С.А. Русинова
ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ АРТИСТОВ БАЛЕТА
Балет общепринято считается творческим процессом. В ходе работы со студентами выясняются их сомнения в данном утверждении. Например, студентка говорит, что когда стоишь 32-й тенью кордебалета, то какая тут креативность? Одним из методов работы в рамках данного курса является тестирование на креативность, используемое в мировой практике, а именно тесты на креативность Гилфорда. «Креативность» - современный аналог термина «творчество».
Цель данного тестирования заключается в том, чтобы еще одним аспектом, а именно наличием личностных новообразований - креативности - доказать студентам, что балетное искусство способствует развитию творческих способностей человека. Именно такого результата мы и добились при сравнительном анализе результатов теста, проведенного с артистами балета, с результатами теста, полученными с представителями других творческих профессий.
Ключевые слова: диагностика, профессиональная компетенция, эмпатия.
На сегодняшний день имеются фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий. Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли психологи Б.Г. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадри-ков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др.
Тем не менее до сих пор не существует методик комплексной диагностики, позволяющих определять общую и специфическую одаренность, способность к творчеству.
Ученые пришли к признанию того факта, что творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. Способность к творчеству, долгое время считавшаяся
необходимой в основном для создания произведений искусства, все больше и больше признается также и основой научных достижений.
Существуют два подхода в изучении человека: возрастной и индивидуально-психологический, личностный. Возрастной подход отличается оперированием количественными показателями, по которым прослеживается возрастная изменчивость психофизиологического развития человека.
Исследования определения оптимальных периодов в различных видах деятельности в сфере творческого становления человека с учетом ее возрастной динамики с выделением периодов подъема и спада в творческой деятельности проводились Г. Леманом, В. Шевчуком, Н.Я. Пэрна, М.Д. Александровой, З.Ф. Есаревой, Н.В. Крогиус и др.
На основе изучения биографий писателей, художников и композиторов, ученых и представителей других общепризнанных творческих специальностей Г. Леман выделяет возраст наивысших достижений в творчестве, а также периоды возрастного спада в деятельности. По мнению Г. Лемана, кульминация в научном творчестве, находится в пределах 35-40 лет и 40-45 лет. Более ранние достижения в творчестве отмечаются у химиков (до 30 лет), затем у математиков и физиков (до 30-34 лет). Пики в творчестве геологов, астрономов имеют место в возрасте 3539 лет.1
По данным В. Шевчука, подъемы в творческой деятельности хореографов располагаются между 20 и 25 годами, в музыке и поэзии - между 30-35 годами, в философии и политике - между 40-55 годами.2
Е.И. Степанова прокомментировала эти данные так: «Такое варьирование подъема и снижения в показателях творческой деятельности можно объяснить тем, что указанные авторы не учитывали того обстоятельства, что в творческой деятельности наблюдается ритмичность, после спада наступает временная стабилизация и дальнейший подъем, что зависит как от одаренности человека, так и от условий его деятельности».3
Этот же фактор отметил Н.Я. Пэрна: сохранность высокого уровня творческой деятельности в пожилом и старческом возрасте подтверждает факт того, что снижение продуктивности творческой деятельности может быть временным.4
М.Д. Александрова, изучая биографии живописцев и скульпторов, установила даты начала и окончания творческой деятельности, выявив связи между показателями качества продуктивности творческой деятельности и продолжительностью периода творчества.5
Н.В. Крогиус вывел средний возраст в деятельности шахматиста, который приходится на 35 лет, затем происходит некоторое снижение (41-43 года), заметный спад - в 47 лет. Возрастная динамика в творческой деятельности шахматиста, по мнению автора, связана с тренированностью, с интеллектом и жизненными условиями.6
Признавая педагогическую работу, несомненно, творческой, следует отметить наработки ученых в области педагогики.
Так, З.Ф. Есарева, исследуя научную продуктивность по результатам присуждения ученых степеней, выявила зависимость творческой продуктивности от сочетания научной и педагогической работы. Более интенсивной оказалась научная деятельность тех ученых, которые ведут педагогическую работу. Наиболее ранняя защита докторских диссертаций происходит у математиков и физиков, позже выходят на защиту историки, психологи и филологи. Предельный возраст научной продуктивности - около 50 лет.7
По исследованиям, проведенным Н.В. Кузьминой, самый высокий уровень педагогических способностей учителя приходится на 35-45 лет.8
Заслуживают внимания обобщения, связанные личностными особенностями представителей творческих профессий, сделанные Е.Е. Щербаковой относительно педагогической креативности: «Педагогическая креативность состоит из коммуникативной и дидактической. Коммуникативная креативность опирается на диалог и импровизацию. Дидактическая креативность включает
в себя объем накопленных знаний и традиций, а также способность к новаторству».
Составляющие коммуникативной и дидактической креативности являются основой педагогических способностей. Педагогические способности влияют на способность к педагогическому творчеству, которое, в свою очередь, развивает интуицию. На стыке интуиции, способности к педагогическому творчеству и общего интеллекта рождаются творческие свершения.
Творческая деятельность в процессе обучения рассматривается нами в первую очередь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задач; трудолюбия; способности видеть общее, общее в различных и различное в сходных явлениях и т.п.
Результатом такого обширного и эффективного развития комплекса качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный творческий продукт. Творчество, индивидуальность проявляются хотя бы в отступлении от образца. По словам В.А. Сухомлинского, «проблема творчества - один из участков педагогической целины».9
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая креативность - это определенная психолого-педагогическая и социальная готовность педагога, позволяющая использовать педагогическую ситуацию так, чтобы и педагог, и обучающийся смогли бы с наибольшей эффективностью взаимодействовать в совместном учебном процессе, достигая при этом максимального взаимопонимания.
Необходимо отметить, что для эффективного взаимодействия педагогическая креативность предполагает у педагога наличие высокого уровня компетентности в межличностном восприятии, межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, основой которой может быть эмпатия.
В отличие от Г. Лемана, Б.Г. Ананьев в результате проведенного коллективного комплексного исследования, целью которого было изучение возрастной периодизации психофизиологического развития человека (названного впоследствии Б.Г. Ананьевым экспериментальной акмеологией) как динамического процесса, рассматриваемого в зависимости от того или иного периода жизни человека. Ученые пришли к выводу, что для изучения любого вида творческой деятельности (педагогической, научной, врачебной, инженерной, различных групп рабочих профессий и др.) необходим фон в виде возрастной периодизации психофизиологического, интеллектуального и личностного развития человека в целостном цикле его жизни.10
Для проявления творческой активности человека нет предела, если только таковым не окажутся необратимые изменения в организме: «Несомненно, что человек в значительной степени становится таким, каким его делает жизнь в определенных обстоятельствах. Человек, однако, не является пассивным продуктом общественной среды и жертвой игры генетических сил».11 Таким образом, можно сделать вывод, что в творческой активности человека имеют значение индивидные, субъектные и личностные свойства. Именно этой констелляцией можно объяснить подъемы, стабилизацию, спад и дальнейший подъем творческой деятельности на протяжении жизни человека.
Но в чем же заключается содержание креативности?
Среди способностей личности была выделена способность особого рода - способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Именно эта способность и была названа креативностью (творческостью).12
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Одним из компонентов креативности, который тем не менее не исчерпывает ее полностью, является способность личности к дивергентному мышлению.
При этом следует дифференцировать креативный продукт и креативныгй процесс. Продукт творческого мышления можно оценивать по двум факторам: по его оригинальности и его значению.
Креативный процесс оценивается по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, чувству сходства и пониманию различий, способностью к воссозданию недостающих деталей, дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), беглости мысли (беглости речи) и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.13
В настоящее время ведутся поиски интегрального показателя, характеризующего творческую личность.
Ф. Бароном и Дж. Уэлшем при работе с применением теста было установлено, что творческие личности при выполнении теста отдают предпочтение более сложным комплексным и ас-симетричным фигурам, и это четко отделяет их от нетворческих личностей, при этом проявляется их толерантность к непоследовательностям и к данным, противоречащим прошлому опыту индивидов.14
Е.П. Торранс провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок, возможно, в сочетании с подъемом уровня физического развития (предпубертат).15
В первых трех классах школ учителя более спонтанны, де-тоцентрированы, позже, когда академические требования становятся более жесткими, учителя становятся более критичными по отношению к детям.16
Дж. Гетзелс и Г. Джаксон разработали батарею тестов, с помощью которых можно было дифференцировать высококреативных (творчески мыслящих) и высокоинтеллектуальных детей. Авторы установили, что высокоинтеллектуальные дети равнялись на достижения, стандарты, нормы взрослых и учителей, а высококреативные предпочитали особые достижения,
отличающиеся от общепринятых - это дети нонконформные, мятежные, бунтующие. Дж. Гетзелс и Г. Джаксон установили, что учителя предпочитают детей с высоким общим интеллектом и низкой креативностью. Креативные дети - фантазеры, любят юмор и проявляют юмор и игривость в ответах при исследовании неструктурированной ситуации, любят идти в новых направлениях. Учителя и одноклассники часто характеризуют креативных детей: «Они выражают дикие и глупые идеи и агрессивно ведут себя».17
Тесты дивергентного мышления являются частью общей системы тестов, нацеленных на раскрытие творческого потенциала личности, и связаны, в основном, с именем Дж. Гилфорда, который различает дивергентное мышление и конвергентное мышление (от лат. - приближаться, сходиться), а также дивергентную и конвергентную продукцию.
Дивергентная продукция - поиск и генерирование новых информационных объектов.
Конвергентная продукция - поиск вполне определенных ответов на вполне определенные задачи.
Конвергентная продукция требует аналитического типа мышления, которое необходимо в тех случаях, когда проблема определена. Дивергентная продукция требует более открытого типа мышления, необходимого в решении проблем, имеющих многочисленные правильные ответы.
Дж. Гилфорд предложил три основных фактора творческого проявления личности: оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность (познание на основе ощущений и восприятий, противопоставляемое мышлению) и интеграцию (объединение в целое каких-либо частей, элементов).
В мировой практике используются методики по изучению творческого мышления тесты Гилфорда и Торранса. Мы используем данный тест в изложении Е.Е. Туник.18
Показатели творчества, определенные Дж. Гилфордом, следующие:
1. Беглость (легкость, продуктивность). Этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
2. Гибкость. Фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
3. Оригинальность. Фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
4. Точность. Это фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
Исторически сложилось мнение о том, что балетное искусство - это творчество. Трудно противоречить, когда речь идет о деятельности балетного хореографа. Но студентам, которые танцуют в кордебалете, приходится объяснять и доказывать, что это тоже творчество.
Для убедительности доводов было проведено исследование на креативность по тестам Гилфорда. В эксперименте участвовали будущие дизайнеры среды, дизайнеры интерьера, режиссеры кино и телевидения, режиссеры мультимедиа и студенты Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, изучающие курс «Психология творчества». Данные студенты, хотя и обучаются на педагогическом факультете, все - танцующие артисты: и ведущие, и артисты кордебалета, что делает результаты исследования, на наш взгляд, наиболее убедительными и достоверными. По результатам данного теста, артисты балета продемонстрировали высокие показатели креативности - не ниже, а в отдельных случаях даже выше, чем представители заведомо креативных профессий. Справедливости ради следует отметить, что некоторые студенты (кстати, тоже работающие по специальности и обучающиеся на вечерней и заочной форме обучения) по специальности «Режиссеры кино и телевидения», пред-
ставили ответы с концептуальным содержанием. Это не входило в задание теста. Видимо, иначе будущие режиссеры картинки и не видят. Когда было предложено озвучить замысел увиденного стимульного материала, студенты - артисты балета также предложили свои варианты.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что хореографическое образование способствует развитию креативности, а балетное искусство - это творческий процесс.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Lehman Н.С. Age and Achievement. - Princeton, New Jersy, 1953 / цит. no: Степанова E. И. Человек: возраст, труд, образование. - Вопросы психологии, 1986. - № 1. - С. 19.
2 Szewczuk Wlodzimrz. Psichologia czlowiecka goroslego. - Warszawa, 1962. / цит. по: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - С. 130.
3 Степанова E. И. Опыт комплексного изучения человека в ленинградской школе психологов // Психологический журнал, 1994. - № 5.
4 Пэрна Н.Я. Ритм в жизни и творчестве. - Петроград, 1925.
5 Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - Л., 1974.
6 Крогиус Н. В. Возрастные характеристики динамики шахматного творчества. // Возрастная психология взрослых. - Л., 1971. - Вып. 2.
7 Есарева 3.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. - Л., 1974.
8 Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - СПб. 1995.
9 Щербакова Е.Е. Формирование креативности студентов вуза в условиях профессиональной подготовки: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Н. Новгород, 2000. - С.13-14.
10 Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеоло-гия. - СПб.: Алетейя, 2000.
11 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - С. 161.
12 Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб., 2002. - С. 4.
13 Там же. С. 4.
14 Barron F., Welsh G.S.J of Psychol., 1952. - V. 33. - P. 199-203.
15 Torrance E.P. Education and creative potential. - Minneapolis, 1963.
16 Цит. по: Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб., 2002. - С. 5-6.
17 Там же. - С. 6.
18 Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб., 2002. - С. 48.
Abstract
Summaries Ballet it is standard it is considered creative process. During work with students their disagreement with the given statement is found out. For example, the student speaks, what when cost 32-nd shadow of corps de ballet, what here of creation? One of methods of work within the limits of the given rate is testing of creation used in a world practice, namely tests on of creation Gilford. Creativity or of creation - modern analogue of the term. The purpose of the given testing consists in, that one more aspect, namely presence of personal new growths? To prove to students, that the ballet art promotes development of creative abilities of the person. We also have achieved such result, having leaded the comparative analysis of results of the test with the results of the test received with representatives of other creative trades.
Key-words: diagnosis, professional skill, empatia.