Научная статья на тему 'Диагностика мотивации школьников к изучению физики'

Диагностика мотивации школьников к изучению физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4233
626
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИКА / PHYSICS / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / MOTIVATIONAL SPHERE / СТАРШЕКЛАССНИКИ / SENIOR STUDENTS / МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ / RESEARCH METHODS OF MOTIVATIONAL SPHERE / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / COGNITIVE INTEREST / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / PERSONAL LEARNING OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желеева Алина Валериевна

Данная статья посвящена проблеме исследования мотивации старшеклассников к изучению физики. Проанализирован федеральный государственный образовательный стандарт с целью определения требований к личностным результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Выявлено, что особое внимание в документе уделено мотивационной сфере школьников. Автором обоснована необходимость разработки педагогических инструментов, позволяющих анализировать личностные результаты обучения. Изложены основные элементы методики исследования мотивационной сферы учащихся в области физики. В частности, предложен практичный метод исследования учебной мотивации: разработано тестирование для исследования мотивационной сферы школьников, адаптированное к предмету«Физика»; удобный способ обработки данных тестирования (самостоятельно разработанная компьютерная программа); наглядное представление информации о мотивационной сфере школьников, позволяющее облегчить выявление причин неудовлетворительного уровня учебной мотивации, определять направления деятельности педагога по их устранению, а также прогнозировать поведение школьников в различных видах деятельности. В статье приведены результаты исследования мотивационной сферы учащихся классов различных профилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Diagnostics of School Students’ Motivation towards Learning Physics

This article is dedicated to the problem of investigation of high school students’ motivation towards learning physics. Federal state educational standard has been analyzed in order to define the requirements for the personal results of students’ mastering of the basic educational program. The results of the study show that special attention in this document is given to the motivational sphere of students. The author has justified the need to develop educational tools to analyze personal learning outcomes. The basic elements of the research methodology of motivation in the field of physics are outlined in this document. In particular, practical methods of learning motivation research is proposed: testing for the study of motivation of students, adapted to the subject of „Physics”, convenient ways of testing data (an independently developed computer program). Visual representation of information about motivation of students makes it easier to identify the causes of poor academic motivation level, to determine the direction of teacher’s activity to eliminate them, as well as to predict the behavior of students in various activities. The article presents the results of the study of motivation of students of different profiles.

Текст научной работы на тему «Диагностика мотивации школьников к изучению физики»

1УДК 372.853 ББК 74.252.22

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ

А. В. Желеева

Данная статья посвящена проблеме исследования мотивации старшеклассников к изучению физики. Проанализирован федеральный государственный образовательный стандарт с целью определения требований к личностным результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Выявлено, что особое внимание в документе уделено мотивационной сфере школьников. Автором обоснована необходимость разработки педагогических инструментов, позволяющих анализировать личностные результаты обучения. Изложены основные элементы методики исследования мотивационной сферы учащихся в области физики. В частности, предложен практичный метод исследования учебной мотивации: разработано тестирование для исследования мотивационной сферы школьников, адаптированное к предмету «Физика»; удобный способ обработки данных тестирования (самостоятельно разработанная компьютерная программа); наглядное представление информации о мотивационной сфере школьников, позволяющее облегчить выявление причин неудовлетворительного уровня учебной мотивации, определять направления деятельности педагога по их устранению, а также прогнозировать поведение школьников в различных видах деятельности. В статье приведены результаты исследования мотивационной сферы учащихся классов различных профилей.

Ключевые слова: физика, мотивационная сфера, старшеклассники, методика исследования мотивационной сферы, диагностика, познавательный интерес, личностные результаты обучения.

THE DIAGNOSTICS OF SCHOOL STUDENTS' MOTIVATION TOWARDS LEARNING PHYSICS

A. V. Zheleeva

This article is dedicated to the problem of investigation of high school students' motivation towards learning physics. Federal state educational standard has been analyzed in order to define the requirements for the personal results of students' mastering of the basic educational program. The results of the study show that special attention in this document is given to the motivational sphere of students. The author has justified the need to develop educational tools to analyze personal learning outcomes. The basic elements of the research methodology of motivation in the field of physics are outlined in this document. In particular, practical methods of learning motivation research is proposed: testing for the study of motivation of students, adapted to the subject of „Physics", convenient ways of testing data (an independently developed computer program). Visual representation of information about motivation of students makes it easier to identify the causes of poor academic motivation level, to determine the direction of teacher's activity to eliminate them, as well as to predict the behavior of students in various activities. The article presents the results of the study of motivation of students of different profiles.

Keywords: physics, motivational sphere, senior students, research methods of motivational sphere, diagnostics, cognitive interest, personal learning outcomes.

Формирование и развитие мотивации школьников к изучению физики становится приоритетной задачей деятельности современного учителя. Это нашло отражение в федеральном государственном образовательном стандарте, который предъявляет

новые требования к предметным, метапред-метным и личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Особое внимание в нем отводится готовности и способности учащихся к личностному самоопределению, к саморазвитию и са-

Требования ФГОС в области мотивации

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

\

Формирование мотивации к творчеству и инновационной деятельности, к образованию и самообразованию в течение всей своей жизни, к активному и целенаправленному познанию мира

Осознание ценности образования и науки

Рис. 1. Требования ФГОС в области мотивации

мообразованию на протяжении всей жизни; к способности ставить цели, строить и реализо-вывать жизненные планы.

В документе подчеркивается, что изучение предметной области «Естественные науки» должно обеспечить создание условий для развития мотивации обучающихся к саморазвитию. Личностные результаты освоения основной образовательной программы, связанные с мотивацией, представлены на рис. 1.

Оценка предметных и метапредметных результатов учащихся осуществляется различными средствами (тестирование, проведение контрольных работ и т. д.); в то время как личностные результаты школьников, как правило, определяются педагогом интуитивно. Это связано с тем, что измерить личностные результаты, в частности в области мотивации, значительно сложнее; а инструменты, позволяющие это сделать учителем, не разработаны.

Нами разработана методика для исследования мотивационной сферы школьников в области физики. При ее разработке мы опирались на идеи психолога М. Р. Гинзбурга [1] и опыт преподавания физики в школе.

Опишем основные этапы методики.

I этап. Анкетирование

Диагностическая анкета содержит 14 вопросов, к которым приводится от 4 до 6 вариантов ответов. Школьникам предлагается отметить 3 из них, чтобы была исключена случайность выбора и получены более объективные результаты.

Приведем вопросы данной анкеты (табл. 1).

Все вопросы распределены по блокам:

I блок: вопросы № 1, 3 отражают личностный смысл учения.

II блок: вопросы № 2, 14 характеризуют способность к целеполаганию.

III блок: вопросы № 4, 5, 7 указывают на доминирование познавательного или социально-

го мотива.

IV блок: вопросы № 8, 9 позволяют выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.

V блок: вопросы № 10, 11, 12 характеризуют стремление подростка к достижению успеха или избегание неудачи в учебе.

VI блок: вопросы № 6, 13 выявляют степень реализации названных мотивов поведения учащихся.

II этап. Обработка результатов анкетирования

Каждому ответу на вопросы блоков 1-111 соответствует балл от 0 до 5, в зависимости от его соответствия степени личностного смысла учения, способности целеполагания или преобладания какого-либо мотива (табл. 2).

Вопросам блоков М-М соответствуют оценки +5 и -5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, соответствует +5 баллов. Ответы, свидетельствующие о внешней мотивации, о стремлении к недопущению неудачи и о пассивности поведения, оценены в -5 баллов (см. табл. 2).

Учитель проводит подсчет суммы баллов, набранных учеником в каждом блоке.

Ее значение в первых трех блоках позволяет определить уровень указанных выше показателей мотивации: от низкого до очень высокого. Значение суммы баллов этих блоков позволяет выявить общий уровень мотивации -также от низкого до очень высокого.

Ниже приведены критерии, позволяющие оценить мотивацию ученика.

I блок - определение уровня личностного смысла учения. Он отражает осознание школьником объективной и субъективной значимости учения. Сумма баллов, набранных школьником:

< 9 - низкий уровень;

10-17 - сниженный уровень;

Таблица 1

Анкета учащихся

1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) поступления в вуз и создания карьеры;

б) самообразования, саморазвития;

в) того, чтобы не быть хуже сверстников;

г) обучение в школе и знания не нужны мне в дальнейшей жизни;

д) другое_

2. Моя цель на уроке физики:

а) усвоить материал, научиться объяснять различные процессы и явления;

б) общение с друзьями и учителем на научные темы;

в) получать хорошие отметки;

г) провести время;

д) не определена;

е) другое_

3. Я бы не изучал физику в школе, если бы...

а) не воля родителей, учителя, друзей;

б) мне было неинтересно на уроках;

в) она не была включена в перечень обязательных предметов;

г) не входила в перечень сдаваемых экзаменов в вуз;

д) меня не интересовала природа, техника и пр.;

е) другое_

4. Мне нравится делать домашние задания по физике...

а) если их мало и они несложные;

б) когда я знаю, как их выполнять;

в) если они интересные;

г) если они требуют усердия и смекалки;

д) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний;

е) другое_

5. Я изучаю материал по физике добросовестно, если...

а) он мне интересен;

б) я его хорошо понимаю;

в) меня заставляют родители, учителя, друзья;

г) знаю, что он понадобится мне в дальнейшем образовании;

д) я изучаю материал по физике для получения оценки, одобрения;

е) другое_

6. Мне не нравится выполнять учебные задания по физике, если они...

а) требуют сильного умственного напряжения;

б) слишком легкие и не требуют усилия;

в) требуют «зубрежки» и выполнения по шаблону;

г) не требуют сообразительности, смекалки;

д) мне не нравится выполнять учебные задания почти всегда;

е) другое_

7. Предпочтительной формой работы на уроке для меня является:

а) практическая и исследовательская работа;

б) самостоятельное изучение материала с помощью учебника, дополнительных источников;

в) решение задач;

г) слушание объяснения материала учителем;

д) выступление с докладом, отчетом перед классом;

е) слушание сообщений одноклассников;

ж) дискуссия, беседа на научную тему;

з) другое __

8. Лучше учиться по физике меня побуждает (побуждают)...

а) родители, учителя, друзья;

б) стремление получать высокие оценки;

в) одобрение окружающих;

г) желание получить знания;

д) низкие оценки;

е) желание получить высшее образование в престижном вузе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж) другое_

9. Я более активно работаю на занятиях по физике, если...

а) ожидаю одобрения окружающих;

б) интересен изучаемый материал и выполняемая работа;

в) нужна отметка;

г) хочу больше узнать;

д) стремлюсь, чтобы меня заметили;

е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем;

ж) другое_

10. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения;

б) понимания материала;

в) везения;

г) прилагаемых мною усилий;

д) интереса к изучаемому материалу;

е) моего внимания к объяснению учебного материала учителем;

ж) другое_

11. Я буду более активным на уроке физики, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в) считаю нужным всегда так поступать;

г) меня не будут ругать за ошибку;

д) я уверен, что отвечу хорошо;

е) когда мне так хочется;

ж) другое_

12. Если учебный материал по физике мне непонятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи товарищей, учителя, родителей;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться, во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) другое_

13. Ошибившись при выполнении задания, я...

а) выполняю его повторно, пытаясь найти ошибку;

б) расстраиваюсь и теряюсь;

в) оставляю задание незавершенным, возвращаюсь к нему позже;

г) оставляю задание незавершенным и не возвращаюсь к нему после;

д) отказываюсь от его выполнения;

е) прошу помощи у друзей, родителей, учителя;

ж) другое_

14. Когда я занимаюсь физикой, то ...

а) мне бывает интересно наблюдать за демонстрацией опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики, самостоятельно выполнять эксперименты; узнавать о новых явлениях;

б) стремлюсь глубже изучить новый материал, много спрашиваю, дискутирую, стараюсь найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей;

в) стремлюсь получить прочные знания по предмету, применять знания на практике;

г) стараюсь обобщить свои знания на основе теоретических идей, чтобы получить полное представление о физической картине мира;

д) другое __

Таблица 2

Балльная оценка ответов

№ вопроса Ответы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

а 4 5 1 1 2 -5 5 -5 -5 -5 5 -5 5 2

б 5 4 4 2 3 5 5 5 5 5 -5 5 -5 3

в 3 2 2 3 0 5 5 -5 -5 -5 5 -5 5 4

г 0 0 3 4 3 5 3 5 5 5 -5 5 -5 5

д 0 5 5 2 -5 5 -5 -5 5 -5 -5 -5

е 3 5 5 5 -5 5

ж 5

18-23 - средний, нормальный уровень;

24-26 - высокий уровень;

27-29 - очень высокий уровень.

II блок - определение уровня способности к целеполаганию:

< 13 - низкий уровень;

14-17 - сниженный уровень;

18-19 - средний, нормальный уровень;

20-22 - высокий уровень;

23 - очень высокий уровень.

III блок - определение преобладания социального или познавательного мотива в учебной деятельности:

< 24 - преобладание социального мотива, который связан с различными видами социального взаимодействия ученика с другими людьми;

25-29 - социальные и познавательные мотивы представлены в равной мере.

30-35 - преобладание познавательного мотива: стремление школьника к самообразованию, направленность на самостоятельность в получении знаний.

Исходя из значения общей суммы баллов по трем блокам, определяем итоговый уровень мотивации:

< 47 - низкий уровень;

48-60 - сниженный уровень;

61-72 - средний, нормальный уровень;

73-79 - высокий уровень;

80-87 - очень высокий уровень.

IV блок - преобладание внешних или внутренних мотивов ученика в учебной деятельности:

от -30 до -15 - преобладание внешних мотивов;

от -10 до 10 - внешние и внутренние мотивы проявлены в одинаковой мере;

от 15 до 30 - преобладание внутренних мотивов.

V блок - преобладание мотива избегания неудач или достижения успеха:

от -30 до -15 - преобладание мотива избегания неудач;

от -10 до 10 - мотивы проявлены одинаково; от 15 до 30 - преобладание мотива достижения успеха.

Значение суммы баллов за ответы VI блока дает информацию об уровне реализации мотивов учения:

до -20 - низкий уровень; от -10 до 10 - средний уровень; 30 баллов - уровень.

Для удобства обработки ответов учеников нами разработана программа в Excel, позволяющая проводить автоматический подсчет суммы баллов, а также давать оценку мотивации. При работе с ней учитель вводит фамилию, имя и ответы каждого ученика в отдельную таблицу. Программа проводит суммирование баллов и представляет результаты анкетирования учащегося. Кроме того, по завершении ввода данных всех школьников определяется процентное соотношение учащихся по описанным выше критериям.

III этап. Представление результатов анкетирования в наглядном виде

Описанная выше программа позволяет отражать сведения о мотивации каждого ученика в отдельной таблице. Для дальнейшей работы полученные сведения удобно представить в единой таблице (табл. 3). В ней отражено распределение учащихся по группам, в зависимости от их уровней мотивации. В первой колон-

Таблица 4

Сведения о мотивационной сфере (по ученикам с низким и сниженным уровнями

мотивации)

Таблица 3

Сведения о мотивационной сфере учеников (по классу)

Уровень мотивации Фамилия, Имя Показатель личностного смысла обучения Показатель способности к целепола-ганию Соотношение внешней и внутренней мотивации Преобладание стремления к достижению успеха или избегания неудач Уровень реализации мотивов учения

Очень высокий Петров В. высокий средний преобладание внутренней мотивации мотив достижение успеха высокий

Малинина К.

Сниженный Угрюмова П.

Низкий Дерюгин А.

Вопросы анкеты Ученики с низким уровнем мотивации Ученики со сниженным уровнем мотивации

Дерюгин А. Угрюмова П.

Моя цель на уроке физики не определена получение оценки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я бы не изучал физику, если бы не воля родителей не входила в перечень обязательных предметов

Я буду более активным на уроке, если меня не будут ругать за ошибки могу справиться в предлагаемым заданием

ке перечислены уровни, во второй - список соответствующих учеников. В последующих -указаны сведения о показателях мотивации каждого учащегося. Данная таблица заполняется самостоятельно учителем на основе результатов, полученных на предыдущем этапе.

Для повышения эффективности работы с учениками, обладающими низким и сниженным уровнями мотивации, учитель формирует таблицу, в которую вносит подробную информацию о них (табл. 4). Здесь отражены ответы школьников на вопросы анкеты. Представление информации об учениках в таком виде, позволяет облегчить определение причин неудовлетворительного уровня мотивации, а также прогнозировать поведение учащихся в различных видах деятельности.

Описанная методика использовалась нами для исследования мотивации старшеклассников, обучающихся в общеобразовательных, гимназических, социально-экономических и физико-математических классах (Москва, Курган, Киров, Елизово). В опросе приняли участие 147 человек.

Приведем некоторые результаты диагностики.

1. Основной целью школьников при изучении физики является усвоение материала, умение объяснять различные процессы, явления в природе и технике (31% от общего числа испытуемых). Это свойственно ученикам гимназического, физико-математического и общеобразовательных классов. В социально-экономическом на первом месте стоит получение оценок (38%).

В то же время во всех классах отмечается, что лишь малая часть учеников (4%) приветствует самостоятельные формы работы на уроках, исключение составляет практическое занятие - 24% учащихся отдают ему предпочтение среди прочих. Просмотр учебных видеофильмов выбирают 27% школьников, общение с учителем и друзьями на научные темы - 17%, объяснение учителя -15%, выступление с докладами - 8%. Для 5% учащихся интересно решение задач.

Таким образом, выявлено противоречие: ученики стремятся обладать знаниями, уметь

применять их в повседневной жизни, однако прилагают для этого минимальные усилия.

2. Существенную роль в мотивации учеников всех профилей играет оценка. В классах с низким уровнем мотивации (в нашем случае это социально-экономический класс) получение хорошей отметки является для 40% учеников основной целью на уроке, в то время как получение знаний лишь для 8% является главным. В этом классе не учили бы физику, если бы она не входила в перечень обязательных предметов 55% школьников. Такое отношение к предмету частично объясняет то, что треть учащихся регулярно не выполняет домашние задания и не стремится преодолевать какие-либо трудности, возникающие при изучении физики. В классах со средним и высоким уровнем мотивации учеников картина иная: если учебный материал непонятен, то школьники прибегают

к помощи учителя, друзей; неоднократно пытаются решать поставленные перед ними задачи в случае отрицательного результата (более 30%). Понимание изучаемого материала играет важнейшую роль для 41% опрошенных. В этом случае стремление иметь хорошие оценки является обоснованным - ученики стремятся, чтобы их труд был оценен по достоинству.

Результаты исследования подтвердили, что оценка - важный инструмент в руках учителя: правильное обращение с ним позволяет управлять мотивацией учеников.

3. Исследование позволило выявить зависимость отношения учеников к предмету от понимания материала, интереса к нему. Во всех классах ученики отметили, что они активно и добросовестно работают на уроке и дома, если хорошо понимают учебный материал (34%), он интересен им (32%). Также важную роль играет

Рис. 2. Уровень мотивации учащихся: а) физико-математический класс; б) социально-экономический класс; в) гимназический класс; г) общеобразовательные классы

осознание учащимися необходимости получения знания для дальнейшего образования (24%).

Прослеживается связь: если ученикам интересен предмет, они понимают его важность для жизни, то они добросовестно относятся к получению знаний, стараются преодолевать различные сложности. Это создает условия для прочной базы знаний, повышает результаты обучения физике, а значит, способствует достижению целей, прописанных в ФГОС. С другой стороны, наличие хороших знаний по предмету определяет благоприятные условия для формирования и развития мотивации ученика к дальнейшему изучению, стремлению применять знания в жизни, заниматься самообразованием, следить за достижениями в физике.

Картина мотивации школьников, принявших участие в опросе, представлена на рис. 2.

Как видно из диаграмм, достаточно большой процент школьников имеет низкий уровень мотивации при изучении физики в социально-экономическом классе. Негативное отношение к предмету сложилось в результате непонимания изучаемого физического материала, отсутствия связей области интересов учеников с физикой.

Высокие показатели мотивации имеет значительная часть учащихся в физико-математическом, гимназическом и общеобразовательных классах. В первом, например, это объясняется тем, что учащиеся планируют связать свою будущую профессию с физикой. Однако здесь есть и большой процент школьников с низкими уровнями мотивации. Анализ их анкет показал, что они либо имеют пробелы в знаниях, не позволя-

ющие успешно изучать предмет; либо в дальнейшем не планируют получать образование в области, связанной с естественными науками.

Предложенная нами методика позволяет изучить мотивационную сферу школьников, дать ей количественную оценку. Учитель получает представления о мотивах как отдельного ученика, так класса в целом, а также отслеживает возникающие изменения. Использование этих сведений повышает эффективность учебной деятельности учащихся при изучении физики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст]. - М., 2012.

2. Гинзбург, М. Р. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / М. Р. Гинзбург. - М.: Просвещение, 1981. - 265 с.

3. Маркова, А. ^.Формирование мотивации учения: кн. для учителя [Текст] / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 2002.

REFERENCES

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego (polnogo) obshchego obra-zovaniya. Moscow, 2012.

2. Ginzburg M. R. Diagnostika uchebnoy deyatel-nosti i intellektualnogo razvitiya detey. Moscow: Prosveshchenie, 1981. 265 p.

3. Markova A. K., Matis T. A., Orlov A. B. Formirovanie motivatsii ucheniya: kn. dlya uchitelya. Moscow: Prosveshchenie, 2002.

Желеева Алина Валериевна, старший преподаватель кафедры физики для естественных факультетов Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Zheleeva Alina V., Senior Lecturer, Physics for Natural Faculties Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.