Научная статья на тему 'Диагностика и техническое обслуживание автомобилей специального назначение'

Диагностика и техническое обслуживание автомобилей специального назначение Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
195
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диагностика / техническое обслуживания / автомобиль / техническое состояние / прогнозирования / автоматизация / хранения / эксплуатация. / diagnostics / maintenance / car / technical condition / forecasting / automation / storage / operation.

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Аллаяров Тимур Азатович

данная статья посвящена диагностирования и технического обслуживания автомобилей специального назначения. Закономерностях изменения технического состояния автомобилей специального назначения, основ организации технического обслуживанию и ремонта автомобилей специального назначения и оборудования, основ прогнозирования технического состояния автомобилей и принципов автоматизации диагностирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics and maintenance special purpose vehicles

this article is devoted to the diagnosis and maintenance of special purpose vehicles. The regularities of changes in the technical condition of special-purpose vehicles, the basics of the organization of maintenance and repair of special-purpose vehicles and equipment, the basics of forecasting the technical condition of cars and the principles of automation of diagnostics.

Текст научной работы на тему «Диагностика и техническое обслуживание автомобилей специального назначение»

УДК:629.3.083

ДИАГНОСТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЕ

Аллаяров Тимур Азатович

начальник цикла эксплуатации и ремонта автомобильной техники учебного центра военной подготовки Национального Университета Узбекистана имени М. Улугбека, преподаватель,

qQ,airion1234567890@gmaiLcjm тел:998061622

Annotatsiya: Ushbu maqola maxsus transport vositalarini tashxislash va texnik xizmat ko'rsatishga bag'ishlangan. Maxsus maqsadli transport vositalarining texnik holatini o'zgartirish qonuniyatlari, maxsus maqsadli transport vositalari va uskunalarga texnik xizmat ko'rsatish va ta'mirlashni tashkil etish asoslari, transport vositalarining texnik holatini bashorat qilish asoslari va diagnostikani avtomatlashtirish tamoyillari.

Аннотация: данная статья посвящена диагностирования и технического обслуживания автомобилей специального назначения. Закономерностях изменения технического состояния автомобилей специального назначения, основ организации технического обслуживанию и ремонта автомобилей специального назначения и оборудования, основ прогнозирования технического состояния автомобилей и принципов автоматизации диагностирования.

Anotation: this article is devoted to the diagnosis and maintenance of special purpose vehicles. The regularities of changes in the technical condition of special-purpose vehicles, the basics of the organization of maintenance and repair of special-purpose vehicles and equipment, the basics of forecasting the technical condition of cars and the principles of automation of diagnostics.

Kalit so'zlar: diagnostika, texnik xizmat ko'rsatish, avtomobil, texnik holat, prognozlash, avtomatlashtirish, saqlash, foydalanish.

Ключевые слова: диагностика, техническое обслуживания, автомобиль, техническое состояние, прогнозирования, автоматизация, хранения, эксплуатация.

Keywords: diagnostics, maintenance, car, technical condition, forecasting, automation, storage, operation.

В Республике Узбекистан для перевозки военнослужащих и военных грузов применяют тысячи автомобилей специального назначения. Эксплуатация автомобилей специального назначения сопровождается тяжёлыми среднеазиатскими климатическими условиями ускоряющие процессами изнашивания, физическим и моральным старением. В результате ухудшаются технико-экономические и экологические показатели использования автомобилей специального назначения. Для поддержания автомобилей специального назначения работоспособным и в исправном состоянии необходимо управлять техническим состоянием этих автомобилей, своевременно и качественно проводить техническое обслуживание и ремонта, осуществлять хранение техники при оптимальном расходовании трудовых и материальных ресурсов. Выполнение таких сервисных работ требует уровня высококвалифицированных инженерных специалистов.

В последние годы в Республике Узбекистан наблюдается тенденция оснащения армии новыми автомобилями специального назначения, отличающейся высоким техническим уровнем. Многие зарубежные фирмы устанавливают на своих автомобилях большое число встроенных электронных приборов и бортовые микро-ЭВМ, позволяющие автоматически управлять автомобили технологическими процессами и диагностировать

техническое состояние механизмов и систем с выдачей информации о необходимости проведения технического обслуживанию и ремонта автомобиля по фактическому состоянию. Учитывая вышеизложенного изучение современной импортной автомобили, методов, средств и форм организации обеспечения ее высокой работоспособности становится актуальной задачей инженеров.

Основные виды технических обслуживаний автомобилей специального назначения.

Плановость системы технического обслуживания автомобилей специального назначения обусловливается тем, что машину ставят на техническое обслуживание и ремонт в плановом или регламентном порядке через определенный интервал наработки машины.

Предупредительность заключается в том, что основное число операций технического обслуживания и ремонта выполняют до появления отказа. При этом параметры технического состояния автомобилей специального назначения при обслуживании восстанавливают при их значениях, превышающих допускаемую величину.

Система техническое обслуживание и ремонт автомобилей специального назначения представляет собой совокупность технических средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления работоспособности средств механизации автомобилей специального назначения.

К техническим средствам относятся оборудование, приборы, стенды, здания и сооружения, запасные части и материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта.

Документация - это технические регламенты, ГОСТы, инструкции заводов -изготовителей автомобилей специального назначения, межотраслевые и отраслевые нормативы, технологические карты и т.п.

К исполнителям относятся водители или механики водители автомобилей специального назначения, операторы, водители, мастера-наладчики, диагносты, слесари, работники ремонтных мастерских, а также инженерно-технический персонал и сервисных предприятий [1].

Существуют три основных метода и стратегии выполнения работы по техническому обслуживанию и ремонта автомобилей специального назначения:

• по потребности после отказа;

• регламентный, в зависимости от наработки автомобилей специального назначения;

• по техническому состоянию, с периодическим или непрерывным контролем.

К ремонтно-обслуживающим работам, проводимым по потребности после отказа — по первому методу, относят замену, ремонт, регулирование составных частей после внезапного отказа или потери работоспособности, а также отказа, устранение последствий которого сопровождается относительно небольшими потерями, например, отказ ламп, контрольных приборов, прокладок и т.п.

Работы, выполняемые по второму методу — регламентному, носят планово-предупредительный характер. Их проводят периодически в зависимости от наработки самоходных сельскохозяйственных машины без учета состояния изделий. К таким работам относят периодическую замену масел в картерах машин, регулярное смазывание подшипников и точки смазки.

Работы, выполняемые по третьему методу — техническому состоянию, имеют также планово-предупредительный характер; их проводят в зависимости от состояния автомобилей специального назначения или ее составной части. Контроль в этом случае

осуществляют в плановом порядке для установления состояния автомобилей специального назначения. По такому методу заменяют цилиндропоршневую группу, регулируют угол опережения впрыска топлива и т.п.

В системе технического обслуживанию и ремонта различают такие понятия, как вид, периодичность и цикл технического обслуживания.

Под видом технического обслуживания понимают комплекс определенных операций, которые выполняют с заданной периодичностью.

Периодичность технического обслуживания — это интервал времени или наработки между двумя последовательно проводимыми технического обслуживания одного вида.

Цикл технического обслуживания — это наименьший повторяющийся интервал времени или наработки самоходных сельскохозяйственных машины, в течение которого выполняются в определенной последовательности все установленные виды технического обслуживания.

Видами технического обслуживания являются (рис. 1) предпродажное технического обслуживания техники; технического обслуживания при обкатке; ежесменное технического обслуживания (ЕТО); периодические номерные технического обслуживания (ТО-1, ТО-2, ТО-3); сезонные технического обслуживания (СТО): весенне-летнее (СТО-ВЛ), осенне-зимнее (СТО-ОЗ); технического обслуживания при хранении автомобилей; технического обслуживания в особых условиях эксплуатации.

Для сезонно работающих и автомобилей специального назначения и прицепных автомобилей предусмотрено технического обслуживания перед началом работ и после сезонное техническое обслуживания. Техническое обслуживание перед началом работ часто совмещают с обкаткой, после сезонное техническое обслуживания — с техническим обслуживанием при подготовке к хранению. Техническое обслуживание при хранении машин включает в себя техническое обслуживания при подготовке к хранению, техническое обслуживания при хранении и техническое обслуживания при снятии с хранения [2].

Предпродажное техническое обслуживания проводят перед продажей новго автомобиля с целью доведения ее до состояния полной готовности к работе. Оно включает в себя выгрузку, перевод в рабочее положение, досборку при необходимости, обкатку без нагрузки и обслуживание после обкатки. Это обслуживание выполняет дилер, его может выполнять покупатель техники самостоятельно по соглашению с дилером, но при этом он может потерять часть гарантий, например, на проведение техническое обслуживания и устранение неисправностей дилером в гарантийный период.

После передачи автомобилей специального назначения потребителю начинается период ее эксплуатации. Проведение технического обслуживания и устранение неисправностей техники дилером при ее работе в течение гарантийного срока составляет содержание гарантийного обслуживания техники.

Техническое обслуживание при обкатке состоит из комплекса операций, предназначенных для подготовки новой или капитально отремонтированной автомобилей специального назначения к эксплуатации и обеспечивающих нормальную приработку ее деталей.

Обкатку проводят вначале на холостом ходу, а затем под нагрузкой. Нагрузку постепенно увеличивают по ступенчато. Значения параметров обкатки рекомендуют заводы изготовители.

Ежесменное техническое обслуживания проводят в конце или начале каждой

смены.

Виды технического обслуживания машин

1 1 4 1

Техническое обслуживание при обкатке Техническое Техническое обслуживание при хранение Техническое

обслуживание при использование обслуживание в особых условиях эксплуатации

1 1 1 1

До обкатке ЕТО При постановке на хранение В пустынях и на песчаных почвах

1 1 1 1

В процессе обкатке ТО-1 При хранение В горных и предгорных условиях

1 X 1 1

После обкатке ТО-2 При снятие с хранение В условиях низких температур

4 1 1

Предпродажное техническое обслуживание Регламентный -РО На каменистых грунтах

1

СТО На болотистых

почвах

Рис.1. Виды технического обслуживания машин

Периодические номерные техническое обслуживания проводят для обеспечения безотказной, качественной, безопасной и экономичной работы автомобиля до следующего аналогичного или более сложного вида технического обслуживания. При этом операции предыдущего вида технического обслуживания входят в последующие виды технического обслуживания.

Сезонное техническое обслуживания проводят для автомобилей круглогодового использования. Сезонное техническое обслуживания состоит из комплекса операций, предназначенных для подготовки автомобиля к весенне-летнему или осенне-зимнему периодам эксплуатации. Проведение обслуживании СТО-ВЛ и РО совмещают с выполнением очередного номерного технического обслуживания (ТО-1, ТО-2). При использовании машин в южной климатической зоне страны сезонные виды технического обслуживания допускается не проводить.

Техническое обслуживание при длительном хранении состоит из комплекса операций, предназначенных для обеспечения сохраняемости машины до использования по назначению, и включает в себя техническое обслуживания при постановке на хранение и может совмещаться с послом сезонным техническим обслуживанием, техническое обслуживания при хранении и при снятии с хранения для подготовки к работе.

Техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации отличается дополнительными операциями, предназначенными для надежной и экономичной работы

автомобилей специального назначения в условиях песчаных, каменистых и болотистых почв, пустыни, низких температур, предгорных, высокогорья и др [3].

Периодичности технического обслуживания. Обоснование периодичности технического обслуживания автомобилей специального назначения является сложной задачей, относящейся к области многокритериальной оптимизации. Выделено несколько частных критериев, по которым может устанавливаться периодичность технического обслуживания: максимальная производительность машины, среднее значение наработки между отказами, минимальные удельные издержки на эксплуатацию, минимальная вероятность отказа и ряд других.

Таблица - 1

Периодичность и условия проведения технического обслуживания автомобилей специального назначения

Вид ТО Периодичность, условия проведения ТО

Предпродажное При подготовке к продаже машины

При эксплуатационной обкатке При подготовке, проведении и окончании обкатки машин

ЕТО Через 10 ч (ежесменно) для всех видов автомобилей специального назначения

ТО-1 60 мото-ч наработки — для автомобилей специального назначения, агрегатов и комплексов

ТО-2* 240 мото-ч наработки — для автомобилей специального назначения

После сезонное ТО После окончания работы автомобилей специального назначения

Перед началом сезона работы Для сезонно работающих автомобилей специального назначения

При подготовке к длительному хранению Не позднее 10 дней с момента окончания периода использования

процессе длительного хранения 1 раз в месяц — при хранении на открытых площадках и под навесом, 1 раз в 2 мес — при хранении в закрытых помещениях

При снятии с длительного хранения За 15 дней до начала использования

* ТО-2 проводится для автомобилей специального назначения, сложных стационарных машин, агрегатов и комплексов по обработке, если их наработка за сезон больше 300 мото-ч.

Периодичности номерных технического обслуживания установлены ГОСТ 20793 — 86. Периодичность технического обслуживания автомобилей специального назначения установлена в моточасах наработки. Наработка может определяться в других единицах, эквивалентных наработке, например в литрах (кг) израсходованного топлива. Новая система введена в связи с повышением технического уровня автомобилей специального назначения. Внедрение новой системы в 2 раза сокращает число постановок машин на проведение технического обслуживания и на 20...30 % снижает общую трудоемкость и

расход материалов. Допускается отклонение фактической периодичности опережение или запаздывание ТО-1 и ТО-2 до 10%, РО до 5% от установленного значения [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьин, А.Д. Диагностика и техническое обслуживание машин [Текст]: учебник для студентов высш. учеб. заведений/.А.Д. Ананьин, В.М. Михлин, И.И. Габитов и др. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 438с.- ISBN 978-5-7695-3985-5. б)

2. Буклагин Д.С., Голубев И.Г., Рассказов М.Я. Справочник инженера по техническому сервису машин и оборудования в АПК. - М.:ФГНУ «Росинформагротех», 2003. - 604 с.

3. Варнаков В.В., Стрельцов В.В. Технический сервис машин специального назначения. М: Колос, 2004г.

4. Техническое обеспечение диагностирования машин [Текст]: Практикум по направлению подготовки 110800- Агроинженерия / С.В. Старцев, Ю.Ф. Лявин, Ю.В. Комаров, И.Ю. Тюрин, В Н. Соколов, АС. Старцев, Д А. Неверов; ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», - Саратов,2012, - 88с.- ISBN 978-5-9903691-1-5.

5. Меликулов Нормат, Куч^оров Собиржон Каримжонович ОДНОВРЕМЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЗГИБА И СЖАТИЯ В ПЛАСТИНАХ, ПОДКРЕПЛЕННЫХ ПО КОНТУРУ УПРУГИМИ ТОНКОСТЕННЫМИ СТЕРЖНЯМИ // Механика и технология. 2022. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/odnovremennoe-deystvie-izgiba-i-szhatiya-v-plastinah-podkreplenyh-po-konturu-uprugimi-tonkostennymi-sterzhnyami (дата обращения: 28.03.2023).

6. Меликулов Н. и соавт. Криволинейная пластина сжатия, нагруженная сжимающими усилиями, приложенными к неармированным кромкам // Евразийский инженерно-технический журнал. - 2022. - Т. 11. - С. 182-186.

7. Xolmirzaev, J. Z., Kuchkorov, S. K., & Eksanova, S. SH.(2020). Udarno-Vraщatelьnaya Dinamicheskaya Modelb Rabochego Organa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.