Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ДИАГНОСТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МОДЕЛЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тедорадзе Теона Гуладиевна

Цель исследования - разработка модели эффективной самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды; важнейшая задача - обоснование метода для диагностики её эффективности. Известно, что удельный вес самостоятельной работы студентов выше, чем аудиторной; это обусловливает повышенные требования её к качеству и эффективности. Автором предложена когнитивная модель эффективности самостоятельной работы студентов, реализуемая в условиях информатизации образования, а также метод диагностики указанной эффективности. Теоретическая значимость результатов исследования - в возможности дальнейшего научного осмысления проблемы качества профессионального образования, практическая - в возможности проектирования инновационных технологий педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов. Методы исследования: анализ научной литературы и передового педагогического опыта, моделирование, методы теории множеств, методы квалиметрии, методы многопараметрического анализа систем, методы математической статистики, метод экспертных оценок. Методологические основы исследования: системный, компетентностный, личностно ориентированный, социологический, вероятностно-статистический и квалиметрический подходы. Объект исследования -самостоятельная работа студентов в условиях информатизации образования, предмет исследования - её эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF THE EFFECTIVENESS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OFPROFESSIONAL EDUCATION

The purpose of the research is to develop the model of effective independent work of students in the conditions of information and educational environment; the most important task is to justify the method for diagnosing its effectiveness. It is known that the share of independent work of students is higher than that of classroom work; this leads to increased requirements for its quality and efficiency. The author proposes a cognitive model of the effectiveness of independent work of students, implemented in the context of the informatization of education, as well as a method for diagnosing this effectiveness. The theoretical significance of the research results lies in the possibility of further scientific understanding of the problem of the quality of professional education, and the practical significance lies in the possibility of designing innovative technologies for pedagogical support of students ' independent work. Research methods: analysis of scientific literature and advanced pedagogical experience, modeling, methods of set theory, methods of qualimetry, methods of multiparametric analysis of systems, methods of mathematical statistics, the method of expert assessments. Methodological bases of the research: systematic, competence-based, personality-oriented, sociological, probabilistic-statistical and qualitative approaches. The object of the study is the independent work of students in the conditions of informatization of education, the subject of the study is its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.147:378.018.43

ДИАГНОСТИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Теона Гуладиевна Тедорадзе, аспирант, Кубанский государственный технологический

университет, Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка модели эффективной самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды; важнейшая задача - обоснование метода для диагностики её эффективности. Известно, что удельный вес самостоятельной работы студентов выше, чем аудиторной; это обусловливает повышенные требования её к качеству и эффективности. Автором предложена когнитивная модель эффективности самостоятельной работы студентов, реализуемая в условиях информатизации образования, а также метод диагностики указанной эффективности. Теоретическая значимость результатов исследования - в возможности дальнейшего научного осмысления проблемы качества профессионального образования, практическая - в возможности проектирования инновационных технологий педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов. Методы исследования: анализ научной литературы и передового педагогического опыта, моделирование, методы теории множеств, методы квалиметрии, методы многопараметрического анализа систем, методы математической статистики, метод экспертных оценок. Методологические основы исследования: системный, компетентностный, личностно ориентированный, социологический, вероятностно-статистический и квалиметрический подходы. Объект исследования -самостоятельная работа студентов в условиях информатизации образования, предмет исследования - её эффективность.

Ключевые слова: студент, диагностика, эффективность, самостоятельная работа, модель, информатизация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p417-421

DIAGNOSTICS OF THE EFFECTIVENESS OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF PROFESSIONAL

EDUCATION

Teona Guladievna Tedoradze, the post-graduate student, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

The purpose of the research is to develop the model of effective independent work of students in the conditions of information and educational environment; the most important task is to justify the method for diagnosing its effectiveness. It is known that the share of independent work of students is higher than that of classroom work; this leads to increased requirements for its quality and efficiency. The author proposes a cognitive model of the effectiveness of independent work of students, implemented in the context of the informatization of education, as well as a method for diagnosing this effectiveness. The theoretical significance of the research results lies in the possibility of further scientific understanding of the problem of the quality of professional education, and the practical significance lies in the possibility of designing innovative technologies for pedagogical support of students ' independent work. Research methods: analysis of scientific literature and advanced pedagogical experience, modeling, methods of set theory, methods of qualimetry, methods of multiparametric analysis of systems, methods of mathematical statistics, the method of expert assessments. Methodological bases of the research: systematic, competence-based, personality-oriented, sociological, probabilistic-statistical and qualitative approaches. The object of the study is the independent work of students in the conditions of informatization of education, the subject of the study is its effectiveness.

Keywords: student, diagnostics, efficiency, independent work, model, informatization.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно современным воззрениям, самостоятельная работа студентов - доминирующий компонент образовательного процесса, и по трудоёмкости (объёму), и по роли в становлении конкурентоспособного выпускника учреждения профессионального образования [2, 3]. С современными специалистами трудно не согласиться и в том, что повышение удельного веса самостоятельной работы полностью соответствует компетентностно-му подходу. Действительно, суть компетентностного подхода - в том, что конкурентоспособность личности детерминируется не знаниями и умениями, а готовностью к их эффективному управлению [1-4]; в ходе самостоятельной работы обучающийся должен научиться, прежде всего, добывать знания, а это неразрывно связано с управлением собственной учебной деятельностью. Именно от эффективности управления сложившимися знаниями и умениями зависит успешность самостоятельной работы обучающегося. Соответственно, принципиально меняется роль (позиция) педагога: если ранее речь шла о педагогическом управлении, то в настоящее время акцент смещён на педагогическое сопровождение, как создание оптимальных условий для развития обучающегося [1-3].

Проблемам, связанным с самостоятельной работой студентов, в настоящее время уделяют всё больше внимания. В настоящее время разработаны информационно-вероятностные модели самостоятельной работы студентов, предложена рейтинговая методика её контроля, отражена роль современных информационных технологий в повышении её эффективности, обоснованы критерии её успешности [2, 3]. В настоящее время выделяют такие критерии успешности (качества) самостоятельной работы студента, как автономность, использование информационных технологий, креативность и рефлексивность. Отметим, что первый, третий и четвёртый критерии соответствуют такой тенденции, как переход от знаниевой парадигмы к компетентностной, второй - информатизации образования.

В то же время, со всей очевидностью возникает необходимость создания таких когнитивных моделей самостоятельной работы студентов, которые были бы основой для проектирования технологий её педагогического сопровождения (инновационных дидактических технологий). Кроме того, ключевой проблемой в любой сфере деятельности является эффективность; не составляет исключения и профессиональное образование [3, 4]. Такая проблема, как эффективность самостоятельной работы студентов, возникает, как минимум, вследствие дефицита времени, отсутствием прямого контакта педагога с обучающимся и сложностью дидактических задач (одна из них - формирование готовности обучающегося к самостоятельной работе, в частности, и самообразованию, в целом). Проблема исследования - вопрос: какими должны быть модели самостоятельной работы студентов, чтобы их можно было использовать для проектирования инновационных технологий её педагогического сопровождения? Цель исследования - разработка модели эффективной самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды. Важнейшая задача исследования - обоснование критериев эффективности указанного компонента образовательного процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для автора настоящей статьи, очевидно, что обоснованию критериев эффективности самостоятельной работы предшествует создание её моделей (когнитивная модель эффективности самостоятельной работы студентов представлена на рисунке 1).

Как видно, главными факторами эффективности самостоятельной работы студентов являются условия для учебной деятельности, а также компетенции и личностно-профессиональные качества участников образовательного процесса. Обозначения: УАРС - успешность аудиторной работы студентов, УПСУДС - уровень педагогического сопровождения учебной деятельности студентов, ВУДЭСРС - возможности и условия для эф-

фективной самостоятельной работы студентов, ГУОПСД - готовность участников образовательного процесса к совместной деятельности, ВССР - включённость студентов в самостоятельную работу, КЛПКП - компетенции и личностно-профессиональные качества педагогов, КЛПКС - компетенции и личностно-профессиональные качества студентов, ЭСРС - эффективность самостоятельной работы студентов, ДФЭСРС - другие факторы эффективности самостоятельной работы студентов (т.е. внешние факторы по отношению к информационно-образовательной среде).

УПСУДС

УАРС а

Т

КЛПКС

ГУОПСД —.....

ВССР

А

ЭСРС

КЛПКП

ВУДЭСРС

ДФЭСРС

Рисунок 1 - Модель эффективной самостоятельной работы студентов в условиях информатизации образования

К компетенциям и личностно-профессиональным качествам педагога, от которых зависит и сопровождение учебной деятельности студентов, и создание условий для неё, являются, прежде всего, научно-теоретическая, информационно-методическая и информационно-дидактическая компетентность; для студентов таковыми являются, прежде всего, готовность к самостоятельной работе, а также компетенции, соответствующие осваиваемой учебной дисциплине. Возникает вопрос: учтён ли в модели предыдущий опыт самостоятельной работы? Учтён, т.к. личный опыт самостоятельной работы - поведенческий компонент готовности к ней. В условиях информатизации образования возможности (условия) для успешной самостоятельной работы студента включают также системы компьютерной поддержки, прежде всего - педагогические программные продукты и электронные образовательные ресурсы. Не следует также забывать о взаимозависимости между успешностью аудиторной и самостоятельной работы: элементы компетенций, сформированные в ходе аудиторной работы - предпосылка для формирования таковых в ходе самостоятельной работы, и наоборот.

Автор настоящей статьи считает необходимым уточнить известную систему критериев успешности самостоятельной работы студентов: пятый критерий - результативность, шестой - использование дидактических методов, приёмов и технологий (в том числе компетентностно ориентированных). Второй и шестой критерии можно объединить в такой показатель, как технологичность, третий и пятый - функциональность. Так, например, применение веб-квеста отражает степень использования и информационных, и дидактических технологий. Возникает вопрос: в чём отличие результативности от креативности? Отметим, что всякая креативная работа является результативной, но не всякая результативная деятельность - креативной. Результативность заключается, прежде всего, в формировании элементов компетенций (знаний, умений и личного опыта деятельно -сти), соответствующих осваиваемым учебным дисциплинам, а также метапредметных результатов, в том числе готовности к самостоятельной работе (в более широком контексте - к самообразованию). Следует различать диагностику эффективности

самостоятельной работы студента и её сопровождения:

5 № г j=!

i/gm IiiN/

п L

V

п <

п Rjf п F-t п п N

t

T

Как видно, при диагностике эффективности педагогического сопровождения учитывают соотношение временных ресурсов для аудиторной и самостоятельной работы

(параметр

T

), показатели успешности деятельности студента (рефлексивность,

применение дидактических информационных технологий, креативность, автономность), соотношение элементов компетенций, сформированных в ходе самостоятельной и аудиторной работы (параметры группы N). К параметрам последней группы следует относить не только мощность множества знаний и умений, число и трудность выполненных заданий, но также сложность усвоенной информации (метод оценки такого параметра представлен в работе [1]).

Возникает вопрос: почему не учтён прирост готовности к самостоятельной работе? Дело в том, что готовность к самостоятельной работе диагностируют по автономности, рефлексивности и технологичности.

При диагностике эффективности самостоятельной работы студента учитывают, помимо вышеуказанного, также возможности и условия для учебной деятельности, т.е. качество материально-технической базы (параметры группы F) и качество информационно-методического обеспечения (параметры группы R). Так, например, при прочих равных условиях выше будет эффективность самостоятельной работы студента, если есть возможность использовать электронные образовательные ресурсы, если более высок уровень профессиональной компетентности педагога (чему педагог может научить?). В то же время, создавать студенту условия и возможности для успешной самостоятельной работы - одна из задач педагога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенные модели и методы диагностики самостоятельной работы универсальны, инвариантны по отношению к уровню профессионального образования (среднее профессиональное образование, бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура и т.д.), профилю образовательной среды и направлению подготовки. Перспективы исследований - разработка моделей оптимизации самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Майер Р.В. Оценка сложности математической информации в школьных учебниках физики / Р.В. Майер // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 3 (108). - С. 26-32.

2. Малиатаки, В. В. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов / В.В. Малиатаки, К.А. Киричек, А.А. Вендина // Открытое образование. - 2020. -Т. 24., № 3. - С. 56-66.

3. Мониторинг качества и эффективности непрерывного профессионального образования / А.И. Черных, Т. Л. Шапошникова, К.В. Хорошун, Д.А. Романов // Краснодар : КубГТУ, 2016. - 312 с.

=

ПС

=

t

4. Johnes J. Data envelopment analysis and its application to the measurement of efficiency in higher education / J. Johnes // Economics of Education Review. - 2016. - Vol. 25., No 3. - P. 273-288.

REFERENCES

1. Mayer, R.V. (2019), "Assessment of the complexity of mathematical information in school physics textbooks", Yaroslavl pedagogical bulletin, Vol. 108, No 3, pp. 26-32.

2. Maliataki, V.V., Kirichek, K.A. and Vendina, A.A. (2020), "Distance learning technologies as a modern means of implementing active and interactive teaching methods in the organization of independent work of students ", Otkrytoe obrazovanie, Vol. 24, No 3, pp. 56-66.

3. Chernyikh, A.I., Shaposhnikova, T.L., Horoshun, C.V. and Romanov, D.A. (2016), Monitoring of quality and efficiency of recurrent vocational education, KubGTU, Krasnodar, 312 p.

4. Johnes, J. (2016), "Data envelopment analysis and its application to the measurement of efficiency in higher education", Economics of Education Review, Vol. 25, No 3, pp. 273-288.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.03.2021

УДК 796.077.5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Анатолий Андреевич Тоболов, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Юрьевна Решонова, ассистент, Михаил Альбертович Решонов, ассистент, Нина Васильевна Толстова, старший преподаватель, Тюменский индустриальный университет

Аннотация

В статье представлен анализ разработки и апробации авторской модели информационно-образовательной системы, как вектора личностного развития учащихся школ высшего спортивного мастерства. Представленная модель нацелена на постепенное повышение профессионального уровня мастерства спортсменов, начиная от массовых разрядов, до разрядов высокого класса. Рассмотрены социально-педагогические условия для эффективной реализации тренировочного процесса учащихся школ высшего спортивного мастерства. Разработана модель образовательной системы учащихся ШВСМ, состоящая из нескольких ступеней, повышающих профессиональный уровень образования, начиная с массовых разрядов до спортсменов высокого класса., выявлены и обоснованы педагогические условия социализации учащихся ШВСМ, которые включают в себя: социальную ориентацию, проявление деятельности, взаимодействие с партнерами и социальную дееспособность.

Ключевые слова: социальная ориентация учащихся, особенности проявления деятельности, взаимодействия с партнерами, социальная дееспособность человека, личностная социальная ориентация с учетом приоритета общества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p421-426

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF STUDENT SOCIALIZATION SCHOOLS OF

HIGHER SPORTS SKILLS

Anatoly Andreevich Tobolov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Yurievna Reshonova, the assistant, Mikhail Albertovich Reshonov, the assistant, Nina Vasi-lievna Tolstova, the senior teacher, Tyumen Industrial University

Abstract

The article presents an analysis of the development and testing of the author's model of the information and educational system as a vector of personal development of students of schools of higher sports skills. The presented model is aimed at gradually increasing the professional level of skill of athletes, starting from mass categories to high-class categories. The socio-pedagogical conditions for the effective im-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.