Научная статья на тему 'Деятельностный подход к информационной культуре преподавателя математики'

Деятельностный подход к информационной культуре преподавателя математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяченко Светлана Анатольевна

В статье рассмотрены основы деятельностного подхода к информационной культуры преподавателя математики: определены основные понятия, разработан ряд принципов, среди которых пинцип субъективности, принцип учета специальных педагогических способностей, принцип высокой мотивированности деятельности, принцип рефлексивности, принцип организации сотрудничества между преподавателями. Показано, что развития информационной культуры преподавателя математики направлено на формирование личности, умеющей ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях современной информационной среды, владеющей приемами творческой деятельности и способной не только обучать математическим знаниям на основе имеющихся методик, но и создавать новые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход к информационной культуре преподавателя математики»

УДК 378.124:51:004

С.А. Дьяченко

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Орловская региональная академия государственной службы

Деятельностный подход в педагогике разработан П.К. Анохиныш, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериныш,

В.В. Гузеевым, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейном, М.А. Холодной,

Н.И. Чуприковой, В.Д. Шадриковым, Г.И. Щукиной, Э.Г. Юдиным, И.С. Якиманской и другими.

Основы деятельностного подхода в психологии заложены А.Н. Леонтьевым [1], который исходил из различия внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность слагается из специфических для человека действий с реальными предметами. Внутренняя деятельность происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого идеальные модели, образы, представления о предметах. А.Н. Леонтьев считал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интерио-ризации - перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный путь перехода от внутренней деятельности к внешней называется экстериоризацией.

Последующие исследования в этой области показали неправомерность выделения деятельности в качестве единственного основания и источника развития психики. Если основанием деятельности является цель, формулируемая сознательно, то основание самой цели лежит вне деятельности - в сфере человеческих мотивов, идеалов, ценностей, ожиданий, притязаний и т.д.

Позиция гуманистической психологии более радикальна: развитие имеет свои внутренние законы, внутреннюю логику, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой это развитие осуществляется. Понятие внутренней логики развития, являющееся ключевым для гуманистической психологии, фиксирует то обстоятельство, что человек, выступая саморегулирующимся субъектом в процессе своей жизнедеятельности, приобретает такие свойства, которые не предопределены однозначно ни внешними обстоятельствами, в том числе внешней деятельностью, ни внутренними условиями, в том числе внутренней деятельностью.

В соответствии с таким взглядом непременным условием формирования информационной культуры является опора на собственные силы преподавателя математики, на внутреннюю логику развития. Преподаватель при этом выступает как деятельная личность, как многообразие свойств, состояний, качеств, един-

ство которых достигается в основных видах деятельности - в труде, общении, познании, в самопреобра-зовании своего внутреннего мира. Деятельность выступает как интегрирующая основа психических свойств, функций. Такие представления о деятельности легли в основу деятельностного подхода в педагогике.

С точки зрения деятельностного подхода информационную культуру преподавателя математики рассмотрим как организацию и управление деятельностью педагога по использованию информационных технологий в процессе обучения математике - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла, личного опыта.

Основными понятиями деятельностного подхода являются взаимодеятельность, духовная деятельность, общение, целеполагание как деятельность, смыслообразующая деятельность, жизнетворчество как деятельность.

Взаимодеятельность в контексте деятельностного подхода представляет и описывает общение как форму деятельности по освоению современных технологий и их применения в процессе обучения математике. Критерием взаимодействия выступают позитивные изменения в ценностно-смысловой сфере преподавателя.

Смысл духовной деятельности как формы внутренней деятельности преподавателя математики состоит в осмыслении явлений окружающей и внутренней действительности, в установлении личностных смыслов происходящих событий, явлений, типов, способов деятельности, своих чувств, идеалов и т.п.

Согласно представлениям деятельностного подхода, целеполагание обосновывает правомерность выделения «полагания» как необходимого вида деятельности преподавателя. Продуктом ее является цель. Особенность деятельносного подхода в том, что це-леполагание осуществляется, во-первыгс, в интересах процесса обучения математики, во-вторыгс, в интересах преподавателя математики с учетом его личностных смыслов в деятельности по освоению компьютерных средств и технологий, с учетом его способностей, принципов бытия, идеалов, в интересах его самореализации. Т акая дифференциация целей требует учета не только типов ведущей деятельности и законов их смены, но и определения индивидуальных зон ближайшего развития. В контексте изучения зон ближайшего развития информационной культуры препо-

С.А. Дьяченко. Деятельностный подход к информационной культуре преподавателя.

давателя математики можно отметить следующее положение: исследуя, что преподаватель выполнит самостоятельно, исследуется его развитие вчерашнего дня; исследуя, что он способен выполнить в сотрудничестве, определяется развитие завтрашнего дня.

Смыслосозидающая деятельность, рассматриваемая в контексте деятельностного подхода, представляет специфическое определение развития информационной культуры как процесса смыслообразования в мире действительности. Обнаружение и построение смыслов своего бытия, значение своих поступков, действий, видов деятельности, их осознание и эмоциональное восприятие составляют суть смыслосозидающей деятельности.

Рассмотренное содержательное наполнение блока категорий и основных понятий означает отказ от представлений о деятельности как о механической трудовой деятельности по освоению применения компьютерных технологий в обучении математики. Деятельностный подход переносит приоритеты и акценты в сферу внутренней деятельности, в сферу формирования потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений, которые являются истинным предметом развития информационной культуры.

Рассмотрим принципы деятельностного подхода к развитию информационной культуры преподавателя математики.

Принцип субъективности. Освоение компьютерных технологий преподавателями математики имеет свою специфику, обусловленную тем, что субъекты имеют достаточный жизненный и профессиональный опыт, обладают четко сформированными целями. Поэтому для них характерна естественная консервативность, возникают трудности в связи с отходом от знакомых, хорошо освоенных технологий и переходом к новым, еще недостаточно известным. Это сопровождается возникновением внутренних психологических барьеров в освоении и использованием новых средств и технологий, особенно связанных с кардинальными изменениями в профессиональной сфере, которые привносят информационные технологии. Здесь важен выход на разработку новых стратегий профессиональной деятельности с использованием компьютер ных технологий, основанный на методологии деятельностного подхода.

Принцип учета специальных педагогических способностей определяет необходимость наличия у преподавателя математики способностей, определенных известным отечественным специалистом в области педагогических способностей A.B. Андрейченко [2]:

- широкий математический кругозор предполагает постоянное стремление преподавателя математики совершенствовать свои знания, умения, навыки, быть способным делать это, быть постоянно в курсе всего, что появляется в литературе по различным отраслям математических знаний;

- абстрактное мышление предполагает, что преподаватель математики должен иметь способность мысленно отвлекаться от конкретного содержания изучаемого объекта в классе тех его общих свойств, которые предполагается изучить;

- математический стиль мышления связан с тем, что у преподавателя математики должна быть способность ясно, словесно точно выфажать математические мысли, строить свои доказательства, широко используя при этом математическую символику;

- пространственное воображение определяет необходимое наличие способности пространственно представлять, мысленно конструировать пространственные образы или схематические конструкции изучаемых объектов и выполнять над ними операции, соответствующие тем, которые должны быть произведены над самими объектами;

- математическая интуиция предполагает, что преподаватель математики должен быстро, без сознательного анализа находить направления поиска, ведущего к оптимальному решению задач, отбросить «тупиковые», неперспективные идеи;

- математическая память определяет наличие памяти на математические отношения, схемы, формулы, рассуждения, доказательства и методы решения задач и является необходимой способностью преподавателя математики;

- способность увлечь студента математикой, привить ему любовь к математике выражается в умении преподавателя создавать на занятиях доброжелательную атмосферу общения, атмосферу творчества, радости;

- способность организовать умственную деятельность студентов позволяет преподавателю математики правильно определить цели и задачи занятия выбрать способы, адекватные этим целям и задачам, правильно определить последовательность необходимых умственныгс действий при решении задач, доказательств;

- способность использовать наглядные материалы предполагает, что преподаватель должен обладать способностью к методической изобретательности осуществления принципа наглядности, правильному и грамотному его использованию;

~ вычислительные способности предполагают наличие способности быстро и точно производить вычисления в уме.

Принцип определения зоны ближайшего развития преподавателя и организация в ней деятельности по совершенствованию информационной культуры связан с определением показателей обучаемости, среди которых:

- способность преподавателя к освоению компьютерных и информационных технологий;

- активность ориентировки в новых условиях;

- переключаемость с одного способа деятельности на другой;

- быстрота образования новых понятий и способов действия;

- темп, работоспособность, выносливость.

Деятельность преподавания должна быть направлена на формирование благоприятной среды для внедрения в процесс обучения математике современных компьютерных средств. Последовательная оптимизация «зоны ближайшего развития» позволяет заложить в процессе обучения основу высокопрофессиональной деятельности, обеспечить достойный уровень специальной подготовки, всестороннее развитие личности.

Принцип высокой мотивированности деятелъ-ности предполагает наличие внутренней причины, побуждающей преподавателя математики к освоению компьютерных технологий, и связано с наличием:

- новых мотивов из самостоятельно поставленных целей;

- учебно-познавательных мотивов как интереса к разным способам добывания знаний;

- осознанное соотношение мотивов и целей своих действий.

Принцип рефлексивности всякой деятельности предполагает направленность преподавателя на ос-мышление своей деятельности и связан с применением приемов управления своей деятельностью: организация самоконтроля, управление своими познавательными интересами и вниманием, оценкой различных сторон применения компьютерных технологий в преподавании математики, умение проверить правильность применения методических средств, рефлексивный анализ. Организация самоконтроля преподавателем предполагает:

- добровольное задание самому себе осознанных целей и задач по самосовершенствованию, решение

сформировать у себя умение применять компьютер при обучении математики;

- ретроспективный взгляд на освоенные за определенный временной промежуток новых средств, форм и методов организации процесса преподавания;

- выявление причин неуспехов;

- систематическая фиксация своего состояния с целью предотвращения нежелательных последствий.

Принцип организации сотрудничества между преподавателями при совершенствовании и развитии информационной культуры. Исследование проблемы использования компьютерных средств при обучении математическим дисциплинам в вузе должно носить комплексный, многогранный характер. С целью его решения и совершенствования деятельности преподавателя необходим обмен опытом между преподавателями математических дисциплин различных регионов России, знакомство с зарубежным опытом в этой области. В результате встреч на конференциях по проблемам образования международного уровня имеется возможность налаживания деловыгс контактов по обмену опытом, организации выездных или открытых лекций по математике для преподавателей, достигших успехов в применении компьютерных средств, издание учебно-методической литературы по математическим дисциплинам и их изучению с помощью компьютерных средств на межвузовском и международном уровне.

Развитие информационной культуры преподавателя математики направлено на формирование личности, умеющей ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях современной информационной среды, владеющей приемами творческой деятельности и способной не только обучать математическим знаниям на основе имеющихся методик, но и создавать новые.

Литература

1. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972.

2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. М., 2002.

Поступила в редакцию 27. 11. 2006

УДК 371.32(07)

A.A. Хомякова, В.И. Шишковский

О СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Томский государственный педагогический университет

Известный классик отечественной педагогики дач учителя он считал не только передачу знаний, а

К.Д. Ушинский считал, что «нельзя преувеличивать развитие в ученике желания и способности приобре-

влияние школы на развитие ребенка, школа не имеет тать новые знания. B современной трактовке с уче-

права вторгаться в чуждую ей область и мешать сво- том развития педагогической теории и практики это

ими уроками влиянию других великих воспитателей положение могло бы звучать несколько по-иному:

человека: природы и жизни». Одной из основных за- современная школа должна иметь в своей образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.