УДК 378.016:687.016
Б. В. Самсонов, В. В. Лютоеа
ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИЧЕСКОЕ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ) ОБУЧЕНИЕ (КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ КОСТЮМА)»
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. В статье раскрывается значение понятия «формирование познавательного интереса», обосновываются теоретические аспекты и условия, обеспечивающие ее сформирован-ность у будущих педагогов профессионального обучения (профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн») в процессе изучения дисциплины «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)». Представлен диагностический инструментарий для определения уровня сформированное™ познавательного интереса у студентов на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы.
Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, познавательная деятельность, мотивация, методы диагностики познавательного интереса, творческий поиск.
Актуальность исследуемой проблемы. Одно из главных мест в современных психолого-педагогических исследованиях занимает проблема формирования познавательных интересов в процессе обучения. Интерес является первенствующим мотивом познавательной деятельности и основным средством творческого поиска, поэтому от решения этого вопроса в подготовке будущих педагогов профессионального обучения в области конструирования и моделирования костюма в значительной степени зависит эффективность учебного процесса. Решение проблемы формирования познавательных интересов мы видим в потребностях общества, практики обучения и воспитания специалистов. Педагогической теорией и практикой доказано, что его необходимо обосновать, разработать и осуществить в процессе обучения.
Формирование познавательного интереса у студентов можно назвать одной из кардинальных проблем. Ее актуальность обусловлена реконструкцией содержания обучения, постановкой задач формирования у будущих специалистов приемов самостоятельного приобретения знаний, творческого поиска и познавательных интересов. На наш взгляд, при подготовке специалиста необходимо воспитать в нем и интеллектуально развитую
© Самсонов Б. В., Лютова В. В., 2018
Самсонов Борис Васильевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и методики профессионального обучения Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: samboris64@mail.ru
Лютова Виктория Валерьевна - студентка III курса направления подготовки магистрантов «Педагогическое образование» (магистерская программа «Образовательные технологии в декоративно-прикладном искусстве и дизайне») факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: lyutov87@bk.ru
Статья поступила в редакцию 27.11.2018
личность, стремящуюся к познанию. Требования, предъявляемые к современному специалисту, ставят перед педагогом задачу планомерного развития личности путем вовлечения в учебно-познавательную деятельность, активизация которой не только трудна, но и практически невозможна без развития познавательного интереса, творческого поиска. Как показывают исследования, в процессе обучения необходимо систематически развивать, активизировать и укреплять познавательный интерес обучающихся. Целью статьи является выявление исходного уровня сформированное™ познавательного интереса у будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна - нынешних студентов факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.
Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме познавательного интереса. Так, в трудах Л. И. Божович, М. А. Данилова, Г. И. Щукиной и др. диагностика данного интереса опирается на применение комплекса психолого-педагогических методов [1], [2], [10]. Мы применили совокупность таких методов, как анкетирование, наблюдение, анализ учебно-творческой деятельности студентов. Исследование проводилось на базе факультета художественного и музыкального образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. В нем приняли участие 20 студентов 2 курса направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн». Проводилась диагностика с целью выявления исходного уровня сформированности познавательного интереса у будущих педагогов профессионального обучения.
Результаты исследований и их обсуждение. К проблеме познавательного интереса обращались многие ученые и практики на протяжении всего периода развития психолого-педагогической науки. Большой вклад в исследование проблемы сформированности интереса внесли Л. И. Божович, В. Б. Бондаревский, П. Я. Гальперин, А. К. Дусавицкий,
A. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, А. Я. Миленький, Н. Г. Морозова, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др. Проведя анализ научной литературы, теоретической и практической деятельности, мы пришли к выводу, что познавательный интерес - сложное, неоднозначное явление. Интерес - это необходимое отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане [7]. Интерес к обучению приумножается в условиях образующейся познавательной деятельности, включает новые пути и отношения материального мира, эмоциональные характеристики. Он представляет собой мыслительную эмоцию и соответствующее усилие, которое связано с преодолением умственных, духовных трудностей. Познавательный интерес свойственен человеку при освоении им действительности.
B. Н. Соловьев считает, что результативность обучения определяется овладением умением учиться, отдельными сторонами учебной деятельности, изменениями личности, возрастанием воспитанности, сформированностью определенных особенностей мотиваци-онной сферы учения, интереса [9].
В педагогической науке, с точки зрния Н. Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, где активную роль играет субъект познания [3]. С. Л. Рубинштейн понимал под ним специфическую направленность личности [8], а М. А. Пастушкова полагает, что интерес связан с особым избирательным отношением человека к окружающему миру. И. П. Подласый считает, что он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности [5], [6]. В исследованиях Б. В. Самсонова познавательный интерес неразрывно связан с самостоятельностью действий студентов, проявлением увлеченности и инициативных творческих поисков. Познавательный интерес и творческая активность в учебе появляются тогда, когда обучающиеся понимают цели учения, планируют и организуют свою дея-
тельность, а также осознают практическое значение теоретических знаний, владеют приемами оперирования ими в учебной работе. Уровень готовности педагога-дизайнера к выполнению профессионально-творческой деятельности напрямую зависит от того, насколько он будет готов осознанно и творчески использовать знания, умения и навыки в своей работе в образовательном учреждении [4].
Познавательный интерес подразумевает реальную причину действий, которая ощущается субъектом как особо важная, это его положительное оценочное отношение к осуществляемой деятельности. Наиболее общее определение познавательного интереса, на наш взгляд, разработано Г. И. Щукиной, которая понимает под ним «избирательную направленность личности, обращенную к области познания, ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [10]. Данное ею определение служит ориентиром в нашем исследовании. Под диагностикой познавательного интереса понимается совокупность различных методов, позволяющих выявить его исходный уровень, а также его развитие в процессе обучения [10]. Для диагностики необходимо выделить систему критериев. Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. С. Славина, Г. И. Щукина и др. разработали критерии и показатели сформированности познавательного интереса.
На основе проведенных Г. И. Щукиной исследований [10], а также показателей, выделенных другими учеными, мы выделили следующие критерии: содержательно-деятельностный, эмоциональный, регулятивный. Показателями содержательно-деятельностного критерия являются характер задаваемых вопросов, установление закономерностей, самостоятельность в выполнении заданий, поиск новых (индивидуальных) способов решения задач, участие во внеурочной деятельности, использование достижений науки в других областях и повседневной деятельности. К показателям эмоционального критерия относим проявление эмоций, переживаний во время деятельности, настроение обучающихся. Регулятивный критерий подразумевает стремление завершить задание, пытливость, сосредоточенность внимания, реакцию обучающихся на звонок, выбор ими сложности задания.
В возникновении и развитии познавательного интереса выделяют несколько уровней. По мнению некоторых исследователей (М. А. Данилов, Г. И. Щукина и др.), его диагностика строится на применении комплекса психолого-педагогических методов [2], [10]. Определение уровня развития познавательных интересов дает возможность учителю-предметнику более направленно и дифференцированно организовывать учебный процесс. Опираясь на основные признаки проявления уровней, педагог может определить направления работы с обучающимися, которые будут способствовать развитию творческой личности.
Важно, чтобы познавательный интерес был достаточно насыщенным, напряженным, но у одних он хорошо развит, у других проявляется очень слабо. Для определения его уровня у студентов 2 курса профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» нами были адаптированы и пересмотрены разработки таких авторов, как Э. А. Баранова, К. Н. Волков, Г. Н. Казанцев, В. С. Юркевич [11]. Мы применяли в своей экспериментальной группе следующую совокупность методов: анкетирование, наблюдение, анализ учебно-творческой деятельности.
Анкетирование было построено таким образом, чтобы обучающиеся оценили свою удовлетворенность преподаваемой дисциплиной по 3-хбалльной шкале: 2 - да (часто), 1 -иногда, 0 - нет (редко) (табл. 1).
Таблица 1
Анкета для диагностики уровня развития познавательного интереса у будущих педагогов профессионального обучения по дисциплине «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)»
№ п/п Высказывание Оценки
0 1 2
1 Я жду занятия по дисциплине «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)»
2 У меня на занятиях преобладает хорошее настроение
3 Я выполняю самостоятельно задание, данное на дом
4 Мне нравится принимать участие в конкурсах по конструированию и моделированию костюма
5 Я выполняю дополнительные задания по конструированию и моделированию костюма
6 Я внимательно слушаю педагога
7 Стараюсь выполнить задание в полном объеме, даже если оно требует выполнения длительных операций
8 Я обращаюсь к педагогу за советом и при необходимости консультируюсь
9 Я считаю, что надо повторить пройденный материал после завершения занятий
10 Творчески отношусь к выполнению задания
11 На занятиях я слушаю педагога и отвечаю на дополнительные вопросы
12 С удовольствием посещаю мастер-классы по дисциплине
13 Мне нравится творческий подход к решению поставленной педагогом-предметником задачи
14 Нравится работать самостоятельно на занятиях по дисциплине
15 Я бы хотел(а) продолжить изучение конструирования и моделирования костюма после окончания вуза, возможно, не работая в данной сфере профессионально
Для диагностики уровня сформированное™ познавательного интереса была выбрана следующая шкала оценивания: 24-30 баллов - выше среднего, 15-23 - средний, 0-14 - ниже среднего.
Проанализировав все ответы, мы выявили, что у 8 студентов сильно выражен познавательный интерес, у 12 отмечается средняя выраженность (интерес связан с любознательностью, проявляется к какому-либо предмету, объекту, проекту), обучающихся со слабой выраженностью не выявлено (табл. 2).
Таблица 2
Показатели уровня сформированности познавательного интереса у будущих педагогов профессионального обучения факультета художественного и музыкального образования по дисциплине «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)» по результатам анкетирования
Уровни Количество студентов Доля от общего количества студентов (%)
Высокий 8 40
Средний 12 60
Низкий 0 0
Итого 20 100
Учитывая, что определить познавательный интерес у будущих педагогов профессионального обучения в области конструирования и моделирования костюма при помощи
только анкетирования довольно проблематично, мы попытались разрешить эту проблему в живом процессе обучения, в реальных повседневных ситуациях, когда можно запечатлеть всю творческую активность студентов в их учебной работе. Поэтому при диагностике мы пользовались наблюдением - важнейшим методом педагогического исследования познавательных интересов обучающихся.
Наблюдение за ходом деятельности студентов 2 курса на лабораторных занятиях по дисциплине «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)», в естественных условиях, дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях их познавательного интереса. В нашем исследовании мы использовали этот метод по критериям из педагогических трудов Г. И. Щукиной [10].
1. Студенты с высокими показателями уровня сформированное™ познавательных интересов имеют направленность на учебный предмет и проявляют большую творческую активность на лабораторных занятиях (задают интересующие вопросы, имеют творческий интерес, находят нестандартное решение и др.), предпочитают учебную деятельность более творческого характера, отличаются самостоятельным активным поиском информации в области конструирования и моделирования костюма, стремятся расширить свой кругозор, используют свободное время для занятий в интересующей области.
2. Студенты со средними показателями данного уровня готовы к поиску нестандартных решений, проявляют творческую инициативу, но у них нет должной активности по своему желанию, они не всегда склонны к выполнению творческих заданий, свое свободное время посвящают иногда (нерегулярно) интересующей области, у них имеет место самостоятельная деятельность по расширению кругозора, но не системно, эпизодически.
3. У студентов с низкими показателями интерес на занятиях то появляется, то затухает, в полной зависимости от ситуации, активность столь же ситуативна. У них проявляется созерцательность мысли и деятельности (заученные варианты ответов, списывание с доски решения), предпочтение отдается задачам репродуктивного характера, заданиям по образцу, свободное время заполняется случайными занятиями.
Исследование, проведенное нами по выбранным критериям оценки методов наблюдения, показало, что 40 % респондентов относится к группе студентов с высоким уровнем сформированности познавательного интереса, проявляющим высокую творческую активность, творческий поиск решений, стремление расширить свой кругозор, самостоятельно преодолеть трудности в решении задач. Доля респондентов со средним уровнем сформированности познавательного интереса составляет 50 %, их познавательная и творческая активность требует побуждений, трудности, возникающие на лабораторных занятиях, они преодолевают, прибегая к помощи педагога-предметника. 10 % составляют студенты с низким уровнем сформированности интереса, для них характерны познавательная инертность, отсутствие желания преодолевать трудности, эпизодический интерес к изучению дисциплины (табл. 3).
Таблица 3
Показатели уровня сформированности познавательного интереса у будущих педагогов профессионального обучения факультета художественного и музыкального образования по дисциплине «Практическое (производственное) обучение (Конструирование и моделирование костюма)» по результатам наблюдения
Уровни Количество студентов Доля от общего количества студентов (%)
Высокий 8 40
Средний 10 50
Низкий 2 10
Итого 20 100
Резюме. Нами были проведены анализ теоретических основ проблемы исследования и экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности познавательного интереса у студентов 2 курса направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Исходя из полученных результатов, мы можем сделать следующие выводы.
Существенными показателями сформированности познавательного интереса у будущих педагогов профессионального обучения (профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн») являются: творческая активность, самостоятельный поиск информации в области конструирования и моделирования костюма, любознательность, стремление расширить кругозор, устойчивый интерес к изучаемой дисциплине и его яркая эмоциональная окраска, ориентированность не на сам процесс обучения, а на его конечную цель.
Полученные нами данные помогут в развитии познавательного интереса и творческой активности обучающихся, так как педагог-предметник теперь будет знать, на что ему нужно обратить внимание при изложении того или иного материала, каким образом организовать лабораторные занятия со студентами, в какой форме лучше представить практическую часть задания. Кроме того, у него также появилась возможность исследовать познавательный интерес через собственные наблюдения и предугадать будущие трудности и снижение творческой активности обучающихся в изучении материала и предмета в целом.
ЛИТЕРАТУРА
I. Божович Л. И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды. - М. ; Воронеж : Московский психолого-социальный ин-т ; МОДЭК, 2001. - 352 с.
2 .Данилов М. А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. - Казань : Б. и., 1972. - С. 4-23.
3 .Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. - М. : Знание, 1997. - 48 с.
4. Научные методы и подходы в подготовке педагогов профессионального обучения в области дизайна / под. ред. Б. В. Самсонова, Е. А. Кузиной. - Казань : Казан, гос. ун-т, 2012. - 364 с.
5. ПодласыйИ. П. Педагогика. -М.: Юрайт, 2012. - 574 с.
6. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. - М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
7. Психология : учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 1999. - 464 с.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
9. Соловьев В. Н. Влияние адаптации и мотивации учебной деятельности на успеваемость студентов // Фундаментальные исследования. - 2004. - № 5. - С. 81-83.
10. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М. : Педагогика, 1971. - 351 с.
II. Юркевич В. С. Развитие творческой активности школьников / под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1991. - 160 с.
UDC 378.016:687.016
B. V. Samsonov, V. V. Lyutova
DIAGNOSTICS OF COGNITIVE INTEREST OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING IN THE PROCESS OF STUDYING «PRACTICAL (PRODUCTION) TRAINING (DESIGN AND STYLING)» DISCIPLINE
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article reveals the concept of formation of cognitive interest, substantiates the theoretical aspects and conditions that ensure the formation of this interest in future teachers of vocational training who master Arts and Crafts and Design in the process of studying «Practical (production) training (design and styling)». The paper also provides the diagnostic tools for determining the formation of the level of cognitive interest among students at the final stage of research work.
Keywords: interest, cognitive interest, cognitive activity, motivation, diagnostic methods of cognitive interest, creative search.
REFERENCES
1. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti : izbrannye psihologicheskie trudy. - M. ; Voronezh : Moskovskij psihologo-social'nyj in-t; MODEK, 2001. - 352 s.
2. Danilov M. A. Teoreticheskie osnovy obucheniya i problema vospitaniya poznavatel'noj aktivnosti i sa-mostoyatel'nosti uchashchihsya // Voprosy vospitaniya poznavatel'noj aktivnosti i samostoyatel'nosti shkol'nikov. -Kazan':B.i., 1972. -S. 4-23.
3.MorozovaN. G. Uchitelyu o poznavatel'nominterese. - M. : Znanie, 1997. -48 s.
4. Nauchnye metody i podhody v podgotovke pedagogov professional'nogo obucheniya v oblasti dizajna / pod. red. B. V. Samsonova, E. A. Kuzinoj. - Kazan' : Kazan, gos. un-t, 2012. - 364 s.
5. PodlasyjI. P. Pedagogika. - M. : Yurajt, 2012. - 574 s.
6. PodlasyjI. P. Pedagogika: 100 voprosov - 100 otvetov. - M. : VLADOS-press, 2004. - 365 s.
7. Psihologiya : uchebnik dlya studentov sred. ped. ucheb. zavedenij / sost. I. V. Dubrovina, E. E. Danilova, A. M. Prihozhan ; pod red. I. V. Dubrovinoj. - M. : Akademiya, 1999. - 464 s.
8. Rubinshtejn C. L. Osnovy obshchej psihologii. - SPb. : Piter, 2002. - 720 s.
9. Solov'ev V. N. Vliyanie adaptacii i motivacii uchebnoj deyatel'nosti na uspevaemost' studentov // Funda-mental'nye issledovaniya. - 2004. - № 5. - S. 81-83.
10. Shchukina G. I. Problema poznavatel'nogo interesa v pedagogike. - M.: Pedagogika, 1971. - 351 s.
11. Yurkevich V. S. Razvitie tvorcheskoj aktivnosti shkol'nikov / pod red. A. M. Matyushkina. - M. : Pedagogika, 1991. - 160 s.
© Samsonov B. V., Lyutova V. V., 2018
Samsonov, Boris Vasilyevich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Design and Methods of Vocational Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: samboris64@mail.ru
Lyutova, Viktoria Valeryevna - Third-year Master's Degree Student of «Pedagogical Education» Training Programme (Master's Programme «Educational Technologies in Arts and Crafts and Design»), Faculty of Arts and Music Education, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: lyutov87@bk.ru
The article was contributed on November 27, 2018