Научная статья на тему 'Действие законов формирования толпы в приложении к виртуальному пространству сети Internet'

Действие законов формирования толпы в приложении к виртуальному пространству сети Internet Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1066
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
МАССЫ / ПУБЛИКА / ТОЛПА / ЗАКОНЫ ФОРМИРОВАНИЯ / INTERNET / MASS AUDIENCE / THE CROWD / THE LAWS OF / THE INTERNET

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горячев А. В., Казаков Ю. Н.

Рассмотрены теоретические законы формирования и функционирования толпы, показаны механизмы формирования толпы посредством сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LAWS OF THE CROWD IN THE ANNEX TO THE VIRTUAL SPACE OF INTERNET

The main theoretical laws of formation and functioning of the crowd, showing mechanisms of crowds through the Internet.

Текст научной работы на тему «Действие законов формирования толпы в приложении к виртуальному пространству сети Internet»

А.В. Горячев, Ю.Н. Казаков

ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛПЫ В ПРИЛОЖЕНИИ К ВИРТУАЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ

СЕТИ INTERNET

A.V. Goryachev, Y.N. Kazakov

THE LAWS OF THE CROWD IN THE ANNEX TO THE VIRTUAL SPACE OF INTERNET

Рассмотрены теоретические законы формирования и функционирования толпы, показаны механизмы формирования толпы посредством сети Интернет.

Ключевые слова: массы, публика, толпа, законы формирования, Internet.

The main theoretical laws of formation and functioning of the crowd, showing mechanisms of crowds through the Internet.

Key words: mass audience, the crowd, the laws of, the Internet.

В последнее время общество всё чаще сталкивается с такими негативными явлениями, как массовые беспорядки, волнения, народные бунты. В средствах массовой информации постоянно можно услышать такие словосочетания, как «разъярённая толпа», «неуправляемое скопище людей» и.т.п. Ни для кого не секрет, что толпы всегда являлись действенным инструментом политической власти. С их помощью, в самые разные исторические периоды, не раз свергались политические режимы, под их давлением принимались важнейшие решения. Кроме того, психика человека, находящегося в толпе изменяется кардинальным образом. Индивид полностью утрачивает культурные нормы поведения и руководствуется лишь своими инстинктами. В силу вышеназванных причин феноменология толпы не могла не заинтересовать психологов и социологов в разных концах земного шара.

Первые работы в области психологии толп появились в конце XIX века. В 1879 году известный русский социолог Николай Константинович Михайловский в журнале «Отечественные записки» публикует статью «Сила подражания». Работа Н.К. Михайловского непосредственно посвящена психологии толпы, потому многие считают основателем этого направления в науке именно его. Через шесть лет в 1885 году была опубликована книга французского социолога Габриэля Тарда «Законы подражания». В 1892 году Г. Тард пишет книгу «Мнение и толпа», примерно в то же время итальянский учёный Сципион Сигеле публикует книгу «Преступная толпа», в 1895 году известный французский социолог Гюстав Лебон выпускает книгу «Психология толп». Таким образом, примерно в одно и то же время, в России и во Франции возникает новая наука - психология толпы, послужившая в дальнейшем, одной из основ социальной психологии. Психологией толпы на Западе, кроме Г. Лебона и Г. Тарда, занимались Герберт Блумер, Макс Глакмен, Эрвинг Гоффман, Эллиас Канетти, Эммануэль Ле Руа Ладюри, Стэнли Милграм, Серж Московичи,

Дэвид Рисмен, С. Сигеле, Нэйл Смелсер, Анна Фрейд, Зигмунд Фрейд, Альфред Фулье и др.

В России, вслед за Н.К. Михайловским, этот вопрос рассматривали Владимир Михайлович Бехтерев, Лев Наумович Войтоловский, Борис Андреевич Грушин, Анатолий Михайлович Зимичев, Акоп Погосович Назаретян, Борис Дмитриевич Парыгин, Борис Фёдорович Поршнев, Александр Северьянович Прангишвили, Александр Иванович Юрьев и др.

Одним из основоположников науки о толпе можно назвать знаменитого французского психолога Гюстава Лебона. В 1895 г. им была опубликована книга «Психология толп». В дальнейшем им было написано более 50 научных трудов. Основные книги по психологии «Психология социализма» (1898), «Психология политики» (1910), «Психология воспитания» (1910), «Мнения и верования» (1911), «Психология революций» (1912) «Психология нового времени» (1920).

Лебон ещё в детстве столкнулся с толпой и всеми её проявлениями, пережив в 1848 году события парижской коммуны, что, несомненно, наложило отпечаток на всю его дальнейшую научную деятельность. Исходной его позицией являлась мысль о том, что современная эпоха - эпоха существенных изменений. Он считал наиважнейшим фактором этих изменений невиданное дотоле в истории могущественное воздействие масс на общество. Он рассматривал три основные проблемы: 1) психология индивидов, составляющих толпу; 2) психология толпы как единого образования; 3) психология вождей, управляющих толпой и внушающих ей свои идеи. Лебон обратил внимание на психологию толпы, как целостного образования. Он выделил пять основных свойств толпы:

1. Импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы. Автор указывал, что толпа управляется бессознательным. В этом отношении она приближается к общности первобытных существ. Лебон считал, что в толпе у человека ослабевают механизмы, регулирующие поведение - роли, статусы, ценности, ценностные ориентации, нормы и правила этикета и т.д. Толпа представляет собой аморфную массу, где роли и статусы не распределены, нормы и правила не оговорены, ценности не осознанны. Утрата культурно сформированных механизмов регуляции поведения приводит к тому, что их место занимают естественные механизмы регуляции, порожденные природой до возникновения культуры, то есть инстинкты.

2. Податливость внушениям и легковерие толпы. «Во всякой человеческой агломерации, - писал Лебон, - внушение становится заразительным, и этим объясняется быстрое ориентирование чувств в известном направлении» (Лебон Г. Психология толп// Психология толп. - М.: Ин-т психологии РАН: КСП+, 1998. С 142.). Важным свойством толпы является ее способность легко и быстро доверяться самым невероятным слухам. Автор обнаружил такой очень важный и интересный факт — информация в толпе возникает и циркулирует в форме слухов. Никакая иная форма информации в толпе невозможна.

3. Преувеличение и односторонность чувств толпы. Лебон отмечал, что чувства толпы могут быть хорошими или дурными. Характерной чертой чувств является их односторонность и преувеличение. Сила чувств толпы увеличивается отсутствием ответственности. Толпа, подчиняясь инстинктам, способна совершать дурные поступки. Чувство ответственности возникает под воздействием волевого усилия, которое может совершать только изолированный индивид. Люди, собираясь в толпу, утрачивают волю. Волю концентрирует в себе вождь, благодаря чему он и оказывается способен управлять толпой.

4. Нетерпимость, авторитетность и консерватизм толпы. Толпой, подчеркивал Лебон, владеют только простые и крайние чувства. Всякую идею или верование толпа принимает или отвергает целиком, относится к ним как к абсолютным истинам. Так

всегда бывает с верованиями, которые упрочились путем внушения, а не путем рассуждения.

5. Нравственность толпы. Под словом «нравственность» Лебон понимал уважение социальных постановлений и постоянное подавление инстинктов. Толпа слишком импульсивна и изменчива, чтобы ее можно было назвать нравственной. Автор особо подчеркивал, что поведение людей в толпе регулируется исключительно инстинктами. «Инстинкты разрушительной свирепости, составляющие остаток первобытных времен, дремлют в глубине каждого из нас. Поддаваться этим инстинктам опасно для изолированного индивида, но когда он находится в безответственной толпе, где ему обеспечена безнаказанность, он может свободно следовать велению своих инстинктов» (Лебон Г. Психология толп// Психология толп. - М.: Ин-т психологии РАН: КСП+, 1998. С 153).

По мнению Лебона, большую роль в поведении толпы играют вожаки толпы и используемые ими способы убеждения. Он считал, что у людей, составляющих толпу, появляется инстинктивная потребность повиноваться вожаку. Автор объясняет воздействие вожака на толпу тем, что он сохраняет громадную силу воли, с помощью которой внушает свои идеи и воздействует на толпу. Люди в толпе утрачивают силу воли. Ослабленная воля дает простор инстинктам. «Люди инстинктивно обращаются к тому, кто сохранил силу воли» (Лебон Г. Психология толп//Психология толп. - М.: Ин-т психологии РАН: КСП+, 1998. С 194). Следовательно, люди в толпе утрачивают силу воли и поддаются инстинктам, а вожак - это тот человек, который сохранил свою волю, управляет инстинктами и хорошо чувствует инстинкты толпы.

Вожаки используют три способа действия - утверждение, повторение и заражение. Сильное влияние на толпу оказывает краткое утверждение, лишенное какой-либо доказательности. Такое краткое утверждение формулируется в виде лозунга. Это утверждение должно часто повторяться, причем в одних и тех же выражениях. Только тогда оно оказывает действие на толпу. Посредством повторения идея внедряется в умы и принимается как доказанная истина. В виде эмоционального компонента установки она глубоко внедряется в бессознательное, где и начинает стимулировать и регулировать наши поступки. Но самым могущественным способом воздействия вожаков является «зараза». Все эмоции и действия в толпе быстро становятся заразительными. Этим объясняется, например, распространение паники или умственных расстройств, которые также являются заразительными.

Наряду с Лебоном, одним из первопроходцев в изучении науки о психологии толп, является знаменитый французский психолог Габриэль Тард. Изучая психологию толпы и социальные процессы в обществе, Габриэль Тард написал такие книги как: «Законы подражания» (1885), «Мнение и толпа» (1892), «Трансформация власти» (1895), «Социальная логика» (1894), «Мнение и власть» (1910). Основной движущей силой всех общественных процессов Тард считал подражание. «Стремление человека к подражанию, - писал Тард, - одна из самых резких черт его природы. Весь социальный мир представляет из себя разнообразные виды подражания: подражание -мода или подражание - привычка, подражание - симпатия или подражание -повиновение, подражание - образование или подражание - воспитание, наконец, добровольное рефлексивное подражание. Общество - это подражание, а подражание -это род сомнамбулизма» (Tarde G. Les Lois de L'imitatin. - Paris: Felix, Alcan, 1892. P 31.)

По мнению Тарда, толпа формируется следующим образом. На первом этапе это люди, просто идут по улице по своим делам. Эти люди образуют тесное скопище. Второй этап возникает с того момента, как появляется общая цель, которая взволнует и объединит их вместе. Так возникает первая ступень социального агрегата - толпа. Как только люди увлекутся общей идеей или страстью, они составят публику. В

зависимости оттого, что перевешивает цель или желание, возникает два типа публики: публика убежденная, фанатичная или же публика страстная, желающая. Он доказал, что основная черта публики - это движение мнений.

Итальянский учёный Сципион Сигеле сделал предметом своего исследования прежде всего преступные толпы. Он перечислял социально-психологические механизмы, приводящие к преступлениям. Во-первых, в толпе преобладают негативные чувства, дурные страсти. Во-вторых, доминирование негативных чувств приводит к агрессивному поведению. В-третьих, огромное влияние на поведение человека оказывает численность окружающих людей. Сигеле обнаружил психологический закон: «интенсивность душевного движения возрастает прямо пропорционально числу лиц, разделяющих это движение в одно и то же время и в одном и том же месте» (Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии // Преступная толпа. - М.: Ин-т психологии РАН: КСП+, 1998. С 58).

Сигеле назвал пять причин преступлений толпы: «1) податливость членов толпы внушению; 2) влияние численности, в результате чего увеличивается интенсивность негативных эмоций; 3) анонимность преступления; 4) нравственное опьянение, являющееся результатом победы инстинктов над вековым трудом воспитания силы воли; 5) пробуждение инстинкта убийства; 6) особый состав толпы» (Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии // Преступная толпа. - М.: Ин-т психологии РАН: КСП+, 1998. С 59-60). Результаты исторического и социологического анализа Сигеле показывают, что преступную толпу составляют люди особых категорий: «1) люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения; 2) психически больные люди, выпущенные революционной толпой из госпиталей; 3) авантюристы, бандиты, разбойники, люди с запятнанной репутацией, вооруженные всеми видами оружия. Именно они являлись инициаторами и виновниками любой резни. Самая знаменитая из всех была Ламбертина Теруан. Эта кровавая героиня привела толпу на штурм инвалидного дома и взятие Бастилии» (Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии // Преступная толпа. - М.: Ин-т психологии РАН: КСП+, 1998. С 58.) «Арабы называют такое поведение толпы «пороховое безумие». Это безумие, возвращающее человеку его животные инстинкты. Это бешенство ничего не понимающего человека, естественное последствие опьянения кровью и выстрелами, криками и вином» (Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии // Преступная толпа. - М.: Ин-т психологии РАН: КСП+, 1998. С 78).

В России первое социально-психологическое исследование поведения толпы провел в 1917 г. знаменитый русский социолог Питирим Александрович Сорокин. В книге «Революция и социология» он писал: «Я опасался экстремистов и психологии толпы» (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. С 227). Сорокин обнаружил значительные изменения в поведении людей в революционный период, а именно: 1) вседозволенность поведения; 2) резко возросшая социальная активность; 3) безвозмездная взаимопомощь друг другу; 4) энтузиазм толпы, создание кратких и емких лозунгов; 5) отсутствие подчинения и дисциплины, как в армии, так и на производстве; 6) неуравновешенность эмоциональных состояний, проявление чувств ненависти, жестокости, презрения к человеческой жизни и страданиям людей; 7) возникновение паники, проявившееся в развале армии, промышленности, погромах населения; 8) беспорядок во всех сферах общественной жизни.

Французский психолог Серж Московичи отмечал, что толпа как вид человеческой общности стремится к низшему уровню психологии ее членов. Под влиянием внушения человеку в толпе присуще следующее: «1) уход от логического и предпочтение алогичного мышления; 2) раскол рационального и иррационального в

человеке, внутренней и внешней жизни, утрата связи с реальностью и потеря веры в себя. Человек находится в состоянии войны с самим собой, войны, которая сталкивает его индивидуальное Я с его социальным Я; 3) растворившись в толпе, люди утрачивают свои личные интересы, всякую критичность и способность принимать правильные решения. Они обладают удивительной предрасположенностью верить тому, что им говорят, они понимают язык, минующий разум, обращенный к чувству; 4) собравшиеся толпы ниспровергают основы демократии и утверждают охлократию -власть толпы; 5) люди легко подчиняются приказам вождя. «Без инстинктивного ощущения массы нет великого политического деятеля».

Основные идеи Московичи сводятся к следующему:

1. Психологически толпа - это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.

2. Психология индивида и психология толпы не подобны друг другу. Мышление индивида - критическое, логическое, использующее идеи-понятия и абстракции. Мышление толпы (точнее, человека в толпе) - автоматическое, где господствуют стереотипные ассоциации, клише, конкретные образы. «Существуют два и только два типа мышления, первый нацелен на идею-понятие, второй - на идею-образ. Первый действует по законам разума и доказательства, второй взывает к памяти и внушению. Первый присущ индивиду, второй - массе».

3. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они всегда кончают восстановлением того, что они низвергали, так как для них прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.

4. Толпы нуждаются в поддержке вождя. Он убеждает их не с помощью рассудка, не добивается подчинения силой. Он пленяет их как гипнотизер своим авторитетом. Вождь должен обладать тремя качествами: 1) быть человеком веры до крайности, до коварства, упорно верить в свою идею; 2) у него смелость должна преобладать над интеллектом; 3) объединение этих двух качеств (твердой убежденности и упрямой отваги) создает его авторитет, его «харизму». «Вождь должен уметь обольщать толпу, то есть переносить ее из разумного мира в мир иллюзорный, где могущество идей и слов пробуждает воспоминания и сильные чувства». Причина его могущества, с одной стороны, личная, с другой - коллективная. «Толпа подчиняется превозносимому ими индивиду и высказываемым им идеям».

5. Значимость иррациональных элементов психики. Пропаганда, воздействие на толпу должны иметь иррациональную основу, использовать язык аллегорий -энергичный и образный, с простыми и повелительными формулировками. У толпы нет ни времени, ни необходимых условий, чтобы изучать и взвешивать все аргументы, уточнять все факты. Толпе необходимы лозунги, сведенные к формуле. Они захватывают воображение. Часто и долго повторяемые, они воздействуют на глубинные пласты нашей психики, автоматически определяют поведение человека.

6. Способ управлять толпой - внушение. Поэтому политика, целью которой является управление массами (партией, классом, нацией), должна опираться на какую-то высшую идею (революции, родины), внедряемую в сознание каждого человека посредством внушения.

Московичи сформулировал основной постулат социальной психологии: всё, что является коллективным, бессознательно; всё, что бессознательно является коллективным. Он отмечает, что первая часть постулата принадлежит Г. Лебону, вторая часть - З.Фрейду. Московичи считает, что именно психология толп как одна из наук о человеке способна прояснить главные события современности.

Известный отечественный учёный Акоп Погосович Назаретян под толпой понимает «скопление людей, не объединенных общностью цели и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром

внимания и эмоциональным состоянием» (Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. - М.: ПЕР СЭ, 2001. С 14). Автор называет четыре основных вида толпы. «Окказиональная толпа — скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие. Это самая обыденная из ситуаций стихийного массового поведения. Конвенциональная толпа собирается по поводу заранее объявленного события. Здесь преобладает направленный интерес и люди готовы следовать определенным условностям. Экспрессивная толпа ритмически выражает ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение. Спектр эмоциональных доминант здесь очень широк, а главная отличительная черта - ритмичность выражения. Экстатическая толпа - экстремальная форма экспрессивной толпы. Действующая толпа - политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения. Можно выделить несколько ее подвидов. Агрессивная толпа, эмоциональная детерминанта которой - ярость и злоба, а направленность поведения проявляется в агрессивных действиях. Паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реально или воображаемой опасности. Паническое поведение бывает не только спасительным, но и фактором, усугубляющим опасность. Стяжательная толпа характеризуется тем, что люди вступают в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминирующей эмоцией здесь становится жадность, жажда обладания, к которой порой примешивается страх. Повстанческая толпа по ряду признаков сходна с агрессивной толпой (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения действиями властей. Толпа справедливо возмущенных людей внешне выглядит иначе, чем агрессивная толпа. Если в ней есть организационное начало, то она может превратиться в сплоченную группу» (Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. - М.: ПЕР СЭ, 2001. С 14).

Назаретян называет в качестве основного свойства толпы превращаемость, способность сравнительно легко превращаться из одного вида в другой. Превращения могут происходить спонтанно, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями. Такой ряд превращений, как конвенциальная - экспрессивная - стяжательная - паническая, очень типичен для поведения толпы.

В связи с широким развитием электронных СМИ и Интернета, необходимо отметить, что всё чаще толпы образуются при отсутствии физического скопления людей в одном месте. В последнее время намечается тенденция к группированию людей с помощью социальных сетей.

Хотелось бы подчеркнуть, что в силу многих причин, человек, являющийся активным пользователем интернета, легко вовлекаем в различного рода толпы. Этому способствует целый ряд причин:

- основную часть активных пользователей интернета составляет молодёжь, которая по своим психологическим характеристикам представляет собой группу риска в силу так называемого «юношеского максимализма» (повышенный уровень агрессии, импульсивность, нетерпимость к критике и.т.п.);

- обсуждение острых политических и социальных проблем в интернете, как правило, приводит к ругани и взаимным оскорблениям (в связи с ощущением анонимности у пользователей интернета), что может привести к расколу определённых частей общества на два лагеря;

- мозаичность мышления среднестатистического пользователя интернета (как правило, индивид работает с информацией сразу из нескольких окон или вкладок, соответственно минимизируется возможность подробного анализа просматриваемой информации) вследствие которой выбор пользователя будет сделан в пользу яркой

картинки или громкого лозунга, пусть даже не несущего достаточной смысловой нагрузки.

Рассмотрим этапы формирования толпы в сети Интернет.

Для начала на сайте или в группе в социальной сети какого-либо политическим или общественным движением, ставящим перед собой определённые цели и задачи, формируется программа, рядом с названием сайта (группы) либо в статусе размещается эффектный лозунг (по сути, методы формирования толпы, остаются теми же самыми, просто используется другая среда - виртуальная - прим. авт.), под знамёна данного движения призывается большое количество сторонников. Посетители сайта (группы) обмениваются мнениями, причём, в силу вышеназванных причин превалируют комментарии с использованием громких лозунгов, оскорблений оппонентов и ненормативной лексики. На посетителей, пытающихся дать объективный анализ, как правило, навешиваются негативные ярлыки. Таким образом, уже на данном этапе мы видим сформированную толпу (присутствует категоричность, суждений, превалирование лозунгов над здравым анализом). Затем какое-то время происходит расширение данной группы. Здесь в силу вступает такое явление, как заразительность толпы.

Следующий этап функционирования виртуальной толпы характерен поддержкой высокого градуса дискуссии в качестве новостей в обсуждение регулярно подбрасываются слухи (неотъемлемые атрибуты толпы), выставляющие в отрицательном свете оппонентов участников данной толпы. При этом они, как правило, обладают броскими заголовками и небольшим количеством информации.

Через некоторое время, когда виртуальная толпа расширится, руководители сайта (группы), которые фактически являются вожаками виртуальной толпы, путём массовой рассылки сообщений, либо с помощью публикации статусов, определяют место и время проведения какой-либо акции или демонстрации. Призывы, естественно, также содержат в себе агрессивные и громкие лозунги. Так что, участник виртуальной толпы, «разогретый» обсуждением, как правило, не видит для себя иного пути. При этом, будущее мероприятие, также обсуждается участниками данной группы, что ещё более накаляет обстановку. На акцию все участники приходят уже со сформированными установками (как правило деструктивными). Таким образом, с самого начала мероприятия, публика, пришедшая на него, представляет собой готовую, почти всегда агрессивную, толпу.

Таким образом, мы можем наблюдать, что действие основных законов формирования толпы полностью относится и к виртуальным толпам. Более того в руках вожаков виртуальных толп находится большой технический инструментарий, который при грамотном использовании, способен собрать в одну толпу огромное количество пользователей интернета по всему миру.

В заключение отметим, что в XXI веке проблематика толпообразования постепенно переходит из реального пространства в виртуальное. В этом видится большая опасность, так как представляется сложным осуществлять контроль за лидерами и участниками толпы, не находящихся физически в одном месте, в то время как разрушительная способность виртуально сформированных толп ничуть не меньше, чем реальных. Поэтому первостепенной задачей для государства и общества является освоение новых методов борьбы с толпами, возникающими в виртуальном пространстве, подстерегающих людей, находящихся в местах массового скопления людей.

© Горячев А.В., 2011 © Казаков Ю.Н., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.