Научная статья на тему 'Деятельностный подход в преподавании предметов историко-обществоведческого цикла, как условие развития социально-адаптированной к современным условиям, конкурентоспособной личности'

Деятельностный подход в преподавании предметов историко-обществоведческого цикла, как условие развития социально-адаптированной к современным условиям, конкурентоспособной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVITY APPROACH / ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / HISTORY AND SOCIOLOGY / СОВРЕМЕННЫЙ УРОК / MODERN LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Юлия Евгеньевна

В статье анализируется проблема перехода к новым стандартам в образовании и формированию деятельностного подхода в обучении учащихся в комплексе преподаваемых предметов историко-обществоведческого цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход в преподавании предметов историко-обществоведческого цикла, как условие развития социально-адаптированной к современным условиям, конкурентоспособной личности»

Результаты диагностики отношения к жизненным ценностям. Более четверти опрашиваемых подростков имеет низкий уровень отношения к жизненным ценностям, 34,3 % - ниже среднего, 40 % - средний. Следует отметить, что у всех подростков присутствует ответ: «иметь много денег», который является отрицательным, поэтому высокий уровень отношения к жизненным ценностям не показал ни один подросток из числа анкетируемых.

Результаты диагностики нравственной мотивации. Большинство респондентов (54,3 %) имеют низкую нравственную мотивацию, 37,1 % - средний уровень и только 8,6 % - высокий. В целом по группе уровень нравственной мотивации ниже среднего.

Таким образом, уровень нравственного развития находится на нижней границе среднего уровня, нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего, 60 % респондентов показали уровень отношения к жизненным ценностям ниже среднего и низкий, кроме того в группе обследуемых уровень нравственной мотивации оценивается ниже среднего. На основании полученных результатов можно сделать вывод о недостаточном нравственном развитии подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях, что позволяет сделать вывод о необходимости подключения органов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Литература

1. Игнатова Ю. Е. К вопросу о защите детей в неблагополучных семьях // Теория и практика общественного развития, 2014. - № 20. С. 33-35.

2. Мащенко И. В. Метод оценки нравственного развития личности / И. В. Мащенко, Н. Н. Протько, В. Н. Ростовцев // Научно-практический рецензируемый медицинский журнал «Медицина» (Минск), 2007. - № 2. С. 76-78.

3. Сайт лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО. [Электронный ресурс]: Диагностика нравственной воспитанности. Режим доступа: http://ethos.narod.ru>vospit.htm (дата обращения: 04.04.2016).

Деятельностный подход в преподавании предметов историко-обществоведческого цикла, как условие развития социально-адаптированной к современным условиям, конкурентоспособной личности Быстрова Ю. Е.

Быстрова Юлия Евгеньевна /Bystrova Juliya Evgenevna - учитель истории и обществознания

высшей категории, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 15, г. Златоуст

Аннотация: в статье анализируется проблема перехода к новым стандартам в образовании и формированию деятельностного подхода в обучении учащихся в комплексе преподаваемых предметов историко-обществоведческого цикла. Abstract: the article analyzes the problem of transition to new standards in education and the formation of activity approach in training students in complex courses historical and social science cycle.

Ключевые слова: деятельностный подход, история и обществознание, современный урок.

Keywords: activity approach, history and sociology, modern lesson.

В настоящее время актуальным является обращение образовательного сообщества к деятельностному и компетентностному подходам в обучении. Это требование времени, так как развитие нового века будут обеспечивать мобильные люди, умеющие легко ориентироваться в нарастающем объёме информации, владеющие способами действия, социально--активные и нравственно относящиеся к миру [3, с. 16].

Деятельностный подход на практике находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования [1, с. 37].

Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверена, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными, учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Это особенно актуально для таких школьных предметов как история и обществознание. Современное историческое образование переживает переориентацию с усвоения содержания на развитие личности учащихся на основе знания прошлого, приобщения к достижениям мировой культуры и формирования умений ориентироваться в системе социальных норм. Происходит осознание того, что история - это не только и не столько зазубривание фактов, событий, дат, но и развитие исторического мышления, умения встать на позицию человека прошлого, понять, чем она обусловлена. И самое главное, учитывая опыт предшествующих поколений, уметь ориентироваться в современном информационном, социально-экономическом и политическом пространстве [2, с. 64].

Поскольку традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы [3, с. 113].

Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие основные инновационные технологии:

- проблемное обучение;

- технологию развития «критического мышления»;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектные и исследовательские методы в обучении; - технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;

- технологию «дебаты».

Одним из часто используемых мною методов технологии проблемного обучения является «Кейс-метод» или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации.

В своей работе часто использую различные приемы технологии критического мышления. При подготовке к ЕГЭ, работая над написанием эссе, я использую «ПОПС» - формулу, при обобщении материала на уроках - синквейны и кластеры.

ИКТ в обучении истории нельзя назвать данью моде. Это, прежде всего, возможность улучшить качество образования. С помощью ИКТ успешно решаются образовательные задачи, как в урочное, так и в неурочное время.

Мною информационные технологии активно используются в процессе преподавания истории, при подготовке и проведении школьных лекций, организации тестирования, в проектной деятельности учащихся, при подготовке к ЕГЭ и внеклассной работе по предмету. Мои ученики - активные участники, призёры и победители олимпиад разного уровня. Создают учебные проекты. Проекты защищаются учащимися в рамках проведения уроков - конференций, круглых столов. Например, в ходе проведения урока - конференции «Молодежь голосует за...», на который учащиеся, разбившись на группы, подготовили проекты будущего развития страны в условиях победы на президентских выборах кандидатов от разных партий.

Семинарские занятия развивают практические навыки, необходимые для самообразования, усиливают самостоятельность учащихся. Ведь они предполагают комплексное развитие умений, т. к. при подготовке и в ходе семинара, школьники выполняют определенную сумму действий - анализируют, систематизируют, излагают исторический материал, формулируют и доказывают свою точку зрения, учатся диалогической речи. Если исходить из определения методистов, что семинар - это занятие, подготовленное учащимися по дополнительной литературе, то первый семинар провожу в 6 классе. Это урок - изучение новой темы в курсе «История средних веков» -«Рыцари». За две недели сообщается план занятия, предлагается подготовить информацию, по дополнительным источникам по 1-2 пунктам плана, подготовить наглядность (презентации на этом занятии не готовятся, в связи с ограниченностью времени). На уроке ученики выступают (с места, парты расставлены кругом) с сообщениями (не более 1 минуты), дополнениями, отвечают на вопросы учителя. Заранее оговаривается, что далеко не вся подготовленная информация должна быть представлена. Оценивается и умение услышать одноклассника, и выполнить задание учителя в тетради (для активного слушания) и представить информацию, значимую именно в этот момент. Важным моментом, способствующим мотивации, считаю не назначение темы ученику, а его выбор из предложенных тем. Формируются информационная (самостоятельно искать, отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, передавать ее), коммуникативная (согласование и координация деятельности с другими ее участниками) компетенции. Подводя итог, нужно отметить, что многочисленные приемы, формы и методы будут способствовать развитию компетенций, если они будут обеспечивать систематическое включение учащихся в активную познавательную деятельность. Сегодня такой подход называется деятельностный [1, с. 53].

Деятельностный подход ориентирует на формирование личности и ее способностей через активную деятельность самого школьника.

Литература

1. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).

2. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход, 2008. -Academia. - 214 с.

3. Браверман Э. М. Создаём уроки, на которых главное - деятельность учащихся, 2013 - Илекса. - 60 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.