plary basic educational program of an educational institution. obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Nachal'naya shkola [Exem- Primary School]. Moscow, 2011.
УДК 37.018.2
И.В. Ильинская, Г.Н. Лашкова, Н.Н. Чистякова
Череповецкий государственный университет
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ У БАКАЛАВРОВ (НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФИЛЬ - НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
В статье рассматриваются основные понятия указанной проблемы, организация и результаты диагностического исследования по определению уровня сформированном^ ИКТ-компетентности у бакалавров педагогики, возможные направления дальнейшего исследования.
Компетентность, профессиональная компетентность, ИКТ-компетентность, ИКТ-компетентность учителя начальной школы.
The article deals with the basic concepts of the issue as well as organization details and data of diagnostic studies aimed to determine the level of formation of ICT-competence of bachelors of pedagogy and possible directions for further research.
Competence, professional competence, ICT competence, ICT competence of teachers of primary schools.
Введение
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования ставится задача формирования универсальных учебных действий у учащихся, в том числе умения работать с информацией. Поэтому одним из основополагающих показателей профессиональной готовности бакалавров педагогики является ИКТ-компетент-ность.
Подготовка бакалавров на современном этапе развития образования в высших учебных заведениях требует постоянной диагностики сформированности профессиональных компетентностей обучающихся, среди которых серьезное внимание уделяется ИКТ-компетентностям. Предметом диагностики является оценка результатов деятельности обучающихся. Необходимо отобрать методы диагностики, согласно специфике указанной компетентности, которые позволят адекватно оценивать уровень ее сформиро-ванности.
Цель работы заключается в определении методологических основ, методов и методик, направленных на выявление уровня сформированности ИКТ-компетентности у бакалавров педагогики; анализе полученных результатов.
Основными методами исследования данной проблемы можно считать рейтинговую оценку самостоятельной работы, анкетирование обучающихся, тестирование. С точки зрения результативности проведенной диагностики важным является использование оценки педагога и самооценки.
Основная часть
Анализ литературы (А.В. Хуторской, Г. Селевко, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина, И.А. Зимняя, С.Е. Шишов и др.) показал, что под компетентностью большинство ученых понимают «интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности
ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности» [3, с. 67-72].
В частности, Э.Ф. Зеер рассматривает компетентность «как совокупность знаний, умений, опыта, отраженную в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности» [3, с. 67-72].
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) ставят своей задачей формирование информационно-коммуникационной компетентности как части профессиональной компетентности бакалавров педагогики. В данном случае основными базовыми понятиями являются «профессиональная компетентность» и «ИКТ-компетентность».
Профессиональная компетентность учителя в педагогической науке определяется как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» [1].
Под информационно-коммуникационной компетентностью понимается «не только совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и лич-ностно-деятельностную характеристику специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе» [2, с. 64-81].
Отсюда ИКТ-компетентность бакалавра педагогики (профиль - начальное образование) можно рас-
сматривать как способность и готовность к эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий при обучении и развитии детей в процессе педагогической деятельности.
К компетенциям в области информационных и коммуникационных технологий бакалавра согласно ФГОС ВО по направлению педагогическое образование можно отнести следующие:
- готовность использовать основные способы, средства и методы получения, переработки и хранения информации;
- готовность работать с компьютером как средством информации;
- способность в компьютерных сетях работать с информацией;
- готовность применять для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса современные методы, методики и технологии диагностики достижений обучающихся.
Путем использования диагностики определяется уровень сформированности ИКТ-компетентности.
Диагностика представляет собой систему деятельности, которая позволяет для оценки результатов обучения выявить определенные свойства личности.
Проведение диагностики уровня сформированно-сти ИКТ-компетентности у бакалавров педагогики (профиль - начальное образование) включало следующие этапы:
1. Определение цели диагностирования, показателей и уровней сформированности указанной компетентности.
Получить достоверную информацию о готовности и способности бакалавров эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности - главная цель диагностики.
На основе анализа литературы в рамках эмпирического исследования были определены критерии и уровни сформированности ИКТ-компетентности. Среди критериев выделены:
- готовность к формированию компьютерной грамотности у учащихся;
- умение использовать для методической работы средства информационных и коммуникационных технологий;
- способность на основе средств информационных и коммуникационных технологий выстроить процесс обучения.
Уровни сформированности ИКТ-компетентнос-тей у обучающихся выделены на основе указанных критериев.
Перспективный уровень подразумевает способность бакалавров создавать и реализовывать учебные программы по формированию у учащихся компьютерной грамотности.
Повышенный уровень отражает готовность бакалавров к формированию компьютерной грамотности у учащихся; умение использовать в собственном профессиональном становлении и в обучении школьников средства информационных и коммуникационных технологий; способность на основе
средств информационных и коммуникационных технологий организовать учебный процесс.
Базовый уровень характеризуется готовностью бакалавров к формированию у учащихся компьютерной грамотности; умением использовать в обучении школьников средства информационных и коммуникационных технологий; способностью с использованием информационных и коммуникационных технологий организовать учебный процесс.
Низкий уровень включает готовность в рамках ФГОС НОО к работе с современными техническими средствами, способность использовать в обучении школьников информационные и коммуникационные технологии.
2. Определение методов диагностирования и разработка диагностических заданий.
В эмпирическом исследовании принимали участие бакалавры 3-4 курсов по направлению подготовки Педагогическое образование, профиль - начальное образование.
Для диагностики были выбраны: анкетирование, рейтинговая оценка самостоятельной работы, тестовая оценка знаний студента.
Основная цель тестирования - в виде ответов на задания получить объективную информацию о результатах подготовки обучающихся.
Использованы закрытые и открытые типы тестов. Закрытые тесты по форме подразделяются на тесты восстановления последовательности, множественного выбора, с альтернативными ответами, установления соответствия.
Например, «информационная культура педагога -это...
а) интерес к современным способам информационного обмена и поиск новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе;
б) потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде;
в) ответственность при работе с техническими средствами;
г) культура поиска, восприятия, обработки новой информации с использованием информационных технологий;
д) стремление к повышению уровня коммуникационной компетентности».
Тесты открытого типа делятся на тесты с построением дополнения и тесты свободного изложения.
Например, «информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют.»
На основе комплекса заданий и технологической карты дисциплин, направленных на формирование ИКТ-компетентности обучающихся, осуществлялась рейтинговая оценка самостоятельной работы.
Анкетирование включало вопросы из области знаний, необходимых для формирования готовности и способности бакалавров использовать информационные и коммуникационные технологии для обучения школьников.
3. Проведение диагностической работы.
Для проведения тестирования и анкетирования на практическом занятии выделяется определенное время. Рейтинговая оценка проводится в течение семестра и учитывается при итоговой аттестации усвоения дисциплины. Обучающимся предоставлялась возможность самостоятельно оценить уровень сфор-мированности ИКТ-компетентности по предложенным критериям. Вслед за самооценкой осуществлялось оценивание педагогом.
4. Обработка полученных данных.
В качестве формы анализа результатов диагностики использовались таблицы, которые позволили оценить результаты испытуемых в целом и каждого студента в отдельности. В таблице представлены комплексные результаты исследования.
Таблица
Показатели уровней сформированности ИКТ-компетентности у бакалавров
(направление подготовки - педагогическое образование, профиль - начальное образование)
Уровни Количество испытуемых (%)
Перспективный 5
Повышенный 24
Базовый 53
Низкий 18
Итого 100
Анализ данных свидетельствует о том, что преобладающим оказывается базовый уровень сформи-рованности ИКТ-компетентности (53 %). Повышенный уровень составляет 24 %, низкий - 18 %. Количество обучающихся, которые показали перспективный уровень сформированности ИКТ-компе-тентности, - 5 %.
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для профессиональной деятельности является наиболее сформированным. Готовность респондентов к формированию у школьников компьютерной грамотности, способность организовать учебный процесс в школе на основе средств информационных и коммуникационных технологий выделяются как наименее сформированные.
Выводы
Результаты диагностики позволяют определить возможные направления работы по повышению
уровня сформированности ИКТ-компетентности бакалавров педагогики:
- переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению методике использования образовательных электронных изданий и ресурсов в рамках учебных дисциплин;
- наличие эффективной системы информационного обеспечения и коммуникаций, позволяющей целенаправленно управлять процессом формирования ИКТ-компетентности бакалавров;
- разработка и создание учебно-методических материалов для самостоятельной работы бакалавров с учетом направленности на использование информационно-коммуникационных технологий в проектируемой профессиональной деятельности;
- ведение диагностирования и контроля, мониторинга сформированности ИКТ-компетенций у бакалавров педагогики, использование полученных данных для индивидуальной работы со студентами.
Литература
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
2. Лапчик М.П. Информатизация педагогического образования: первое десятилетие школьной информатики. М., 2009. С. 64-81.
3. Матюшова Р.Г, Савичева Т.Е., Чистякова Н.Н. Диагностика профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов к преподаванию русского языка и окружающего мира // Вестник Череповецкого государственного университета. 2008. №1. С. 67-72.
References
1. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.YU. Pedagogi-cheskii slovar' [Teaching dictionary]. Moscow, 2001.
2. Lapchik M.P. Informatizaciya pedagogicheskogo obra-zovaniya: pervoe desyatiletie shkol'noi informatiki [Informatization of teacher education: the first decade of the school of computer science]. Moscow, 2009, pp. 64-81.
3. Matyushova R.G, Savicheva T.E., Chistyakova N.N. Diagnostika professional'noi kompetentnosti budushchego uchitelya nachal'nyh klassov k prepodavaniyu russkogo yazyka i okruzhayushchego mira [Diagnosis of professional competence of the future teacher of initial classes to the teaching of the Russian language and the world]. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Cherepovets State University], 2008, №1, pp. 67-72.