Научная статья на тему 'Мониторинг динамики профессионального развития будущих педагогов дошкольного образования в вузе'

Мониторинг динамики профессионального развития будущих педагогов дошкольного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ И ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ / МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / САМОМОНИТОРИНГ / MONITORING AND REQUIREMENTS TO IT IN EDUCATION / MONITORING KNOWLEDGE QUALITY / MONITORING OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION / SELF-MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абашина Валентина Васильевна

Процесс профессионального становления педагогов, их личностно-профессиональной компетентности требует применения педагогического мониторинга. В статье рассматривается система мониторинга качества знаний и личностно-профессионального развития будущих педагогов дошкольного образования в Сургутском государственном педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абашина Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING THE DYNAMICS OF FUTURE PRESCHOOL TEACHERS’ PROFESSIONAL GROWTH AT THE UNIVERSITY

The author states that the formation process of teachers` professional and personal competence requires the application of pedagogical monitoring. In the article the system of monitoring knowledge quality and the professional growth of future preschool teachers in Surgut State Teachers Training University are considered.

Текст научной работы на тему «Мониторинг динамики профессионального развития будущих педагогов дошкольного образования в вузе»

образования [Текст] / В.С. Лазарев, Н.В. Коноплина // Педагогика. - 2000. - № 3. -С. 27-34.

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М: Просвещение, 1977. - 342 с.

5. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст]: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. - 392 с.

6. Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов [Текст] / Н.К. Сергеев. - СПб.; Волгоград, 1997. - 86 с.

ББК 74.1р УДК 373.2

В.В. АБАШИНА

V.V. ABASHINA

МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

MONITORING THE DYNAMICS OF FUTURE PRESCHOOL TEACHERS' PROFESSIONAL GROWTH AT THE UNIVERSITY

Процесс профессионального становления педагогов, их личностно-профес-сиональной компетентности требует применения педагогического мониторинга. В статье рассматривается система мониторинга качества знаний и личностно-профессионального развития будущих педагогов дошкольного образования в Сургутском государственном педагогическом университете.

The author states that the formation process of teachers' professional and personal competence requires the application of pedagogical monitoring. In the article the system of monitoring knowledge quality and the professional growth of future preschool teachers in Surgut State Teachers Training University are considered.

Ключевые слова: мониторинг и требования к нему в системе образования, мониторинг качества знаний, мониторинг сформированности профессионально-значимых компетенций, самомониторинг.

Key words: monitoring and requirements to it in education, monitoring knowledge quality, monitoring of professional competence formation, self-monitoring.

Процесс модернизации системы дошкольного образования неизбежно требует подготовки компетентного педагога, способного к решению своих профессиональных задач в условиях личностно ориентированной парадигмы образования, умеющего превращать любую ситуацию воспитательно-образовательного процесса в пространство для развития ребенка. Вполне очевидно, что личностно ориентированное профессиональное образование в большей степени, чем когнитивно ориентированное позволит выполнить эти функции. В условиях личностно ориентированного образования происходит раз-

витие и саморазвитие личности будущих педагогов с учетом их индивидуальных особенностей, каждому студенту создаются условия и возможности для реализации его потенциала в познании, учебной деятельности, поведении.

Процесс профессионального становления педагогических кадров, формирования их личностно-профессиональной компетентности требует применения педагогического мониторинга.

В Большом энциклопедическом словаре мониторинг трактуется как оценка, прогноз окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека [3, с. 432]. Статистический словарь определяет мониторинг как «специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов» [10, с. 20]. В кратком политологическом словаре к функциям мониторинга относится слежение и раннее предупреждение нежелательных политических событий [5, с. 160]. Таким образом, ряд справочных источников трактует мониторинг как осуществление некоторого действия, направленного на осуществление функций наблюдения, контроля, предупреждения.

Теоретические основы педагогического мониторинга освещались в работах В.И. Андреева, А.С. Белкина, А.А.Орлова, С.Н. Силиной и др. А.Н. Майоров дает следующее определение мониторингу: мониторинг в образовании -это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или определенных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития» [6, с. 14]. В данном определении подчеркивается односторонняя направленность мониторинга на обеспечение информацией только управляющей системы. Поэтому более точным, на наш взгляд, является определение М.Е. Бершадского и В.В. Гузеева, которые отмечают, что «мониторинг в образовании есть система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие, обеспечивает необходимую информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на достижение заданных целей развития объекта» [2, с. 134].

А.С. Белкин, определяя сущность образовательного мониторинга, отмечает, что это процесс непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. Он выделяет следующие его виды: мониторинг дидактический -слежение за различными сторонами учебно-образовательного процесса; мониторинг воспитательный - слежение за различными сторонами воспитательно-образовательного процесса, при этом учитывается система связей, отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса; мониторинг управленческий - слежение за характером взаимодействия в системах: руководитель - педагогический коллектив, руководитель - ученический коллектив, руководитель - коллектив родителей, руководитель - внешкольная среда, учитель - учитель, учитель - учащиеся, учитель - семья; мониторинг социально-психологический - слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы в коллективе, группе. Определяя образовательный мониторинг как средство глубокого изучения и научного управления образовательным процессом, А.С. Белкин предлагает учитывать принципы действия указанного вида мониторинга.

1. Принцип непрерывности. Означает взгляд на мониторинг как на целостную, динамическую, развивающуюся, саморегулируемую систему, в которой происходят постоянные структурно-функциональные перестройки, носящие

не только количественный, но и качественный характер. Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции образовательного процесса.

2. Принцип научности. Означает такую организацию слежения, которая построена на научно-обоснованных характеристиках образовательного процесса, исключает житейско-бытовой подход к их оценке, соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.

3. Принцип воспитательной целесообразности. Педагогический мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения и надежным инструментом педагогического управления образовательным процессом. В качестве методов и приемов педагогического мониторинга не могут быть использованы технологии, наносящие в любой степени ущерб интересам, достоинству, личности ребенка и других участников образовательного процесса.

4. Принцип прогностического мониторинга. Смысл педагогического мониторинга не только в том, чтобы получить конкретную картину состояния педагогического процесса в определенный момент, на определенной стадии, сколько в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития той или иной стороны образовательного процесса и предвидеть возможные направления педагогической деятельности, направленные на поддержку, развитие положительных, а также торможение и блокировку нежелательных явлений.

5. Принцип целостности и преемственности в осуществлении мониторинга образовательного процесса.

По мнению данного автора, результаты педагогического мониторинга должны стать основной для планирования системы педагогической деятельности, принятия управленческих решений. А педагогическая практика должна стать самым надежным критерием проверки истинности диагностических заключений и оценки результативности принятых управленческих решений. В свою очередь, практика является источником поиска и нахождения новых, более эффективных технологий педагогического мониторинга [8, с. 19].

Ведущими требованиями педагогического мониторинга в системе высшего образования, по мнению О.А. Абдуллиной, будут являться:

- объективность;

- валидность;

- надежность;

- систематичность;

- учет особенностей объекта изучения и условий проведения;

- гуманистическая направленность.

Объективность подразумевает максимальное исключение субъективных оценок, учет всех результатов, как положительных, так и отрицательных, создание равных условий для всех обучающихся.

Валидность предполагает полное и всестороннее соответствие предъявляемых контрольных заданий содержанию обследуемого материала, четкость критериев измерения и оценки, возможность подтверждения позитивных или негативных результатов, получаемых разными способами контроля.

Под надежностью понимается устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле, при проведении контроля разными способами. Важнейшим требованием является также учет психолого-педагогических особенностей объекта изучения, в частности, возраста, уровня образования, уровня профессионализма, общего развития, индивидуальных особенностей, а также условий и конкретных ситуаций проведения обследования, что предусматривает дифференциацию контрольных и диагностических заданий.

Систематичность предполагает проведение этапов и видов профессио-графического мониторинга в определенной последовательности и системе. Гуманистическая направленность мониторинга предполагает создание обстановки доброжелательности, доверия, уважения к личности, максимально благоприятных условий, положительного эмоционального контакта. Результаты мониторинга не могут быть использованы для применения каких-либо репрессивных мер, а должны носить только стимулирующий характер в качественном изменении отношения студентов к своей учебной и общественно-полезной деятельности [1, с. 35].

Таким образом, мониторинг - важнейший элемент системы информационного обеспечения образовательного процесса в вузе, определяющий принятие адекватных педагогических решений.

При оценивании качества педагогической подготовки Н.С. Силина рекомендует устанавливать соответствие уровня сформированности знаний, умений, навыков, личностных характеристик студентов представленным в госстандарте высшего педагогического образования требованиям к специалисту.

Общий уровень когнитивного компонента определяется содержанием, объемом, научностью знаний. В свою очередь, содержание знаний раскрывается в конкретности, гибкости, оперативности, обобщенности, свернутости и развернутости знаний; объем знаний заключается в глубине и полноте; научность характеризуется систематичностью и осознанностью знаний. Значимы также следующие критерии:

- пополнение (приращение) знаний (по сравнению с исходным состоянием знаний студента);

- актуализация знаний при решении познавательных и практических задач;

- применение знаний в новых ситуациях;

- эффективность использования знаний в деятельности.

Реальный уровень деятельностного компонента выявляется путем определения сформированности основных общепедагогических умений (аналити-ко-диагностических, конструктивно-организаторских, прогностических, коммуникативных и рефлексивных) по соответствующим показателям:

- объем умений (по сравнению с эталонным перечнем, содержащимся в образовательном стандарте);

- полнота операционного состава данного умения;

- усвоение опорной теоретической основы умения;

- интегративность (комплексность);

- устойчивость;

- гибкость (перенос в новые ситуации);

- действенность.

Это возможно оценить лишь в процессе решения студентами педагогических задач (учебных и практических).

Личностный компонент дополняется также индивидуальным осмыслением всех перечисленных знаний, умений, навыков, а также личностным смыслом полученных знаний, удовлетворенностью процессом обучения; готовностью к самообразованию и профессиональной деятельности. Результаты профессиографического мониторинга могут дать богатый материал для анализа и оценки мотивации, устойчивости или изменения поведения, профессиональных устремлений, а также для определения факторов, влияющих на формирование личности будущего специалиста [9, с. 146].

Главным моментом мониторинга, по мнению Э.Ф. Зеера, является диагностика динамики профессионального развития обучаемых и внесение коррективов в процесс профессионального образования, т.е. мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Основное внимание уделяется отслеживанию характеристик профессионального становления личности, которые более информативны по сравнению со сведениями о результатах обучения. Все многообразие применяемых способов, технологий осуществления мониторинга, по утверждению Э.Ф. Зеера, можно свести к нескольким группам:

1. Текущее наблюдение, которое осуществляется для отслеживания изменений профессионального развития под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений.

2. Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо.

3. Экспликация (от лат. ехрПсайо - развертывание, разъяснение) предполагает развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности. Этот метод позволяет не только диагностировать происходящее изменения в развитии обучаемого, но и оперативно вносить коррективы в процесс образования. Экспликация осуществляется путем постановки наводящих вопросов, оказания помощи в виде подсказок и совместных действий, поощрения педагогом обучаемых.

4. Опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на специально подобранные вопросы.

5. Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности, при котором по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых.

6. Тестирование - метод сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Важным достоинством тестирования является ориентация на нормы, позволяющие сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста. Для мониторинга применяют интеллектуальные, личностные, межличностные тесты, практические тестовые задания и процессуальные тесты [4, с. 23].

Обозначенные выше подходы были учтены нами в разработке форм и содержания мониторинга профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования. Проведение мониторинга предполагает всесторонний анализ процесса становления специалиста. Для этого мы использовали выделенные нами компоненты профессионально-педагогической готовности выпускника: личностный, информационный и технологический.

Систематичность мониторинга подразумевает проведение этапов педагогического мониторинга в определенной системе и последовательности. В начале обучения проводится стартовая диагностика первокурсников, в ходе которой выявляется их мотивация к профессиональной деятельности, уровень обученности и воспитанности студентов. Полученные результаты в ходе анкетирования, тестирования, наблюдения доводятся до сведения педагогического коллектива и являются ориентировочной основой для проектирования воспитательно-образовательного процесса. Для осуществления мониторинга личностно-профессионального развития в течение всего периода обучения студента (на каждом курсе) проводятся экспресс-диагностики лич-ностно-значимых качеств будущих педагогов. На данном этапе изучается процесс формирования и стабилизации проявлений профессиональной мотивации у студентов, формирование системы профессиональных знаний и умений, развитие их профессиональных интересов.

Важным компонентом системы мониторинга подготовки компетентного специалиста является мониторинг качества знаний.

В Сургутском государственном педагогическом университете мониторинг качества знаний студентов осуществляется в условиях бессессионного учебного процесса. В основе организации системы контроля в ходе освоения профессиональной образовательной программы лежит система регулярных аттестаций. Учебный год в университете подразделяется на 4 тетрасеместра: два семестра и 2 полусеместра. Внутрисемистровая аттестация проводится в середине семестра по результатам учебы 2-х месяцев. В случае если дисциплина ограничивается тетрасеместром, в период внутрисеместровой аттестации проводится итоговый контроль по дисциплине. Семестровая аттестация является итоговым контролем качества освоения учебной дисциплины.

Основными формами контроля по учебной дисциплине являются: текущий, рубежный и итоговый. Текущий контроль осуществляется в процессе овладения содержанием отдельного элемента учебной дисциплины, рубежный - тематического блока дисциплины, а итоговый - определения качества усвоения всей учебной дисциплины. Контроль знаний может проходить в разных формах: коллоквиумы, семинары, контрольные работы, тесты, мини-зачеты, учебные конференции и др. Данные формы контроля ориентированы на обратную связь. Они отражают общую нацеленность образования на развитие каждого студента и снабжают его информацией о том, насколько успешно

он работает в достижении своих образовательных целей.

Являясь составной частью обучения, балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов внедрена в Сургутском государственном педагогическом университете для осуществления комплексной оценки результативности учебной работы студентов и качества освоения ими предметов основной образовательной программы. Кроме того, ее использование является условием повышения мотивации студентов к освоению образовательных программ, поскольку способствует стимулированию регулярной и результативной аудиторной и самостоятельной учебной работы студентов в течение семестра.

Балльно-рейтинговая система - это система с обратной связью. При ее внедрении автоматически реализуются условия для повышения мотивации студентов к систематическому и успешному освоению образовательных программ. Поощряя самостоятельную работу, балльно-рейтинговая система побуждает использовать в обучении компьютерные технологии, которые обес-

печивают, благодаря гибкости электронных обучающих программ, высокий уровень индивидуализации обучения. Их разумное применение дает возможность облегчить труд преподавателя, особенно при проведении мероприятий текущего контроля успеваемости, позволяя использовать такой вид измерения объема и глубины знаний студентов, как тестирование.

Положительной основой системы балльно-рейтинговой оценки результатов обучения является и то, что студенты сами могут определять для себя достаточное, с их точки зрения, количество баллов по всем видам занятий,

и, следовательно, соответствующую рейтинговую оценку.

Итоговая диагностика выпускников направлена на определение уровня профессионально-педагогической готовности специалиста к выполнению своих профессиональных функций. Государственным образовательным стандартом по специальности 050707.00.65 Педагогика и методика дошкольного образования предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде защиты выпускной квалификационной работы и сдачи междисциплинарного государственного экзамена. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической готовности выпускников данной специальности к решению профессиональных задач. Обязательное включение экзаменационных заданий практико-ориентированного характера направлено на выявление степени сформированности у студентов практических умений: применять теоретические знания к решению конкретных педагогических ситуаций, отбирать и конструировать содержание образовательного процесса для дошкольников в соответствии с их возрастными особенностями и логикой обучения детей, планировать работу с детьми, их родителями, педагогами.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа представляет собой дипломное сочинение и завершает подготовку специалиста, определяет его готовность профессионально и компетентно решать теоретические, исследовательские и практические задачи по своей специальности.

В ходе государственной аттестации выявляется соответствие уровня подготовки специалиста требованиям к профессиональной подготовленности выпускника, необходимым для выполнения им профессиональных функций.

Процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную должен отслеживаться и контролироваться не только преподавателем, но и самим студентом по четким, понятным ему и личностно значимым критериям. Мы согласны с мнением Л.А. Байковой, И.В. Назаровой и др. о том, что самодиагностика:

- позволяет реализовать принцип сознательности в отношении к процессу и результату профессиональной педагогической деятельности;

- предоставляет поле для реализации активности (активная личная позиция по отношению к деятельности);

- формирует самосознание и самооценку в отношении собственной профессиональной педагогической деятельности и личности;

- создает условия для проектирования личностного роста в учебной и трудовой деятельности [7, с. 15].

Кроме того, самодиагностика способствует реализации функций, чрезвычайно важных для личностного развития субъекта профессиональной деятельности: функции самопознания, контроля, проектировочной функции и функции оптимизации деятельности.

Самопознание состоит в изучении особенностей личности и специфики отражения личностных свойств в деятельности. Результатом самопознания будет уточненный образ «Я». Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции.

В психологии принято выделять две формы Я-концепции - реальную и идеальную. Возможны и более частные ее виды, например, профессиональная Я-концепция личности или Я-профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной. Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь - представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») - это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Конечно, реальная и идеальная профессиональная Я-концепции не только могут совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной профессиональной Я-концепцией может приводить к различным, как к негативным, так и к позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию.

Контроль (самоконтроль) обеспечивает позицию субъекта обучения в профессиональной педагогической деятельности. Значительное влияние на формирование субъектной позиции оказывают: направленность личности на саморазвитие и самовоспитание, степень ее активности в проявлении волевых качеств. Функция самоконтроля неизбежно связана с формированием самооценки и, в свою очередь, может влиять на степень адекватности самооценки.

Проектировочная функция самодиагностики состоит в перспективном планировании в области самообразования, саморазвития, самовоспитания.

Функция оптимизации деятельности способствует поиску новых путей самореализации через определение собственных ценностей, мотивов и потребностей, предупреждает профессиональное «выгорание» и профессиональную деформацию сознания [7, с. 12-13].

На основе функциональной карты компетенций педагога дошкольного образования, нами была разработана карта оценки сформированности профессионально-значимых компетенций. Карта выступает своего рода эталоном специалиста, степень соответствия которой может определяться в процессе профессиографического мониторинга на педагогической практике. Для обеспечения объективности мониторинга, исключения субъективизма оценка сформированности профессионально-значимых компетенций осуществляется студентом (самооценка) и руководителем практики (рейтинговая оценка).

Гуманистическая направленность мониторинга предполагает создание обстановки доброжелательности, доверия, уважения к личности. Результаты мониторинга носят только стимулирующий характер в развитии мотивации студентов к своей будущей профессиональной деятельности. Такой контроль носит деятельностный характер: отслеживаются ход и результаты практиче-

ских действий, уровень сформированности отдельных фрагментов деятельности и деятельности в целом. Только при этих условиях можно рассчитывать на личностную активность студента, порождение познавательной мотивации и ее превращение в профессиональную, на заинтересованное участие будущего специалиста в реализации процесса его перехода от учения к труду.

Результаты мониторинга профессионального развития студентов представляют уникальный материал по онтогенетической истории профессионального становления личности. Осмысление и принятие результатов мониторинга профессионального развития побуждает личность к саморазвитию, самоизменению. Осознание информации о достоинствах и недостатках субъекта профессионального развития, на наш взгляд, способствует интериориза-ции и его переходу в состояние саморегуляции и самомониторинга.

Педагогический мониторинг позволяет осуществлять следующие функции: давать возможность выявлять результативность педагогического процесса, получать сведения о состоянии объекта, то есть обеспечивать обратную связь; опираясь на результаты мониторинга, подбирать методы и приемы педагогического воздействия с учетом индивидуально-личностных особенностей студентов; осуществлять коррекцию образовательного процесса для получения оптимальных результатов педагогической деятельности в целом. В то же время, самомониторинг позволяет студенту осознать уровень своего развития, спроектировать свой дальнейший профессиональный рост. Также участие в мониторинге нацеливает будущего педагога дошкольного учреждения на изучение педагогического процесса в детском саду, повышает интерес к воспитанию и развитию ребенка, более глубокому изучению личности дошкольника.

В логике личностно ориентированного профессионального образования мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучаемых является чрезвычайно актуальным. С учетом его данных организуется процесс подготовки будущих педагогов дошкольного образования.

Литература

1. Абдуллина, О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки [Текст] / О.А. Абдуллина // Высшее образование в России. - 1998. - № 3. - С. 34-41.

2. Бершадский, М.Е., Гузеев В.В. Дидактические игры и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 256 с.

3. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Прохоров А.М. - М.: Советская Энциклопедия, 1991. - 831 с.

4. Зеер, Э.Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования [Текст] / Э.Ф. Зеер // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: Тезисы докладов II научно-практической конференции. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та. - 2002. - Ч. 2. - С. 23-25.

5. Краткий политологический словарь [Текст]. - М.: Россия, 1992. - 327 с.

6. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании [Текст] / А.Н. Майоров. - СПб.: Изд-во «Образование - культура», 1998. - С. 225.

7. Назарова, И.В. Самодиагностика как условие развития профессиональной компетентности студентов-заочников педагогического университета [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / И.В. Назарова. - СПб., 2005. - 18 с.

8. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь [Текст] / под ред. А.С. Белкина. - Екатеринбург: Изд-во УРГУ, 1995. - 22 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Силина, С.Н. Профессиографический мониторинг становления специалиста в образовательном процессе пед. вуза [Текст]: дис... д-ра пед. наук / С.Н. Силина. - Екатеринбург, 2002. - 500 с.

10. Статистический словарь [Текст] / гл. ред. М.А. Королев. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 1989. - 27 с.

ББК 74р+74.205 УДК 378+37.064.1

К.А. АМАНАТИДИ

K. A. AMANATIDY

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

ON THE NECESSITY OF TRAINING FUTURE TEACHERS FOR ADVISORY WORK WITH PARENTS

В статье обоснована необходимость оказания целенаправленной консультативной помощи родителям по вопросам развития, воспитания и обучения детей. Доказана значимость разработки и внедрения новой научно обоснованной технологии подготовки будущих педагогов к консультативной работе

с родителями, соответствующей требованиям времени, запросам социума.

In the article the necessity of giving parents goal-oriented advisory help in the questions of child development and education is substantiated. The author proves the significance of development and adoption of new scientifically grounded technology of training future teachers for advisory work with parents that would meet modern requirements and social needs.

Ключевые слова: консультативная работа с родителями, консультационные услуги, научно-методическое сопровождение консультативной деятельности педагогов, технология подготовки будущих педагогов к консультативной работе с родителями.

Key words: advisory work with parents, advisory services, methodological support of teachers' advisory activity, the technique of training future teachers for advisory work with parents.

Важным показателем развития государственности в России в первом десятилетии XXI века является усиление внимания к семье, ее проблемам, роли в обществе. Совершенно не случайно 2008 год был объявлен Президентом России Годом семьи. Обращаясь к парламентариям, глава государства подчеркнул, что проведение в России Года семьи позволит объединить уси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.