УДК 616.01/-099
ДИАГНОСТИКА РИСКА
РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
У ДЕВОЧЕК 12—14 ЛЕТ
О.И. Синявская
ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Тверь, Россия
Аннотация. С целью создания системы диагностики риска развития школьной дезадаптации у девочек 12—14 лет, было обследовано 762 девочек в возрасте 12—14 лет. В ходе проведения процедуры Wald были выявлены диагностически значимые факторы для выявления высокого, умеренного и низкого риска развития школьной дезадаптации у девочек 12—14 лет. Был разработан алгоритм диагностики риска развития школьной дезадаптации у девочек 12—14 лет. Полученные данные позволили разработать и зарегистрировать программу для ЭВМ. Ключевые слова: девочки, дети, подростки, школьная дезадаптация, прогнозирование риска.
Актуальность. В современном мире значительно возросла информационная и психо-эмоцио-нальная нагрузка на подрастающее поколение [1, с. 9]. Неуклонно повышается школьная и внешкольная учебная нагрузка. В связи с этим на первое место в формировании риска снижения уровня здоровья детей и подростков выходят новые состояния, ранее не изучавшиеся в отечественной медицине и являвшиеся типичными педагогическими проблемами для незначительной группы детей [4, с. 226—228].
Одной из таких новых проблем является школьная дезадаптация. Неоспоримой является роль школьной дезадаптации в снижении уровня здоровья ребенка [5, с. 64—68]. Имеются данные, позволяющие предположить зависимость между развитием у ребенка школьной дезадаптации и формированием у него вегето-висцеральных нарушений, пограничных психических расстройств, ряда функциональных отклонений психосомати-
ческой направленности [3, с. 12]. До настоящего времени нет объективной системы прогнозирования риска развития школьной дезадаптации.
Цель исследования: создать систему диагностики риска развития школьной дезадаптации у девочек 12—14 лет для разработки новых подходов к оценке уровня индивидуального здоровья ребенка и оптимизации процесса управления его формированием.
Материалы и методы. Нами было обследовано 762 девочек в возрасте 12—14 лет. В основную группу обследования вошли 360 девочек, имеющие признаки школьной дезадаптации, в контрольную группу обследования были объединены 360 девочек без признаков школьной дезадаптации; группу сравнения составили 42 социально дезадаптированные девочки. Обследование проводились в естественных условиях, не отклоняясь от привычного для ребенка режима дня и не нарушая организационно-методических мероприятий
—--
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
—--—
образовательного учреждения. В ходе исследования использовались следующие медико-социальные методы: экспериментальный, социологический, статистический. Анализ результатов исследования проводился с применением статистических методов исследования, таких как расчет интенсивных и экстенсивных показателей, анализ достоверности различия показателей, корреляционный анализ, неоднородная последовательная статистическая процедура распознавания, предложенная А.А. Генкиным и Е.В. Гублером [2, с. 84—86, 266—269].
Результаты и обсуждение. Среди основных факторов риска снижения уровня здоровья значительный уровень влияния на формирование школьной дезадаптации у девочек был выявлен только в отношении сочетания отягощенности по биологическому и социально-средовому анамнезу.
Среди материально-бытовых факторов соци-ально-средового анамнеза наибольшая корреляционная связь с развитием школьной адаптации у девочек была отмечена в отношении таких факторов, как однообразная пища, неудовлетворенность количеством и качеством личной одежды, неудовлетворенность имущественным положением семьи респондента.
Из объективных материально-бытовых факторов социально-средового анамнеза с прямой корреляционной связью следует отметить наличие у девочки неполной семьи, отсутствие братьев и сестер, неудовлетворительный психологический микроклимат в семье и отсутствие у ребенка собственной комнаты.
Из данных объективного обследования ребенка прямая корреляционная связь умеренной была выявлена в отношении синдрома вегетативной дистонии средней и тяжелой степени, превалирования отклонений в эмоционально-вегетативной сфере нервно-психического развития, низкого уровня резистентности, дисгармоничного физического развития и макросоматического соматотипа.
Из факторов, характеризующих микросоциальное поведение девочки следует отметить наличие позитивного отношения к обучению в школе
и преобладание не справедливого наказания со стороны родителей.
На основании полученных данных были сформированы три диагностические таблицы и разработан алгоритм выявления девочек с высоким риском развития школьной дезадаптации (рис. 1). Предложенный алгоритм позволяет последовательно выделить девочек с различным риском развития школьной дезадаптации.
На первом этапе проводится анализ обезличенных данных по всем девочкам, находящимся на обучении в данном учебном заведении — диагностическая таблица «Данные из медицинской документации». Выделяется группа девочек, не имеющих признаков школьной дезадаптации. Девочкам, получившим 23 и более балла по таблице «Данные из медицинской документации» выдается опросник для выявления несоответствия неудовлетворенности своим микросоциальным окружением и своим положением в семье и в среде одноклассников — используется диагностическая таблица «Самооценка микросоциального окружения». Если девочка получает оценку менее 10 баллов, то ее можно отнести в группу низкого риска развития школьной дезадаптации, если 10 и более, то обследование продолжается.
На третьем этапе алгоритма необходимо выделить детей, имеющих высокий риск развития школьной дезадаптации — психолог или педагог должен оценить глубину дисбаланса микросоциальных взаимоотношений ребенка со слов его родителей и педагогов. Используется диагностическая таблица «Микросоциальные взаимоотношения подростка». Если девочка набирает менее -10 баллов, то можно говорить о высоком риске развития школьной дезадаптации. Если итоговая сумма баллов более -10, то риск развития школьной дезадаптации у данной девочки можно считать умеренным.
На основании полученных данных нами была разработана и зарегистрирована компьютерная программа для оценки риска школьной дезадаптации у девочек 12—14 лет.
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
Синявская О.И. Диагностика риска развития школьной дезадаптации у девочек 12—14 лет
—--—
Рис. 1. Алгоритм диагностики риска развития школьной дезадаптации у девочек 12—14 лет.
Выводы. Таким образом, нами были выявлены высокоинформативные критерии диагностики риска развития школьной дезадаптации у девочек 12—14 лет, а именно: сочетания отягощен-ности по биологическому и социально-средовому анамнезу, жалобы ребенка на однообразную пищу, наличие у ребенка неудовлетворенности количеством и качеством личной одежды, наличие у ребен-
ка неудовлетворенности имущественным положением своей семьи, наличие неполной семьи, отсутствие братьев и сестер, неудовлетворительный психологический микроклимат в семье, отсутствие у ребенка собственной комнаты, наличие у девочки синдрома вегетативной дистонии средней и тяжелой степени, превалирование у ребенка отклонений в эмоционально-вегетативной сфере нервно-
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
психического развития, наличие у ребенка низкого уровня резистентности, дисгармоничного физического развития и макросоматического соматотипа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012. № 3. С. 9—14.
2. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознания патологических процессов. Л., 1978.
3. Жуков С.В. Формирование здоровья детей — вынужденных переселенцев в отдаленном периоде пос-
ле осложненной чрезвычайной ситуации: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. СПб., 2011.
4. Жуков С.В., Королюк Е.Г. Патогенетическая модель формирования уровня здоровья подростков-вынужденных переселенцев, находящихся в условиях хронического социального стресса // Вестник новых медицинских технологий. 2009. № 2. С. 226—228.
5. Королюк Е.Г., Калинкин М.Н., Жуков С.В. Хронический социальный стресс: этиология и патоаутоки-нез. Монография. Тверь: Ред.-изд. центр Твер. гос. мед. академии ТГМА, 2011.
DIAGNOSTICS OF RISK
OF DEVELOPMENT OF A SCHOOL DISADAPTATION IN GIRLS OF 12—14 YEARS
O.I. Sinyavskaya
Public budgetary educational institution of higher education
"Tver state medical academy" of Ministry of Health of the Russian Federation
Annotation. For the purpose of creation of system of diagnostics of risk of development of a school disadaptation in girls of 12—14 years, 762 girls at the age of 12—14 years were examined. During the Wald procedure significant factors for identification of high, moderate and low risk of development of a school disadaptation in girls of 12—14 years were revealed diagnostically. The algorithm of diagnostics of risk of development of a school disadaptation in girls of 12— 14 years was developed. The obtained data allowed to develop and register the computer program.
Key words: girls, children, teenagers, school disadaptation, prediction of risk.
REFERENCES
1. Baranov A.A. Sostoyanie zdorov'ya detei v Rossii-skoi Federatsii. Pediatriya. Zhurnal im. G.N. Speran-skogo, 2012, no. 3, pp. 9—14.
2. Gubler E.V. Vychislitel'nye metody analiza i raspo-znaniya patologicheskikh protsessov. Leningrad, 1978.
3. Zhukov S.V. Formirovanie zdorov'ya detei — vy-nuzhdennykh pereselentsev v otdalennom periode posle oslozhnennoi chrezvychainoi situatsii. Avtoref. dis. dokt. med. nauk. St. Petersburg, 2011.
4. Zhukov S.V., Korolyuk E.G. Patogeneticheskaya model' formirovaniya urovnya zdorov'ya podrostkov-vynuzh-dennykh pereselentsev, nakhodyashchikhsya v usloviyakh khronicheskogo sotsial'nogo stressa. Vestnik novykh medi-tsinskikh tekhnologii, 2009, no. 2, pp. 226—228.
5. Korolyuk E.G., Kalinkin M.N., Zhukov S.V. Khro-nicheskii sotsial'nyi stress: etiologiya i patoautokinez. Mono-grafiya. Tver', Red.-izd. tsentr Tver. gos. med. akademii TGMA, 2011.