Научная статья на тему 'Диагностическая карта учащегося как средство непрерывного педагогического мониторинга'

Диагностическая карта учащегося как средство непрерывного педагогического мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1240
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / PEDAGOGICAL MONITORING / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА / DIAGNOSTIC CARD / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролов В. Н.

В современных условиях модернизации Российского образования актуальной становится проблема педагогического мониторинга. Главной целью проведения мониторинговых процедур является работа с педагогической информацией, собираемой в ходе образовательного процесса. Повышается необходимость более тщательного изучения диагностических процедур и соответствующих оценочных средств, применяемых в процессе педагогического мониторинга. В качестве средства диагностики сформированности учебно-профессиональных компонентов, а в частности профессиональной компетентности, используется диагностическая карта учащегося, представляющая собой «структурированное портфолио» и призванная для всестороннего изучения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностическая карта учащегося как средство непрерывного педагогического мониторинга»

УДК 378

В. Н. Фролов

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ КАК СРЕДСТВО НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Ключевые слова: Педагогический мониторинг, диагностическая карта, профессионализм, профессиональная

компетентность, профессиональная компетенция.

В современных условиях модернизации Российского образования актуальной становится проблема педагогического мониторинга. Главной целью проведения мониторинговых процедур является работа с педагогической информацией, собираемой в ходе образовательного процесса. Повышается необходимость более тщательного изучения диагностических процедур и соответствующих оценочных средств, применяемых в процессе педагогического мониторинга. В качестве средства диагностики сформированности учебно-профессиональных компонентов, а в частности профессиональной компетентности, используется диагностическая карта учащегося, представляющая собой «структурированное портфолио» и призванная для всестороннего изучения личности.

Keywords: Pedagogical monitoring, diagnostic card, professionalism, professional competency, professional competence.

In modern conditions of modernization of Russian education is becoming urgent problem of pedagogical monitoring. The main purpose of monitoring procedures is to work with educational information collected in the course of the educational process. Increases the opportunities to a more thorough study of diagnostic procedures and appropriate assessment tools used in the process ofpedagogical monitoring. As a means of diagnosis offormation of educational and professional components, and in particular professional competency, used diagnostic chart student, which is a "structured portfolio" and called for a comprehensive study of personality.

Введение

В условиях модернизации Российского образования и интеграции в Европейское образовательное пространство актуальной становится проблема педагогического мониторинга. Главной целью проведения мониторинговых процедур является работа с педагогической информацией, собираемой в ходе образовательного процесса. Данная информация является важнейшей составляющей, отражающей процессы, происходящие в современных образовательных системах.

По определению, данным А. Н. Майоровым, мониторинг в образовании - это «система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития» [1].

Теперь уточним понятие педагогический мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития [2]. Следовательно, сбор, обработка, хранение и распространение информация имеет первостепенное значение. Данная процедура осуществляется с помощью различных диагностических методов.

Таким образом, существует необходимость более тщательного изучения диагностических процедур и соответствующих оценочных средств, применяемых в процессе педагогического мониторинга, что определяет цель нашего исследования и подтверждает актуальность данной статьи.

Задачи, обусловленные целью исследования:

• раскрытие понятия диагностика и ее составляющих компонентов;

• изучение и описание существующих систем диагностики;

• обзор принципов, требований, стадий и методов педагогического мониторинга;

• подбор и разработка наиболее оптимальных оценочных средств;

• рекомендации по созданию фонда оценочных средств, используемых в процедуре непрерывного педагогического мониторинга. Методологической основой исследования

служат: системный (Б.Г. Ананьева, Б.В. Бодалева, А. А. Деркач, Л.И. Китаева), компетентностный (А.Г. Бермус, В.А. Болотов, Н.Ш. Валеева, О.Е. Лебедев, Ф.М. Рисунов, В.Ю. Ярецкий), личностно-ориентированный (Э.Ф. Зеер, И.Я. Зимняя, Е.С. По-лат, А.А. Реан, Т.В, Амельченко) и синергетический (Е.Н, Князева, С.П. Курдюмов, И.Р. Пригожин, А.А. Самарский, Г. Хакен) подходы.

Для начала рассмотрим более подробно вопрос: «что такое диагностика?». Определение согласно словарю Ушакова звучит следующим образом: «отрасль медицины, учение о методах постановки диагноза (мед.)». Согласно Бизнес-словарю -это «наука о распознавании болезней и постановке диагноза». Таким образом, можно сделать заключение, что диагнозом в нашем случае будут результаты, полученные посредством проведения диагностических процедур, а конкретно - собранная педагогическая информация. Болезнями - низкий уровень подготовленности учащихся, пробелы в знаниях, не сформированность заданных стандартами компетенций.

В педагогике диагностика, является неотъемлемым компонентом образовательного процесса, определяющим достижение поставленных целей.

«Диагностика - это точное определение результатов дидактического процесса» [3].

Она рассматривает и объясняет появление результатов, с учетом способов их достижения, носит стимулирующий характер и включает в себя следующие компоненты:

• контроль, проверку, оценивание;

• накопление статистических данных, их анализ;

• прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса. Педагогическая диагностика - это изучение

личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его функций [4].

Алгоритм проведения диагностики:

1. Определение цели и задач. Основой является получение педагогической информации. Выявление способности содействовать развитию обучающегося, определение уровня сформированности профессиональных компетенций, компонентов учебно-профессиональной деятельности и т.д.;

2. подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления;

3. выбор методик изучения;

4. подготовка диагностического инструментария;

5. исследование испытуемых;

6. обработка и интерпретация результатов исследования.

Информация, полученная средствами педагогической диагностики, является основой для проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся в соответствии с ФГОС.

В современном мире в качестве системы диагностики в процессе профессиональной подготовки учащихся в образовательном процессе используются различные методы:

• квалиметрия компетенций, являющаяся областью практической и научной деятельности, связанная с разработкой теоретических основ, методов измерения и количественного оценивания качества формируемых компонентов и компетенций. За основу берется два термина - измерение и оценка (некоторая величина, выраженная чаще всего в процентах) [5];

• технологии ассессмент-центра, или центр оценки (от англ. assessment center) - метод комплексной оценки персонала, основанный на использовании взаимодополняющих методик, ориентированный на оценку реальных качеств сотрудников, их психологических и профессиональных особенностей, соответствия требованиям должностных позиций, а также выявление потенциальных возможностей специалистов. На сегодняшний день он является одним из наиболее точных методов оценки компетенций сотрудников [6];

• тестирование, количественная и качественная оценка сформированности учебно-професииональных компонентов;

• психодиагностические тесты;

• различные авторские методики, основанные на использование математического аппарата и др.

На основе данных методов и как их составляющая часть, целесообразно использовать различные диагностические средства: анкеты, опросники, диагностические тесты и т.д. Таким образом, появляется возможность анализировать, контролировать и корректировать процесс формирования профессиональной компетентности и других компонентов учебно-профессиональной деятельности. Что отвечает целям и задачам непрерывного педагогического мониторинга [7].

В результате чего можно вывести следующую закономерность: осуществление процедуры непрерывного педагогического мониторинга, средствами педагогической диагностики, повышает эффективность и улучшает качество подготовки специалистов по определенному профилю.

«Ядром профессионального становления личности является формирование профессиональной компетентности, т.е. развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности» [8].

Педагогическому мониторингу присущи несколько принципов, отличающих его от аналогичных процессов: непрерывность, научность, диаг-ностичность, целостность и преемственность, информативность и прогностичность, обратная связь

[9].

В учебном процессе к нему предъявляются определенные требования: объективность, валид-ность, надежность, учет психолого-педагогических особенностей объекта изучения, систематичность, гуманистическая направленность.

Рассмотрим существующие стадии мониторинга:

• стартовый - используется на начальном этапе обучения для определения подготовленности к овладению профессией;

• текущий (базовый) - экспресс-диагностика, применяется для определения уровня профессионального развития в течение всего времени обучения;

• финишный мониторинг - позволяет определить уровень сформированности профессиональных компетенций на заключительном (итоговом) этапе обучения.

К методам мониторинга можно отнести наблюдение, метод тестовых ситуаций, опрос (интервью, анкетирование), анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, тестирование.

В соответствии с принципами личностно-ориентированного подхода главной ценностью в процессе обучения является личность. Таким образом, непрерывный педагогический мониторинг должен быть ориентирован на создание условий саморазвития обучающегося. В процессе чего он

будет лично заинтересован в своем саморазвитии, самоанализе, раскрытие способностей, формировании компетенций и достижении профессионализма в избранной профессии.

При профессиональной подготовке компетентных инженерных кадров существует ряд факторов, оказывающих воздействие на достижение цели обучения. К числу их можно отнести внутренние факторы: профессиональное самоопределение, саморазвитие и самореализация, саморегуляция. Также существуют и внешние факторы: семья, образовательная среда вуза, система межличностных связей. Все это способствует процессу развития в той или иной степени [10].

С учетом всего вышесказанного, для проведения диагностических процедур в рамках непрерывного педагогического мониторинга, в качестве средства диагностики сформированности учебно-профессиональных компонентов, а в частности профессиональной компетентности, мы считаем целесообразным разработку и внедрение в образовательный процесс диагностической карты учащегося.

Данная карта представляет собой «структурированное портфолио» и призвана для всестороннего изучения личности. Диагностическая карта содержит несколько разделов: краткое резюме, отражающее способности и направленность личности, представление об избранной профессии и профессиональные взгляды студента; информация об успеваемости, сформированности профессиональных компетенций и других учебно-профессиональных компонентах; информация об участии в конференциях, иных мероприятиях, наличие публикаций, выполненных курсовых работ, участии в проектах различного уровня, общественной деятельности; рекомендации преподавателей, научных руководителей и кураторов групп; увлечения, хобби, занятие спортом, наличие достижений.

Нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода, диагностическая карта позволяет собирать информацию, полученную благодаря различным методикам психолого-педагогической диагностики. Внедрение данной технологии направленно на активацию личностного потенциала, желания к саморазвитию, самосовершенствованию и достижению высоких результатов за счет самодиагностики и самоконтроля.

Педагогический мониторинг может осуществляться в форме презентации диагностических карт студентами на семинарах, конференциях и

практических занятиях в вузе. Данная форма контроля ориентирует обучаемых на большую самостоятельность, а также носит сравнительный характер, мотивируя участников к улучшению своих достижений, позволяя выровнять успеваемость и неоднородность в подготовке студентов.

Таким образом, диагностическая карта учащегося является комплексной технологией оценки и формирования профессиональной компетентности, а также она оказывает огромное влияние на активизацию внутреннего потенциала саморазвития студента, позволяет контролировать уровень подготовленности каждого учащегося, оперативно получать всю необходимую информацию, вовремя вносить коррективы и осуществлять педагогическое прогнозирование формирования профессиональной компетентности.

Литература

1. А. Н. Майоров, Мониторинг в образовании. Книга 1. Изд-во «Образование - культура», СПб, 1998. , 344 с.

2. А. С. Авдюкова, Е. Г. Шадрина, Альманах современной науки и образования, 2, 4, 17 - 19 (2008)

3. Л. П. Крившенко [и др.], Педагогика: учебник. Проспект, Москва, 2010. 432 с.

4. Фестиваль педагогических идей: «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513995/ (дата обращения: 25.05.14). 5. V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/33/143 (дата обращения: 27.05.14).

6. Википедия: Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ассессмент-центр (дата обращения: 05.06.14).

7. В. Н. Фролов, Педагогика: Традиции и инновации, Два комсомольца, Челябинск, 2013. С. 230.

8. Н. Ш. Валеева, Г. Б. Хасанова, Вестник КГТУ, 2, 5, 5-11 (2008).

9. В. Н. Фролов, Г. Б. Хасанова, Вестник КГТУ, 16, 23, 325-334 (2013).

10. Фролов В.Н. Структурно-технологическая модель формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению 040400 «социальная работа» // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.science-education.ru/116-12485 (дата обращения: 27.05.2014).

© В. Н. Фролов - асп. каф. СРПП КНИТУ.

© V. Frolov - Post-graduate Department of Social Work, Pedagogy and Psychology KNRTU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.