5. Краснов И.С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - №2. - С. 61-63.
6. Столяров В.И. К вопросу о теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 2. - С. 39-40.
7. Тель Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении // Л.З. Тель. В 3 т. Т.1. - М.: ООО «Издательство АСТ»; «Астрель», 2011. - 432 с.
8. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2 - е изд., исп. и доп. / Ж.К. Холодов.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 490 с.
9. Человек и общество (Культурология) Словарь - справочник. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. - 554 с.
10. Щербина В.А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза. - М.: Изд-во «МПА - ПРЕСС», 2007. - 319 с.
Педагогика
УДК: 376
кандидат педагогических наук, доцент Алексеев Илья Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск); учитель-логопед лаборатории «Технологии диагностики и коррекции психоречевого развития ребенка» кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Вебер Алина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск)
ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей профессионального самоопределения подростков с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся как в специальных образовательных учреждениях, так и в условиях инклюзивного образования. Так же представлены результаты диагностики профессиональных интересов, склонностей и возможностей лиц данной категории, реализованной в рамках взаимодействия специалистов высших и специальных образовательных учреждений.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, подростки с интеллектуальными нарушениями, взаимодействие специалистов, диагностика профессиональных возможностей, методы диагностики, коррекция профессиональных интересов, программно-аппаратные комплексы.
Annotation. The article is devoted to the study of the features of professional self-determination of adolescents with a mild degree of mental retardation, who study in special educational institutions, as well as in conditions of inclusive education. It also presents the results of diagnostics of professional interests, aptitudes and abilities of individuals in this category, implemented as part of the interaction of specialists from higher and special educational institutions.
Keywords: professional self-determination, adolescents with intellectual disabilities, interaction of specialists, diagnostics of professional capabilities, diagnostic methods, correction of professional interests, software and hardware systems.
Введение. Профессиональная ориентация человека с ограниченными возможностями здоровья - процесс специфический и глубоко индивидуальный, который во многом зависит от характера отклонений в структуре дефекта, сохранности анализаторов, возможностей познавательной деятельности, соматического здоровья, желания и возможностей семьи участвовать в процессе образования; от готовности окружающего социума, системы образования, уровня профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих с ребенком и его семьей [1].
В нашей стране проживает около 1,2 млн. детей с ОВЗ, из них 65-68% - дети с умственной отсталостью и доля этих детей в обществе имеет тенденции к увеличению по причинам нарушенной экологии, слабой наследственности, последствий перенесенных заболеваний и др. [2]. Большинство из них (72%) имеют легкую форму умственной отсталости, которая оставляет возможность детям овладевать профессиями, не связанными со сложной интеллектуальной деятельностью.
Предварительный выбор профессии и профессиональное самоопределение является центральным новообразованием умственно отсталых детей старшего школьного возраста. Поэтому диагностика этого процесса как один из этапов его дальнейшего сопровождения в условиях специального и инклюзивного образования приобретает особую актуальность в настоящее время.
Изложение основного материала статьи. Вопросы готовности умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, в том числе вопросы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации изучались такими учеными, как В.И. Бондaрь, И.Г. Еременю, Б.К. Клюшников, В.В. Кopкyнoв, C.JI. Мирский, Б.И. Пинский, A.B. Политов, A.M. Щербакова и др. В исследованиях этих авторов было показано, что одной из основных проблем, затрудняющих профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков является недостаточность знаний о современном рынке труда, о существующих в настоящее время профессиях, малодифференцированные представления о своих желаниях и возможностях. Кроме этого, рассматриваемый процесс у детей данной категории осложнен не только бедностью их жизненного опыта, незрелостью интересов и неадекватностью самооценки, но и недостаточностью знаний о профессиях, о тех отраслях экономики, в которых они могли бы трудиться, о собственной профессиональной пригодности к определенному виду труда.
Вышеперечисленные особенности вместе с отсутствием единой системы квалифицированной профориентационной помощи, недостаточная разработанность методики профориентации и
целенаправленного трудоустройства лиц с умственной отсталостью приводит к низкой востребованности данной категории граждан на рынке труда и резко снижает их социальную защищенность.
Обобщая определения, встречающиеся в психолого-педагогической литературе можно констатировать, что профессиональная ориентация - это комплекс мер, обеспечивающий оптимизацию процесса социально-трудовой адаптации и трудоустройства, особенно выпускников с интеллектуальными нарушениями, которые определяются в соответствии с их психофизическими качествами и социально-психологическим особенностям выбираемой профессии.
По мнению отечественных олигофренопедагогов, в частности С.Л. Мирского, Б.И. Пинского, Ж.И. Шиф, Л.М. Шипицыной умственно отсталые учащиеся очень редко сами выбирают профессию. Чаще всего их профессиональные интересы складываются под влиянием трудового обучения: учащиеся выбирают те специальности, по которым осуществляется их подготовка в школе.
Достижения современных специалистов в области коррекционной работы с умственно отсталыми школьниками (Т.А. Власова, С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский, Б.П. Пузанов и др.) основаны на лучших традициях советской трудовой школы (П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий) и ее социализирующих возможностей. В связи с этим в работе с несовершеннолетними, имеющими умственную отсталость, имеются серьезные основания рассматривать профессионально-трудовую направленность обучения как важнейшей фактор успешной социализации выпускников коррекционных школ [5].
Для обеспечения конкурентноспособности лиц с нарушениями интеллекта на современном рынке труда, необходимо уже в раннем возрасте формировать его профессиональную мотивацию посредством эффективных систем профессионального ориентирования, в частности интерактивных методов и форм, викторин, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, квестов и т.д. [5]. Но начальным этапом работы, направленной на сопровождение формирования профессионального самоопределения должна явиться диагностика склонностей, интересов, способностей и потенциальных возможностей ребенка, которая предоставляет возможность определить спектр профессий, которые может и хочет освоить ребенок в соответствии со своими возможностями, состоянием здоровья и имеющимися ограничениями.
В связи с вышесказанным, в настоящее время возрастает актуальность вопросов диагностики личности детей и подростков с умственной отсталостью с целью выявления их профессиональных склонностей и интересов. Такую диагностику по ряду причин не всегда возможно реализовать в полной степени в рамках одного образовательного учреждения, поэтому представляется целесообразным задействовать специалистов и ресурсы системы высшего образования в рамках межсетевого взаимодействия учреждений высшего, среднего и специального образования. Такое взаимодействие можно проиллюстрировать на примере совместного экспериментального исследования профессионального самоопределения умственно отсталых учащихся, проведенного психологами, преподавателями и студентами на базе образовательной организации ГКОУ «Шадринская специальная (коррекционная) школа - интернат № 16» г. Шадринск и лаборатории диагностики и коррекции психоречевого развития ребенка кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» г. Шадринск.
На базе лаборатории университета была реализована «техническая» часть эксперимента, в частности диагностика подростков осуществлялась с использованием программно-аппаратного^ комплекса «НС-Психотест», в частности был обоснован выбор электронных версий методик «Йовайши» и «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» и осуществлено их проведение. А на базе школы была проведена рисуночная методика «Кем быть» Чистяковой С.Н.
В исследовании принимали участие 14 учащихся 9 класса (7 девочек и 7 мальчиков). Все испытуемые были поделены нами по гендерному признаку, так как выбор профессии во многом зависит от половой принадлежности человека.
Качественный анализ продуктов деятельности испытуемых по гендерному признаку показал, что у 4-х мальчиков (57%) намерения в сфере выбираемой ими будущей профессии не соответствуют уровню их реальных возможностей (учитывая личностные особенности при олигофрении) и лишь у 3-х (43%) предполагаемый выбор будущей профессии соответствует их индивидуальным способностям.
У 6-и (86%) девочек намерения в сфере выбираемой ими будущей профессии не соответствуют уровню их реальных возможностей (учитывая личностные особенности при олигофрении). Только у 1-й (14%) из испытуемых, выбор будущей профессии по анализам данной методики соответствует ее индивидуальным возможностям.
В результате проведения методики «Кем быть» нами были получены следующие данные: у 10-и (71%) испытуемых уровень притязаний относительно будущей профессии завышен, и только у 4-х испытуемых (29%) соответствует их индивидуальным возможностям. Полученные данные позволяют увидеть, что учащиеся с интеллектуальными нарушениями, имеют завышенный уровень притязаний, свидетельствующий о неадекватности восприятия ими реальной социальной ситуации.
Для определения уровня готовности подростков к выбору будущей профессии нами была использована методика «Профориентационная анкета Фридмана». По результатам всех вопросов, предусмотренных данной методикой из 7-и мальчиков, готовы к выбору профессии только 3-е.
Для определения предпочтений и интересов учащихся в профессиональной сфере нами была использована методика «Йовайши». Результаты исследования по данной методике представлены в таблице 1.
Таблица 1
Профессиональные интересы испытуемых в результате исследования по методике «^вайши»
Позиция Название шкалы Количество испытуемых, выбравших данную сферу
1 Шкала «Сфера технических интересов (человек - техника)» 5
2 Шкала «Сфера искусства (человек - художественный образ)» 4
3 Шкала «Сфера физического труда (склонность к физической деятельности)» 3
4 Шкала «Сфера работы с людьми (человек - человек)» 2
- Шкала «Сфера материальных интересов (производство и потребление материальных благ)» -
- Шкала «Сфера умственного труда (склонность к умственной деятельности)» -
Таким образом, у первой группы подростков (36%) предпочитаемой сферой деятельности является сфера технических интересов. Рекомендуется выбор профессии технического профиля. У второй группы (29%) предпочитаемой сферой деятельности является сфера искусства. Рекомендуется выбор творческой профессии. У третей группы (21%) предпочитаемой сферой является - физическая. Рекомендуется выбор профессии, связанной с подвижным образом жизни и физическим трудом. У четвертой группы (14%) предпочитаемой сферой деятельности является сфера работы с людьми. Рекомендуется выбор профессии, связанной с общением и обслуживанием людей. По результатам теста-опросника видно, что не один из испытуемых не проявляет склонности к сфере материальных интересов и сфере умственного труда.
Для отбора детей к определенному типу профессии в соответствии с их профессиональными склонностями и индивидуальными особенностями, была проведена методика ДДО (Дифференциально-диагностический опросник) Е.А. Климова. Результаты исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Категориальная соотнесенность испытуемых по профессиональным типам по методике Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник»
Позиция Название шкалы Количество испытуемых, выбравших данный тип
1 Шкала «Человек - техника» 5
1 Шкала «Человек - художественный образ» 5
2 Шкала «Человек - природа» 2
3 Шкала «Человек - человек» 2
- Шкала «Человек - знаковая система» 0
Таким образом, большинство подростков выбрали тип профессии «человек — техника» т.е. работа с техникой, с машинами, станками (36%). На втором месте «человек - художественный образ» (36%). На третьем месте «человек — природа» (14%) и человек-человек (14%), человек-знак (0%).
В результате анализа данных, полученных в ходе проведения диагностических методик, представленных в таблице 2, мы можем констатировать следующее: из 14-и испытуемых, только 4 подростка определились с выбором будущей профессии, они имеют адекватный уровень притязаний, который соответствует их индивидуальным особенностям, склонностям и интересам. У 10-и подростков наблюдается неадекватный (завышенный) уровень притязаний к предполагаемой профессии, не соответствующий их интеллектуальному потенциалу их желание работать учителями, врачами, телеведущими, пожарными, сотрудниками полиции, не соответствуют уровню развития и образования выпускников коррекционных школ VIII вида.
Выводы. Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости коррекции сформировавшейся у подростков с нарушениями интеллекта области профессиональных интересов и сопровождения ее формирования в более младшем возрасте. Для этого представляется целесообразным разработка коррекционной программы с учетом индивидуальных особенностей профессионального самоопределения подростков с умственной отсталостью, а так же предусматривающей работу широкого спектра специалистов в рамках взаимодействия образовательных организаций высшего, среднего и специального образования.
Литература:
1. Белявский, Б.В. Вопросы трудового обучения и профессиональной ориентации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной образовательной организации [Текст] / Б.В. Белявский // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : метод. и практ. журн. - 2017. - N 8. - С. 10-17. - Библиогр.: с. 17.
2. Алёнкина, О.А. Профессионально-трудовая направленность обучения школьников с умственной отсталостью [Текст] / О.А. Алёнкина // Психология обучения. - 2007. - № 11. - С. 110-123.
3. Живлюк А.П. Профессиональная ориентация школьников в условиях профессиональных проб // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 599-601.
4. Старобина, Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью [Текст]: метод. пособие / Е.М. Старобина. - Москва: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. - 119 с.
5. Девяткова, Т.А. Модель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / Т.А. Девяткова // Дефектология. - 2004. - № 3. - С. 72-75.
Педагогика
УДК 371.01+371.842+371.38 аспирант Антипова Ольга Викторовна
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал
Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград);
директор
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области» (г. Димитровград);
кандидат педагогических наук, доцент Игдырова Светлана Викторовна
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал
Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград);
старший преподаватель Мукминов Рамиль Раисович
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал
Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Аннотация. В статье дополнительное образование рассматривается как мера занятости детей, досуговая деятельность воспитанников, целью которого является не только развитие ребёнка, но и помощь каждому ребёнку найти свой путь и помочь ему самореализоваться. Дополнительное образование должно не только давать определённые знания, но и стать практикоориентированным, привлекая в дополнительное образование организации высшего и среднего профессионального образования, предприятия и организации. Авторы уделяют большое внимание мероприятиям на территории города Димитровграда Ульяновской области, направленным на реализацию федерального проекта «Успех каждого ребёнка» в целях исполнения указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Ключевые слова: система дополнительного образования, предпрофильная подготовка учащихся, практикоориентированное обучение,техническое творчество, межведомственная система управления развития дополнительным образованием детей.
Annotation. In the article the additional education is considered to be a measure of employment of children, leisure activities of pupils, the purpose of which is not only to develop the child but also to help each child to find his own way and to realize himself. The additional education should not only provide certain knowledge, but also become practice-oriented, involving in additional education organizations of higher and secondary vocational education, enterprises and organizations. The authors pay much attention to the events on the territory of the city of Dimitrovgrad, Ulyanovsk region, aimed at the implementation of the Federal project "The Success of every child" for the purpose of execution of the decree of the President of the Russian Federation V.V. Putin of 07.05.2018 No. 204 "On the national goals and strategic objectives development of the Russian Federation for the period up to 2024".
Keywords: the system of additional education, pre-profile training of pupils, practice-oriented training, technical creativity, interdepartmental management system of additional education of children.
Введение. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в рамках Указа от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] поставлена задача формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
В целях исполнения указа Президента реализуется федеральный проект «Успех каждого ребёнка». Это, в первую очередь, дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей. Планируется, что детские технопарки «Кванториум» появятся в каждом регионе. Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации к 2024 году будут созданы центры выявления и поддержки талантов. Они будут учитывать опыт образовательного фонда «Талант и успех»- сочинского «Сириуса». Также будет создано не менее 100 центров развития современных компетенций детей на базе университетов. С 2018 года стартовал большой профориентационный проект «Билет в будущее», рассчитанный на школьников 6-11 классов.
Изложение основного материала статьи. При этом дополнительное образование должно изменить свой формат и свои цели. Сегодня дополнительное образование рассматривается как мера занятости детей, досуговая деятельность воспитанников, целью которого является развитие ребёнка. В результате реализации проекта «Успех каждого ребёнка» основной целью становится не только развитие ребёнка, но и помощь каждому ребёнку найти свой путь и помочь ему самореализоваться. Дополнительное образование должно не только дать определённые знания, но и стать практикоориентированным, привлекая в дополнительное образование организации высшего и среднего профессионального образования, предприятия и организации. Так, например, в рамках обучения ребёнок не просто разрабатывает какой-либо проект, но и получает возможность опробовать его в действии, на реальном производстве.
В городе Димитровграде разработана дорожная карта реализации данного проекта, в которую вошли такие мероприятия, как:
1. Увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 дополнительным образованием к 2022 году до 85 %.