Научная статья на тему 'Диагностика готовности будущих социальных педагогов к работе в учреждениях интернатного типа'

Диагностика готовности будущих социальных педагогов к работе в учреждениях интернатного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ГОТОВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТЫ / SOCIAL PEDAGOGUE / RESIDENTIAL INSTITUTIONS / ORPHANS / CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / READINESS / COGNITIVE AND ACTIVE COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаута Наталья Алексеевна

В процессе подготовки будущих специалистов важной составляющей является обучение студентов на лекционных и практических занятиях. Готовность будущих социальных педагогов к работе в учреждениях интернатного типа включает следующие компоненты: познавательный, деятельностный, мотивационно-личностный, рефлексивный. В статье описана подготовка студентов к работе в учреждениях интернатного типа в ходе преподавания дисциплин «Технологии социально-педагогической деятельности» и «Методики и технологии работы социального педагога». Проведен диагностический анализ уровней сформированности познавательного и деятельностного компонентов. Описаны качественно-количественные результаты в процентном соотношении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаута Наталья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE READINESS OF FUTURE SOCIAL TEACHERS TO WORK IN ESTABLISHMENTS OF THE BOARDING SCHOOL TYPE

While preparing future specialists the main part is student’s education at lecture and workshop. The readiness of future social educators to work in institutions of the residential type contains the following components: cognitive, active, personal, reflexive. The article describes the students’ preparation for work in residential care institutions during the teaching of disciplines "Technologies of social and pedagogical activity" and "Techniques and technologies of the work of a social pedagogue". Diagnostic analysis of levels of formation of cognitive and active components is carried out. Qualitative and quantitative results are described as a percentage.

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности будущих социальных педагогов к работе в учреждениях интернатного типа»

УДК: 378.146:37.013.42-057.87:364.046.6

Лаута Наталья Алексеевна

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Армянске

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

В процессе подготовки будущих специалистов важной составляющей является обучение студентов на лекционных и практических занятиях. Готовность будущих социальных педагогов к работе в учреждениях интернатного типа включает следующие компоненты: познавательный, деятельностный, мотивационно-личностный, рефлексивный. В статье описана подготовка студентов к работе в учреждениях интернатного типа в ходе преподавания дисциплин «Технологии социально-педагогической деятельности» и «Методики и технологии работы социального педагога». Проведен диагностический анализ уровней сформированности познавательного и деятельностного компонентов. Описаны качественно-количественные результаты в процентном соотношении.

Ключевые слова: социальный педагог, учреждения интернатного типа, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, готовность, познавательный и деятельностный компоненты.

Lauta Natalia Alekseevna

Senior teacher of the Pedagogy and Psychology Department Institute of Pedagogical Education and Management (branch) FSAEI HS "The Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky " in the city of Armyansk

DIAGNOSTICS OF THE READINESS OF FUTURE SOCIAL TEACHERS TO WORK IN ESTABLISHMENTS OF THE BOARDING SCHOOL TYPE

While preparing future specialists the main part is student's education at lecture and workshop. The readiness of future social educators to work in institutions of the

residential type contains the following components: cognitive, active, personal, reflexive. The article describes the students' preparation for work in residential care institutions during the teaching of disciplines "Technologies of social and pedagogical activity" and "Techniques and technologies of the work of a social pedagogue". Diagnostic analysis of levels of formation of cognitive and active components is carried out. Qualitative and quantitative results are described as a percentage.

Key words: social pedagogue, residential institutions, orphans, children left without parental care, readiness, cognitive and active components.

Ряд ученых (А. Е. Бахмутский, Н. А. Вершинина, Е. Н. Глубокова, О. Б. Даутова, И. Э. Кондракова, Н. А. Лабунская, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына) отмечают, что главным результатом образовательного процесса должна быть готовность и способность молодых людей нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества [3, с. 15].

В. П. Кузовлев небезосновательно утверждает, что подготовку будущего педагога следует рассматривать комплексно: с позиций специалиста высокой квалификации и человека с широким кругозором, многогранностью интересов и умений, пониманием социальной значимости различных видов профессиональной деятельности и т. д. [2, с. 5].

Раскрывая специфику подготовки студентов в высшем учебном заведении, В. А. Сластенин указывает на то, что «для управления и самоуправления процессом формирования специалиста необходимо, чтобы и студент, и преподаватель мысленно обращались к цели своей деятельности. Чтобы эта цель — результат — была раскрыта, надо разработать перечень свойств выпускника-специалиста, которые следует сформировать за годы пребывания студента в вузе» [4, с. 25]. По его мнению, готовность к педагогической деятельности — это совокупность профессионально обусловленных требований, составляющими которых являются, с одной стороны, психическая, психофизиологическая и физическая готовность будущих специалистов, а с другой — научно-

теоретическая и практическая подготовка. Мы разделяем мнение ученого о том, что профессиональное педагогическое образование должно быть ориентировано, прежде всего, на личность будущего специалиста [5, с. 123].

Система подготовки будущих социальных педагогов к работе в учреждениях интернатного типа, по нашему мнению, включает следующие компоненты: познавательный, деятельностный, мотивационно-личностный, рефлексивный, и представляет собой совокупность сформированных у будущего специалиста знаний о специфике социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, профессиональных умений и навыков, позволяющих реализовывать полученные знания в будущей профессиональной деятельности, а также личностных качеств, необходимых для успешного решения задач социализации с последующей интеграцией в социум детей данной категории.

В нашем исследовании рассмотрим подготовку студентов в рамках познавательного и деятельностного компонентов, которую мы осуществляли на практических занятиях. Целью подготовки этой является углубление и систематизация знаний по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности учреждений интернатного типа, направлений деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных и беспризорных детей и подростков, содержания работы социального педагога в интернатных учреждениях, форм и методов социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенностей их социализации. Формирование умений выявлять нестандартные педагогические ситуации, прогнозировать возможные последствия, подбирать необходимые формы и методы работы по разрешению возникающих проблем.

Для повышения уровня теоретической подготовки обучающихся в содержание таких дисциплин как «Технологии социально-педагогической деятельности», «Методики и технологии работы социального педагога» были введены соответствующие темы, раскрывающие специфику работы социального педагога в учреждениях интернатного типа. В соответствии с ФГОС ВО

направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриата) [1] и согласно учебному плану данные дисциплины преподавались на 3 и 4 курсах направления подготовки «Психолого -педагогическое образование».

Рассмотрим работу обучающихся на практических занятиях. Например, в процессе изучения дисциплины «Технологии социально-педагогической деятельности» изучались темы, касающиеся исследуемой проблемы, а именно: «Практическая деятельность социального педагога в учреждениях опеки и попечительства», «Характеристика учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В процессе изучения темы «Практическая деятельность социального педагога в учреждениях опеки и попечительства» реализовывалась следующая цель: систематизировать и углубить знания студентов о содержании и особенностях социально -педагогической деятельности с детьми, оставшимися без попечения родителей. Отработать практические умения обучающихся в составлении плана работы социального педагога в школе-интернате. В ходе подготовки к практическому занятию по данной теме студенты рассмотрели и изучили следующие вопросы:

1. Проблемы социально-педагогической защиты детей-сирот, пути их разрешения.

2. Сущность понятия «дети-сироты». Основное содержание социально-педагогической работы с детьми-сиротами.

3. Сущность понятий «усыновление», «опека (попечительство)», «приемная семья», «дом ребенка», «детский дом», «школа-интернат».

4. Содержание работы социального педагога в учреждениях интернатного типа. Также подготовили практическое задание: план работы социального педагога на год в школе-интернате.

Практическое занятие проводилось в традиционной форме по данному заранее плану. Для того чтобы подготовить ответы на теоретические вопросы студенты изучили и проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, продемонстрировав при

этом умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, ориентироваться в огромном информационном массиве, анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал и воспроизводить его перед аудиторией. В результате выступления одного студента, занятие постепенно перерастало в развернутую беседу с другими участниками практического занятия, выяснялись второстепенные вопросы, что способствовало более глубокому усвоению материала. Что касается практического задания, студенты выполняли его в письменной форме и сдавали на проверку.

Анализируя ответы студентов на практическом занятии по данной теме, можно отметить, что 22% респондентов усвоили теоретический материал и справились с практическим заданием на высоком уровне, а именно: показали системные, глубокие знания, склонность к системно-научному анализу и прогнозу социальных явлений; умение выявлять и решать проблемы, самостоятельно находить и использовать информацию (научная литература, газетно-журнальные публикации, интернет, мультимедийные программы и т. д.), а также обнаружили неординарные творческие способности в учебно-познавательной деятельности, используя широкий арсенал средств — доказательств своего мнения, самостоятельно выполняли научно-исследовательскую работу в процессе составления плана работы социального педагога, учитывая все направления деятельности социального педагога в школах-интернатах; логично и творчески излагали материал в устной и письменной форме. 28% респондентов усвоили материал по данной теме на достаточном уровне: обучающиеся продемонстрировали знания понятий, связей между ними, а также умение делать выводы, исправлять допущенные ошибки. Ответы студентов были полные, правильные, логичные, обоснованные, но в ответе на вопрос: «проблемы социально-педагогической защиты детей-сирот и пути их разрешения» недостаточно было собственных суждений. При выполнении практического задания были допущены незначительные неточности (студенты запланировали недостаточное количество мероприятий). 32% респондентов показали средний уровень знаний, а именно: начальный уровень

знаний теоретического материала; способность повторить по образцу определенную операцию, действие; описывали сущность понятий «усыновление», «опека (попечительство)» без анализа, с помощью преподавателя называли проблемы социально-педагогической защиты детей-сирот, но не называли пути их разрешения. Практическое задание также было выполнено не в полном объеме (студенты не запланировали работу социального педагога в школе-интернате с родителями и педагогами). 18% респондентов показали низкий уровень знаний по данной теме: при обсуждении теоретических вопросов обучающиеся продемонстрировали слабую ориентацию в понятиях, имели нечеткие представления о содержании работы социального педагога в учреждениях интернатного типа; продемонстрировали фрагментарные знания относительно проблем социально-педагогической защиты детства, не указывая на пути их разрешения. Практическое задание выполнено не было.

В ходе изучения темы: «Организация социальной работы с беспризорными, осиротевшими и лишенными родительской опеки детьми» реализовывалась следующая цель: систематизировать и углубить знания студентов о содержании социально-педагогической работы с беспризорными, осиротевшими и лишенными родительской опеки детьми. Отработать умения и навыки обучающихся в разрешении практических ситуаций.

На практическом занятии студенты рассмотрели следующие вопросы:

1. Основные проблемы беспризорных, осиротевших и лишенных родительской опеки детей, их характеристика.

2. Направления деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных и беспризорных детей и подростков.

3. Алгоритм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи и учреждения интернатного типа;

4. Деятельность учреждений по социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На практической части занятия обучающиеся рассматривали практические ситуации. Приведем пример одной из них: В автокатастрофе погибли родители. Осиротели дети 5 и 7 лет.

Студентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Кто в этом случае должен взять на себя заботу об организации и оплате похорон в законодательном порядке?

2. Какие организации должны принять участие в судьбе детей?

3. Кто имеет право на опекунство детей?

4. Сохраняется ли за детьми право на жилплощадь если:

а) дети после смерти родителей определены в детский дом?

б) дети после смерти родителей взяты под опеку и проживают на жилплощади опекуна?

Анализируя ответы студентов по данной теме, можно отметить, что 20% респондентов усвоили учебный материал на высоком уровне: обучающиеся показали глубокие и системные знания относительно положения и основных проблем беспризорных, осиротевших и лишенных родительской опеки детей, дали обоснованную характеристику. В ходе ответов на теоретические вопросы студенты показали умение анализировать и прогнозировать деятельность учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных детей и подростков; умение выявлять и решать проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; самостоятельно находить и использовать информацию, обосновывали свои ответы, логично и грамотно излагали материал в устной форме. Рассматривая практические ситуации, обучающиеся продемонстрировали умения в правильной их оценке, адекватно обозначили уровень профессионального вмешательства и предложили конкретные ответы на поставленные вопросы (на вопрос: «Сохраняется ли за детьми право на жилплощадь», студенты ответили положительно), что соответствует высокому уровню готовности. 24% респондентов усвоили материал по данной теме на достаточном уровне, а именно: студенты продемонстрировали знание основных проблем беспризорных, осиротевших и лишенных родительской опеки детей,

показали умение анализировать, обобщать, делать выводы, исправлять допущенные ошибки. Ответы были полные, правильные, логичные, обоснованные, но иногда не хватало собственных суждений. Решая практические ситуации, обучающиеся смогли правильно определить проблему, обозначить уровень профессионального вмешательства, но предлагая варианты решения, допускали некоторые неточности. 29% респондентов показали средний уровень знаний, а именно: продемонстрировали начальный уровень знаний по теме; способность повторять по образцу определенную операцию, действие; описывали проблемы и основные направления деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных детей и подростков без анализа, с помощью преподавателя называли требования к устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи и учреждения интернатного типа, показали слабую ориентацию в понятиях, фрагментарные навыки в работе с учебником; был отмечен слабый интерес к учебному материалу. Рассматривая практические ситуации, студенты смогли правильно оценить их, но не обозначили уровень профессионального вмешательства и, предлагая ответы на поставленные вопросы, допускали ошибки относительно права на опекунство детей и права на жилплощадь. 27% респондентов показали низкий уровень знаний: при обсуждении теоретических вопросов студенты фрагментарно воспроизводили незначительную часть учебного материала, записанного во время лекции, имели нечеткие представления о проблемах и основных направлениях деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных детей и подростков; демонстрировали ошибочные знания относительно устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи и учреждения интернатного типа. Решая практические ситуации, студенты не смогли адекватно оценить проблему, обозначить уровень профессионального вмешательства, и ответы на поставленные вопросы требовали корректировки преподавателя. Например, на вопрос «Сохраняется ли за детьми право на

жилплощадь, если дети после смерти родителей проживают на жилплощади опекуна?» студенты ответили: «Нет».

Далее рассмотрим работу студентов на практическом занятии по теме: «Технология социальной работы с детьми-сиротами в приемной семье». В процессе изучения данной темы необходимо было систематизировать и углубить знания обучающихся по вопросам сиротства как социального явления, устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в приемные семьи, по защите прав детей.

Обучающиеся рассмотрели и изучили следующие вопросы:

1. Сиротство как социальное явление, его характеристика.

2. Социальные сироты как особая социально-демографическая категория

детей.

3. Институт приемной семьи как альтернативная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Работа социального педагога по подготовке родителей к приему ребенка в семью.

5. Организация и формы обучения приемных родителей;

6. Составление плана социального сопровождения приемной семьи.

Для практического задания студентам предлагалось разработать индивидуальную программу социального сопровождения приемной семьи, опираясь на информацию и знания, полученные в процессе прохождения социально-педагогической практике.

Анализируя ответы обучающихся по данной теме, можно отметить, что 21% респондентов усвоили информацию на высоком уровне: студенты показали глубокое и системное владение теоретическим материалом, знание разных точек зрения, представленных в научной литературе по вопросам сиротства, умение их анализировать и сопоставлять между собой, наличие собственного мнения по обсуждаемым вопросам и умение его аргументировать. Также продемонстрировали умение анализировать и прогнозировать работу социального педагога по подготовке приемных родителей, умение выявлять и

решать проблемы, связанные с сиротством. Практическое задание студенты выполняли в письменной форме и сдавали на проверку. Анализируя индивидуальную программу социального сопровождения приемной семьи можно отметить, что студенты правильно обозначили цель и задачи программы, запланировали достаточное количество мероприятий по оказанию социально-психологической, и социально-педагогической помощи приемным родителям и детям, учитывая все этапы социального сопровождения. 24% обучающихся усвоили материал по данной теме на достаточном уровне: продемонстрировали знание теоретического материала, умение анализировать и сопоставлять разные точки зрения, представленные в научной литературе, умение делать выводы, исправлять допущенные ошибки. Ответы были полными, правильными, логичными, обоснованными. При выполнении практического задания студенты правильно обозначили цель и задачи программы индивидуального сопровождения приемной семьи, но были допущены незначительные неточности в планировании мероприятий, а именно: недостаточное количество мероприятий по оказанию социально-психологической помощи приемной семье. 30% обучающихся показали средний уровень знаний по вопросам данной темы, а именно: правильное понимание сути теоретических вопросов, при этом допускались отдельные неточности в формулировках, доказательствах утверждений; ответы по составлению плана социального сопровождения приемной семьи были поверхностными и фрагментарными; также наблюдалось неправильное толкование понятий, поверхностный анализ. Практическое задание было выполнено не в полном объеме (студенты не запланировали консультации для приемных родителей). 25% респондентов показали низкий уровень знаний: значительные пробелы в знаниях теоретического материала, неправильные, фрагментарные ответы, демонстрирующие непонимание сути вопроса в целом, неумение давать оценку сиротству и социальному сиротству, слабые представления о категориальном аппарате. Практическое задание выполнено не было.

В процессе изучения темы: «Характеристика учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализовывалась следующая цель: систематизировать и углубить знания студентов о типах учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о целях и задачах их деятельности, о правилах принятия детей в данные учреждения.

На практическом занятии студенты раскрыли следующие вопросы:

1. Характеристика учреждений интернатного типа (приют, дом ребенка, детский дом, школа-интернат). Направления деятельности данных учреждений.

2. Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Цель и задачи школы-интерната.

4. Организация обучения воспитанников в школе-интернате.

5. Режим дня в школе-интернате.

6. Требования к организации воспитательных групп в школе-интернате.

7. Права и обязанности воспитанников школ-интернатов.

8. Содержание работы социального педагога в учреждениях интернатного

типа.

Анализируя ответы студентов можно отметить, что 25% респондентов усвоили информацию на высоком уровне: показали глубокие и системные знания относительно деятельности интернатных учреждений и нормативно -правовых документов, регламентирующих деятельность данных учреждений; показали умения анализировать и прогнозировать социально-педагогическую деятельность в учреждениях интернатного типа. Ответы были полными, правильными, логичными и обоснованными. 29% респондентов усвоили материал по данной теме на достаточном уровне, а именно: продемонстрировали глубокие и системные знания относительно типов интернатных учреждений, направлений их деятельности, называли основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность данных учреждений. Ответы были полными, правильными, логичными, обоснованными, но иногда не доставало

собственных суждений. 26% обучающихся показали средний уровень знаний: правильное понимание сути вопросов, при этом допускались отдельные неточности в формулировках, ответы были поверхностными и фрагментарными относительно содержания деятельности социального педагога в учреждении интернатного типа (недостаточно была раскрыта работа с родителями и с администрацией школы-интерната); с помощью преподавателя называли требования к организации воспитательных групп в школе-интернате, показали слабую ориентацию в понятиях, фрагментарные навыки в работе с учебником, был отмечен слабый интерес к учебному материалу. 20% респондентов показали низкий уровень знаний: при обсуждении теоретических вопросов студенты фрагментарно воспроизводили незначительную часть учебного материала по теме, имели нечеткие представления о направлениях деятельности учреждений интернатного типа, о нормативно-правовых документах; демонстрировали способность элементарно изложить свои мысли относительно прав и обязанностей воспитанников школ-интернатов; называли термины без анализа, без связи между ними.

Для обобщенной качественной характеристики результатов изучения готовности студентов к работе в учреждениях интернатного типа были выделены следующие критерии: знание нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность учреждений интернатного типа, знание направлений деятельности данных учреждений, содержания работы социального педагога в интернатных учреждениях, форм и методов социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенностей их социализации. Сформированность умений выявлять нестандартные педагогические ситуации, прогнозировать возможные последствия, подбирать необходимые формы и методы работы по разрешению проблемы, доведение ситуации до логического завершения. На основе выделенных критериев установлено четыре уровня сформированности познавательного и деятельностного компонентов у обучающихся: высокий, достаточный, средний и низкий. Представим содержание данных уровней готовности.

Высокий уровень готовности. Обучающиеся знают нормативно-правовую базу деятельности учреждений интернатного типа, направления деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных и беспризорных детей и подростков, содержание работы социального педагога в интернатных учреждениях, формы и методы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенности их социализации. Умеют выявлять нестандартные педагогические ситуации, прогнозировать возможные последствия, подбирать необходимые формы и методы работы по разрешению возникающих проблем.

Достаточный уровень готовности. Обучающиеся знают нормативно-правовую базу деятельности учреждений интернатного типа, направления деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных и беспризорных детей и подростков, содержание работы социального педагога в интернатных учреждениях, формы и методы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенности их социализации. Умеют выявлять нестандартные педагогические ситуации, прогнозировать возможные последствия, подбирать необходимые формы и методы работы по разрешению возникающих проблем, но в некоторых случаях не хватает собственных суждений.

Средний уровень готовности. Обучающиеся называют основные нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность учреждений интернатного типа, знают направления деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных и беспризорных детей и подростков, содержание работы социального педагога в интернатных учреждениях, имеют поверхностные знания форм и методов социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не называют особенности их социализации. Умеют выявлять нестандартные педагогические ситуации, слабо строят возможные прогнозы, подбирают однообразные формы и методы работы по разрешению возникающих проблем, не могут обосновать свои ответы.

Низкий уровень готовности. Обучающиеся называют 1-2 нормативно-правовых документа, регулирующих деятельность учреждений интернатного типа, имеют фрагментарные знания по направлениям деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных и беспризорных детей и подростков и по содержанию работы социального педагога в этих учреждениях, имеют поверхностные знания форм и методов социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не называют особенности их социализации. Не умеют выявлять нестандартные педагогические ситуации, слабо строят возможные прогнозы, подбирают однообразные формы и методы работы по разрешению возникающих проблем, не могут обосновать свои ответы.

Изучив качественно-количественную характеристику готовности будущих социальных педагогов к работе в учреждениях интернатного типа, можем отметить, что большинство обучающихся (51,80%) показали недостаточный уровень сформированности познавательного и деятельностного компонентов, а именно: слабо ориентируются в нормативно-правовых документах, имеют поверхностные знания форм и методов социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не называют особенности их социализации, не профессионально строят возможные прогнозы в педагогических ситуациях, подбирают однообразные формы и методы работы по разрешению возникающих проблем, не могут обосновать свои ответы. Выявленные недостатки значительно снижают уровень и качество готовности будущих социальных педагогов к работе в интернатных учреждениях и обусловливают необходимость создания экспериментальной модели подготовки к социально-педагогической деятельности в данных учреждениях.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : Приказ

Минобрнауки России от 18.01.2016 № 40623. — Режим доступа : http://fgosvo.ru/440302

2. Кузовлев В. П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе : дис. ... доктора. пед. наук : 13.00.08 / Кузовлев Валерий Петрович. — Москва, 1999. — 305 с. — Библиогр.: с. 298-305.

3. Педагогика : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения; под ред. А. П. Тряпицыной. — СПБ. : Питер, 2013. — 304 с.

4. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — 3-е изд. — М .: Школа-Пресс, 2000 — 512с.

5. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. — М. : Педагогика, 1990. — 300 с.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.03.02. «Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie» (uroven' bakalavriata) [Jelektronnyj resurs] : Prikaz Minobrnauki Rossii ot 18.01.2016 № 40623. — Rezhim dostupa : http://fgosvo.ru/440302

2. Kuzovlev V. P. Professional'naja podgotovka studentov v pedagogicheskom vuze : dis. ... doktora. ped. nauk : 13.00.08 / Kuzovlev Valerij Petrovich. — Moskva, 1999. — 305 s. — Bibliogr.: s. 298-305.

3. Pedagogika : uchebnik dlja vuzov. Standart tret'ego pokolenija; pod red. A. P. Trjapicynoj. — SPB. : Piter, 2013. — 304 s.

4. Pedagogika : uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, A. I. Mishhenko, E. N. Shijanov. — 3-e izd. — M .: Shkola-Press, 2000 — 512s.

5. Slastenin V. A. Formirovanie lichnosti uchitelja sovetskoj shkoly v processe professional'noj podgotovki / V. A. Slastenin. — M. : Pedagogika, 1990. — 300 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.