3. Живлюк А.П. Профессиональная ориентация школьников в условиях профессиональных проб // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 599-601.
4. Старобина, Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью [Текст]: метод. пособие / Е.М. Старобина. - Москва: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. - 119 с.
5. Девяткова, Т.А. Модель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / Т.А. Девяткова // Дефектология. - 2004. - № 3. - С. 72-75.
Педагогика
УДК 371.01+371.842+371.38 аспирант Антипова Ольга Викторовна
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал
Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград);
директор
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области» (г. Димитровград);
кандидат педагогических наук, доцент Игдырова Светлана Викторовна
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал
Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград);
старший преподаватель Мукминов Рамиль Раисович
Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал
Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (г. Димитровград)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
Аннотация. В статье дополнительное образование рассматривается как мера занятости детей, досуговая деятельность воспитанников, целью которого является не только развитие ребёнка, но и помощь каждому ребёнку найти свой путь и помочь ему самореализоваться. Дополнительное образование должно не только давать определённые знания, но и стать практикоориентированным, привлекая в дополнительное образование организации высшего и среднего профессионального образования, предприятия и организации. Авторы уделяют большое внимание мероприятиям на территории города Димитровграда Ульяновской области, направленным на реализацию федерального проекта «Успех каждого ребёнка» в целях исполнения указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Ключевые слова: система дополнительного образования, предпрофильная подготовка учащихся, практикоориентированное обучение,техническое творчество, межведомственная система управления развития дополнительным образованием детей.
Annotation. In the article the additional education is considered to be a measure of employment of children, leisure activities of pupils, the purpose of which is not only to develop the child but also to help each child to find his own way and to realize himself. The additional education should not only provide certain knowledge, but also become practice-oriented, involving in additional education organizations of higher and secondary vocational education, enterprises and organizations. The authors pay much attention to the events on the territory of the city of Dimitrovgrad, Ulyanovsk region, aimed at the implementation of the Federal project "The Success of every child" for the purpose of execution of the decree of the President of the Russian Federation V.V. Putin of 07.05.2018 No. 204 "On the national goals and strategic objectives development of the Russian Federation for the period up to 2024".
Keywords: the system of additional education, pre-profile training of pupils, practice-oriented training, technical creativity, interdepartmental management system of additional education of children.
Введение. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в рамках Указа от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] поставлена задача формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
В целях исполнения указа Президента реализуется федеральный проект «Успех каждого ребёнка». Это, в первую очередь, дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей. Планируется, что детские технопарки «Кванториум» появятся в каждом регионе. Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации к 2024 году будут созданы центры выявления и поддержки талантов. Они будут учитывать опыт образовательного фонда «Талант и успех»- сочинского «Сириуса». Также будет создано не менее 100 центров развития современных компетенций детей на базе университетов. С 2018 года стартовал большой профориентационный проект «Билет в будущее», рассчитанный на школьников 6-11 классов.
Изложение основного материала статьи. При этом дополнительное образование должно изменить свой формат и свои цели. Сегодня дополнительное образование рассматривается как мера занятости детей, досуговая деятельность воспитанников, целью которого является развитие ребёнка. В результате реализации проекта «Успех каждого ребёнка» основной целью становится не только развитие ребёнка, но и помощь каждому ребёнку найти свой путь и помочь ему самореализоваться. Дополнительное образование должно не только дать определённые знания, но и стать практикоориентированным, привлекая в дополнительное образование организации высшего и среднего профессионального образования, предприятия и организации. Так, например, в рамках обучения ребёнок не просто разрабатывает какой-либо проект, но и получает возможность опробовать его в действии, на реальном производстве.
В городе Димитровграде разработана дорожная карта реализации данного проекта, в которую вошли такие мероприятия, как:
1. Увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 дополнительным образованием к 2022 году до 85 %.
2. Создание новых учебных мест по дополнительным общеразвивающим программам.
3. Создание Муниципального опорного центра по дополнительному образованию.
4. Реализация проектов «Билет в будущее», «Проектория».
5. Увеличение охвата детей дополнительными общеразвивающими программами технической и естественнонаучной направленностей.
Всего дополнительным образования в городе Димитровграде (различными формами) занято 12932 ребёнка в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет 80,7 %. В 4-х учреждениях дополнительного образования, подведомственных Управлению образования создано 661 детское образовательное объединение, где обучаются 7326 детей. Из них 123 объединения - технической направленности, с охватом 1156 детей; 135 -естественнонаучной, с охватом 1724 человека. В Центре дополнительного образования детей (далее - ЦДОД) 984 ребёнка задействованы в 113 объединениях. В Доме детского творчества (далее - ДДТ) 163 ребёнка - в 10 объединениях(среди них в Детской ядерной академии - 50 человек).
В учреждениях дополнительного образования созданы детские и молодежные академии (см. табл. 1):
Таблица 1
№ Название академии Партнеры Количество детей
1. 1Т-академия МБУДО ЦДОД ОБПОУ ДТК 46 чел.
2. Академия Автодело МБУДО ЦДОД ОБПОУ ДТК 29 чел.
3. Детская академия «Техноалфавит» МБУДО ЦДОД ЦМИТ «Прогресс» Детские сады 300 чел
4. Академия краеведения и туризма МБУДО ЦДОД Географическое общество «Ассоциация скаутов» Туристический клуб «Горизонт» 278 чел.
5. Технодром МБУДО ЦДОД ЦМИТ «Прогресс» 611
6. Детская ядерная медицинская академия МБУДО ДДТ ДИТИ НИЯУ МИФИ 50
Одной из основных задач города Димитровграда стало увеличение доли творческих объединений занимающихся техническим (инновационным) и инженерным творчеством.
Флагманом в организации обучению техническому творчеству в городе Димитровграде является Центр дополнительного образования.
Педагогами МБУДО ЦДОД создано, апробировано и внедрено три блока программ:
- 1 блок программ: пропедевтика технического творчествадля дошкольников и младших школьников (Академия раннего технического творчества);
- 2 блок программ:интеграция школьного и дополнительного образования;
- 3 блок программ:профориентация и связь с производством, сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями, ЧГП с ООО «ПРИЗ».
1 блок программ: пропедевтика технического творчествадля дошкольников и младших школьников. В рамках проекта создана Детская Академия раннего технического творчества «ТехноАлфавит» для дошкольников. Задача: формирование политехнического кругозора, конструкторских умений и навыков в области технического творчества. Занятия Детской Академии раннего технического творчества состоят из трёх блоков: научно-технической, социально-педагогической, интерактивных научно-познавательных шоу. Это теоретические, практические и интерактивные занятия по конструированию, моделированию, проектированию, робототехнике с использованием технологий ТРИЗа, формирование политехнического словаря с переходом на развитие связной речи.
Образовательную базу представляет комплексная образовательная программа «ТехноАлфавит», в которой представлен ряд дополнительных общеразвивающих программ технической направленности:
• Робототехника малышам,
• Легоконструирование,
• ТехноАлфавит,
• Легокубики,
• Эксперименты для малышей,
• 3Д моделирование,
• Фанкластик,
• Юный дизайнер,
• Юный конструктор,
• Мир оригами.
Время реализации программ: от 8-12 часов до 144 занятий.
2 блок программ: интеграция школьного и дополнительного образования. Это работа творческих объединений следующей направленности: робототехника LegoNXT 2.0 EV3, компьютерные курсы, обработка графики и видео, проектирование беспилотных летательных аппаратов, авиамоделирование. Работает интерактивный парк «НЭО» (наука, эксперименты, опыты), где в рамках мастер-классов и занятий побуждаем школьников к мыслительной активности и поиску новых идей для решения разнообразных технических, логических задач.
Наша задача - увеличение творческих лабораторий для занятий начальной, базовой робототехникой, с дальнейшим переходом на следующий уровень, в зависимости от желания и способностей ребенка -программирование, моделирование и пр.
3 блок программ: профориентация и связь с производством, сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями, ЧГП с ООО «ПРИЗ».
В рамках сетевого взаимодействия с Областным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Димитровградский технический колледж» в Центре реализуются программы: «Устройство и техническое обслуживание автомобилей», «Сетевое и серверное администрирование», «Системы автоматизированного проектирования».
В рамках сетевого взаимодействия с Центром молодежного инновационного творчества «Прогресс» (далее - ЦМИТ «Прогресс») - лаборатория лазерных технологий, лаборатория фрезерных технологий, мультимедийный зал, хакспейс, трасса для соревнований на квадрокоптерах (20х50м) на открытом воздухе. Также работает ресурсная площадка по развитию компетенций направления ВорлдСкилс «Технодром».
Таким образом, ЦДОД увеличил количество детей занимающихся техническим творчеством с 10 % (2015/2016 учебный год) до 37 % (2018/2019 учебный год).
Работа Центра по развитию детского технического творчества осуществляется не только в рамках систематической образовательной деятельности по программам дополнительного образования. Выстроена система организации и проведения в городе ряда мероприятий, способствующих привлечению детей к занятиям техническим творчеством, выявлению одарённых детей и выстраиванию индивидуального образовательного маршрута, осуществляется работа над проектами. Проводятся семинары для воспитателей детских садов, научно-инженерные выставки. С 2017 года Центр ежегодно проводит городской фестиваль легоконструирования, а с 2018 года - фестиваль развивающих игр для дошкольников. Созданию положительного имиджа естественных наук активно содействует интерактивная площадка «Парк НЭО (Наука, эксперименты и опыты)». Используя активные методы обучения, мы стараемся побуждать школьников к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей.
В рамках взаимодействия Дома детского творчества и ДИТИ НИЯУ МИФИ работает Детская ядерная медицинская академия [2, с. 13-14; 3, с. 15-16], целью которой является развитие научно-познавательных способностей обучающихся. Ребята разрабатывают и реализуют индивидуальные научные проекты и исследования совместно с педагогами ДИТИ НИЯУ МИФИ, защищая их на научно-практических конференциях различного уровня.
Развитие технического творчества планируется продолжить и создать детские образовательные объединения технической направленности на базе детских садов (ментальная арифметика, робототехника, легоконструирование и др.), общеобразовательных организаций (атомкласс, 1Т-технологии, компьютерная грамотность, Web-дизайн и др.) и в учреждениях дополнительного образования (1Т-технологии, компьютерная грамотность, Web-дизайн, Компьютерная верстка, Видеожурналистика и др.).
В целях развития интереса к техническому творчеству МБУДО ЦДОД организует совместно с ЦМИТ «Прогресс» умные каникулы, в рамках которых ребята могут обучиться основам технического творчества и закрепить полученные знания.
В 2019-2020 учебном году запланированы семинары для педагогов дополнительного образования по техническому творчеству, научно-исследовательской работе и проектной деятельности обучающихся.
Выводы. С целью повышения вариативности, качества и доступности дополнительного образования, создания условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей, формирования эффективной межведомственной системы управления развития дополнительным образованием детей в городе Димитровграде при муниципальном бюджетной учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества города Димитровграде Ульяновской области» Постановлением от 09.07.2019 г. Администрации города Димитровграда создан Муниципальный опорный центр.
Муниципальный опорный центр:
- создает, апробирует и внедряет модели обеспечения равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам; оказывает организационно-методическую поддержку реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей города Димитровграда;
- ведет организационную и методическую работу по внедрению персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории города Димитровграда;
- анализирует состояние инфраструктурного, материально-технического, программно-методического и кадрового потенциала в системе дополнительного образования детей на территории города;
- содействует распространению и внедрению лучших практик, современных востребованных дополнительных общеобразовательных программ различной направленности;
- развивает систему независимой оценки качества услуг дополнительного образования детей, содействует развитию организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе каникулярного отдыха;
- обеспечивает реализацию мер по непрерывному развитию управленческих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей, включая повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировки в региональном модельном центре;
- является муниципальным модератором информационно-телекоммуникационной системы дополнительного образования детей «Навигатор»;
- наполняет содержательно муниципальный сегмент системы;
- информирует родителей (законных представителей), детей, общественность, сетевых партнеров;
- взаимодействует с региональным модельным центром дополнительного образования детей Ульяновской области.
С июля 2018 года в городе работает муниципальный сегмент системы «Навигатор», в который все организации, осуществляющие лицензированную деятельность по организации дополнительного образования, вводят информацию о своей деятельности. На 15 апреля 2019 года в системе 47 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в системе 343 программы, 4790 пользователей, 8918 заявок, 7402 обучающихся. С сентября 2019 года в городе Димитровграде посредством системы «Навигатор» планируется организация персонифицированного учёта обучающихся и персонифицированного финансирования дополнительного образования.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.garant.ru/ products/ ipo/prime/doc/71837200/(дата обращения - 08.06.2019).
2. Антипова, О.В., Игдырова, С.В., Мукминов, Р.Р. Предметные олимпиады как фактор одарённости учащейся молодежи в условиях взаимодействия учреждений дополнительного образования и высшей школы / О.В. Антипова, С.В. Игдырова, Р.Р. Мукминов // Проблемы современного педагогического образования. -Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч.5. - 328 с. - С. 9-16.
3. Антипова, О.В., Мукминов, Р.Р. Педагогические условия совершенствования предпрофильной подготовки в рамках взаимодействия учреждений дополнительного образования и высшей школы / О.В. Антипова, Р.Р. Мукминов // Проблемы современного педагогического образования. - Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. - Ч.1. - 498 с. - С. 13-17.
Педагогика
УДК: 378.147:811
доктор педагогических наук, профессор Ариян Маргарита Анастасовна
Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (Нижний Новгород)
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье рассматриваются пути реформирования современной образовательной парадигмы. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами учебная дисциплина "Иностранный язык" рассматривается как средство формирования личности студентов. Иностранный язык, обладая значительным социализирующим потенциалом, позволяет студентам овладевать механизмами, нормами, стратегиями и тактиками социального взаимодействия. Исследование показало, что проблема личностного развития студентов должно быть тесно связано с развитием их гуманитарной культуры.
Ключевые слова: образовательная парадигма, формирование личности студента, социализирующий потенциал, механизмы социального развития, гуманитарная культура.
Annotation. This article looks at ways of modern educational paradigm reforming. According to new Federal State Educational Standards the academic subject "Foreign language" is viewed as a powerful means of forming a student's personality. A foreign language, having a great socializing potential, allows students to obtain mechanisms, norms, strategies and tactics of social interaction. Research shows that the problem of students' personal development should also be associated with the development of their humanitarian culture.
Keywords: educational paradigm, forming a student's personality, socializing potential, mechanisms of social development, humanitarian culture.
Введение. Ориентированность системы российского образования на вхождение в мировое образовательное пространство создаёт предпосылки для повышенного внимания к проблемам языкового образования в различных типах учебных заведений, в том числе, в неязыковых вузах. В современном изменчивом, многоязычном, поликультурном и неспокойном мире владение иностранными языками представителями различных профессиональных сообществ создаёт основу для сближения людей, стран, цивилизаций. Усиление взаимопонимания в значительной степени способствует предотвращению межэтнических, межкультурных конфликтов, обеспечению межнационального мира.
Решение задач, связанных с реализацией этой высокой миссии, предполагает непрерывный поиск путей совершенствования образовательной парадигмы. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения направлены на реализацию новой языковой политики, в основе которой требование достижения не только предметных, но и метапредметных, а также личностных результатов. Языковое образование в неязыковом вузе должно создавать благоприятные условия для успешного профессионального роста и интеллектуального потенциала личности, её социального и гуманитарного развития.
В последние годы отмечается динамичная смена востребованных обществом профессий и соответствующих им компетенций. И это ставит перед системой отечественного образования новые серьезные задачи, решение которых должно быть обеспечено в процессе усвоения всей совокупности учебных дисциплин, включая иностранный язык. Изучение иностранного языка как средства овладения социальным опытом человечества может способствовать и овладению целым рядом важнейших стратегий: решение сложных проблем и принятие самостоятельных решений, управление людьми и сотрудничество, восполнение дефицита языковых средств при помощи мимики и жестов, учет межкультурных особенностей и др. Правильная организация процесса обучения иностранным языкам может также обеспечить условия для совершенствования способности критического мышления, развития эмоционального интеллекта, инициативности и когнитивной гибкости. Основными направлениями реформирования содержания образования принято считать его гуманизацию, экологизацию и социализацию.
Гуманизацию образования, которая рассматривается как важнейший фактор усиления гуманистических начал в обществе, связывают, прежде всего, с приоритетным изучением тематики, отражающей глобальные проблемы мирового сообщества на современном этапе его развития: отношения между странами и народами в культурном, моральном, гражданском аспектах и др. Понятие "гуманизация" применительно к учебному процессу по иностранному языку предполагает также особый благожелательный и доверительный климат на занятиях, демократический стиль общения, широкое использование гуманистических технологий и коллективных форм работы.
Экологизация образования направлена на создание в образовательном процессе условий, позволяющих молодежи осознавать и искать решение проблем взаимодействия человека и природы, человека и космоса,