Научная статья на тему 'Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса'

Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕМПЕРАМЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разуваева Ирина Юрьевна, Мусаева Нигора Анваровна, Абдураззаков Хасан Азимович

Успешное обучение в современном вузе является высоким уровнем психического компонента качества жизни, приспособленного к индивидуальным свойствам нервной системы и темперамента студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Разуваева Ирина Юрьевна, Мусаева Нигора Анваровна, Абдураззаков Хасан Азимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика психологических личностных характеристик студентов для повышения эффективности образовательного процесса»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТНЫХ

ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Разуваева И.Ю.1, Мусаева Н.А.2, Абдураззаков Х.А.3

'Разуваева Ирина Юрьевна - старший преподаватель;

2Мусаева Нигора Анваровна - старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, факультет международного туризма, Ташкентский государственный экономический университет;

3АбдураззаковХасан Азимович - старший преподаватель, Ташкентский институт текстильной и легкой промышленности, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: успешное обучение в современном вузе является высоким уровнем психического компонента качества жизни, приспособленного к индивидуальным свойствам нервной системы и темперамента студента.

Ключевые слова: физическое воспитание, образовательный процесс, темперамент, эмоциональная возбудимость, студенты.

Современное студенчество относится к группе населения с повышенным уровнем риска заболеваний в связи с большой психоэмоциональной и умственной нагрузкой, необходимостью адаптации к новым условиям обучения, формированием новых и профессионально -обусловленных межличностных отношений. Анализ эмоционально-личностных особенностей личности студентов позволил выявить факторы, влияющие на эмоциональную неустойчивость и снижение уровня качества жизни. С одной стороны, это низкий уровень физической и психической культуры студентов, позволяющий преодолеть стрессовые ситуации, с другой, недостаточно педагогически и технологически адаптированная образовательная среда вуза [1].

Необходимым условием успешного обучения в современном вузе является высокий уровень психического компонента качества жизни студента, отражающего его способность оптимально адаптироваться к условиям образовательной среды, адекватно реагируя на основе противоречия современной системы образования. Установлено, что эмоциональное истощение студентов представляет собой приобретенный стереотип эмоционального поведения, процесс постепенной утраты эмоциональной, познавательной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной абстрактности и снижения удовлетворения исполнения работы.

Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности, неизбежно сопровождает учебную деятельность человека. Активная познавательная деятельность учащихся и студентов часто сопровождается тревогой, так как ситуация зачета или экзамена всегда таит в себе неопределённость, а следовательно, и повод для тревоги. Ее влияние на результативность деятельности зависит и от свойств личности, в первую очередь от типологических и характерологических особенностей человека [2].

Динамика показателей физической подготовленности студентов фиксируется в условиях сдаче контрольных нормативов (подтягивание, отжимание, прыжки с места, подтягивание на брусьях и т.д.), диагностированных по ряду свойств темперамента (тревожность, эмоциональная возбудимость, импульсивность), некоторые показатели студентов отличаются высокой степенью тревожности. Тревожные и эмоционально возбудимые студенты в большей степени, замедляют восприятие и выполнение упражнений в медленном темпе (92 уд/мин), чем не тревожные и эмоционально возбудимые, замедляют восприятие и выполнение упражнений быстрого темпа (184 уд/мин), но также значительнее увеличивают количество ошибок в технике выполнения контрольного норматива. Следовательно, под влиянием сдачи контрольных нормативов у студентов в зависимости от их темперамента своеобразно изменяется структура восприятия и характер взаимосвязи его отдельных компонентов с различными свойствами темперамента.

Исследования игровых межличностных отношений в спортивных командах (волейбол, баскетбол, ручной мяч, футбол) показали, что адекватные и правильно организованные межличностные отношения положительно сказываются на успешности действий

спортсменов, а нарушение привычных взаимоотношений, являясь дополнительным стрессогеным фактором, понижает эффективность игровой деятельности. В результате исследований у студентов старших курсов сила процессов возбуждения больше, как и сила подвижности нервных процессов.

У обучающихся, занимающихся оздоровительной физической культурой, выявлены повышенная сила возбуждения, торможения и подвижности нервных процессов. Представители этого типа легко поддаются воспитанию, они обладают высокими показателями уравновешенности нервных процессов.

Психологические трудности, эмоциональная реактивность и связанные с этим нарушения поведения и обучения, являются распространенными в этом возрасте (17-19 лет), наибольшую тревожность у молодежи вызывает неопределенность относительно будущего: 45-56% студентов испытывают повышенную тревожность относительно будущего профессионального и жизненного устройства. Подтверждена противоположная корреляция тревожности и показателей успеваемости студентов. Спортивные игры, единоборства, танцы, спортивные соревнования снижают психоэмоциональное напряжение, способствуют адаптации, повышению показателей успеваемости студентов. Успех в учебной деятельности студента зависит от целого ряда условий, в том числе и от особенностей процессов обучения, воспитания. Эти процессы необходимо строить и осуществлять не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом конкретных, психологически обоснованных методов и приемов педагогического воздействия, способов организации деятельности, приспособленных к индивидуальным свойствам нервной системы и темперамента студента.

Индивидуальный подход к обучению студента основанной на знании особенностей его психики, заслуживает самого пристального внимания, так как именно он содержит еще не использованные резервы повышения эффективности образовательного процесса по физическому воспитанию.

Список литературы

1. Агаев Н.Ф. Педагогические условия повышения эмоциональной устойчивости личности студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2011. 26 с.

2. Серова Л.Н. Психологические основы отбора в игровых видах спорта: Автореф. дис. ... д-ра псих. наук. Санкт-Петербург, 1999. 40 с.

РАЗВИТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА В УЗБЕКИСТАНЕ Хакимова Ф.Т.1, Холиева Н.Х.2, Асилбеков Н.Б.3

'Хакимова Феруза Тошпулатовна - старший преподаватель; 2Холиева Нигора Хуйдобердиевна - старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, факультет международного туризма, Ташкентский государственный экономический университет; 3Асилбеков Нуржон Бахтиярович - старший преподаватель, Ташкентский институт текстильной и легкой промышленности, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена вопросам развития и распространения национальных видов спорта в Узбекистане. В ней освещена политика государства в отношении сохранения и популяризации национальных видов спорта и народных игр, которые проводятся регулярно и повсеместно с целью привлечения населения, в особенности молодежи.

Ключевые слова: молодежь, спорт, спортивные игры, национальные виды спорта, народные игры.

Основные цели и задачи развития физической культуры и спорта в Узбекистане -воспитание здорового молодого поколения, всемерное поощрение и развитие народных игр и видов спорта, активное вовлечение в физкультурное движение самых широких слоев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.