PEDAGOGICAL SCIENCES
DIAGNOSTICS OF EMOTIONAL-WAVE SPHERE IN CHILDREN
OF THE YOUNG SCHOOL AGE 1 2 Mamedova L.V. , Pavlova V.V. (Russian Federation)
Email: [email protected]
1Mamedova Larisa Viktorovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor;
2Pavlova Vera Valeryevna - Student, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND METHODS OF ELEMENTARY EDUCATION, TECHNICAL INSTITUTE (BRANCH) FEDERAL STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER M.K. AMMOSOV,
NERYUNGRI
Abstract: this article reflects the study of the development of the emotional-volitional sphere in younger schoolchildren. For the formation of the personality and the development of the emotional-volitional sphere, a favorable, understanding environment in the family and in educational institutions is important for this category of children.
Emotionally - the strong-willed sphere of man is an important component of the human psyche. Its main purpose is to regulate the life of a person and reflects his attitude to the world around him.
Formation and development of the emotional - volitional sphere is one of the most important conditions for the formation of the child's personality. The development of the emotional sphere is promoted by the family, the school and everything that constantly surrounds and affects the child.
Keywords: emotional and volitional sphere, children of primary school age.
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 12 Мамедова Л.В. , Павлова В.В. (Российская Федерация)
1Мамедова Лариса Викторовна - кандидат экономических наук, доцент; 2Павлова Вера Валерьевна - студент, кафедра педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри
Аннотация: в данной статье отражается исследование развития эмоционально-волевой сферы у младших школьников. Для формирования личности и развития эмоционально-волевой сферы у данной категории детей важна благоприятная, понимающая среда в семье и в образовательных учреждениях.
Эмоционально-волевая сфера человека - важная составляющая человеческой психики. Ее основное назначение состоит в регуляции жизнедеятельности человека и отражает его отношение к окружающему миру.
Формирование и развитие эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа и всё то, что постоянно окружает и воздействует на ребёнка.
Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, дети младшего школьного возраста.
Эмоционально-волевая сфера играет огромную роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении контактов с окружающими и социальной адаптации.
Эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: К.Э. Изард, В.С. Мерлин, В.И. Лубовский, И.М. Соловьев А.В. Запорожец, М.С. Певзнер, Л.В. Занков и др.
Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне школы.
Важная роль эмоций, в жизни человека в процессе освоения ребенком социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной проблеме, а также недостаточная разработанность отдельных ее аспектов определяет актуальность работы.
Особо следует отметить особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста. Переживание кризиса 7 лет, в связи с поступлением в первый класс, приводит к застенчивости, отстранённости, иногда к вербальной агрессии [3].
Демина Н.С., педагог-психолог, МОУ ЧСОШ № 32 г. Якутска, для диагностики уровня эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного использует следующие диагностические методики:
- «рисунок несуществующего животного» (автор М.З. Дукаревич),
- методика диагностики школьной тревожности. А. Amen в модификации
A.М. Прихожан,
- тест «самооценка силы воли» (автор Н.Н. Обозов).
На основании полученных данных она сделать вывод о том, что у девочки боятся идти на контакт со сверстниками, взрослыми, также проявляют агрессию к окружающим. Самооценка у них низкая, стараются не привлечь к себе внимание.
М.В. Бут - Гусаим МОУ СОШ № 2 г. Якутска использует другой методический инструментарий для исследования, соответствующий возрасту детей:
- методика «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств»,
- методика «Сюжетные картинки», проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан),
- методика «Весёлый - грустный», методика «Определение эмоциональности»
B.В. Суворовой.
Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о том, что младшим школьникам свойственны: неадекватность эмоциональных реакций, высокий уровень школьной тревожности, средневыраженная эмоциональность, а также, нарушение у некоторых детей таких волевых качеств как дисциплинированность, настойчивость, решительность и выдержка.
Филлипова М.В., педагог-психолог СОШ № 21 г. Якутска, для исследования эмоционально-волевой сферы младших школьников использует методики: «Определение уровня саморегуляции», «Диагностика школьной тревожности», «Исследование уровня мобилизации воли», «Какой Я?».
Валерия П.В. В своем отчёте педагога-психолога «Диагностика эмоционально-волевой сферы младших школьников на начало учебного года» для диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников проводится комплекс методик:
- рисуночная методика «Несуществующее животное»,
- рисуночная методика «Кактус»,
- методика «Выбери нужное лицо»,
- анкета «Критерии выявления гиперактивности у детей»,
- анкета «Критерии выявления агрессивности».
Исходя из вышеизложенных результатов по комплексу диагностических методик, формируется группа детей, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия с психологом.
Карпунина О.И., педагог-психолог, СОШ № 22 г. Якутска, замечает, что изучение состояния эмоционально-волевой сферы, поведения и деятельности может проводиться с использованием метода наблюдения в соответствии с двумя блоками качественных показателей, выделенных С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко:
1. Эмоциональная сфера и поведение ребенка: особенности контакта ребенка; эмоциональная реакция на ситуацию обследования; реакция на одобрение; реакция на замечания; реакция на неудачи; эмоциональное состояние во время выполнения заданий; общение; реакция на результат.
2. Особенности деятельности ребенка: наличие и стойкость интереса к заданию; понимание инструкции; ориентировочная деятельность; самостоятельность выполнения задания; характер деятельности; темп и динамика деятельности; работоспособность; особенности регуляции деятельности; организация помощи [3].
Окунева Н.В., педагог-психолог СОШ № 4 г. Якутска, в качестве диагностического инструментария, с помощью которого фиксируются исследования состояния эмоционально-волевой сферы младшего школьника, использовала следующие методики:
1. Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)
2. Методика многомерной оценки детской тревожности (Ромицына Е.В.)
3. Методика многофакторного исследование личности Р. Кеттелла (детский вариант). Адаптация Э.М. Александровской.
Окунева Н.В. отмечает, что к концу обучения в начальной школе у детей, под влиянием возрастающих требований, формируется прилежание, дисциплинированность. Также происходят изменения в эмоционально-волевой сфере, так как ребенок приходит в школу уже личностью, со своими горестями, страхами, стереотипами, что иногда приводит к эмоциональным проблемам, самооценке, дети нередко становятся агрессивными, тревожными. Психологу необходимо способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка, необходимо активно взаимодействовать как с ребенком, так и с родителями, проводить консультации по вопросам семейных и межличностных взаимодействиях.
Таким образом, представленный опыт педагогов и психологов раскрывает использование разных методов, форм, приемов для диагностики развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста, демонстрирует достаточно широкий спектр методик и приемов диагностики.
Такие методы, по мнению педагогов и психологов, способствуют качественной диагностике развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста.
Список литературы /References
1. Додонов Б.И. Эмоция как ценность // Вопросы психологии, 2005. № 3. С. 34.
2. Чистоградова И.А. Особенности формирования эмоциональной и мнестической сфер у детей с врожденной расщелиной губы и неба // Дефектология, 2008. № 1. С. 7-13.
3. Чистоградова И.А. Особенности становления эмоционально-ценностного компонента Я-концепции у школьников: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.10. Москва, 2007. 195 с.
4. Соболева Е.А. Ринолалия. М.: АСТ: Астрель, 2006. 126 с.
5. Чиркина Г.В. Нарушения речи при ринолалии и пути их коррекции: Автореферат дисс.....докт. пед. наук. М., 1987. 34 с.
Список литературы на английском языке /References in English
1. Dodonov B.I. Emotion as value // Questions of psychology, 2005. № 3. P. 34.
2. Chistoserdova I.A. Features of formation of emotional and mental areas in children with congenital cleft lip and palate // Defectology, 2008. № 1. P. 7-13.
3. Chistoserdova I.A. Features of formation of the emotional-valuable component of self-concept of pupils: dissertation ... candidate of psychological Sciences: 19.00.10. Moscow, 2007. 195 p.
4. Soboleva E.A. Rinolaliya. M.: AST: Astrel, 2006. 126 p.
5. Chirkina, G.V. Speech Disorders, if rhinolalia and ways of their correction: author's abstract Diss.....Doc. PED. sciences'. M., 1987. 34 Ph.